Коммуникативный подход в обучении иностранному языку
статья на тему

Коммуникация фокусируется на:

- взаимодействие участников в процессе общения развитие всевозможных видов диалога

-уяснение и достижение коммуникативной цели

-попытки объяснить вещи различными способами т.е развитие перефраза

-расширение компетенции одного участника за счет другого

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommunikativnyy_podhod_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.docx30.6 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Шамшутдинова Р.М.

Коммуникативный подход в изучении иностранным языкам.

Языковые  игры  способствуют  активизации  учащихся  на  занятиях,  развивают  их  речевую  инициативу, осуществляют  коммуникацию  фокусирующуюся  на:

  • взаимодействии участников в процессе общения, то есть, осознании возможных вариантов развития диалогов,
  • уяснении и достижении общей коммуникативной цели,
  • попытках объяснить и выразить вещи различными способами, то есть, развитие навыка перефразирования,
  • расширении компетенции одного участника коммуникации за счет общения с другими участниками.

  Игровая  форма  работы  дает  возможность  повторить  и  закрепить  усвоенные  лексические  единицы(ЛЕ)  и  типовые  фразы, разнообразить  формы  работы  и  поддерживать  внимание  учащихся  на  уроке.

    Предлагаемые  игры  предназначены  для  работы  с  учащимися  II  -  VI  классов.  Они  могут  быть  использованы  на занятиях, в кружковой  работе, а  также  при  проведении  конкурсов  и  викторин.  

   Методические  рекомендации  для  проведения  игр:

  1. одну  и  ту  же  игру  необходимо повторить  несколько  раз ( путем  подстановки  новых  ЛЕ)
  2. целесообразно  новую  игру  начинать  учителю(роль  ведущего), а  затем  эту  роль  передать  хорошо  подготовленному  ученику;
  3. желательно  на  младшем  этапе  приучать  учащихся  комментировать  свои  действия;
  4. желательно  придать  игре  характер  соревнования, для  того  чтобы  получить  от  игры  наибольший  эффект.

                                     

                                          Игры на  немецком  языке.

 «Was hast du gern?»

      Играют по цепочке. Выигрывает тот, кто назовет последнее предложение.

 «Was macht er?»

      Представители каждой команды выходят в центр класса и изображают какую-либо профессию, другая команда пытается догадаться – 2р. Затем команды меняются местами.

 Игра на множественное число существительных.

      Получив картинку со словами (известными учащимся) , дети должны быстро и правильно поставить слова во множественном числе.(Das Haus-die Hauser)

 Буква потерялась!

      Найди и верни ее в знакомые тебе слова: gr_ss , kl_in , F_nster и т.д.

Кто больше знает немецких городов.

      Дети по очереди называют города Германии. За правильный ответ можно присвоить очко, если это команда.

 Кто быстрее!

      Делимся на команды и кто быстрее запишет все личные местоимения и допишет спряжения глагола sein , haben , lesen.

  «Was ist das?»

       Учитель или ученик рисует на доске или дает изображение , где нарисована половина предмета. Ученики должны сказать что изображено.

      Учитель  раздает  учащимся  листочки  бумаги,  на  которых  слева   написаны  слова(5-10) .  Учащимся  дается  задание  так,  чтобы  образовалось  новое  слово, и  написать  его  справа.  Выигрывают  те  ученики,  которые  заполнят  всю  колонку справа  во  время, установленное  учителем.

finden         -      (binden)

Gedicht      –    (Gesicht)

wollen      –      (sollen)

nennen -           (kennen)

niesen   (чихать)  -    nieten(клепать)

nein  -                 kein

Maus-       Maut(таможня)

mehr---  sehr

mein       -  dein

Es  ist  kalt, es  ist  warm.

Ведущий  ученик  выходит  из  класса,  а  учащиеся  прячут  какой-нибудь  предмет,  который  он  должен  найти.  При  приближении  ведущего  ученика  к  тому  месту, где  находится  спрятанный  предмет,  учащиеся  произносят  хором  es  ist  kalt  ,  es  ist  warm.

Er  steht,  er  sitzt.

Два  ученика  стоят  у  стула.  Каждый  из  них  или  садится   на  стул,  или  встает.  Оба  ученика  комментируют    действия друг  друга  по-немецки.

Игра  проходит  в  быстром  темпе.

Sucht  das  Wort!

Играют  две  команды.  Учитель  пишет  на доске  (или  на  листочках,  которые раздает  учащимся)  несколько  фраз. Учащиеся  должны  дописать  слово,  которое  подходит  по  смыслу:

Man  kann  ……., um  den  Brief  zu  schreiben.

Der  Juni  kommt  nach  dem ……

Am  ersten  Juni  feiert  die  ganze  Welt  ……(den  Kindertag)

Wir  haben  ………  von  Puschkin  gelernt.

Ich  …..   in  die  Schule.

Peter  …..dort  Beeren  und  Pilze.

Mit  wem?

Класс  делится  на  две  команды.  Из  каждой команды  попеременно  к  доске  выходят  по  одной  паре  ( один  из  них  ведущий).  Учитель  дает  ведущему  ученику картинку, который  показывает  её  партнеру  и  спрашивает:

Wo  ist  Olga?       --------   Sie  ist  hier.

Mit  wem?            ----------   Mit  Bernd.

Wo  ist  Andreas?   ---------Andreas  ist  dort.

Mit  wem?             ----------Mit   Monika.

Was  macht  er?    --------Er  spielt  Ball.

Wo  ist  Katarina?  ------- Sie  ist   dort.

Was  macht  sie ?   -------Sie  geht  in  die  Schule.

Если  учащийся сделал  ошибку, он  получает  жетон. Выигрывает  та  команда, которая  получила  меньшее  количество  жетонов.

Fünf   Antworten  auf  fünf  Fragen.

Ведущий  учитель  обращается  к  классу  или  группе учеников,  которые  должны  ответить  на  5  вопросов:

 

Wer  ist  das? -----------Das  ist  Olga.

Was  macht  sie? -------Sie  spielt.

Wann?        -----------Nach  den  Stunden.

Wie?   -----Sie  spielt  gut.

Wo  spielt  sie?  -------Sie  spielt  im  Hof.

Слова  для  подстановки: spielen, singen, tanzen, schreiben, arbeiten, malen.

Das  ist  Wahrheit , das  ist  nicht  Wahrheit.

Ведущий  ученик  показывает  картинку  и  преднамеренно  произносит  фразу, не  соответствующую  действию, изображенному  на  картинке. Учащиеся  внимательно  слушают  ведущего  и  смотрят  на  картинку, комментируют  реальные    действия,  изображенные  на ней  .

Olga  liest. -------Nein,  Olga  liеst  nicht.  Sie  tanzt.

Das  ist  ein blaues  Heft.  ------Nein, das  ist  ein  rotes  Heft.

Du  bist  8  Jahre  alt.   ------  Nein,  ich bin  10  Jahre alt.

Hier,  links, rechts.

Ведущий    предлагает ученику  выполнить его  распоряжение. Ученик  выполняет  распоряжение,  комментируя  свое  действие  по-немецки.

Olga, setz  dich!  -----Ich  setze  mich.

Peter,  setz  dich  hier !-------Ich  setze  mich  hier.

Klaus, setz  dich  neben  Peter!  ------Ich  setze  mich  neben  Peter.

Monika, setz  dich dort!   -------Ich  setze  mich  dort.

Антонимы

Учитель  раздает  учащимся  листочки,  на  которых  в  качестве  образца   дана  пара  антонимов.   Нужно  подобрать  антонимы  к  остальным  словам, например:

Klein  ----gross

Dort  ---

Lang  -----

Kalt  -----

Fragen  ----

Weiss ----

Gut  ---

Viel  ----

Что  я  делаю?

Играют  две  команды.  На  столе  учителя  книга, газета, школьные  принадлежности.  Ведущий  первой  команды  предлагает  учащимся  второй  команды  прокомментировать  его  действия, задавая  вопросы, например:

Was  nehme  ich?     -------Du  nimmst  das  Buch.

Was  mache  ich?  ----Du  machst  das  Buch  auf.

Was  zeige  ich?  -------Du  zeigst  das  Tagebuch.

Was  gebe  ich  dir? -----Du  gibst  mir  den   Kugelschreiber.

Глаголы  для  подстановки:  aufmachen, zumachen, zeigen, malen,  springen …

                           Музыкальная  игра- Die  Katze  im  Haus.

Дети  образуют  круг. В  центре  круга  находится  один  ученик,      

                           изображающий   кошку.

                            За  кругом  ходят  5-6  «мышек». Все  хором  поют:

               

                                         Die  Katze  ist  zu  Hause,

                                         Miau, miau!

                                         Sie  fangt  sich  eine  Maus,

                                         Miau, miau!

                                         Die  Mauschen  sitzen  alle  stumm

                                         In  ihrem  Winkelchen  herum,

                                         Miau, miau, miau!

«Кошка»  в  это  время  ищет  мышек, которые  пытаются  

                       спрятаться   за  спинами  учащихся, потом  выбегает  из  круга.

Хор: Da  geht  die  Katze  fort,

Miau,miau

An  einem  andern  Ort,

Miau,miau.

Мышки  берутся  за  руки  и  прыгают  все  кругом.

Хор:Die  Mause  alle  lustig  sind,

sie tanzen  alle  so  geschwind,

miau,miau,miau.

   «Кошка»  возвращается  в  круг  и  пытается  поймать  мышку,      

           прорывая  круг.

Хор:Wie  das  die  Katze  hort,

Miau,miau,

Da ist  sie  umgekehrt,

Miau,miau!

Sie fangt  sich  eine  fette  Maus

Und  frisst sie  dann  zum Abendschmaus,

Miau,miau,miau!

Игра  с глаголом  helfen

а) Один  из  учеников  выходит  из  класса, а  все  остальные  загадывают кому  они  будут  помогать.  Учащийся  входит  

в  класс  и задает  вопрос :

                     -Helft  ihr  dem  Vater?      - Wir  helfen  nicht  dem  Vater.

                     -Helft  ihr  der  Schwester?   - Nein, wir  helfen  der  Schwester  nicht.

                     -Helft  ihr  dem  Vater?     -  Nein, wir  helfen  nicht  dem   Vater .

                     -Helft  ihr  der  Mutter?        -  Nein, wir  helfen  nicht  der  Mutter.

   Так  продолжается  пока  не  отгадает. В  следующий  раз  идет  другой  ученик .Тот  ученик, который  спрашивал,  поворачивается  спиной, а  учитель  спрашивает «JA»  oder  «NEIN» показывая  взглядом, и  идет  угадывать  тот   на ком  остановился  взгляд  при  слове «JA».

                      б)Идет  тренировка  2л.ед. ч. Из  класса  выходит  ученик,          

                      предварительно сказав  учителю  или  ведущему,  кому  он  будет                      

 помогать. Заходя  в  класс, ученики  по очереди задают  вопрос:     hilfst  du  der  Mutter?  - Nein, ich  helfe  nicht  der  Mutter.  И так  пока  не  отгадают.

                            Das  schwache  Kettenglied

                      Слабое  звено

                         (6-8кл.)

В  этом  мероприятии  участвуют  обучающиеся с разным уровнем обученности . Поэтому  вопросы  необходимо  составить  с  учетом  знаний  учащихся.

                               ВОПРОСЫ:

  1. Столица  Германии                                
  2. Как  будет  по-немецки  ---Мне  13  лет.
  3. Из  скольких  земель  состоит  Германия?
  4. Какие  прошедшие  времена  мы  знаем? (для  каждого  класса  свои  времена)
  5. Назовите  3  композиторов
  6. Какие  цвета  имеются  на  флаге  Германии?
  7. Назовите  модальные  глаголы
  8. Что  такое  ob?
  9. Где  находится  в  предложении Partizip II?
  10. Скажи  по-немецки----Я  живу  в  Москве.
  11. Назови  какого-нибудь  спортсмена  Германии.
  12. Что  написал  Гете     1)  Перчатка

                                2)Лесной  царь  

                                 3)Фауст.

     13. Напишите  числительное  -272.

     14.Каких  писателей  сказочников  Германии  ты  знаешь?

     15.О  какой  реке  написано  много  легенд, песен?

     16.Как  сказать  ---Я  поеду  в  Москву.

     17.Столица  Германии.

     18. Скажи  по-немецки!---2+2=4

     19. Назови  дни  недели  по-немецки

     20. Как  переводится  слово  der  Kindergarten

     21.Что  я  сказала: “Mein  Vater  arbeitet  in  Köln”

     22.Назови  степени  сравнения  - gern

   

    23.Основные  формы  глагола_______singen

    24.Что  такое  Präsens?

    25. Как  по-немецки   - Мою  кошку  зовут  Пушок

    26. Как  можно перевести  на  русский  язык  слово  Aschenputtel

    27. Сколько  букв  в  немецком  алфавите?

    28. Как  по-немецки  красный, черный, золотой.

    29. Man  sagt  - как  это  такое?

    30. Schneiderlein  кто  это  такой?

    31. Ответь  на  вопрос   -  Was  machst  du  gern?

    32. Назови  фрукты  по-немецки

    33.  Попроси  кого-нибудь закрыть  дверь

    34. Кто  написал  «Бременские  музыканты»?

   

    35. Назови  предметы  одежды.

    36. Дай  характеристику  Buratino  ist ……….

    37. Скажи  по-немецки ---В  7.30  я  иду  в  школу.

    38. Что  такое  --Die  Grundschule

    39. Переведи  на  русский  язык-  Kristian  muss  noch  einige  Hausaufgaben        

          machen

   40. Как  будет  север  по-немецки?

   41. Где  ещё  говорят  по0немецки?

   42. Peter  kann  Schach  spielen-  переведи!

   43. Что  такое  Ostern?

   44. Назови  какую-нибудь  пословицу на  немецком  языке   и  переведи её.

   45. Скажи  какой  из  данных  писателей  является  немецким писателем!

          Шиллер Ф. , Некрасов  Н., Толстой Л.

  1. Как  можно  перевести – Apfelkuchen
  2. Скажи  по- русски   Salz und  Brot  macht  Wangen rot!(хлеб  да вода –

молодецкая  еда)

  1. Расскажи  о  себе  в  нескольких  предложениях.
  2. Скажи  по-немецки о  своей  семье.
  3. Назови  известные  немецкие  города.
  4. Скажи  о  каком  времени  года  идет  речь(небольшой  рассказ)
  5. Проспрягай  глагол helfen  в  настоящем  времени.
  6. Назови  возвратные  местоимения ich-----

                                                                      Du--- и  т.д.

  1. Опиши  друга.
  2. Назови  горы  Германии
  3. Где  находится  Германия с  географической  точки  зрения?
  4. Назови  части  света  по-немецки!
  5. Сколько  падежей  в  немецком  языке?
  6. Ich  nehme, du …….
  7. Продолжи  Meine  Mutter  ist  30  ………
  8. Назови  несколько  профессий  по-немецки
  9. Perfekt  что это  за  время?
  10. Как  будет  по-немецки ----Я  играю  в  компьютер
  11. Назови  летние  месяцы  по-немецки
  12. Какой  символ  Берлина?
  13. Назовите  немецких  художников.
  14. Немецкий  философ.
  15. Как  будет  по-немецки  1247?
  16. Скажи  по-немецки  - он  хороший  спортсмен.
  17. Ответь  на  вопрос- Was  machst  du  gern?
  18. Какой  падеж  используется при   ответе  на  вопрос  Wohin?
  19. Переведи!  - Was ist  dein  Vater  von  Beruf?
  20. Основные  формы  глагола  fahren.

                              УРОК-КВН

                                в  6  классе.

Класс  делится  на  две  группы.

Задания

  1)  die  Auktion

Необходимо  назвать  по очереди  как можно  больше  слов  на  тему

“die  Schule”

2) Задать  по  3  вопроса  от  каждой  команды  по  теме  “Schule”

-Wie  ist  eure  Schule?

-Gibt  es  in  der  Schule  eine  Bibliothek?

-Wo  befindet  sich  ein  Lehrzimmer?   и т.д.

3)Даются  каждой  команде  по  три  пословице  на немецком языке  и  их  необходимо  перевести  на русский  язык.

-Wer  zuletzt  lacht,  lacht  am  besten.

-Lieber  spät  als  nie.

-Ende  gut –alles  gut!

-Morgen, morgen,  nicht  nur  heute,  sagen  alle  faulen Leute.

-Zeit  ist  Geld.

-Morgenstunde  hat  Gold  im  Munde.

4)Образовать  предложения

а) die  Mutter, der  Tochter, bei  der Hausarbeit,  geholfen

b) Meine,  Schwester,  sind,  mit  dem  Bruder,  gefahren,  nach  Kiew.

5)Прочитать  предложенные  стихи.

a)  Märchen

b) Punkt, Punkt…

c)Was  wir  alles  in  einer  Woche  machen  können.

6)Назови  сказочных  героев  по-русски.

a)Aschenputtel

b) der  Riese

c) Rotkäpchen

d)  der  Zwerg

e)eine  kleine  Hexe

f) Immerklug

7) Всей  командой  проспрягать  глагол  на  доске  в Prasens

a)  konnen                                  b)wollen

8) Конкурс  капитанов

рассказать  о  своем  распорядке  дня

9)Назвать  хором  основные  формы глаголов.

-beginnen-  begann   begonnen

stehen  stand   gestanden

bringen   brachte   gebrachrt

laufen  life  gelaufen

fahren   fuhr  gerahren

singen  sang  gesungen

helfen  half  geholfen

  1. Подведение  итогов

                                                                                                                                                                                                                                                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.

В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....

"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"

Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы,  перспективы"...

«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление

Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку.

Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку....

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам

Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учеников свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуа...

Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку

Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная  деятельность помогает обучающимся бо...

Коммуникативный подход в обучении иностранному языку ( на материале говорения)

В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычно...