Главные вкладки

    Технологическая карта урока по теме "Арифметика в двоичной системе счисления"
    методическая разработка по информатике и икт (9 класс) на тему

    Иванова Ольга Ивановна

    Данная технологическая карта урока разработана с учетом ФГОС. Составлена на основе рабочей программы учебной дисциплины, откуда были взяты следующие элементы: содержание (дидактические единицы урока), уровень освоения каждой дидактической единицы, наличие лабораторной или практической работы, виды и формы самостоятельной работы обучающихся. Из календарно-тематического планирования – форма занятия, оборудование урока, учебно-методическая литература для учащихся.

     

    Основная задача технологической карты урока – скомбинировать виды деятельности учащихся и учителя в целостный, коллективный  набор действий, создающий процесс взаимообучения, взаимодействия. Основной компонент – нацеленность на результат, формирование компетенций, то есть личности, способной реализовать себя. 

    Надеюсь, что данный материал пригодится учителям информатики для проведения уроков в соответствии с новым ФГОС.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx42.02 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Учитель: Иванова Ольга Ивановна

    Предмет: Информатика и ИКТ

    Класс: 9

    УМК:

    • Учебник для 9 класса Информатика и ИКТ
      Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.
      М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2014
    • Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1
      Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
      М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2014
    • Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2
      Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера
      М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2014
    • Информатика и ИКТ. Рабочая тетрадь для 9 класса

    Авторы: Л. Л. Босова, А. Ю. Босова

    М.: БИНОМ.  Лаборатория знаний, 2014

    • Комплект цифровых образовательных ресурсов, размещенной в Единой коллекции ЦОР  (http://www.school – collection.edu/ru/).

    Тип урока: урок освоения новых знаний

    Тема урока: «Арифметика двоичных чисел (сложение и умножение)» 

    Цель урока: Сформировать навыки выполнения арифметических действий с двоичными числами.

    Задачи урока: 

    Образовательные: познакомить учащихся с правилами сложения и умножения в двоичной системе счисления, отработать и закрепить полученные  на уроке знания.

    Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического мышления, памяти, внимания, умения работать в парах и самостоятельно с  заданиями различного уровня сложности, а также развивать мотивацию к учебной деятельности.

    Воспитательные: формировать  познавательную и творческую активность учащихся, воспитывать у них чувство ответственности, коммуникативность, толерантность, волю и настойчивость.

    УУД:

    Личностные УУД: 

    • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
    • смыслообразование, то есть установление учащимся связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

    Регулятивные УУД:

    • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно;
    • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
    • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
    • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
    • оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

    Коммуникативные УУД:

    • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
    • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

    Познавательные УУД:

    • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
    • структурирование знаний;
    • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
    • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
    • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Планируемые результаты:

    • Предметные – знать: Таблицы сложения и умножения в двоичной системе счисления.                     

                               -  уметь: Выполнять арифметические операции с двоичными числами.

    • Личностные: умение слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение, анализировать свои возможности в достижении планируемых результатов.  Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи. Понимать другие позиции (взгляды, интересы). Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-нибудь  сообща.

    • Метапредметные: умение анализировать любую позиционную систему счисления как знаковую систему, понимание пути решения проблемы в зависимости от выбранного направления решения; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью.
    • Межпредметные связи: математика.
    • Основные понятия: двоичная арифметика, алфавит, цифра.

    Формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая.

    Электронно образовательные ресурсы: презентация «Арифметика в двоичной системе счисления»; ресурсы федеральных образовательных порталов; анимация «Сложение и умножение многоразрядных двоичных чисел» (sc.edu.ru).

    Дидактическая структура урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    Формируемые УУД

    Организационный момент

    (2 минуты)

    Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, отмечает отсутствующих, настраивает на учебную деятельность.

    Приветствуют учителя, проверяют сою готовность к уроку.

    Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Актуализация знаний

    (5 минут)

    Проверка домашнего задания. Учитель вызывает к доске трех человек, которые записывают ответы (согласно варианту) из домашнего задания. Оценивает их ответы. В случаи ошибок обсуждает их с классом и вносит исправления.

    Учащиеся сверяют свои ответы с ответами на доске и самостоятельно выставляют себе оценку.

    Регулятивные: оценка уровня усвоения, осознание качества освоения.

    Познавательные: структурирование знаний.

    Постановка цели и задачей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся  

    ( 5 минут)

      «Недостаточно лишь понять задачу, необходимо желание решить её. Где есть желание, найдется путь!»                                                   

    Л.Н.Толстой (ПОЙА   Д.)

    Я верю, что сегодня на уроке мы с вами легко найдем путь к правильному решению всех поставленных задач!

     

    Решите, казалось бы, простой пример:

    1+1=? (учащиеся отвечают «2»). Это верно, если бы счет велся в десятичной системе счисления, но как мы знаем цифры «2» не может быть в двоичной системе счисления, так как известно, что алфавит этой системы состоит всего из двух цифр (1 и 0). Как же происходит сложение и умножение двоичных чисел………… Вот это и предстоит нам сегодня выяснить.

    Сегодняшний урок будет посвящен арифметическим действиям в двоичной системе счисления. Запишите, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

    Тема урока: Арифметика двоичных чисел (сложение и умножение).

    Слушают учителя, отвечают на вопросы. Вместе с учителем определяют цели и задачи урока.

    Записывают тему в тетрадь.

    Личностные: смыслообразование, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

    Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

    Регулятивные:

    планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

    Личностные:

    самоопределение.

    Изучение нового материала

    (10 минут)

    Двоичная система счисления издавна была предметом пристального внимания многих ученых. Пьер Симон Лаплас, французский астроном, математик и физик писал о своем отношении к двоичной (бинарной) системе счисления великого математика Лейбница: «В своей бинарной арифметике Лейбниц видел прообраз творения. Ему представлялось, что единица представляет божественное начало, а нуль – небытие и что высшее существо создает все из небытия точно таким же образом, как единица и нуль в его системе выражают все числа… Мысль выражать все числа немногими знаками, придавая им значение по форме, её значение по месту, настолько проста, что именно из-за этой простоты трудно оценить, насколько она удивительна …»

    Эти слова подчеркивают универсальность алфавита, состоящего из двух символов.

    Все позиционные системы счисления “одинаковы”, а именно, во всех них выполняются арифметические операции по одним и тем же правилам:

    - справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный (переместительный), ассоциативный (сочетательный), дистрибутивный (распределительный);

    - справедливы правила сложения, вычитания, умножения и деления столбиком;

    - правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

    Правила двоичной арифметики гораздо проще правил десятичной арифметики. Вот все возможные варианты сложения и умножения однозначных двоичных чисел.

    Демонстрирует таблицы сложения и умножения.

    Таблица сложения

    Таблица умножения


    0 + 0 = 0


    0*0 = 0


    0+1 = 1


    0*1 = 1


    1 +0=1


    1 *0= 1


    1 + 1 = 10


    1*1 = 1

    Своей простотой и согласованностью с битовой структурой компьютера памяти двоичная система счисления и привлекла изобретателей компьютера. Ее гораздо проще реализовать техническими средствами, чем десятичную систему.

    Вот пример сложения столбиком двух многозначных двоичных чисел:

      1011011101

    +   111010110

    10010110011

    А теперь посмотрите внимательно на следующий пример умножения многозначных двоичных чисел:

        1101101

    *            101

         1101101

       0000000

     1101101

    1000100001


    Рассмотрим по одному примеру каждого действия. Произведем проверку в десятичной системе счисления.

    Пример 1.

    100102+10012 = 110112 Проверка 1810 + 910=2710

    Пример 2.

    100102 * 10012 = 101000102 Проверка 1810 * 910 = 16210

    Слушают объяснение учителя

    Записывают таблицы в тетрадь.

    Слушают объяснение учителя, записывают примеры в тетрадь.

    Личностные:

    умение взаимодействовать в учебной деятельности.

    Регулятивные:

    планирование – умение действовать по плану и планировать свою деятельность; целеполагание – способность обозначать цели и следовать им в учебной деятельности.

    Познавательные:

    структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

    Физкультминутка

    (2 минуты)

    • 1. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1-4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.
    • Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Выполнять 5-6 раз.
    • Голову держать прями. Поморгать, не напрягая мышцы.

    Учащиеся выполняют физкультминутку.

    Первичное закрепление нового материала

    (8 минут)

    Работа по группам.

    Класс делится на 2 группы. От каждой группы один человек решает за доской. Остальные решают коллективно. Какая группа выполнит задание быстрее и верно, та получает 5 баллов.

    101 + 11 [1000] 
    10110 + 101 [11011] 
    10101 + 1011 [100000]

    101 . 11 [1111]
    1001 
    . 11 [11011]
    10101 
    . 10[101010]

    Учащиеся делятся на группы.

    Решают задания.

    Личностные: смыслообразование.

    Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний; умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.

    Коммуникативные:

    умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; слушать и понимать речь других.

    Познавательные:

    структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

    Самопроверка

    (8 минут)

    А сейчас проверим, как вы усвоили правила выполнения арифметических действий в двоичной системе счисления. Будем решать задания на листочках, а затем, используя программу Калькулятор, проверять правильность выполнения. Заданий всего пять. За верный результат на листочках ставите себе 1, за неверный – 0. Подсчитав полученные баллы, вы поставите себе оценку за урок. 

    1 вариант

    111001102 + 1100012

    100010012 + 1001002

    111000102 – 1100112

    110110112 – 1010112

    11012* 1112

    Ответы 1 вариант:

    100010111

    10101101

    10101111

    10110000

    1011011

    2 вариант

    11011112 + 10001012

    110110012 + 1011002

    100010012 – 11011012

    111010002 – 1001112

    10112 * 1012

    Ответы 2 вариант:

    10110100

    100000101

    11100

    11000001

    110111

    Учащиеся решают задания на листочках, затем проверяют правильность решения, используя программу Калькулятор. Выставляют себе оценку. Листочки сдают учителю.

    Личностные: формирование объективной самооценки.

    Регулятивные:

    Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; умение оценить, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.

    Познавательные:

    Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Подведение итогов урока. Домашнее задание. Рефлексия.

    (5 минуты)

    Итак, ребята, сегодня на уроке мы научились выполнять арифметические действия в двоичной системе счисления.

    Что было для вас необычно? Что вы узнали нового и интересного? Какие вопросы и трудности у вас возникали? Выставление оценок за урок.

    Домашнее задание: карточки с примерами.

    Учащиеся отвечают на вопросы, дают оценку урока, записывают домашнее задание.

    Регулятивные:

    Контроль процесса и результатов учебной деятельности.

    Личностные:

    самоопределение – система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и обществе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"

    Урок "Представление информации в двоичной системе счисления"...

    Урок информатики по теме: "Двоичная система счисления"

    Методическую разработку урока и приложения можно скачать по ссылке http://www.zavuch.info/methodlib/401/104670/Работа-участник Международного конкурса "Открытый урок"...

    Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления и десятичную"

    В данном конспекте предуслотрены новые требования ФГОС, используется презентация, для демонстрации решения примеров, в конце урока проводится интересная викторина (с межпредметными связями)...

    Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатиричную системы счисления и обратно"

    Данный конпект  может использоваться при изучении темы "Системы счисления" с таршей школе....

    Урок «Арифметические действия в двоичной системе счисления»

    Урок совершенствования знаний и навыков. 9 класс...

    Конспект урока "Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную"

    Представлен конспект урока с применением системно-деятельностного подхода...