Л.Л. Боссова А.Ю. Босова 8 класс урок № 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИ
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс)

Тулубаев Тимур Маратович

Л.Л. Боссова А.Ю. Босова 8 класс урок № 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_2._8_klass_l.l._bosova_a.yu_._bosova.docx64.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 2 ОБЩИЕ СВЕДЕНЬЯ О СИСТЕМАХ СЧИСЛЕНИЯ

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний о системах счисления; формировать умение определять основание и алфавит систем счисления.         

Планируемые результаты

Предметные:

научится преобразовывать основание и алфавит систем счисления, переходить от свернутой формы записи числа к его развернутой записи.

Метапредметные:

Познавательные – управлять своей познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей; планировать собственную деятельность; находить достоверную информацию, необходимую для решения поставленных задач;

Регулятивные – владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решения и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в современной деятельности.

Личностные:

Формирование ценностного отношения к учению и результатам обучения; оценивания важности  образования

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности  обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируют способы деятельности

1

2

3

           4

I Организа-ционный момент

Приветствует класс. Проверяет готовность  учащихся к уроку. Создаёт  в классе  атмосферу  психологического комфорта.

– Очень рад всех видеть сегодня на уроке!

–Все ли готовы получать новые знания?

Настраиваются на учебную деятельность.

Концентрируются на работе на уроке.

Приём «Самопроверка».

– Для урока я подготовил...

– Я сосредотачиваюсь на уроке изучении ... (информатики).

– Мои мысли об ... (информатике).

Формируют

навыки само-

организации

II Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка  цели и задач урока

Предлагает  учащимся рассказать о  том, что они знают о «системах счисления»

Вопрос запуска постановки учебной задачи:  

 

– Достаточно ли у вас  знаний о системах счисления?

Формирует учебную задачу:

– Исследовать системы счисления

 Продолжают предложения:

– О системах счисления  я знаю....

–Мы изучали...

– Я самостоятельно читал ...

 Осознают важность  решения поставленной задачи

Развивают навыки целеполагания.

III Сообщение темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока.

Организовывает совместное  с учащимися формирование цели и задач урока.

– Внимательно прочитайте тему урока.

–Как бы вы сформулировали задачи урока исходя из темы?

– Чему вы бы хотели научиться на уроке?

Записывают в тетрадь  тему урока.

Учувствуют в формировании целей и задач урока:

– усвоить суть понятия «системы счисления»;

– научится приводить примеры систем счисления.

– научится характеризовать системы счисления.

Формируют

умения

принимать и

сохранять

 учебную

задачу

IV Мотивирование к учебной деятельности

Способствует обсуждению мотивационных вопросов.

– Что я намерен делать сегодня на уроке

– Какие  усилия  нужно приложить, чтобы  достичь цели урока?

– Почему для меня важно знать как можно больше  о системах счисления?

– Какова моя цель на данном уроке?

Отвечают на мотивационные вопросы.

Создают усилия для успешной учебной деятельности.

Выражают свои мысли. Развивают навыки само- мотивации

V Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока

Организовывает  обсуждение  проблемного

вопроса:

–Какие существуют правила записи чисел?

– Где в повседневной жизни понадобится знания о системах счисления?

Предлагает проанализировать    определение  понятия  «Система счисления».

Объясняет, что знаки  с помощью которых записываются числа, называются цифры, а их совокупность - алфавитом.

Предлагает учащимся внимательно изучить  информацию и определить слова, словосочетания, которые нужно понять и запомнить; Представить данную  информацию в графическом виде (рисунок, схема и т.д.)

Организует исследовательскую  деятельность учащихся. Определяет ряд вопросов, на которые  учащиеся могут найти  ответ самостоятельно в ходе исследовательской работы.

Объясняет  учащимся непонятные моменты.

Предлагает учащимся проанализировать определения   «непозиционная система», «позиционная система».

Объясняет  учащимся непонятные моменты.

В унарной системе используется всего один знак, палочка, зарубка, камешек.  

Знакомит с развернутой формулой, записи числа.

Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1×q–1+…+ a–m× q–m)

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают свои идеи и предложения.

Анализируют  определения.

Заполняют таблицу  

Определение

Ключевые слова

Я не понимаю...

Система счисления – это знаковая  система , в которой приняты определенные правила записи чисел.

Знаковая система, правила записи, числа

Делают записи в тетради. Задают уточняющие вопросы.

Анализируют информацию: определяют,  что им непонятно и формируют  вопросы.

Делают  записи в тетради. Задают  учителю  уточняющие вопросы.   Заполняют таблицу

Информация

Слова, словосочетания,  которые нужно понять и запомнить

Графическое представления словесной информации

В любой системе счисления цифры служат  для обозначения чисел, называемых узловыми остальные числа получаются в результате каких-либо операций из узловых чисел

Узловые числа, алгоритмические числа, образование чисел.

Система счисления различаются выбором  узловых чисел и способами образования алгоритмических чисел.

Выбор узловых чисел, способ образования  алгоритмического числа

Виды систем счисления: унарная система, непозиционная система, позиционная система

Унарная система, непозиционная система, позиционная система

Работают  в группах. Осуществляют поиск информации в разных источниках. Анализируют найденную информацию. Оформляют результаты исследования.

https://lh3.googleusercontent.com/blogger_img_proxy/ANbyha0wO2giTtGwycRDFfXgbMdx9d-3MLtIQoz01LtmNPb9pIJtn1n1joTdEn7C6zmj8Xpd-GOTDLiUTkYb-kwMJIcX39Pwd5YznM-CW5aHzZxgCJPmdw503Q6KkJCO0tVYh4gS323ZuXa85DZmfQ=s0-d

Примеры:

Позиционная система счисления это десятеричная система счисления, основанная на арабских числах.

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.

Не позиционная система счисления это римская система счисления I, V, X, L, C, D, M.

Палочки для счета в первом классе.

«Русские счеты»

А — число;

q — основание системы счисления;

ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;

n — количество целых разрядов числа;

m — количество дробных разрядов числа;

qi — «вес» i-го разряда.

Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.

Выражают свои

мысли в

соответствии с задачей.

Проводят иследование

VI Закрепление изученного материала

Организовывает самоанализ усвоенных учащимися знаний.

Помогает учащимся сделать вывод о необходимости  дополнительного изучения рассмотренного на уроке материала.

Отвечают на вопросы. Определяют уровень  усвоения знаний. Заполняют таблицу.

Вопросы

Варианты ответов

Знаю ответ на вопрос

Не знают ответа на вопрос

Что такое система счисления?

Какие существуют системы счисления?

Что такое узловые числа?

Что собой представляет позиционная система счисления?

 Анализируют ответы на вопросы. Проводят дополнительное изучение  нового материала.  Задают вопросы учителю.

Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений

VII Выполнение задания

Задание 1.  Сколько цифр используется  в позиционной системе счисления?

А) 8   Б) 17   В)376

Задание 2 Существует ли позиционная система счисления в которой используется всего одна  цифра?

Выполнение задания.

Ответ.

1.Каково  основание системы  счисления столько цифр и используется  А) 8   Б) 17   В)376

2. Нет

Самостоятельно

Принимают решение

VIII  Подведение итогов урока

Рефлексия.

Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует  размышлению  учащихся над вопросами:

– Каковы мои достижения на уроке?

– С какими трудностями я столкнулся при  изучении процесса передачи информации?

– Достиг ли я поставленной цели?

–Насколько хорошо я понимаю  термин «Система счисления»?

Подводят  итоги своей работы на уроке.

Проводят самооценку, рефлексируют.

Отслеживают  цель учебной деятельности

VIII Домашнее задание

Учебник  § 1.1

Помогает выбрать задание из учебника.

Выбирает, которые будут выполнять дома.

Записывают домашнее задание.  

Формируют навыки самооценки самоорганиза-ции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Общие сведения о системах счисления

Общие сведения о системах счисления...

Системы счисления. Общие сведения о системах счисления.

Презентация к уроку информатики в 8 классе по теме "Системы счисления. Общие сведения о системах счисления". Данная презентация служит опорным материалом к учебнику по информатике для 8 класса под авт...

Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"

Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Математические основы ин...

Конспект урока на тему: «Общие сведения о системах счисления»

Конспект урока на тему: «Общие сведения о системах счисления»Класс: 9.Цель урока: познакомить учащихся с историей возникновения различных систем счисления; указать на основные недоста...

Технологическая карта урока "Общие сведения о системах счисления"

Технологическая  карта урока. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 класс. ФГОС.Урок 2.  Общие сведения о системах счисления....