Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс урок № 3 ЗНАКОВЫЕ МОДЕЛИ
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Тулубаев Тимур Маратович

Урок 3. 9 класс Л.Л. Босова А.Ю. Босова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_3._9_klass_l.l._bosova_a.yu_._bosova.docx55.97 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 3 Знаковые модели

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о знаковых моделях; формировать практическое умение решать задачи с помощью построение знаковых

 моделей.         

Планируемые результаты

Предметные:

научится строить  и интерпретировать  различные информационные  модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схема)

Метапредметные:

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность;

Регулятивные – самостоятельно определять цели своего обучения; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;

Коммуникативные – организовать учебное  сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; проявлять активность во  взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Личностные:

Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; уважительно-доброжелательное отношения к людям

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируют способы деятельности

1

2

3

           4

I Организа-ционный момент

Приветствует класс. Проверяет готовность  учащихся к уроку. Создаёт  в классе  атмосферу  психологического комфорта.

– Обратите внимание на свои рабочие места что

Вас может отвлекать? Что нужно убрать с рабочего стола?

– О чем вы сейчас думаете? Что поможет вам сосредоточить ваше внимание на уроке

информатики?

Настраиваются на учебную деятельность.

Отвечают на вопросы:

– Где я?

– Зачем я здесь?

– Что мне нужно делать?

Формируют

навыки само-

организации

II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка  цели и задач урока

Предлагает учащимся продолжить предложения:

– Моделирование – метод познания, заключающаяся  в ...

– Модель – это новый объект, который отражает...

– Признаки  объекта-оригинала, которые определяются  знанием будущей модель, называют...

– Информационная модель – описание объекта оригинала на ...

– За предметной областью информационные модели квалифицируют на ...

Вопрос запуска постановки  учебной задачи:

- Достаточно ли у вас знаний о  знаковых моделях?

Формирует учебную задачу:

– Исследовать знаковые модели

 Продолжают предложения:

– ... создание исследования моделей

– ...существенные с точки зрения цели моделирования признаки изучаемого предмета, процесса или явления.

– ...существенными

– ...одном из языков  представления  (кодирования)  информации.

– ...физические, экологические, экономические,  социологические модели.

Развивают навыки целеполагания.

III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное  с учащимися формирование цели и задач урока.

– Внимательно прочитайте тему урока.

– Что от вас сегодня ожидается на уроке?

– Чему нужно научиться на уроке?

Записывают в тетрадь  тему урока.

Учувствуют в формировании целей и задач урока:

–понять сущность построения знаковых моделей;

– научится использовать знаковые модели.

Формируют

умения

принимать и

сохранять

 учебную

задачу

IV Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных

вопросов.

–Чувствую ли я ответственность  за свою работу

на уроке?

– Почему для меня важно знать о знаковых

моделях?

– Какова моя цель на данном уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают усилия для успешной учебной деятельности.

Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации

V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока

Организовывает  обсуждение  проблемного вопроса:

– В каких  случаях и где  применяют словесные  математические модели?

Предлагает проанализировать    определение  понятия «Словесные модели».

Организовывает исследование примеров  словесных моделей:

– гелиоцентрическая модель мира;

– Модель исторического события;

 

Предлагает проанализировать    определение  понятия «Математическая модель».

-Язык алгебры позволяет формировать  функциональные  зависимости  между величинами, записав соотношения между  количественными характеристиками объекта моделирования.

Предлагает  проанализировать примеры математических моделей.

Предлагает проанализировать    определение  понятия «компьютерно-математическая модель», «имитационная модель»

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои гипотезы.

Выбирают,  как лучше  организовать свою работу на уроке:

А) самостоятельно разбираются  с проблемным вопросом.

Б) работать в паре.

В)работать в группе

Анализируют  определения и понятия «словесная модель»: выделяют  ключевые слова определения, формируют вопросы  для самостоятельных исследований.  

Определение

Ключевые слова

Вопросы для иследований

Словесные модели – это описания предметов, явлений, событий, процессов на естественных языках

Описание, предмет, явление, процесс, естественный язык

 Необходимо уточнить почему...

Не могу до конца понять как...

Проводят исследование.

Находят примеры словесных моделей в школьном учебниках по разным предметам

Узнают что непосредственно относится к понятию модели имеет такой литературный жанр, как басня.

Анализируют  определения и понятия «математическая модель»: выделяют  ключевые слова определения, формируют вопросы  для самостоятельных исследований.  

Определение

Ключевые слова

Вопросы для иследований

математическая модель – это информационная модель построенная с использование  математических формул.

Информационная модель, математические понятия, формула.

 Необходимо уточнить почему...

Не могу до конца понять как...

Анализируют найденные данные.

Анализируют  определения и понятия «компьютерно-математическая модель», «имитационная модель», выделяют  ключевые слова определения, формируют вопросы  для самостоятельных исследований.  

Определение

Ключевые слова

Вопросы для иследований

Математические модели, реализованные с помощью систем программирования, электронных таблиц, специализированных математических пакетов и программных средств для моделирования, называются

Системы программирования, электронные таблицы, математический пакет, средство для моделирования

 Необходимо уточнить почему...

Не могу до конца понять как...

Имитационные модели воспроизводят поведение сложных систем, элементы которых  могут вести себя случайным образом.

Восприятие, сложные системы, элементы, случайно

Выражают свои

мысли в

соответствии с задачей.

Проводят иследование

VI Закрепление изученного материала

Организовывает конкурс на лучший вопрос  по изученному материалу.

Придумывают вопросы . Определяют  лучший вопрос. Например:

– В каких случаях применимы  математические модели?

– Какие литературные жанры имеют  непосредственное  отношение к словесным моделям?

Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений

VII Выполнение задания

Задание 1.

В двух вазах 17 яблок, причем во второй на 3 больше, чем в первой. Сколько яблок в каждой вазе?

Задание 2. Спроектировать электрическую цепь, показывающую итог тайного голосования комиссии в составе 3-х членов.

Задание 3. Решите  составив логическую модель следующую задачу.

В кафе встретились три друга: скульптор Белов, скрипач Чернов и художник Рыжов. “Замечательно, что один из нас имеет белые, один черные и один рыжие волосы, но ни у одного из нас нет волос того цвета, на который указывает его фамилия”, - заметил черноволосый. “Ты прав”, - сказал Белов. Какой цвет волос у художника?

Решение

Для решения этой задачи мы составляем математическую модель. От яблок мы переходим к числам. Яблоки в каждой вазе мы заменяем числом (т.е. количеством).

Т.к. нам неизвестно количество яблок в одной вазе, то мы вводим переменную https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325098/7445e210_a606_0135_0eb8_026f34392a47.png. В одной вазе https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325098/7445e210_a606_0135_0eb8_026f34392a47.png яблок, во второй – на 3 больше, т.е. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325099/747cbdc0_a606_0135_0eb9_026f34392a47.png.

Таким образом,

  1. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325098/7445e210_a606_0135_0eb8_026f34392a47.png – количество яблок в первой вазе.
  2. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325099/747cbdc0_a606_0135_0eb9_026f34392a47.png – количество яблок во второй вазе.

Тогда всего яблок: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325100/74a89fa0_a606_0135_0eba_026f34392a47.png.

Вот мы и построили математическую модель. Мы не думаем больше о яблоках, а только о том, как решить это уравнение:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325101/74cd94f0_a606_0135_0ebb_026f34392a47.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325102/75026030_a606_0135_0ebc_026f34392a47.png

Корень уравнения https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325102/75026030_a606_0135_0ebc_026f34392a47.png, тогда https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325103/75366ca0_a606_0135_0ebd_026f34392a47.png.

Мы решили модель. Теперь возвращаемся к реальной ситуации и получаем ответ: 7 – это количество яблок в первой вазе и 10 – во второй.

Ответhttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/325105/758bcce0_a606_0135_0ebf_026f34392a47.png.

https://ru-static.z-dn.net/files/d6c/74d6f4d68900fc179fd6950dd8bb7282.jpg

Белов

Чернов

Рыжов

Блондин

-

+

-

Брюнет

-

-

+

Шатен

+

-

-

Самостоятельно

Принимают решение

VIII  Подведение итогов урока

Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует  размышлению  учащихся над вопросами:

– С какими трудностями я столкнулся при  изучении процесса передачи информации?

–– Достиг ли я поставленных целей и задач урока?

Какова моя цель на данном уроке?

Подводят  итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексируют.

Отслеживают  цель учебной деятельности

VIII Домашнее задание

Учебник  § 1.2

Помогает выбрать задание из учебника.

Выбирает, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание.  

Формируют навыки самооценки самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала по В.Ф.Шаталову на уроках литературы

В течении ряда лет я преподавала предметы гуманитарного цикла в физико- математических и информационно- технологических классах. Мышление у этих детей особое: исследования психологов показали, что даж...

Использование технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала В.Ф. Шаталова на уроках русского языка

Описание опыта работы по технологии  В.Ф. Шаталова "Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей  учебного материала" на уроках русского языка....

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей на уроках русского языка и литературы...

Курсовая работа «Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) на уроках русского языка в 5 классе»

Цель использования технологии:Формирование учебных компетентностей: критического мышления, коммуникативной компетентности.Задачи:Показать влияние СЛС на критическое и логическое мышление учеников, на ...

Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс урок № 4 ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ

Л.Л. Босова А.Ю. Босова 9 класс 4 урок ГРАФИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ...