Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.
методическая разработка по физике на тему

Борисенко Анжелина Алексеевна

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особенно актуальна проблема совершенствования содержания методов и организационных форм обучения. Важная роль в эффективности обучения физики и тесно с ней связанное решение проблемы генерализации знаний принадлежит урокам, обеспечивающим ученикам возможность осмыслить учебный материал, структуировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данной темы и с другими темами, а также обеспечивающие эффективное повторение и углубление знаний, переосмысление материала в старших классах. К ним относятся уроки повторения и закрепления материала  , основным элементом которых являются опорные конспекты (О.К.) или где применяются элементы О.К. Обучение на основе О.К. направлено на развитие позитивных личностных установок на успешное изучение физики: «Я могу!». Что так важно для нашей школы, где обучается много слабоуспевающих детей с низким уровнем обученности и обучаемости и  когда по учебному плану открытых (сменных) школ предусмотрено на обучение физики 1 час в неделю. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ  СХЕМНЫХ  И  ЗНАКОВЫХ  МОДЕЛЕЙ УЧЕБНОГО  МАТЕРИАЛА  ПО ФИЗИКЕ

НА УРОКАХ ПОВТОРЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА.

Борисенко А.А.

учитель физики МКОУ О(С)ОШ

        Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особенно актуальна проблема совершенствования содержания методов и организационных форм обучения. Важная роль в эффективности обучения физики и тесно с ней связанное решение проблемы генерализации знаний принадлежит урокам, обеспечивающим ученикам возможность осмыслить учебный материал, структуировать его, выявить при этом как можно больше связей внутри данной темы и с другими темами, а также обеспечивающие эффективное повторение и углубление знаний, переосмысление материала в старших классах. К ним относятся уроки повторения и закрепления материала  , основным элементом которых являются опорные конспекты (О.К.) или где применяются элементы О.К. Обучение на основе О.К. направлено на развитие позитивных личностных установок на успешное изучение физики: «Я могу!». Что так важно для нашей школы, где обучается много слабоуспевающих детей с низким уровнем обученности и обучаемости и  когда по учебному плану открытых (сменных) школ предусмотрено на обучение физики 1 час в неделю.  

           Принципы работы:

        - многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, изучение крупными блоками, динамический стереотип деятельности, применение опор, ориентировочной основы действий;

        - личностно-ориентированный подход;

        - гуманизм (все дети талантливы);

        - ученье без принуждения;

        - бесконфликтность учебной ситуации, гласность успехов каждого, открытие перспективы для исправления, роста, успеха;

        - соединения обучения и воспитания.

        Уроки повторения – неотъемлемая часть школьного образовательного процесса. Слово повторение имеет два смысла: первое – это возвращение к ранее изученному материалу, второе – это этап процесса обучения. О значении этого этапа убедительно свидетельствуют слова нашего соотечественника педагога К. Д. Ушинского, который считал, что к повторению прибегают для того, чтобы укрепить здание знания и возвести на нем новый этаж. Уроки повторения разнообразны, но я представляю уроки, основой которых является составление систематизирующих схем или таблиц сравнений.

        Перед организацией закрепления или повторения педагогу предстоит решить две задачи:

        - отобрать главное содержание для урока;

        - выбрать приемы работы.

        Данные психологии и практика работы свидетельствуют: для того чтобы повторение и закрепление было эффективным, нужно выполнение следующих условий:

        • обеспечение активности учащихся;

        • наличие их интереса к работе;

        • включение нового не только в имеющуюся канву знаний (что дает развитие этих знаний), но и в методы работы;

        • систематизация и обобщение изученного, что поможет осознать знания.

             Это – необходимые условия признания урока повторения современным, отвечающим педагогическим требованиям сегодняшнего дня.

Новизны материала можно добиться, если:

• показать знакомые явления или объекты в новых ситуациях;

• использовать межпредметные связи;

• широко представить практическое применение изученных знаний;

• обратиться к новым источникам информации, например Интернету.

Очень важно, чтобы знания были структурированы, установлены связи между отдельными элементами, выделено главное и общее. Если это будет осуществлено, ученик получит общую картину материала темы или раздела, ликвидирует разобщенность известных ему фактов, что придает смысл изученному; он сможет посмотреть на пройденную тему как бы с высоты птичьего полета, охватить её единым взором.

          Структурированные знания легче усваиваются, прочнее удерживаются в памяти и их легче использовать. Помимо этого, слушал и видя услышанное в виде картинки у учащегося работают сразу два полушария головного мозга, это способствует лучшему усвоению изучаемого материала, поддерживает теоретические формы мышления, развивает опережающее представление, стимулирует творческое воображение. А главное, позволяет увидеть взаимосвязь между различными физическими явлениями, единство окружающего мира.

        Можно применить на уроках этот метод, выводя частные закономерности из общих законов или наоборот, ибо данный метод четок, краток, высокоинформативен.

        Тему «Электромагнитные волны» начинают изучать еще в 9 классе и когда в 12 классе  мы приступаем к её изучению, логическая связь между всеми явлениями теряется. Эта проблема легко решается с помощью составления логической цепочки, которую можно показать в 9 классе – развитие опережающего мышления, представление о взаимосвязи различных явлений (слайд № 12); а в 12 классе она уже идет как обобщение, систематизация учебного материала.  В 12 классе при  изучения темы «Электромагнитные волны» разбираем классическую блок-схему (слайд № 14) радиоприемника прямого усиления, добавим логико-смысловую  модель «Принципы радиосвязи» (слайд № 13),  то в головах учеников сложится «картинка» работы радиоприемника. На итоговом уроке эти схемы дают полное представление о работе современных средств связи.

             В теме «Тепловые двигатели» (8 класс) рассматривают практические применения явления преобразования энергии, выделяющейся при сгорании топлива, в механическую энергию. Эта тема важна для расширения политехнического кругозора учащихся не только благодаря тем конкретным сведениям, которые получают при её изучении, но и благодаря возможности начать ознакомление с вопросами энергетики на примерах отдельных двигателей, их КПД и области применения. Поэтому эта тема как бы подводит итог «Молекулярной физики». Опорный конспект «Тепловые двигатели» (слайд № 15), составленный из логических цепочек, легко воспринимается учениками, учит их обобщать пройденный материал, дает новые знания, расширяет их кругозор. Этот о. к. можно давать и в 8, и с небольшими добавлениями, в 10 классе.

        Урок «Производство, передача и использование электрической энергии» можно провести как урок-путешествие по стране «Электроэнергетика», карта-схема которой представлена заранее (слайд №11). Маршрут путешествия проходит через определенные пункты: «Производство», «Турбины», «Трансформатор», «Использование» и т. д. В каждом пункте класс встречает «экскурсовод», он рассказывает историю этого пункта, а затем предлагает классу вопросы и задания, соответствующие названию пункта. На вопросы «путешественники» должны ответить, задание выполнить. После этого класс отправляется в дальнейший путь и останавливается у следующего пункта. Так повторение и обобщение пройденного материала можно провести в виде игры.

        А можно эту тему урока дать в виде домашнего задания – составить логическую цепочку «Электроэнергетика». Перед дачей домашнего задания объясняю как составлять логическую цепочку – выделить «блоки» изучаемого материала, логически их связать и напоминаю: «Краткость – сестра таланта», за оригинальность оформления оценка повышается. Лучшую работу можно поместить на стенд «Сегодня на уроке», где будет и моя логическая цепочка – есть возможность сравнить. Работы ребят красочные и лодырь лишний раз посмотрит и – запомнит. За работу можно поставить и две оценки: за умение работать с пройденным учебным материалом и за составление схемы, оформление её. Составление логической цепочки помогает учителю дать учебный материал в небольшом объеме и логически связанный, что усиливает наглядность учебного материала, облегчает его запись, дает алгоритм для учебно-познавательной деятельности, увеличивает эффективность обучения, усиливает взаимосвязь «учитель – ученик».

        Использование  схемных  и  знаковых  моделей учебного  материала  позволяет использовать их и  для закрепления и повторения узловых вопросов курса в выпускном классе и для контроля знаний. Именно это создает условия для эффективного повторения учебного материала и углубления знаний.  Они хороши для «видения» темы целиком, расширяет представление о окружающем мире, его единстве, дает новое «видение» старых тем.

        Активизация и интенсификация деятельности слабоуспевающих учащихся на уроках повторения и закрепления материала через использование схемных моделей приносит положительный результат: позволяет развивать интерес к предмету, дает устойчивый положительный результат успеваемости, позволяет учащимся выполнить посильные задания, а, значит, получить уверенность в своих возможностях.  Я стараюсь не только закладывать в детях чувство собственного достоинства, но и развиваю речь, логическое мышление, желание учиться и совершенствовать свои знания.

Применение компьютерных технологий для использования схемных  и  знаковых  моделей учебного  материала на уроках является одним из  важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно их применять. Важно найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.

Анализируя опыт, можно с уверенностью сказать, что их использование позволяет:

обеспечить положительную мотивацию обучения;

проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;

обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);

повысить объем выполняемой на уроке работы;

усовершенствовать контроль знаний;

рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение и закрепление материала» Проводится в форме игры « Лабиринт».

Урок по теме «Повторение и закрепление материала»Проводится в форме игры « Лабиринт». Цель: - Повторить и закрепить знания и умения учащихся по теме «Водород.   Кислород. Оксиды»....

Урок повторения и закрепления. Использование глагола в тексте.

Материалы данного урока можно использовать на уроках русского языка при повторении и закрепления изученного материала по теме "Глагол" в 6 классе. Игровы моменты, групповая работа и физминутка снимает...

Решение уравнений (урок повторения и закрепления)

Тема: Решение уравнений (урок повторения и закрепления) Цели урока:  образовательные: закрепить умение решать линейные уравнения и задачи, решаемые с     помощью уравнений...

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и закрепление материала"

Урок русского языка в 7 классе по теме "Причастие. Повторение и закрепление" сопровождается презентацией и подробным конспектом урока....

Урок повторения и закрепления по русскому языку в 7 классе по теме: "Наречие"

Урок проводится после изучения всех тем по наречиям в 7 классе. Данное повторение и закрепление разделено на 2 урока, на первом -  повторяется и закрепляется теоретический материал, орфограммы и ...

Деление - повторение и закрепление материала, для дальнейшей успешной учебы в школе

В статье представлены спобы актуализации знаний учащихся о действии делении;  алгоритм письменного деления, деления на 10,100,1000 и тд., основные свойства деления, компоненты деления. Также пред...