Технологическая карта урока по теме "Системы счисления. Двоичная система счисления."
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Гаязова Лилия Расимовна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx36.12 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока

Системы счисления. Двоичная система счисления.

Учебник

«Информатика: учебник для 8 класса / И. Г Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.- 6-изд.-М.: БИНОМ. Лаборатория заданий, 2017.-176 с.

Автор урока

Гаязова Лилия Расимовна

Тип урока

урок открытия нового знания

Цель урока

Образовательная: формирование представления о различных системах счисления, об алгоритме перевода чисел в двоичную, десятичную систему счисления; научиться переводить числа в различные системы счисления.

Развивающая: развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения изучаемого материала, самостоятельность

Воспитательная: активизация познавательной и творческой активности учащихся, воспитание чувства ответственности, коммуникативности.

Задачи урока

1) рассмотрение двоичной системы счисления как знаковой системы;

2) рассмотрение правила перевода двоичных чисел в десятичную систему счисления;

3) вывод алгоритма перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

Планируемые результаты

личностные:

формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.

метапредметные:

умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;

умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

развитие ИКТ–компетенции.

предметные:

знать: определения: системы счисления, основания системы счисления, алгоритм перевода числа из десятичной системы счисления в двоичную, алгоритм перевода в десятичную систему,применение двоичной системы в жизни;

уметь: переводить числа из десятичной системы счисления.

Организация пространства

(смена рабочих зон, "перевернутый урок", традиционное

обучение)

Традиционное обучение

Виды деятельности на уроке

(коллективная (фронтальная) работа,

кооперативно-групповая работа,

индивидуальная (самостоятельная) работа, практическая

(лабораторная) работа, творческая и/или

исследовательская работа, реферирование материала)

Фронтальная, индивидуальная

Необходимое оборудование и программное обеспечение

Проектор, экран, компьютер учителя, программное средства для создания и демонстрации презентации

Организационная структура урока:

Этапы урока

Длительность

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Учебные

материалы

(ссылки на

цифровые

ресурсы)

Организационный

этап.

2 мин

Учитель приветствует учащихся,  проверяет готовность кабинета к проведению урока, проверяет отсутствующих.

Оценивают готовность к уроку, психологически настраиваются на работу.

Мотивация учебной

деятельности

учащихся. Формулирование темы и целей урока

5 мин

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Начнем сегодняшний урок с одного, на первый взгляд, непонятного и запутанного стихотворения

Ей было тысяча сто лет,
Она в сто первый класс ходила,
В портфеле по сто книг носила – 
Все это правда, а не бред.
Когда, пыля десятком ног,
Она шагала по дороге,
За ней всегда бежал щенок
С одним хвостом, зато стоногий.
Она ловила каждый звук

Своими десятью ушами, 
И десять загорелых рук
Портфель и поводок держали.
И десять темно-синих глаз 
Рассматривали мир привычно, 
Но станет все совсем обычным, 
Когда поймете наш рассказ.
Что используется для записи информации о количестве объектов?

Как записать числовую информацию?

Что такое цифра?

Что такое знаковая система и алфавит?

 Значит, как представляется число. Молодцы! Вы сформулировали тему нашего урока.

- Подумай, в какой системе счисления представлена информация?

- Назови виды закодированной информации.

 - А как представить числовую информацию в двоичной системе счисления?

- Свяжи поставленные вопросы с темой урока.

Цели  урока:

- узнать:

-научиться:

Учащиеся в ходе обсуждения приходят к  выводу, что в стихотворении используется двоичная система счисления.

Ученики поэтапно отвечают на вопросы и формулируют тему урока.

Актуализация знаний

5 мин

Учитель через беседу организует актуализацию понятия системы счисления.

Предлагает привести примеры систем счисления.

Демонстрирует межпредметную связь.

Создает проблемную ситуацию.

- Что называют системой счисления?

- Какие существуют виды систем счисления?

- На каком школьном учебном предмете вас учат работать с числами?

- Какая система счисления используется на уроках математики?

- В каком виде хранятся данные в компьютере?

- Почему он называется двоичным?

На доске пишется три примера, учитель спрашивает у класса, могут ли эти примеры быть верными? Почему?

I+I=2

I+I=II

I+I=10

Учащиеся могут назвать ошибочным как третий, так и вместе второй с третьим. Но римская система счисления должна быть знакома учащимся и, если не вспомнят сами, можно дать небольшую подсказку.

Дальше выслушать объяснения, почему ученики считают ошибочным третий пример. После этого учитель говорит, что все три примера верны и задача учеников в середине урока объяснить, почему. Примеры остаются на доске.

Учащиеся отвечают на вопросы

Размышляют над заданием. Записывают в тетрадь понятие системы счсления.

https://2035school.ru/htmllesson/sistemi_schisl (блок общие сведения о системах счисления)

https://www.youtube.com/watch?v=Ro8jdy_kpko

Первичное усвоение

новых знаний

15

Вводит понятие развернутой записи многозначного числа.

- узнай о двоичной системе счисления

- запиши кратко:

А) разложение двоичного числа по основанию с переводом в десятичную систему

Б) Перевод десятичного числа в двоичную систему

Консультирует учащихся в процессе выполнения задания

Задание: запишите в развернутой форме число

1 вариант 356210 

2 вариант 286410 

(Репродуктивный метод)

Таким образом, с продвижением от цифры к цифре справа налево «вес» каждой цифры увеличивается в 10 раз. Это связано с тем, что основание системы счисления равно десяти.

- А теперь запишите в развернутой форме двоичное число 10010012

- Что необходимо для этого сделать?

(Проблемные методы  (создание проблемной ситуации))

- Можем ли мы перевести число из двоичной СС в десятичную ? да

- Как вы думаете, что нужно для этого сделать?

 Посмотрите внимательно, Что мы делали при написании развернутой формы десятичного числа

Каждое слагаемое слева направо  умножали на основание в степени позиции

Как тогда мы распишем двоичное число

111012 = 1 · 2+ 1 · 23 +1  · 22+ 0 · 21 + 1  · 20 = 2910.

Каждое слагаемое слева направо  умножали на основание  2 в степени позиции

 (частично-поисковый метод (эвристическая беседа))

счисления.

Смотрят видео и фиксируют в тетради основные моменты

Выполняют задание. Осуществляют проверку по презентации.

https://www.youtube.com/watch?v=Ro8jdy_kpko

https://2035school.ru/htmllesson/sistemi_schisl (перевод десятичного числа в двоичную систему счисления)

http://tisehkyae.blogspot.com/p/blog-page_3625.html осуществляют проверку по презентации

Первичная проверка

понимания

10 мин

Организуют ответы на задания (1,3,6,10)

Наблюдают за решением упражнений и консультируют по мере необходимости.

Переведем в десятичную систему еще несколько двоичных чисел.

10102 , 110012,

Теперь по правилу перевода переведем число 152, 256 в двоичную систему

Отвечают на задания 1,3,6,10 самостоятельно в тетради и осуществляют проверку с учителем.

Выполняют решение упражнений у доски, объясняя классу решение

https://2035school.ru/htmllesson/sistemi_schisl (задание 1, 3, 6, 10

Первичное

закрепление

5 мин

Организуют решение заданий

Самостоятельно выполняют задания.

Затем обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки.

https://2035school.ru/htmllesson/sistemi_schisl (задание 7, 8, 9)

Рефлексия

(подведение итогов

занятия)

1 мин

Сообщает результаты урока и выставляет отметки в электронный журнал

Я сегодня узнал, что…

У меня получилось…

Изучать системы счисления…

Мне было легче всего…

Мне было трудно выполнить…

Мне лучше всего запомнилось…

Учащиеся отвечают на вопросы

Информация о

домашнем задании,

инструктаж

2 мин

В тетради выполнить перевод чисел соблюдая правила и алгоритм перевода:

1 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

  1. Запишите числа в развёрнутом виде.

1233,2110; 1233,28; 12,316; 12,35

  1. Запишите следующие числа в десятичной системе счисления?
  1. 1100112
  2. 358
  3. 348
  4. 11001111012
  5. 7668

2 УРОВЕНЬ СЛОЖНОСТИ

  1. Запишите в свернутой форме следующие числа
  1. А10 = 9·101+1·100+5·10-1+3·10-2
  2. А16 = А·161+1·160+7·16-1+5·16-2
  1. Сравните числа.

810 и 89;   1010 и 109; 1810 и 189; 100012 и 2223; 336 и 217 

Работа с дневниками, электронным журналом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"

Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"...

К уроку информатики по теме: "Двоичная система счисления"

Методическую разработку урока и приложения можно скачать по ссылке http://www.zavuch.info/methodlib/401/104670/Работа-участник Международного конкурса "Открытый урок"...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"

В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

Урок совершенствования знаний и навыков. 9 класс...

Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную"

Представлен конспект урока с применением системно-деятельностного подхода...