Информатика в задачах
элективный курс по информатике и икт (10 класс)

Чистякова Татьяна Юрьевна

Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ №6  г. Иркутска.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_v_zadachah.docx46.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Иркутска средняя общеобразовательная школа №6

«Принято»

на заседании методического совета

протокол №1 от        г.

председатель МС

/

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ г.Иркутска СОШ №6

        Рябчевская МА.

Приказ №        

от«        »        2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИНФОРМАТИКА В ЗАДАЧАХ

        Смежные дисциплины        

(предмет, название авторской или адаптированной (индивидуально-разработанной, модифицированной)

учебной программы)

для учащихся        10 а, б,

(базовый уровень)

классов

Программа рассмотрена на заседании МО учителей математики и информатики
МБОУ г.Иркутска СОШ №6

Протокол №        от «        »        2022        г.

Руководитель МО:

        /_Николаева Н.Б.        

(подпись/расшифровка подписи)

Иркутск 2022

Разработал(а):
Чистякова Т.Ю.
(фамилия, имя, отчество)

        ВКК        ,

(квалификационная категория)

2018

Рабочая программа составлена на основе        

Чистякова Т.Ю. Авторская программа элективного курса «Математические основы информатики».

(указание примерной программы, на основе которой разработана данная рабочая программа, её авторов, год издания)

Пояснительная записка

Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана МБОУ СОШ №6  г. Иркутска.

Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.

Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:

  • сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
  • изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
  • сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
  • сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
  • сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.

Формы проведения занятий: лекции, практические занятия, самостоятельная работа, тренинги по тематическим блокам.

Программой предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, практические.

Общая характеристика учебного курса

Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.

Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.

Описание места учебного курса в учебном плане

Учебный курс реализуется за счет вариативного компонента, формируемого участниками образовательного процесса. Используется время, отведенное на внеурочную деятельность. Форма реализации – элективный курс. Общий объем курса – 34 часа, из расчета 1 час в  неделю.

Планируемые результаты

В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  • владение навыками познавательной, навыками разрешения проблем;
  • способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
  • владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

Личностные результаты:

  • формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению,
  • формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.

В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:

  • формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
  • формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов; применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;  осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;  использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;  строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему; использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;  писать программы.

Содержание учебного курса

Модуль 1.  Математические основы информатики

Тема 1. Кодирование информации

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

Учащиеся должны знать

  • методы измерения количества информации

Учащиеся должны уметь:

  • кодировать и декодировать информацию
  • определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
  • подсчитывать информационный объём сообщения

Тема 2. Системы счисления

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.

Учащиеся должны знать

  • о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
  •  о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Учащиеся должны уметь:

  • записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.

Тема 3. Основы логики

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.

Учащиеся должны знать

  • основные понятия и законы математической логики.

Учащиеся должны уметь:

  • строить и анализировать таблицы истинности;
  • преобразовывать логические выражения;
  • строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.

Тема 4. Моделирование

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.

Учащиеся должны уметь:

  • Умение сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
  • Умение найти количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям

Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

Тема 1. Электронные таблицы и базы данных

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

Учащиеся должны знать

  • способы представления информации в базах данных.

Учащиеся должны уметь:

  • обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.

Тема 2. Компьютерные сети

IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.

Учащиеся должны знать

  • базовые принципы сетевой адресации.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в сети Интернет.

Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование

Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

Учащиеся должны знать

  • формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
  • основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.

Учащиеся должны уметь:

  • исполнять рекурсивный алгоритм;
  • исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
  • работать с массивами;
  • анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
  • анализировать программу, использующую процедуры и функции;
  • анализировать результат исполнения алгоритма;
  • прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
  • составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
  • создавать собственные программы для решения задач средней сложности.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:

  1. ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
  2. ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
  3. Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  4. Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  5. Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин.  – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
  6. Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р. Лещинер, С.С. Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
  7. Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
  8. Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ.   – М.: ФИПИ, 2020.
  9. Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.


Календарно – тематическое планирование элективного курса по информатике        10 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

Модуль 1.  Математические основы информатики

16

1.1 Кодирование информации

4

Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано

1

Кодирование растровой графической информации

1

Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации

1

Решение заданий (№5,9,10,13)

1

1.2 Системы счисления

4

Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно

1

Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления

1

Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления

1

Решение заданий (№1,16)

1

1.3 Основы логики

6

Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция

1

Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений

1

Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии

1

Решение заданий (№2,18)

1

Решение заданий (№23)

1

Решение заданий (№26)

1

1.4 Моделирование

2

Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде

1

Решение заданий (№3,15)

1

Модуль 2. Информационные и коммуникационные технологии

6

2.1 Электронные таблицы и базы данных

3

Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля

1

Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек

1

Решение заданий (№4,7)

1

2.2 Компьютерные сети

3

. IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция

1

Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений

1

Решение заданий (№12,17)

1

Модуль 3.Алгоритмизация и программирование

10

3.1 Исполнение алгоритмов Программирование

7

Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление

1

Синтаксис, типы данных, операции, выражения ЯП Pascal

1

Ввод-вывод данных, использование подпрограмм ифункций. Использование стандартных библиотек

1

Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка

1

Решение заданий (№6,8,11,14,19,20)

1

Решение заданий (№21)

1

Решение заданий (№22)

1

3.2 Задания по программированию с развернутым ответом

3

Задания по программированию с развернутым ответом (№24)

1

Задания по программированию с развернутым ответом (№25)

1

Задания по программированию с развернутым ответом (№27)

1

Тренинг по вариантам

2

Выполнение тренировочного варианта

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (физика + информатика) . "Решение задач на уравнение Менделеева-Клапейрона и газовые законы"

В процессе разработки данного урока «Решение задач на уравнение Менделеева- Клапейрона и газовые законы»,я использовала  следующие виды информационных технологий: анимационные, презентационные и ...

ЕГЭ по информатике 2014. Задачи А7

Презентация, в которой представлено краткое описание способов решения задач ЕГЭ по информатике. Раздел: "Электронные таблицы"...

ЕГЭ по информатике 2014. Задачи С1

Презентация содержит некоторые виды задач ЕГЭ по информатике из раздела С....

Методическая разработка урока по информатике "Решение задач с применением графа при подготовке к ЕГЭ" - 2014 г.

Урок выстроен по ФГОС на районный конкурс методических разработок уроков «Современный урок в условиях реализации ФГОС» номинация "Урок с позиции УУД"...

Программа элективного курса по информатике «Решение задач ЕГЭ на программирование», 10 класс, 17 ч.

Программа данного элективного курса (курса по выбору учащихся) ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по теме "Алгоритми...

ЕГЭ по информатике 2017 Задача 22 (Динамическое программирование)

Данную презентацию можно использовать при подготовки обучающихся 10- 11 классов к ЕГЭ по информатике. В заметках к слайдам даны методические рекомендации....

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса

Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....