Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
статья по немецкому языку

Комарьков Юрий Дмитриевич

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.

Проектная  деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность. Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного  языка, потребность в самообразовании.

Главным  результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_proektn._deyat-t_kiro-15.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Комарьков Ю.Д.

г. Курск

ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

Преподаватель иностранного языка

 

                             

          Проектная деятельность

как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода

в обучении иностранному языку

                                       К У Р С К   2015

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира. На сегодняшний день  создана  солидная теоретическая основа коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и опробированы методические  технологии для реального воплощения идей коммуникативно-деятельного и социокультурного подходов. ( И.Л. Бим, Е.И.Пассов, Е.С.Полат, В.В.Сафонова и др.)

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания. Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как « определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или  иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата». ( 2 ).Проектное обучение выражено  кооперативным характером выполнения заданий, является творческим процессом и ориентировано на развитие личности обучающихся. Проектная  деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность. Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре. Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного  языка, потребность в самообразовании. Главным  результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем. Формирование внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении обусловлено  такими важными факторами как связь идеи проекта с реальной жизнью, наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников, ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие.

Любой продуманный и организованный проект имеет 3 основных  этапа:

      I     Подготовительный ( мотивация, целеполагание, планирование)

      II    Основной ( принятие решений, выполнение проекта )

      III   Заключительный ( защита проекта, проверка и оценка результатов )

Как я применяю метод проекта на занятиях немецкого языка?

Начинаю с подбора темы, которая заинтересовала бы студентов при     выполнении проекта. Определяю вид, содержание, цель проекта. Прорабатываю средства достижения выполнения проекта. Формулирую определенное количество индивидуальных/ групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта. Организую и курирую работу в  группах по сбору необходимой информации, обсуждаю и анализирую со студентами интересные идеи, определяю методы проверки выполняемых заданий, обсуждаю и  определяю с участниками  формы и способы представления результатов проекта.

 Цели проекта определяю по следующим критериям:

-повышение уровня внутренней мотивации обучающихся в изучении немецкого языка;

-повышение уровня самостоятельности обучающихся, их  уровня сплоченности ,  их общего интеллектуального развития;

- повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов  речевой деятельности.

 Задачами  проекта ставлю:

  -ознакомление обучающихся с методами  работы в группах, методами проведения  исследования, направленных не решение поставленной проблемы;

  -повышение уровня самостоятельности обучающихся через их самоорганизацию в проведении исследовательской, творческой работы;

 -развитие сплоченности коллектива, критического мышления, догадки, воображения;

 -привлечение участников проекта к дальнейшей  исследовательской деятельности; .

Студентам предлагаю  следующий план подготовительного этапа работы над проектом :      

Промежуточная цель

Что я должен сделать для достижения этой цели?

С кем я это делаю?

Какой материал я для этого использую?

Когда я это сделаю?

На основном этапе, этапе принятия решений  выполняется следующая деятельность: обсуждается реализация проекта, способ представления результата, выполнение проекта. Моя задача: наблюдение, консультация,  советы по процессу анализа.

На заключительном этапе осуществляется защита проекта, проверка и оценивание результатов. После презентации (защиты) проекта студенты проводят самоанализ и самооценку. Моя функция на данном этапе: наблюдение и направление процесса презентации, участие в совместном анализе и оценке результатов проекта.

Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений. В процессе индивидуальной, парной, групповой  работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. Работая над проектом, студенты обсуждают информацию в группах, составляют план защиты проекта, оформляют  его, презентируют, проводят самоанализ и самооценку проекта. Моя задача:  направить процесс защиты проекта, участие в коллективном  анализе и оценке результатов  проекта.

Занятие проектной деятельностью  стимулирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, повышает  уровень владения языковым, страноведческим  материалами, уровень их  самостоятельности. А  для достижения успешной, эффективной коммуникации значимую  роль играют компьютерные технологии с использованием  мультимедийных ресурсов.

                                           Л И Т Е Р А Т У Р А

1.  Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка. Иностранные языки в школе -2000. - №2. С.3-10.

2.  Полат Е.С. Методы проектов/ Е.С. Полат // Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования. – М.:Изд. Центр «Академия», 2001

Проектная методика

с использованием информационно-коммуникативных технологий в обучении немецкому языку

Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур , чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре

Проектный метод помогает развить языковые и интеллектуальные способности , устойчивый интерес к изучению немецкого языка , потребность в самообразовании. В конечном итоге предполагается достижение коммуникативной компетенции т.е., определённого уровня языковых, страноведческих и социальных знаний, коммуникативных умений и речевых навыков, помогающих осуществлять иноязычное общение.

Как же применяется метод проекта на уроках немецкого языка? Прежде всего, следует подобрать темы , которые будут наиболее интересные для учащихся при выполнении проекта. Далее необходимо сформулировать некоторое количество как индивидуальных, так и групповых примерных тем, работа по которым потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.

Различают краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные проекты.

Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений. В процессе индивидуальной, парной, групповой, коллективной работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации. В период выполнения проектов у школьником развиваются следующие умения :

- общеучебные: работа с учебником, со словарем, справочной литературой, составление плана доклада, сообщения, выступления по теме и т. д.;

- специальные: умение сокращать текст и передавать его в устной форме, осуществлять тематический подбор лексики, пользоваться двуязычным словарем, делать краткие записи по проблеме, составлять сообщения и др.;

 - собственно коммуникативные умения по видам речевой деятельности, включающие речевое и неречевое поведение.

  Цели проекта:

1) повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов  речевой деятельности;

2) повышение уровня внутренней мотивации учащихся к более качественному владению немецким языком;

3) повышение уровня самостоятельности учащихся, уровня сплоченности коллектива, а так же их общего интеллектуального развития.

Задачи проекта:

  • Формирование языковые знания и совершенствовать умения обучающихся, систематизация и закрепление пройденного материала по теме, совершенствование развития  иноязычной речевой компетенции и межкультурной коммуникации в целом.
  • Повышение уровня автономности обучающихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы.
  • Ознакомление обучающихся с методами групповой работы, методами проведениями исследования, направленных не решение определенной проблемы.
  • Развитие сплоченности коллектива, ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролевой игровой деятельности.
  • Вовлечение учившихся проекта в дельнейшую исследовательскую деятельность по решению новых проблем, связанных с реальной жизнью и внутренним миром подростков.

Основные задачи:

- Организовать работу в малых группах по сбору необходимой информации, провести анализ и синтез идей;

-Обсудить методы проверки принятых гипотез в малых группах: интервью, опросы, наблюдении, эксперименты;

-Определить формы и способы представления результатов проекта.

Факультативные задачи:  обучающимся предлагается самостоятельно отыскать дополнительный материал по данной проблеме в соответствии с определенной ролью: репортер, житель мегаполиса, житель деревни и т.д.

С целью проверки выявленных гипотез обучающиеся проводят беседы, опросы, интерьюирование родных и близких, своих одногруппников .

Основные задачи занятия:

-Завершить обсуждение информации в группах, составить сценарий защиты проекта;

-Оформить проектную работу;

-Защитить проект, проанализировать результаты  проектной деятельности.

Оценка результата:

Проектная методика значительно повышает уровень владения языковым материалом, внутреннюю мотивацию обучающихся, также повышает уровень самостоятельности, способствует совершенствованию уровня владения страноведческой информацией. А компьютерные технологии с использованием мультимедийных ресурсов необходимы для построения коллективной коммуникации всех участников проекта

Литература:

Полат Е.С. Методы проектов/ Е.С. Полат // Новые педагогические  и информационные технологии в системе образования. – М.:Изд. Центр «Академия», 2001

           В Ы С Т У П Л Е Н И Е  п о  т е м е    " П Р.  Д Е Я Т - Т Ь "

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВНУТРЕННЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

           1.      фото !

Благодаря появлению гуманистической парадигмы в образовании сменились ценностные ориентации и в качестве самой большой ценности признается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.

        2.

На сегодняшний день  создана  солидная теоретическая основа коммуникативно-ориентированного обучения иностранным языкам в контексте диалога культур, разработаны и опробированы методические  технологии для реального воплощения идей коммуникативно-деятельного и социокультурного подходов. ( И.Л. Бим, Е.И.Пассов, Е.С.Полат, В.В.Сафонова и др.)

  3.           фото  Е.С. Полата

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.

Доктор педагогических наук Е.С. Полат определяет метод проектов как

« определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность учащихся, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или  иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но организацию процесса достижения этого результата».

    4.           фото !

Проектное обучение выражено  кооперативным характером выполнения заданий, является творческим процессом и ориентировано на развитие личности обучающихся.

     5.           фото !

Проектная  деятельность помогает обучающимся более полно раскрыть свои исследовательские способности, фантазию, творчество, активность, самостоятельность.

    6.

Проект предоставляет огромную возможность включения обучающихся в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познать особенности функционирования языка в новой для них культуре

   7.              фото !

Проектный метод развивает языковые и интеллектуальные способности, устойчивый интерес к изучению иностранного  языка, потребность в самообразовании.

8.

Главным  результатом работы над проектом является актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков, умений и их творческое применение в дальнейшем.

9.

Формирование внутреннего мотива речевой деятельности при проектном обучении обусловлено  такими важными факторами как связь идеи проекта с реальной жизнью, наличие интереса к выполнению проекта со стороны всех его участников, ведущая роль консультативно – координирующей функции преподавателя.

10.

Проект может быть как долговременным, полномасштабным, так и кратковременным, занимающим одно аудиторное занятие.

Любой продуманный и организованный проект имеет 3 основных  этапа:

      I     Подготовительный ( мотивация, целеполагание, планирование)

      II    Основной ( принятие решений, выполнение проекта )

      III   Заключительный ( защита проекта, проверка и оценка результатов )

11.      

    Как я применяю метод проекта на занятиях немецкого языка?

 

- Подбор темы, которая заинтересовала бы студентов при         выполнении проекта

- Определение вида, содержания, цели проекта

- Определение средств достижения выполнения проекта.

- Формулировка определенного количества индивидуальных/ групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения обучающимися необходимых по программе знаний и формирования творческого опыта.

-Организация и курирование работы в  группах по сбору необходимой информации, обсуждение и анализ со студентами интересных идей

-определение методов проверки выполняемых заданий

-обсуждение и  определение с участниками  формы и способы представления результатов проекта.

12.

Задачами  проекта ставлю:

 -ознакомление обучающихся с методами  работы в группах, методами проведения  исследования, направленных не решение поставленной проблемы

  -повышение уровня самостоятельности обучающихся через их самоорганизацию в проведении исследовательской, творческой работы

 -развитие сплоченности коллектива, критического мышления, догадки, воображения

 -привлечение участников проекта к дальнейшей  исследовательской деятельности

13.

 Подготовительный   этап 

- совместно определяется  тема

- обсуждается выдвинутая проблема

- цель конечного результата

- оформляются рабочие группы

 - обсуждаются способы поиска информации, ее анализа.

 Преподаватель мотивирует обучающихся, дает советы в постановке целей, выработке стратегии, определяет продолжительность проекта, корректирует количество участников в рабочих группах.

14.      

ПРЕДЛАГАЕМЫЙ  ПЛАН  подготовительного этапа работы над проектом :      

Промежуточная цель

Что я должен сделать для достижения этой цели?

С кем я это делаю?

Какой материал я для этого использую?

Когда я это сделаю?

15.

 Основной  этап  / этап принятия решений /

обсуждение реализации проекта

способ представления результата

выполнение проекта

Задача преподавателя:  

наблюдение, консультация,  советы по процессу анализа.

16.

Заключительный  этап 

 - осуществляется защита проекта

 - проверка и оценивание результатов После презентации (защиты)  проекта студенты проводят

- самоанализ и самооценка студентами презентации/защиты проекта  

Функция преподавателя  на данном этапе:

 - наблюдение и направление процесса презентации

-  участие в совместном анализе и оценке результатов проекта

17.         И Т О Г И

Во время работы над проектами возникают новые темы, проблемы, требующие от обучающихся проявления с их стороны творчества, самостоятельности суждений.

В процессе индивидуальной, парной, групповой  работы над проектами происходит формирование способностей к коммуникации.

Работая над проектом, студенты обсуждают информацию в группах, составляют план защиты проекта, оформляют  его, презентируют, проводят самоанализ и самооценку проекта.

Задача преподавателя :  направить процесс защиты проекта, участие в коллективном  анализе и оценке результатов  проекта.

Занятие проектной деятельностью  стимулирует мотивацию обучающихся к изучению иностранного языка, повышает  уровень владения языковым, страноведческим  материалами, уровень их  самостоятельности. А  для достижения успешной, эффективной коммуникации значительную  роль играют компьютерные технологии с использованием  мультимедийных ресурсов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку.

Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учеников свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуа...

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку

Коммуникация фокусируется на:- взаимодействие участников в процессе общения развитие всевозможных видов диалога-уяснение и достижение коммуникативной цели-попытки объяснить вещи различными способами т...

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку ( на материале говорения)

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычно...