Коммуникативный подход в обучении иностранному языку ( на материале говорения)
статья по английскому языку (7 класс)
В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommunikativnyy_podhod_2.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Э.Р.Минахметова
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку ( на материале говорения)
История обучения иностранному языку насчитывает столетия. При этом методика обучения много раз менялась . Есть мнение, что самым эффективным из методов являлся « метод гувернантки» , то есть непосредственного индивидуального общения на языке.
В условиях российской массовой школы до сих пор не было найдено эффективной методики, позволявшей ребенку к окончанию школы овладеть иностранным языком на уровне, достаточном для адаптации в иноязычном обществе.
Новая экономическая и политическая ситуация обуславливают повышение требований к уровню языковой подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, поскольку знание иностранного языка превращается на современном этапе развития общества в категорию, реально востребованную в практической и интеллектуальной деятельности человека, что способствовало изменению данного учебного предмета в системе общеобразовательной подготовки школьников.
Обновление содержания языкового образования предполагает коммуникативное иноязычное образование, выдвинувшее новую цель-развитие индивидуальности в диалоге культур. Содержанием иноязычного коммуникативного образования является иноязычная культура, которой можно овладеть на уроках иностранного языка в процессе иноязычного общения.
По мнению Ефима Израилевича Пассова, процесс иноязычного коммуникативного образования включает в себя четыре аспекта:
- познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, но и язык как часть культуры);
- развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры;
- воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры;
- учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры (речевые умения усваиваются как средства общения в социуме)
Поэтому в качестве важного компонента общения на иностранном языке выделяются учебные умения, составляющие стратегии учащегося по освоению языка. К ним относятся:
1.Умения,связанные с интеллектуальными процессами:
-наблюдать за тем или иным языковым явлением в иностранном языке, сравнивать и сопоставлять языковые явления;
-осуществлять и выделять необходимую ключевую информацию в соответствии с определенной учебной задачей
-сопоставлять, сравнивать, классифицировать, группировать, систематизировать информацию в соответствии с определенной учебной задачей;
-предвосхищать информацию, обобщать полученную информацию, оценивать прослушанное, прочитанное;
-фиксировать основное содержание сообщений;
-формулировать (устно и письменно) основную идею сообщения;
-составлять план, формулировать тезисы;
-готовить и презентовать развернутые сообщения типа доклада.
2.Умения, связанные с организацией учебной деятельности:
-работать в разных режимах, взаимодействуя друг с другом:
-пользоваться реферативными и справочными материалами;
-контролировать свои действия и действия своих товарищей, объективно оценивать эти действия.
3.Адаптивные умения, которые позволяют:
-пользоваться лингвистической догадкой, словарями различного характера, различного рода подсказками (опорами) в тексте (ключевые слова, структура текста, предваряющая информацию), и т д. ;
-использовать при говорении синонимичные средства, перефраз, слова-описания общих понятий, примеры и т.д.
-обратиться за помощью к собеседникам;
-использовать мимику, жесты;
-переключать разговор на другую тему.
Рассмотрим пример, иллюстрирующий вышеназванные умения:
-обучающиеся читают текст в классе
-каждый ученик получает лист и пишет на нем вопрос по содержанию текста, после чего сворачивает его и отдает ведущему
-ведущий зачитывает вопросы, на которые отвечают участники . Если в ответах есть ошибки, они исправляются самими учащимися.
-обучающиеся встают в том порядке, в каком они давали ответы на вопросы, соблюдая очередность событий в тексте
-они проговаривают свои ответы еще раз, выстраивая логическую цепочку предложений
-в заключение один из обучающихся делает краткий пересказ текста.
На основании вышеизложенного мы можем сделать следующие выводы:
- На современном этапе развития общества изменился статус учебного предмета «иностранный язык». Знание иностранного языка становится реально востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. Одним из методов, позволяющим успешно решать задачу обучения общения на иностранном языке является коммуникативный метод.
- Процесс иноязычного коммуникативного обучения включает в себя четыре аспекта: познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры; развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры; воспитание, которое нацелено на владение педагогическим содержанием иноязычной культуры; учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры.
- Для успешного общения на иностранном языке необходимы три группы умений: умения, связанные с интеллектуальными процессами; умения, связанные с организацией учебной деятельности; адаптивные умения.
Литература
- «Коммуникативность обучения-в практику школы» (под редакцией Е.И.Пассова-Москва, 1985)
- « Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе» (Пособие для учителя) под редакцией Е.И.Пассова,В.В.Царьковой. Москва, «Просвещение», 1993
- Пассов Е.И.«Учитель иностранного языка. Мастерство и личность» -Москва, «Просвещение»,1983.
- .Пассов Е.И. «Коммуникативный метод обучения иностранному языку» -Москва, « Просвещение» , 1991.
- Пассов Е.И. «Урок иностранного языка в средней школе» -Москва, «Просвещение»,1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникативной компетенции через личностно-ориентированный подход в обучении иностранным языкам.
В данной статье рассмотрен опыт работы по использованию некоторых инновационных образовательных технологий,в основе которых лежит метод коммуникативных заданий....
"Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранному языку"
Доклад на научно-практической конференции " Системно - деятельностный подход как основа реализации ФГОС общего образования: опыт, проблемы, перспективы"...
«Система работы ШМО по реализации требований ФГОС: системно-деятельный коммуникативный подход в обучении иностранному языку»Выступление
Выступление по данной теме поможет учителям в обобщении системы работы школьного МО учителей ИЯ...
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку.
Реализация коммуникативного подхода в обучении иностранному языку....
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам
Коммуникативный подход в обучении иностранным языкам, прежде всего, призван научить учеников свободно ориентироваться в иноязычной среде, а также уметь адекватно реагировать в различных языковых ситуа...
Коммуникативный подход в обучении иностранному языку
Коммуникация фокусируется на:- взаимодействие участников в процессе общения развитие всевозможных видов диалога-уяснение и достижение коммуникативной цели-попытки объяснить вещи различными способами т...
Проектная деятельность как педагогическая технология и метод реализации коммуникативного подхода в обучении иностранному языку
Проектное обучение, как одна из форм педагогических технологий, направлена на реализацию личностно-ориентированного подхода в методике преподавания.Проектная деятельность помогает обучающимся бо...