Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике
статья по информатике и икт

Щедрина Галина Алексеевна

Информатика как школьный предмет имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей с другими предметами, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_organizatsii_samostoyatelnoy_raboty.docx79.82 КБ

Предварительный просмотр:

Формы организации самостоятельной работы учащихся при обучении информатике

Важной формой организации самостоятельной работы учащихся является выполнение заданий компьютерного практикума – особой формы организации учебной деятельности на уроках информатики, целью которой являются: освоение умений в области использования средств ИКТ, их развитие и совершенствование в процессе выполнения учебных заданий; систематизация и обобщение имеющегося у школьников опыта использования ИКТ как основа освоения новых инструментальных средств; приобретение навыков самостоятельного решения познавательных задач, предполагающих активное использование имеющихся пользовательских умений и навыков; выполнение творческих заданий, требующих применения средств ИКТ для сбора, поиска, оценки, отбора, организации, хранения, передачи информации, а также представления полученного результата [7].

Самостоятельная работа учащихся помогает повышению эффективности обучения как в отношении овладения системой знаний, так и в отношении развития способностей в умственном труде. Все формы самостоятельной работы обучаемых на уроках подчиняются единым принципам. Первый из них – направленность заданий на формирование и развитие основных понятий в процессе обучения. Второй важный принцип – это подчиненность самостоятельных работ целям развития предметных и общеучебных умений. Систему самостоятельных работ характеризует и то, что при их проведении предусматривается последовательное усложнение заданий как по содержанию, так и по совокупности используемых приемов мыслительной деятельности. Каждое задание в системе должно быть направлено на достижение определенной цели. Все виды самостоятельных работ должны сочетаться друг с другом. Существует несколько типов самостоятельных работ:

  • воспроизводящие работы по образцу, необходимые для формирования пользовательских умений и навыков, и их прочного закрепления;
  • реконструктивно-вариативные самостоятельные работы, приводящие к осмысленному переносу знаний в типичные ситуации, создающие условия для мыслительной активности и формирующие основания для творческой деятельности;
  • эвристические самостоятельные работы, которые формируют умения и навыки поиска ответа за пределами известного образца. Они учат отбору необходимых знаний, творческому поиску новых решений, обобщению, систематизации знаний; вырабатывают такие качества, как гибкость ума, умение найти выход в нестандартной ситуации. Это может быть самостоятельное объяснение, анализ явлений, фактов, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов.
  • творческие работы, в ходе которых учащиеся получают принципиально новые знания, закрепляют навыки самостоятельного поиска знаний, самообразования, решения проблемных задач.  

Задания должны быть по возрастающей сложности, с учетом индивидуальных особенностей учащихся. Нельзя давать учащемуся задание уровнем выше – в лучшем случае будет потеряно время, в худшем – интерес к учению. Самостоятельная работа, которая организуется, учителем в учебном процессе, может быть самой разнообразной. К основным видам самостоятельной работы учащихся при обучении информатики относятся:

  1. Работа с книгой, учащимся предлагается поработать с учебником, прочитать и выполнить задания, в процессе урока и дома;
  2. Упражнения и задачи, обычно даются на закрепление ранее изученного материала;
  3. При выполнении практических и лабораторных работ, ученики применяют полученные знания на практике;
  4. Проверочные, самостоятельные, контрольные работы, терминологические диктанты, в процессе проверки таких работ сразу выясняется, кто знает пройденный материал, кто готовился, и кто понимает;
  5. При выполнении таких работ как, подготовка докладов, рефератов, учащихся демонстрируют, как они умеют выбирать нужную и полезную информацию осуществлять поиск в различных источниках, изучать различную литературу;
  6. Домашние опыты, наблюдения, у учащихся развивается кругозор, вырабатывается умение делать выводы и заключения;
  7. Техническое моделирование и конструирование, у учащихся вырабатывается умения смоделировать или сконструировать тот или иной объект, тем самым развивается такой психический процесс как воображение.  

Данные виды работ способствуют развитию таких умений как, анализ, рассуждение, сравнение, сопоставление, умение делать логические выводы, искать новые решения. Помимо этого, участие в самостоятельной деятельности формирует у учащихся познавательный интерес, создает положительную мотивацию к обучению информатики, развивает интеллектуальную сферу личности. Можно предложить следующие варианты по организации самостоятельной работы для подготовки к олимпиаде по информатике базового курса:

  • Повторение пройденного теоретического материала.
  • Установление главных вопросов темы.
  • Определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме.
  • Упражнения и решение задач.
  • Анализ выполненной деятельности и ее самооценка.  
  • Составление вопросов по содержанию материала.

На рисунке 1.1 представлена модель самостоятельной деятельности учащегося, реализуемой на уроках информатики.

 

 

Рисунок 1. Модель самостоятельной деятельности при изучении информатики

Конкретизируем виды самостоятельных работ, представленных в модели. Самостоятельная работа как форма деятельности учащихся при реализации проблемного и исследовательского методов обучения уже ранее упоминалась.

Для углубленного курса информатики также актуально:

1. Изучение теоретических вопросов, которые не были освещены

учителем;

  1. «Опережающее» домашнее освоение нового учебного материала (с последующим обсуждением на занятиях); 
  2. Решение задач; 
  3. Разработка алгоритмов и программ; 
  4. Моделирование в электронных таблицах и программных средах, создание информационных систем, освоение электронных образовательных ресурсов и другие практические работы.

Во время самостоятельной работы учитель должен поддерживать индивидуальное общение с учениками, выявлять проблемные для каждого ученика этапы работы, помогать в их преодолении и содействовать личностно – ориентированному образовательному процессу. Каждый вид самостоятельной работы имеет свои особенности в развитии личностных качеств ученика, поэтому учителю следует целенаправленно подходить к выбору самостоятельной деятельности обучающихся в зависимости от решаемых педагогических задач личностно – ориентированного образовательного процесса [7].

Самостоятельность учащихся в педагогической литературе как один из ведущих принципов обучения и рассматривался с конца ХVIII века. Развитие активной самостоятельности учащихся педагогической системе

К.Д. Ушинского – это центральный вопрос, который обосновал пути и средства организации самостоятельной работы учащихся с учетом возрастных периодов обучения [1].

Комплексное обучение и другие формы индивидуализации сыграли в двадцатых годах ХХ века определенную роль в развитии теории самостоятельности школьников. Такой вид учебной деятельности, как самостоятельная работа использовались почти всеми ведущими педагогами. Исследованиями в области организации самостоятельной работы учащихся занимались такие авторы как: В.К. Буряк, Л.В. Жарова, И.А. Зимняя, И.Д. Зверев.

Один из ведущих педагогов П.И. Пидкасистый в своей работе «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении» рассматривает следующее определение: «самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации» [2].

Педагог-психолог И.А. Зимняя определяет, что самостоятельная работа школьника – это есть следствие правильной организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Для учителя это означает чёткое осознание не только своего плана учебных действий, но и осознанное его формирование у школьников как некоторой схемы освоения учебного предмета в ходе решения новых учебных задач. Но и в целом это параллельно существующая занятость школьника по выбранной им из готовых программ или им самим выработанной программе усвоения какого-либо материала. При этом самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности школьника, форма самообразования, связанная с его работой в классе [3,6].

Проблемы развития самостоятельной работы учащихся и её различные аспекты исследовались Б.П. Есиповым, М.А. Даниловым, М.Н. Скаткиным,

И.Я. Лернером, Н.А. Полоеноковой, А.В. Усoвой и др. Однако мнения ученых о сущности самостоятельной работы расходятся. Одни определяют её через понятие «метод обучения», другие – через систему приемов учения.

Значительный вклад в развитии теории самостоятельности и творческой активности учащихся внесли в процесс обучения следующие педагоги:

Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, И.Я.Лернер, М.И. Махмутов,

И.Т. Огородников,         П.И. Пидкасистый,         М.Н. Скаткин         и         др.; психологи

Д.Н. Богоявленский,         Л.С. Выготский,         П.Я. Гальперин,         В.В. Давыдов,

Л.В. Занков, А.М. Матюшкин, Н.А. Менчинская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, А.Ф. Эсаулов и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа [2].  

Некоторые же ученые рассматривают самостоятельную работу как средство развития обобщенных умений, познавательной самостоятельности, творческой активности и социализации личности, связывают её со способностью к самоорганизации (Г.Н. Алова, З.А. Вологодская, А.А Дикая, М.Е. Дуранов, В.М. Железяко, В.А. Козаков, В.Я. Ляудис, В.П. Чихачев и др.).

По моему мнению, наиболее полное определение самостоятельной работы и самостоятельной деятельности дается В.И. Андреевым, так как его точка зрения обусловливается тем, что в процессе самостоятельной работы учащихся могут быть применены самые разные методы и приемы обучения, и поэтому, по его мнению, подводить самостоятельную работу под понятие «метод» в качестве родового понятия некорректно. Также он считает, что понятие «средство» является не основным, а лишь вспомогательным, частным признаком и не может быть взято за родовое понятие. Таким образом, самостоятельная работа учащихся – это форма организации их учебной деятельности, осуществляемая под прямым или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида здания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств [4].  

Отличительной чертой разрабатываемых сегодня образовательных стандартов второго поколения является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на основе принципа: от «я знаю» и «умею» – к «знаю, умею и умею применять на практике». Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решение, брать на себя ответственность при решении возникающих проблем – составляют основу понятия «самостоятельность».

Организация самостоятельной работы, руководство ею – это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первой степени важности. Определить место самостоятельной работы на уроке – значит также рассчитать время, которое необходимо для ее выполнения. Несоответствие объема работы выделяемому времени – одно из недостатков ее организации, а вот завышение объема работы вызывает у обучающихся состояние тревожности, поспешности в действиях и неудовлетворенности качеством выполнения заданий. К сожалению, не всегда эффективно используется самостоятельная работа учащихся в учебном процессе. Только 10% (по данным В.К. Буряк) общего учебного времени уделяется на самостоятельную работу, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала. Из этого следует, что активность проявляет не ученик, а учитель, хотя должно быть все наоборот. Учитель выступает при этом в роли контролера и информатора, а не организатора и руководителя в самостоятельной работе обучающихся. Больше 86% учителей считают основной функцией своей работы только передачу своих знаний. И это не только в школах, но и в высших учебных заведениях такая же ситуация складывается, где большая активность преподавателя чем студентов [5].  

Итак, самостоятельная работа – это такой метод обучения, при котором учащиеся по заданию учителя и под его руководством решают самостоятельно поставленную учебную задачу, проявляя активность и усилия. Одинаково важны все признаки самостоятельной работы. На качестве выполнения работы отражается поставленная цель. Еще одним признаком самостоятельной работы считают отсутствие помощи учителя, эта точка зрения является непродуктивной и неверной. Он исключает возможность содействия в некоторых ситуациях, где есть потребность в нем. Действительно учитель не принимает участия при выполнении задания и в решении задачи, но он организует эту деятельность, направляет на поиск нужной информации и создает условия и настрой. В таком случае самостоятельная работа – это активный метод, который стимулирует положительные мотивы, инициативу обучающихся и самоуправление. Главный мотив, который возникает при выполнении самостоятельной работы, является желание проявить самостоятельность и выполнить все задания без помощи посторонних. Характерным также для самостоятельной работы является то, что, действия самоконтроля, важная форма саморегуляции ученика. Результат работы не может быть достигнут, если ребенок сам свои действия не контролирует.

Список литературы:

  1. Быкадоров         Ф.В.,         Место         и         значение         самостоятельной         работы над дополнительной литературой: канд. дис. / Ростов н/Д, 1947 – 241с.
  2. Есипов Б.П., Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Материалы педагогических исследований. – М., 1961. – Выпуск 115.
  3. Есипов Б.П., Самостоятельная работа учащихся на уроках / М.: Учпедгиз, 1961. – 217с.
  4. Жарова Л.В., Организация самостоятельной учебной деятельности учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986.
  5. Квач Т.Г., Развитие познавательной самостоятельности слушателей подготовительных курсов и отделений вузов: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Тольятти, 2000. – 242 с.  
  6. Угринович Н.Д., Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  7. Коноводова Ю.А., Актуальность самостоятельной работы школьников в образовательном процессе / Педагогика: традиции и инновации: материалы II международной научной конференции (Челябинск, октябрь 2012 г.), URL: http://moluch.ru/conf/ped/archive/63/2736/  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения"

Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках производственного обучения"...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС" (тезисы Коваленко Елены Германовны, опубликованные в сборнике "ИТО-Ростов-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. в условиях перехода к ФГОС в основной школе в направлении организации практической деятельности учащихся. Цель рабо...

"ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ОБУЧЕНИИ ИНФОРМАТИКЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ" (тезисы Коваленко Е.Г., печатная публикация "ИТО- Москва-2014")

В тезисах приводится обобщение опыта работы учителя информатики и ИКТ Коваленко Е.Г. по формам организации и реализации проектной деятельности, учащихся как технологии, развивающей метапредметность и ...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...

Дифференциация в обучении. Типы, виды и форма активизации самостоятельной работы учащихся

В настоящее время задача, образования не может сводиться только к вооружению учащихся определенной суммой знаний. Необходимо сформировать у них умение оперировать приобретенными знаниями, применять их...

Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики как эффективная форма контроля и оценки. Обобщение педагогического опыта

         Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такому предмету как информатика. Где существует граница между теоретическими знаниями ...