Межпредметные связи на уроках информатики
статья по информатике и икт (10 класс)

Шабанова Т. Н.

Межпредметные связи активизируют познавательные способности, раскрывают творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Межпредметные связи на уроках информатики

Связь между учебными предметами является отражением существующей связи между отдельными науками и связи наук с техникой, с практической деятельностью людей, определяет роль изучаемого предмета в будущей жизни.

Осуществление межпредметных связей помогает формированию у обучающихся представления о явлениях природы и взаимосвязи между ними и поэтому делает знания практически более значимыми и применимыми. Это помогает  обучающимся те знания и умения, которые они приобрели при изучении одних предметов, использовать при изучении других предметов, дает возможность применять их в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов, как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни выпускников.

В современных условиях возникает необходимость формирования у обучающихся не частных, а обобщенных умений. Такие умения, сформированные в процессе изучения какого-либо предмета, затем свободно используются учащимися при изучении других предметов и в практической деятельности.

Межпредметные связи выполняют в обучении ряд функций.

Методологическая функция выражена в том, что только на их основе возможно формирование  системного подхода к познанию природы.

Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель формирует такие качества знаний учащихся, как системность, глубина, осознанность.

Развивающая функция межпредметных связей определяется их ролью в развитии системного и творческого мышления обучающихся, в формировании их познавательной активности, самостоятельности и интереса к познанию

Воспитывающая функция межпредметных связей выражена в их содействии всем направлениям воспитания обучающихся. Преподаватель, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный подход к воспитанию.

Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их помощью преподаватель совершенствует содержание учебного материала, методы и формы организации обучения. Реализация межпредметных связей требует совместного планирования учителями комплексных форм учебной и внеклассной работы.

Для реализации межпредметных связей преподаватель должен:

  • знать основные принципы организации учебно-методической работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать роль межпредметных связей в системе современного образования и видеть перспективы их развития;
  • иметь представление о структуре, классификации и особенностях реализации межпредметных связей в учебном процессе;
  • иметь представление о проблемах межпредметных связей на современном этапе развития системы образования;
  • знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения;
  • понимать психолого-педагогические аспекты обучения с использованием межпредметных связей;
  • иметь представление о структуре построения системы межпредметных связей;
  • знать формы, методы и средства реализации межпредметных связей в процессе обучения.

Преподаватель должен обладать:

  • знаниями программных средств, методов и приемов, способствующих реализации межпредметных связей;
  • умениями применять эти знания на практике, то есть соответствующей технологией обучения.

Межпредметные связи позволяют определить возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности обучающихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов и каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей.

Реализация межпредметных связей способствует систематизации, глубине и прочности знаний. При этом повышается эффективность обучения и воспитания, обеспечивается возможность сквозного применения знаний, умений, навыков, полученных на уроках по разным предметам. Учебные предметы начинают помогать друг другу

Учебный предмет «информатика и ИКТ» способствует развитию личности обучающегося, потому что интенсивное развитие информатики как науки, развитие программного и аппаратного обеспечения, увеличение видов источников информации, порой неоднозначной, предполагает, что деятельность человека в этой области сопряжена с постоянным самосовершенствованием и самообразованием, с умением принимать решения и отвечать за свой выбор, а средства информатизации должны стать для учащихся  естественным инструментом, который они смогут использовать в своей учебной и профессиональной  деятельности.

Отличительной особенностью уроков информатики является необходимость подготовки обучающихся к  учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации.

Преподавателю информатики необходимо осуществлять развитие способности учащихся к коллективной деятельности, формировать у них новый тип мышления – информационный, оперативный, направленный на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.

На сегодняшний день у преподавателя есть возможность применения  в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это базы данных, информация из интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактические материалы, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint др.), форумы для общения и многое другое. Каждый обучающийся должен владеть информационными технологиями: подготовки документов, поиска информации, геоинформационными технологиями, мультимедийными технологиями, технологиями обучения с использованием специальных обучающих, тренажерных, контролирующих и других программ, электронных учебников, технологиями дистанционного образования.

Межпредметные связи активизируют познавательные способности, раскрывают творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. Межпредметные связи — это возможность максимального раскрытия своего творчества и применения знаний, полученных на других предметах. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Межпредметные связи с применением  информационных технологий  интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление обучающихся (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, получить и проверить результат), развивает функциональную грамотность и эрудицию учащихся.

В Колледже метростроя учатся будущие строители метро. Каждая изучаемая на уроках информатики программа  используется для моделирования какой-либо профессиональной или общеобразовательной задачи, т.е. применение обучающимися ИКТ технологий выводит их знания на более высокий уровень.

Например, в программе  MS Excel будущие строители могут вести расчеты материалов. Неподдельный интерес обучающихся к такого рода урокам информатики говорит о том, что взаимосвязь урока и будущей профессиональной деятельности помогает им усваивать информацию и сразу же применять её на практике.

В программе MS PowerPoint, помимо  презентаций по общеобразовательным предметам,  обучающиеся создают тесты по профессии, на вопросы которых в конце урока отвечают всей группой, спорят, критикуют, обсуждают, т.е. работают командой с интересом и пользой. Такие занятия наглядны и эмоционально насыщенны, так как они затрагивают близкую обучающимся тематику их будущей профессии. Кроме того, они познавательны и запоминаются учащимися надолго, как и знания, полученные на таких уроках.

На языке разметки гипертекстовых документов HTML обучающиеся создают макет сайта по профессии. Эта работа объёмная, творческая, требующая не только профессиональных знаний, но и умения постановки задачи, видения логики подбора материала и конечного результата. Такая работа даёт учащимся возможность и стимул собрать информацию по той области их деятельности, которая интересует их больше всего и наглядно представить эту информацию, структурировав её.

Применение в обучении метода проектов с использованием компьютерной техники и интернета позволяет обучающимся продолжать работу над проектом и дома.

Использование современных образовательных технологий позволяет формировать у обучающихся:

  • владение способами работы с информацией;
  • критически относиться к получаемой информации;
  • осознавать наличие определенных требований к результатам своей работы;
  • умение выдвигать гипотезы, планировать результат;
  • умение планировать последовательность действий;
  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы;
  • умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Сегодня обществу нужны образованные специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и овладению информационными технологиями.

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники учреждений начального профессионального образования были  готовы к работе. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

Литература

  1. Заславская О.Ю. Новые информационные технологии в образовании. Источник оригинальной публикации: журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования», 2008, №3.
  2.  Смирнова М.А. Теоретические основы межпредметных связей /М.А. Смирнова, М.: Просвещение, 2006. – 204с

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

В статье описан опыт использования межпредметных связей на уроках информатики и ИКТ и МДК Технология обработки на металлорежущих станках для профессии  НПО 15.01.25 Станочник (металлообработка)...

Учет межпредметных связей на уроках информатики

Краткое описание возможных межпредметных связей информатики с другими школьными предметами...

Использование межпредметных связей на уроках информатики

Выступление на педагогической конференции...

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС

Межпредметные связи на уроках информатики в рамках реализации ФГОС...

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"

Мастер-класс по информатике "Межпредметные связи на уроках информатики с другими предметами"...

Межпредметные связи на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Статья, в которой делюсь опытом создания интегрированных уроков....

Межпредметные связи на уроке информатики на примере решения алгоритмической задачи

Статья на конкретном примере описывает внедрение межпредметных связей в учебный процесс, а также их адаптацию и реализацию в рамках школьной программы и уровня подготовки учащихся и преподавателя...