Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс урок № 4 ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Тулубаев Тимур Маратович

 Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс 4 урок ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_4._9_klass_l.l._bossova_a.yu_._bosova.docx226.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Урок 4 ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о графических моделях; формировать умение использовать графические модели для решения задач.         

Планируемые результаты

Предметные:

научится преобразовывать объект из одной  формы представления информации в другую с минимальной потерей информации.

Метапредметные:

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность;

Регулятивные – выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; владеть основами самоконтроля; самооценки, принятия решений и  осуществления осознанного выбора. Коммуникативные – организовать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; проявлять активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; уважительно-доброжелательное отношения к людям

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируют способы деятельности

1

2

3

           4

I Организа-ционный момент

Приветствует класс. Проверяет готовность  учащихся к уроку. Создаёт  в классе  атмосферу  психологического комфорта.

– Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам информатики!

– Что бы вы поменяли в организации наших уроков?

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрируются на работе на уроке.

Приём «Я контролирую свои мысли».

– Я на уроке ... (информатики).

– Я сосредотачиваюсь на уроке изучении ... (информатики).

– Мне нужно перестать думать о ...

– Мои мысли только о ... (информатике).

Формируют

навыки само-

организации

II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка  цели и задач урока

Предлагает  учащимся рассказать о  своих достижениях в изучении  понятия «информационная модель»

Вопрос запуска постановки учебной задачи:  

 

– Достаточно ли у вас  знаний о графических информационных моделях?

Формирует учебную задачу:

– Иследовать использование  графических  информационных моделей.

 Выступают перед классом или в группе.

– Я теперь лучше понимаю....

– Я осознал ...

–Мне теперь ясно...

Развивают навыки целеполагания.

III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное  с учащимися формирование цели и задач урока.

– Внимательно прочитайте тему урока.

– Что от вас сегодня ожидается на уроке?

– Чему нужно научиться на уроке?

Записывают в тетрадь  тему урока.

Учувствуют в формировании целей и задач урока:

– усвоить суть понятия «графическая информационная модель»;

– научится создавать  графические информационные модели.

Формируют

умения

принимать и

сохранять

 учебную

задачу

IV Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов.

– Что я намерен делать сегодня на уроке

– Хочу ли я знать  о графических  информационных моделях?

– Почему для меня важно знать как можно больше  о графических  информационных моделях?

– Какова моя цель на данном уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы.

При необходимости  просят учителя оказать мотивационную помощь.

Создают усилия для успешной учебной деятельности.

Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации

V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока

Организовывает  обсуждение  проблемного

вопроса:

–Как можно наглядно  отобразить определенный

объект?

Предлагает проанализировать    определение  понятий  «Схема», «чертеж», «график», «диаграмма».

Объясняет учащимся что если  некоторые объекты изобразить вершинами, а связи между ними  - линиями, то мы получим информационную модель в виде графа.

Предлагает проанализировать   информацию и больше узнать о графах.

Поясняет, что графы как информационные  модели находят широкое применение во многих  сферах нашей жизни. Приводит примеры использования графов  в строительстве и планировании  транспортных маршрутов.

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы.

Планируют свою  исследовательскую деятельность

Анализируют  определения.

Заполняют таблицу  

Определение

Ключевые слова

Я не понимаю...

Чертёж – это условное графическое изображение предмета с точным соотношением его размеров, получаемое методом моделирования

Графическое изображение,  соотношение размеров

Диаграмма – это графическое изображение, которое дает наглядное представление о соотношении каких-либо величин или нескольких значений одной величины, об изменении их значений

Наглядное представление, изменение  значений

График – это графическое изображение, которое отображает зависимость одной величины от другой, динамику какого-либо процесса в течение какого-либо периода и много другое

Графическое изображение,   характер зависимости

Схема – это графическое отображение состава и структуры сложной системы

Структура сложной системы,

Делают записи в тетради. Задают уточняющие вопросы.

Анализируют информацию: определяют,  что им непонятно и формируют  вопросы.

Делают  записи в тетради. Задают  учителю  уточняющие вопросы.  

Совместно с учителем  анализируют  примеры решения задач, которые приведены в учебнике.

Выражают свои

мысли в

соответствии с задачей.

Проводят иследование

VI Закрепление изученного материала

Организовывает самоанализ усвоенных учащимися знаний. Оказывает помощь ученикам, которые не  знают ответов на вопросы. Создаёт условие для повторного изучения вопросов, которые  вызвали затруднения

Отвечают на вопросы. Определяют уровень  усвоения знаний. Заполняют таблицу.

Вопросы

Варианты ответов

Знаю ответ на вопрос

Не знают ответа на вопрос

Какие информационные модели относятся к графам?

+

Что такое граф?

+

Какой граф называется не ориентированным?

+

Как графы помогают  решать задачи?

+

 Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение  нового материала.  Задают вопросы учителю.

Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений

VII Выполнение задания

Задание 1.  На пришкольном участке растут 8 деревьев: яблоня, тополь, береза, рябина, дуб, клен, лиственница и сосна. Рябина выше лиственницы, яблоня выше клена, дуб ниже березы, но выше сосны, сосна выше рябины, береза ниже тополя, а лиственница выше яблони. Расположите деревья от самого низкого к самому высокому.

Задание 2.  Сколько трёхзначных чисел можно записать с помощью цифр 2, 4, 6 и 8 при условии, что в записи числа не должно быть одинаковых цифр?

Решение:

Вершины графа - это деревья, обозначенный первой буквой названия дерева. В данной задача два отношения: “быть ниже” и “быть выше”. Рассмотрим отношение “быть ниже” и проведем стрелки от более низкого дерева к более высокому. Если в задаче сказано, что рябина выше лиственницы, то стрелку ставим от лиственницы к рябине и т.д. Получаем граф, на котором видно, что самое низкое дерево – клен, затем идут яблоня, лиственница, рябина, сосна, дуб, береза и тополь.

Эти числа в порядке возрастания:

246, 248, 264, 268, 284, 286,

426, 428, 462, 468, 482, 486,

624, 628, 642, 648, 682, 684,

824, 826, 842, 846, 862, 864.

   Ответ: 24 трехзначных числа.

Самостоятельно

Принимают решение

VIII  Подведение итогов урока

Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует  размышлению  учащихся над вопросами:

– Каковы мои достижения на уроке?

– С какими трудностями я столкнулся при  изучении процесса передачи информации?

– Что у меня получилось лучше всего?

– Какой информацией мне хочется поделится с друзьями, родителями?

Подводят  итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексируют.

Отслеживают  цель учебной деятельности

VIII Домашнее задание

Учебник  § 1.3

Помогает выбрать задание из учебника.

Выбирает, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание.  

Формируют навыки самооценки самоорганиза-ции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок "Графические модели"

Данный урок изучается в разделе "Моделирование и формализация" и разработан для учащихся занимающихся по учебнику Н.Угриновича....

5 класс.Урок. Графическая документация на изделие из древесины.

научить учащихся читать и выполнять эскиз, технический рисунок, чертёж....

урок "Создание информационных графических моделей строения клетки"

Интегрированный урок "Создание информационных графических моделей строения клетки" информатика и биология 10 класс...

Построение графической модели задачи, как средство развития регулятивных УУД на уроках математики

В данной статье рассматривается вопрос формирования регулятивных УУД на уроках математики, путём обучения моделированию текствоых задач и уравнений, представлению их в виде графических схем, геометрич...

Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс

Конспект урока "Графические информационные модели" 9 класс...

Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс урок № 3 ЗНАКОВЫЕ МОДЕЛИ

Урок 3. 9 класс Л.Л. Босова А.Ю. Босова...