Урок повторения и закрепления. Использование глагола в тексте.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Молоканова Оксана Валерьевна

Материалы данного урока можно использовать на уроках русского языка при повторении и закрепления изученного материала по теме "Глагол" в 6 классе. Игровы моменты, групповая работа и физминутка снимает напряженность и позволяет учащимся чувствовать себя комфортно на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Роль глагола в тексте»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ "Школа №25" г.о. Балашиха

Молоканова О. В.

Цели:

- повторить и обобщить изученный материал о глаголе;

- показать возможности употребления глагола в тексте;

- научить определять роль глагола в художественном тексте;

- развивать устную и письменную речь учащихся;

- научить употреблять средства художественной выразительности при создании текста художественного стиля;

- содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;

- воспитывать любовь к слову.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация, учебник «Русский язык. 6 класс Ч.2», - М., 2010 год (УМК С.И.Львовой); интерактивная доска; карточки для эстафеты "Передай другому", карточки для работы групп "Раскрась текст".

Ход урока:

  1. Орг. момент

 -Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь!

II. Разминка (Игра-эстафета):

Сегодня у нас заключительное занятие по теме «Глагол» и подготовка к контрольному тесту. Запишите  в тетрадях число, классная работа. Тема урока: «Повторение и закрепление. Глагол в тексте.» Для начала настроимся на рабочий лад, предлагаю вспомнить очень важные орфограммы (раздаю на последние парты листочки для эстафеты) -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, е-и в корнях с чередованием, II спряжение глаголов. Каждый из вас должен написать по одному слову и передать другому. Победит та команда, которая справится с заданием быстрее всех и совершит меньше всего ошибок.

На старт, внимание, марш!

Отлично справились с заданием! Побеждает команда  …  ряда! За эту часть работы ребята получают  …!

Слайд 1.(тема урока)

III.  Проверка домашнего задания(дифференцированное задание):

А теперь обратимся к истории об одной из самых важных частей речи в русском языке, без неё ничто в мире не могло бы существовать и развиваться. Ребята подготовили небольшие выступления из «Истории частей речи»:

Артём Семёнов:  Слово глагол происходит от старославянского «глаголить» - говорить. Одним из значений этого термина в древнерусском языке было «слово», «речь вообще». В конце XIX века лингвист Андреев предлагал слово глагол заменить на термин «слово» или на «имя действия», т.к. он преимущественно сказывает или говорит мысль предложения.

Алёшин Гриша:  Глагол – одна из важнейших частей речи. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, меняется, звучит. Русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.

- Спасибо, ребята! Действительно, глаголы оживляют, вдыхают жизнь во всё, что нас окружает: так имена прилагательные помогают нам уточнить то, что названо именем существительным, но только глаголы могут показать окружающий нас мир в движении. Глагол может творить чудеса. Вспомните, как называется приём оживления неживого? (олицетворение).-

- Приведите свои примеры (ответы). 

IV. Работа с ЭОР (фронтальный опрос)

- Проверим. Слайд2 (олицетворение, примеры из худ. текста)

- Вспоминаем орфографию Слайд3. Перед вами на доске два текста, и у вас у каждого на парте  лежат листочки с текстами, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

 (к доске выходят два ученика, работают с интерактивной доской, вставляют буквы и раскрывают скобки).

- Справились? Проверяем. Слайд4.(проверка написанного текста).

Слайд5-6.(работа по вопросам к тексту)

Слайд7.(синтаксическая работа). Просмотреть по рядам, кто какую группу выбрал. Сделать акцент/озвучить (если много человек выбрали глагольные СС), что главные члены предложения не являются словосочетанием! проверить ответы. Дополнить ответы ученикам. Добавить самой. Оценить.

V. Физ. минутка

- Молодцы, ребята, вы хорошо работали, и чтобы успешно идти дальше, надо немного отдохнуть. Слайд8 (бабочка).

VI. Постановка проблемы. Работа с текстом.

- Итак, мы говорили об использовании глаголов в  художественном стиле речи. А в других стилях глагол встречАется и какое мЕсто по частоте употребления он занимает? Чтобы ответить на вопрос, откройте учебники на стр. 29. Упражнение 553. Прочитайте текст (один ученик читает). 

- Какие стили речи называются в тексте? (ответы) 

- Какова роль глагола в стилях? Приведите примеры (ответы).

 - В дальнейшем мы будем работать над разными стилями и говорить о средствах выразительности  в каждом из них. Но сегодня мы ведем разговор об особенностях использования глагола в художественной речи. В стихотворении Фета мы столкнулись с полным отсутствием глаголов, а как вы думаете, можно ли построить рассказ, используя лишь одни глаголы?  Обратимся к упражнению 554. (Читает учитель).

- Текст называется «Один день». О каком дне идет речь? (ответы)

- Как вы догадались? (ответы). 

- Понятен ли вам текст? (ответы)

- Глаголы в тексте-повествовании передают основную информацию, делают любое действие эмоционально окрашенным. Но ведь для создания яркой, образной и эмоциональной картины нужны и другие части речи.

VII. Групповая работа.

Предлагаю вам вновь стать командой, задание для всех одинаковое - раскрасить 1 абзац данного теста, добавив известные вам части речи. Ребята, подойдите к столам, на которых наклеены яркие листочки. Посмотрим, у кого получится интереснее и кто использует больше слов (если необходимо, показать пример своего текста, на 5-6 минут. Дети пишут на заранее подготовленных листах, где текст написан с большими пробелами – это избавит от необходимости писать уже готовые слова. Ребята должны собраться таким образом, чтобы «столпившись» у одного стола, не мешать другим ребятам. Желательно сосредоточить детей у стола тех, кто быстро пишет,  это лучше решить заранее). Учащиеся представляют готовый текст. Если позволяет время, дети читают по очереди свои работы. Если нет – подписывают и сдают на проверку.

VIII. Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок

Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подведем итоги:

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- В каких стилях глагол употребляется чаще всего?

- Какую роль играет глагол в художественной речи?

- В каком значении употребляется глагол в художественной речи?

- Можно ли составлять тексты, используя только глагол? Почему?

- Понравился ли вам урок?

IX. Домашнее задание:

Обязательная часть: № 564, на стр. 34.

на выбор: написать сочинение-рассуждение о роли глагола в речи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Введение и первичное закрепление модального глагола CAN. Сценарий урока с использованием информационно-коммуникационной технологии с применением интерактивной доски.

Возможности интерактивной доски - настолько мощный мотив для изучения иностранных языков, а в особенности скучной грамматики, что просто необходимо применять ее возможности на уроках. Достаточно перви...

Решение уравнений (урок повторения и закрепления)

Тема: Решение уравнений (урок повторения и закрепления) Цели урока:  образовательные: закрепить умение решать линейные уравнения и задачи, решаемые с     помощью уравнений...

Урок повторения и закрепления по русскому языку в 7 классе по теме: "Наречие"

Урок проводится после изучения всех тем по наречиям в 7 классе. Данное повторение и закрепление разделено на 2 урока, на первом -  повторяется и закрепляется теоретический материал, орфограммы и ...

презентация к уроку "Повторение изученного в разделе "Глагол"

урок русского языка в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой...

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...

МКТ ( урок повторения материала с использованием интерактивной доски)

урок повторения материала с использованием интерактивной доски. Урок построен по типологии игры "Своя игра"...