Грамматическое моделирование как один из приемов реализации коммуникативного подхода в обучении английского языка (из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)
статья по английскому языку на тему

Катынская Галина Ильинична

Об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grammatika.docx15.38 КБ

Предварительный просмотр:

Грамматическое моделирование как  один из приемов реализации

коммуникативного подхода в обучении английского языка

(из выступления учителя английского языка Катынской Г. И. на методическом объединении)

Исходя из функции  языка быть средством  познания и общения, конечная цель обучения иностранному языку видится в достижении выпускниками школы умения общаться, применяя иностранный язык как средство расширения своего культурного и профессионального кругозора, как средство непосредственного живого контакта. Поэтому говоря об особенностях организации речевой деятельности на уроках иностранного языка, следует помнить, что обучение детей, особенно на начальном этапе, легко организовать на непроизвольной основе, так как условия реального общения легко моделируются в игре, которая продолжает  оставаться одним из ведущих видов деятельности школьников. Усвоение иностранного языка по возможности (по словам П.Я. Гальперина) должно контролироваться сознанием с учетом “зоны ближайшего развития”. Так, формирование грамматических навыков уже на начальном этапе целесообразно производить с опорой на ориентировочную основу деятельности, т.е. на правила, модели, алгоритмы, предполагающие сознательные действия с материалом на лексическом и грамматическом уровнях.

При предъявлении новой грамматической структуры вначале я даю правило, в котором объясняю принципы выполнения соответствующих грамматических операций. Затем довожу до автоматизации операций, которая обеспечивается в процессе выполнения коммуникативных тренировочных упражнениях. Грамматическое моделирование используется в качестве приема для формирования у учащихся ориентировочной основы грамматических действий. Моделирование является наиболее естественной формой обучения обобщенным действиям. При этом реализовываются все 3 функции модели:

а) обобщающая (она выступает как обобщенный образ большого количества фраз одинаковой структуры, но с разным лексическим наполнением);

  1. б) планирующая (с опорой на модели учащийся может самостоятельно конструировать фразы, и даже целые высказывания, предусматривающие употребление фраз, имеющих различную структуру);

в) контролирующая (если допускается ошибка, то учащийся может самостоятельно с опорой на модель найти ошибку и устранить ее).

В качестве компонентов модели используются знакомые детям геометрические фигуры – квадрат, треугольник, круг с разными дополнительными элементами, а также некоторые  « живые» сказочные персонажи.

В целом модель иллюстрирует морфолого-семантические связи на уровне предложения. Каждый из компонентов модели предложения обозначает целую синтагму, например круг со стрелками может передавать следующие словосочетания, обозначающие время: on Sunday, in the morning, every day, in winter, at 5 o’clock, at all. Компоненты модели могут использоваться как в составе модели фразы, так и изолированно.

Таким образом, после предъявления модели, организуется тренировочная работа с опорой на модели, в процессе которой формируемое грамматическое действие автоматизируется и используется для решения поставленных коммуникативных задач путем многократного повторения грамматических действий в подготовительных и речевых упражнениях.

Литература:

  1. Е.А.Барашкова «Грамматика английского языка», М. «Экзамен», 2006.
  2. М.Ф.Стронин «Обучающие игры на уроке английского языка», М. «Просвещение», 2003.
  3. Stuart Cochrane “Primary Grammar”, Macmillan, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы коммуникативного подхода при обучении английскому языку учащихся начальной школы

Введение игровых моментов при обучении грамматике и введения новых лексических единиц являются очень важными элементами обучения английскому языку на начальном этапе. Игры вносят разнообразие в учебны...

Приёмы реализации личностно-деятельностного коммуникативного подхода в обучении английскому языку

В соответствии ФГОС вопросы обучения английскому языку в условиях группового и коллективного взаимодействия приобретают особое значение, так как коммуникативная компетентность выступает как инте...

«Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. на примере УМК «Английский язык» для 2–11 классов (авторов В.П. Кузовлева, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудовой и др.)» Статья.

Данная статья является обобщением опыта моей работы по теме «Практическое использование технологии коммуникативного обучения английскому языку: из опыта учителя английского языка Пироговой Е.В. ...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...

Мастер-класс по теме «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Коммуникативный метод в качестве конечной цели обучения предполагает формирование коммуникативной компетенции, которая складывается из лингвистической, речевой, предметной, социокультурной, учебной и ...

Презентация мастер-класса «Коммуникативный подход в обучении английскому языку в рамках реализации ФГОС ООО»

Эту презентацию можно использовать в качестве плана-основы для любого урока с использованием коммуникативного подхода...