Главные вкладки

    Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 8 класса "Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления"
    план-конспект урока по информатике и икт (8 класс) на тему

    Дейнега Марина Анатольевна

    Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина Анатольевна

    Класс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Тема: Математические основы информатики

    Тема урока: Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления

    Тип урока:  объяснение нового материала

    Цели урока: познакомить учащихся с видами системы счисления, с историей непозиционных систем счисления. Научить учащихся переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления
    • объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления

    Развивающие:

    • развивать алгоритмическое мышление
    • развить познавательный интерес, логическое мышление

    Воспитательные:

    • развить познавательный интерес

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka._sistemy_schisleniya.docx34.68 КБ
    Файл sistemy_schisleniya.pptx410.35 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина Анатольевна

    Класс: 8 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Тема: Математические основы информатики

    Тема урока: Общие сведения о системах счисления. Двоичная система счисления

    Тип урока:  объяснение нового материала

    Цели урока: познакомить учащихся с видами системы счисления, с историей непозиционных систем счисления. Научить учащихся переводить числа из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления и обратно.

    Задачи урока:

    Образовательные: 

    • показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления
    • объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления

    Развивающие: 

    • развивать алгоритмическое мышление
    • развить познавательный интерес, логическое мышление

    Воспитательные: 

    • развить познавательный интерес

    Структура урока: фронтальная работа по усвоению материала

    Межпредметные связи: математика, информатика

    Оборудование: презентация к уроку «Системы счисления», раздаточный материал - карточки с заданиями для индивидуальной работы

    УМК: Информатика: учебник для 8 класса / Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 184 с.: ил.

    Этапы урока

    Время, мин

    Содержание учебного материала

    Форма работы (индивидуальная, фронтальная, групповая)

    ЭОР/ЦОР

    Действия учителя

    Действия учащегося

    Организационный

    1 мин

    Проверка готовности обучающихся. Сообщение темы. Постановка цели, задач  урока

    (Слайд 1-3)

    Фронтальная

    Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

    Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. Формулируют совместно с учителем цель урока

    Изложение нового материала  

    25 мин

    Ознакомление учащихся с новым материалом в виде эвристической беседы используя презентацию.

    (Слайды № 4-14)

    Фронтальная

    Презентация

    Излагает новый материал

    Воспринимают информацию. Отвечают на вопросы. Репродукция знаний.

    Восприятие и осознание учащимися нового материала

    12 мин

    Выполнение заданий: решение примеров для закрепления изученного материала

    (Слайд № 15)

    Индивидуальная, фронтальная

     

    Организует самостоятельную деятельность, проверяет осознанность усвоения учащихся новых знаний

    Репродукция знаний. Самостоятельные ответы на вопросы, оформленные в тетради

    Обобщение и подведение итогов

    2 мин

    Ответы на вопросы. Соответствие поставленных задач с достигнутыми.

    Фронтальная

    Задает вопросы по пройденному материалу. Говорит о результатах работы учеников  на уроке. Комментирует и разъясняет домашнее задание

    Проговаривают по плану новые знания, отвечают на вопросы, высказывают свои впечатления от урока

    Ход урока

    1. Организационный момент

    Слайд 1-3 - Сообщение темы, цели и задач

    1. Объяснение нового материала

    Слайд 3-4 – учитель дает определения основным понятиям (система счисления, алфавит, цифры), приводит примеры системы счисления

    Учитель рассказывает о том, что все системы счисления делятся на две группы: позиционные и непозиционные.

    Слайд 6-7– непозиционная СС. Учитель рассказывает о непозиционной СС. Система счисления называется непозиционной, если количественный эквивалент (количественное значение) цифры в числе не зависит от её положения в записи числа. Одним из примеров непозиционной СС является римская СС. В качестве цифр используются латинские буквы.

    Таблица 1

    Единицы

    Десятки

    Сотни

    Тысячи

    1 I

    10 X

    100 C

    1000 М

    2 II

    20 XX

    200 CC

    2000 ММ

    3 III

    30 XXX

    300 CCC

    3000 МММ

    4 IV

    40 XL

    400 CD

    5 V

    50 L

    500 D

    6 VI

    60 LX

    600 DC

    7 VII

    70 LXX

    700 DCC

    8 VIII

    80 LXXX

    800 DCCC

    9 IX

    90 XC

    900 CM

    В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания.

    В таком случае их значения складываются.

    Здесь алгоритмические числа получаются путём сложения и вычитания чисел с учётом следующего правила:

    каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него.

    1935=MCMXXXV (1000+900+30+5)

    Слайд 8 - в позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее положения в числе. Основание позиционной системы счисления равно количеству цифр, составляющих её алфавит. СС, применяемая в современной математике, является позиционной десятичной системой

    Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 (основание равно десяти, так как запись любых чисел производится с помощью десяти цифр)

    Учитель предлагает рассмотреть вначале десятичную СС. Число 842. Цифра 8 обозначает восемь сотен, 4 – четыре десятка, 2 – две единицы. Если поменять местами цифры, например, 8 и 4, то цифра 8 – станет обозначать восемь десятков, 4 – четыре сотни.

    Слайд 9-  Для записи чисел в позиционной системе счисления с основанием n нужно иметь алфавит из  n цифр. Для этого при n<10 используют n первых арабских цифр, а при n>10 к десяти арабским добавляют буквы. Учитель приводит примеры алфавитов нескольких систем. Если требуется указать основание системы счисления, к которой относится число, то оно приписывается нижним индексом к этому числу.

    Пример: 1011012 56310 2ЕА16

    Слайд 10-11

    В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде:

    Aq =±(an–1×qn–1+ an–2 × qn–2+…+ a0 × q0+ a–1×q–1+…+ a–m× q–m)  

    Здесь:

    А — число;

    q — основание системы счисления;

    ai — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления;

    n — количество целых разрядов числа;

    m — количество дробных разрядов числа;

    qi — «вес» i-го разряда.

    Такая запись числа называется развёрнутой формой записи.

    Примеры записи чисел в развёрнутой форме:

    2012=2×103 +0×102 +1×101 +2×100

    0,125=1×10-1 +2×10-2 +5×10–3

    14351,1=1×104 +4×103 +3×102 +5×101 +1×100 +1×10–1

    Слайд 12 – вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию в последовательность нулей и единиц.

    Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2.

    Двоичный алфавит: 0 и 1.

    Учитель предлагает перевести числа из привычной  десятичной СС в двоичную СС.

    Слайд 13 – перевод целых чисел из десятичной СС в двоичную.

    Алгоритм перевода:

    • Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание  системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньше 2
    • Записать полученные остатки в обратной последовательности


    Слайд 14 - теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из двоичной СС в десятичную

    Алгоритм перевода

    1. Двоичное число записать в развернутой форме.

    В двоичной СС основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней  основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1

    110012 = 1 * 24 + 1 * 23 + 0 * 22 + 0 * 21 + 1 * 20 = 25

    1. Произвести вычисления

    110012 = 2510

    Закрепление. Самостоятельная работа обучающего характера

    Учитель предлагает решить два примера для самостоятельного решения и закрепления изученного материала. Перевести из десятичной СС в двоичную число

    8910             ?2  

    10101012         ?10

    Правильные ответы:

    8910 = 010110012

    10101012=8510

    1. Подведение итогов урока.  Домашнее задание

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ. Двоичная система счисления 8 класс

    Слайд 2

    Цели урока : Ввести понятие «Система счисления (СС)». Научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно Развить логическое мышление

    Слайд 3

    ЗАДАЧИ: Образовательные: показать на примерах перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления объяснить алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в двоичную систему счисления Развивающие: развивать алгоритмическое мышление развить познавательный интерес, логическое мышление Воспитательные: развить познавательный интерес

    Слайд 4

    Система счисления - это знаковая система, в которой приняты определённые правила записи чисел. Цифры - знаки, при помощи которых записываются числа. Алфавит системы счисления - совокупность цифр.

    Слайд 5

    ЕГИПЕТСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ ВАВИЛОНСКАЯ СИСТЕМА СЧИСЛЕНИЯ

    Слайд 6

    Системы счисления Непозиционные – в непозиционных системах счисления количественное значение цифры не зависит от ее позиции в числе Единицы Десятки Сотни Тысячи 1 10 100 1000 2 20 200 2000 3 30 300 3000 4 40 400 5 50 500 6 60 600 7 70 700 8 80 800 9 90 900

    Слайд 7

    В римских числах цифры записываются слева направо в порядке убывания. Здесь алгоритмические числа получаются с учётом следующего правила: каждый меньший знак, поставленный справа от большего, прибавляется к его значению, а каждый меньший знак, поставленный слева от большего, вычитается из него. 1935= MCMXXXV (1000+900+30+5)

    Слайд 8

    Позиционные – в позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе Алфавит десятичной системы составляют цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 Число 842 8 обозначает восемь сотен, 4 – четыре десятка, 2 – две единицы. Если поменять местами цифры, например, 8 и 4, то цифра 8 – станет обозначать восемь десятков, 4 – четыре сотни.

    Слайд 9

    Десятичная 0 1 2 3 4 5 7 8 9 ( n=10) Двоичная 0, 1 (n=2) Восьмеричная 0 1 2 3 4 5 6 7 (n=8) Шестнадцатеричная 0..9, А (10) , B(11),C(12),D(13), E(14), F(15) ( n=16) Пример: 563 10 101101 2 2ЕА16

    Слайд 10

    ОСНОВНАЯ ФОРМУЛА В позиционной системе счисления с основанием q любое число может быть представлено в виде: A q =±(a n–1  q n–1 + a n–2  q n–2 +…+ a 0  q 0 + a –1  q –1 +…+ a –m  q –m ) Здесь: А — число; q — основание системы счисления; a i — цифры, принадлежащие алфавиту данной системы счисления; n — количество целых разрядов числа; m — количество дробных разрядов числа; q i — «вес» i -го разряда.

    Слайд 11

    Развернутая форма 2012=2  10 3 +0  10 2 +1  10 1 +2  10 0 0,125=1  10 -1 +2  10 -2 +5  10 –3 14351,1=1  10 4 +4  10 3 +3  10 2 +5  10 1 +1  10 0 +1  10 –1

    Слайд 12

    Вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию в последовательность нулей и единиц. Двоичной системой счисления называется позиционная система счисления с основанием 2 . Двоичный алфавит : 0 и 1.

    Слайд 13

    Правило перевода целых десятичных чисел в двоичную систему счисления 25 2 24 12 1 2 6 12 2 3 6 2 1 2 2 0 0 0 0 1 1 Ответ: 25 10 =11001 2

    Слайд 14

    Правило перевода из двоичной систему счисления в десятичную 11001 2 = 1 * 2 4 + 1 * 2 3 + 0 * 2 2 + 0 * 2 1 + 1 * 2 0 = 25

    Слайд 15

    закрепление изученного материала 89 10 = ? 2 1010101 2 = ? 10

    Слайд 16

    Домашнее задание Учебник: с. 14 № 6 (а); № 7 (в, г); с. 15 № 12


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока информатики в 9 классе "Арифметические операции в двоичной системе счисления"

    Урок информатики в 9 классе по теме: "Арифметические операции в двоичной системе счисления"Тип урока: комбинированный.Цели урока:1.      Дидактическая: познакомить c пра...

    Технологическая карта урока по теме "Арифметика в двоичной системе счисления"

    Данная технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины, откуда были взяты следующие элементы: содержание (дидактические единицы урока),...

    Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 7 класса "Компьютерная графика"

    Класс: 7 (для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: ИнформатикаТема: Обработка графической информацииТема урока: Компь...

    Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 7 класса "Основные компоненты компьютера"

    Технологическая карта урока  Ф.И.О. учителя: Дейнега Марина АнатольевнаКласс: 7 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Инф...

    Конспект урока (технологическая карта) по информатике для 9 класса "Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки"

    Класс: 9 (для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих задержку психического развития)Предмет: Информатика и ИКТТема: Обработка числовой информации в электронных таблицахТема урока: Ор...

    Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Перевод чисел из одной системы счисления в другую"

    Цель урока: обобщение и систематизация приемов перевода чисел из одной системы счисления в другую.Задачи урока:            обучающие -  обоб...