Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы
рабочая программа (7 класс)

Чупрова Нина Павловна

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_7-9_informatika_bosova_l.l.docx397.03 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\uoser\Desktop\Анализ ШМО 21-22\титул.jpg

Пояснительная записка

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной  программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные  и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.

Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л.Л. Босова, А.Ю. Босова;  издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний»).

             Цели рабочей программы: 

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т д );
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

Задачи рабочей программы:

  • сформировать у учащихся умения организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание  как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование - предвосхищение результата; контроль - интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка - осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • сформировать у учащихся умения и навыки информационного моделирования как основного метода приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно - графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • сформировать у учащихся основные универсальные умения информационного характера;
  • сформировать у учащихся широкий спектр умений и навыков: использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств;
  • сформировать у учащихся основные умения и навыки самостоятельной работы, первичные умения и навыки исследовательской деятельности, принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
  • сформировать у учащихся умения и навыки продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения работы в группе; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Место учебного предмета в учебном плане.

Авторская программа, рассчитанная на 105 часа (6 часов резерва учебного времени добавлены  в раздел «Повторение»):

Рабочая программа рассчитана на 34 часов в год (1 час в неделю) для 7-9 класса и в которой предусмотрено проведение 6 контрольных работ (5 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 7 класса, 4 контрольных работ (3 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 8 класса, 5 контрольных работ (4 тематических контрольных работы и 1 итоговая контрольная работа) для 9 класса.

Учебно – тематический план

7 класс

Раздел

Тема

Авторская программа

Рабочая программа

I

Информация и информационные процессы

9

9

II

Компьютер как универсальное устройство обработки информации

7

7

III

Обработка графической информации

4

4

IV

Обработка текстовой информации

9

9

V

Мультимедиа

4

4

VI

Итоговое повторение

2

1

Итого

35

34

Изменения  внесенные в авторскую программу:

 - В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 7 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Итоговое повторение».

8 класс

Раздел

Тема

Авторская программа

Рабочая программа

I

Математические основы информатики

13

13

II

Основы алгоритмизации

10

10

III

Начала программирования

10

10

IV

Итоговое повторение

2

1

Итого

35

34

Изменения  внесенные в авторскую программу:

 - В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 8 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Итоговое повторение».

9 класс

Раздел

Тема

Авторская программа

Рабочая программа

I

Моделирование и формализация

9

9

II

Алгоритмизация и программирование

8

8

III

Обработка числовой информации

6

6

IV

Коммуникационные технологии  

10

10

V

Итоговое повторение

2

1

Итого

35

34

Изменения  внесенные в авторскую программу:

 - В связи с тем, что в учебном плане на изучение предмета отводится 34 часа в 9 классе, а не 35 часов, то в рабочей программе уменьшено количество часов на 1 час в отличие от авторской программы, в теме «Итоговое повторение».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

7 класс

Личностные образовательные результаты:

приобретение опыта использования электронных средств  в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
 повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;

 рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;

  организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

 получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
 владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;

 умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;

  умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  • построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью;
  • следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  • юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:        

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • рациональное использование  технических средств информационных технологий для решения задач учебного процесса (компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон и др.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
  • умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
  • использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  • приближенное определение пропускной способности используемого канала связи путем прямых измерений и экспериментов;
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций, усовершенствование навыков, полученных в начальной школе и в младших классах основной школы;
  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений.

в сфере эстетической деятельности:

  • знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями из различных образовательных областей и средствами их создания.

в сфере охраны здоровья:

  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

8 класс

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками соотношения получаемой информации с принятыми в обществе моделями, например, критическая оценка информации в СМИ;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • повышения своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;  формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
  • умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, Интернет  и др.).

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, диаграммы, списки и др.);
  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери ее смысла и полноты;
  • оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  • оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств  связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  • овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, форматирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.), усовершенствование навыков, полученных в начальной школе;
  • решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);
  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  • совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

9 класс

Личностные образовательные результаты:

  • владение навыками анализа и критичной оценки получаемой информации с позиций ее свойств, практической и личной значимости, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Метапредметные образовательные результаты:

  • представление знаково-символических моделей на формальных языках;
  • планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  • контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  • коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  • получение опыта использования методов средств информатики: моделирования;  формализации и структурирования информации; компьютерного эксперимента при исследовании различных объектов, явлений и процессов;
  • владение навыками постановки задачи на основе известной и усвоенной информации и того, что еще неизвестно;
  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности, обобщения и сравнения данных и др.;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов.

Предметные образовательные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов информатики;
  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы, массивы, списки и др.);
  • развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  • построение моделей объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул, программ и пр.);
  • оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования;
  • осуществление компьютерного эксперимента для изучения построенных моделей;
  • построение модели задачи (выделение исходных данных, результатов, выявление соотношений между ними);
  • выбор программных средств, предназначенных для работы с информацией данного вида и адекватности поставленной задачи;
  • освоение основных конструкций  процедурного языка программирования;
  • освоение методики решения задач по составлению типового набора учебных алгоритмов; использование основных алгоритмических конструкций для построения алгоритма, проверки его правильности путем тестирования и/или анализа хода выполнения, нахождение и исправление типовых ошибок с использованием современных программных средств;
  • вычисление логических выражений, записанных на изучаемом языке программирования; построение таблиц истинности и упрощение сложных высказываний с помощью законов алгебры логики;
  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий.

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности.

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам.

в сфере трудовой деятельности:

  • понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  • решение задач вычислительного характера путем использования существующих программных средств (электронные таблицы);
  • создание и редактирование рисунков, чертежей, слайдов презентаций;
  • использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
  • использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  • создание и наполнение собственных баз данных;
  • приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера.

в сфере эстетической деятельности:

  • совершенствование опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных).

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияние на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  • соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

Основное содержание учебного курса

7 класс

  1. Информация и информационные процессы - 9 часов

Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации.

Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования Двоичный алфавит Двоичный код . Разрядность двоичного кода . Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций .

Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нем информации Достоинства и недостатки такого подхода Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации

 Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире.

Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флеш-память) Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации Хранилища информации Сетевое хранение информации .

Передача информации Источник, информационный канал, приемник информации Обработка информации Обработка, связанная с получением новой информации Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации Поиск информации

2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации - 7 часов

Общее описание компьютера Программный принцип работы компьютера Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени)

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования Компьютерные вирусы Антивирусная профилактика

Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория) . Файловая система . Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню)

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств Архивирование и разархивирование Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера

3. Обработка графической информации - 4 часа

Формирование изображения на экране монитора Компьютерное представление цвета Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов Форматы графических файлов

4. Обработка текстовой информации. – 9 часов

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ) Технологии создания текстовых документов Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели Коллективная работа над документом. Примечания . Запись и выделение изменений . Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей Нумерация страниц Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода

Компьютерное представление текстовой информации Кодовые таблицы Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов Представление о стандарте Юникод

5. Мультимедиа - 4 часа

Понятие технологии мультимедиа и области ее применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа Компьютерные презентации . Дизайн презентации и макеты слайдов Звуки и видеоизображения Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных.

6. Итоговое повторение – 1 час

8 класс

1. Математические основы информатики - 12 часов

Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024 . Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

2. Основы алгоритмизации - 10 часов

Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных Свойства алгоритмов Способы записи алгоритмов Алгоритмический язык — формальный язык для записи алгоритмов

Программа — запись алгоритма на алгоритмическом языке Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические Переменные и константы Алгоритм работы с величинами — план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов

3. Начала программирования - 9 часов

Язык программирования Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл).

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

4. Итоговое повторение – 1 час

9 класс

1. Моделирование и формализация - 9 часов

Понятия натурной и информационной моделей. Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертеж, граф, дерево, список и др . ) и их назначение . Модели в математике, физике, литературе, биологии и т . д . Использование моделей в практической деятельности Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач

Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними Ввод и редактирование записей Поиск, удаление и сортировка данных

2. Алгоритмизация и программирование - 8 часов

Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.

3. Обработка числовой информации - 6 часов.

Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки Выполнение расчетов Построение графиков и диаграмм Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.

4. Коммуникационные технологии – 10 часов.

Локальные и глобальные компьютерные сети Интернет Скорость передачи информации Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы

Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта . Оформление сайта Размещение сайта в Интернете

Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет

5. Повторение - 1 час.

        Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную.

        Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности.

        Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение.

Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль.

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе

Тема 1. Информация и информационные процессы

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
  • перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Тема 3. Обработка графической информации

Обучающийся научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 4. Обработка текстовой информации

Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать формулы;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Обучающийся получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Тема 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приѐмы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
  • создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

Планируемые результаты изучения информатики в 8 классе

Тема 1. Математические основы информатики

Обучающийся научится:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Обучающийся получит возможность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 2. Основы алгоритмизации

Обучающийся научится:

  • определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;
  • анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;
  • определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Обучающийся получит возможность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;
  • строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;
  • строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения

Тема 3. Начала программирования

Обучающийся научится:

  • анализировать готовые программы;
  • определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;
  • выделять этапы решения задачи на компьютере.

Обучающийся получит возможность:

  • программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
  • разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

Планируемые результаты изучения информатики в 9 классе

Тема 1. Моделирование и формализация

Выпускник  научится:

  • осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;
  • оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;
  • определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;
  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Выпускник получит возможность:

  • строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);
  • преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;
  • исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;
  • работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;
  • создавать однотабличные базы данных;
  • осуществлять поиск записей в готовой базе данных;

осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

Тема 2. Алгоритмизация и программирование

Выпускник  научится:

  • выделять этапы решения задачи на компьютере;
  • осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;
  • сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Выпускник получит возможность:

  • исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;
  • разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;
  • разрабатывать программы для обработки одномерного массива:
  • (нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;  
  • подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;
  • нахождение суммы всех элементов массива;
  • нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

сортировка элементов массива  и пр.).

Тема 3. Обработка числовой информации

Выпускник  научится:

  • анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;
  • определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;
  • выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Выпускник получит возможность:

  • создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

Тема 4.  Коммуникационные технологии  

Выпускник  научится:

  • выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;
  • анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
  • приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;
  • анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;
  • распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

Выпускник получит возможность:

  • осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;
  • определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;
  • проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические объекты.

Материально – техническое обеспечение по информатике

для 7 – 9 классов

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 7 класс»
  5. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 8 класс»
  6. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику  «Информатика. 9 класс»
  7. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/)
  8. Цифровые образовательные ресурсы:  http://school-collection.edu.ru/, http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ 

Программное обеспечение:  

  1. ОС Windows
  2. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
  3. Антивирусная программа.
  4. Программа-архиватор.
  5. Клавиатурный тренажер.
  6. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

Средства ИКТ

  1. Учительский компьютер – 1 шт.
  2. Моноблоки (компьютеры для учащихся) – 10 шт.
  3. Проектор
  4. МФУ
  5. Документ-камера
  6. Веб-камера
  7. Микрофон
  8. Система голосования – Votum (1 уп.)
  9. Акустические колонки (1 пара)


Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

в теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Количество      часов

Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов)

1.

1.1

Техника безопасности и организация рабочего места.

Аналитическая деятельность:

- оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);

-приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;

-классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

-выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;

-анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций управления.

Практическая деятельность:

-кодировать и декодировать сообщения  по известным правилам кодирования;

-определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

-определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;

-оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.).

         1

2.

1.2

Информация и её свойства

1

3.

1.3

Информационные процессы. Обработка информации

1

4.

1.4

Информационные процессы. Хранение и передача информации

1

5.

1.5

Всемирная паутина как информационное хранилище

1

6.

1.6

Представление информации

1

7.

1.7

Дискретная форма представления информации

1

8.

1.8

Единицы измерения информации

1

9.

1.9

Обобщение темы: «Информация и информационные процессы».

1

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (7 часов)

10.

2.1

Основные компоненты компьютера и их функции

Аналитическая деятельность:

-анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;

-анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;

-определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;

-анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера;

-определять основные характеристики операционной системы;

-планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

-получать информацию о характеристиках компьютера;

-оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи информации, пропускную способность выбранного канала и пр.);

-выполнять основные операции с файлами и папками;

-оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;

-оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);

-использовать программы-архиваторы;

осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов  помощью антивирусных программ.

1

11.

2.2

Персональный компьютер.

1

12.

2.3

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

1

13.

2.4

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

1

14.

2.5

Файлы и файловые структуры

1

15.

2.6

Пользовательский интерфейс

1

16.

2.7

Обобщение темы: «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

         1

Тема 3. Обработка графической информации (4 часа)

17.

3.1

Формирование изображения на экране компьютера

Аналитическая деятельность:

-анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

-определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

-выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

-создавать и редактировать  изображения с помощью инструментов  растрового графического редактора;

-создавать и редактировать    изображения с помощью инструментов  векторного графического редактора.

1

18.

3.2

Компьютерная графика

1

19.

3.3

Создание графических изображений

1

20.

3.4

Обобщение темы: «Обработка графической информации»

1

Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов)

21.

4.1

Текстовые документы и технологии их создания

Аналитическая деятельность:

-анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

-определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

-выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-создавать небольшие текстовые документы посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов;

-форматировать текстовые документы (установка параметров страницы  документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

-вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;

-выполнять коллективное создание текстового документа;

-создавать гипертекстовые документы;

-выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода,  КОИ-8Р, Windows 1251);

-использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных информационных объектов.

1

22.

4.2

Создание текстовых документов на компьютере

1

23.

4.3

Прямое форматирование

1

24.

4.4

Стилевое форматирование

1

25.

4.5

Визуализация информации в текстовых документах

1

26.

4.6

Распознавание текста и системы компьютерного перевода

1

27.

4.7

Оценка количественных параметров текстовых документов

1

28.

4.8

Подготовка реферата «История вычислительной техники»

1

29.

4.9

Обобщение темы: «Обработка текстовой информации»

1

Тема 5. Мультимедиа (4 часа)

30.

5.1

Технология мультимедиа.

Аналитическая деятельность:

-анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

-определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

-выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-создавать презентации с использованием готовых шаблонов;

-записывать звуковые файлы  с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

1

31.

5.2

Компьютерные презентации

1

32.

5.3

Создание мультимедийной презентации «История развития компьютерной техники»

1

33.

5.4

Обобщение темы: «Мультимедиа».

1

Тема 6. Итоговое повторение (1 час)

34.

6.1

Основные понятия курса. Итоговая проверочная работа.

-классифицировать информационные процессы по принятому основанию;

-определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);

-оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);

-оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера).

1


Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

№в теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Количество часов

Тема 1.  Математические основы информатики (13 часов)

1.

1.1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Аналитическая деятельность:

-выявлять различие в унарных, позиционных и непозиционных системах счисления;

-выявлять общее и отличия в разных позиционных системах счисления;

-анализировать логическую структуру высказываний.

Практическая деятельность:

-переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

-выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами;

-записывать вещественные числа в естественной и нормальной форме;

-строить таблицы истинности для логических выражений; вычислять истинностное значение логического выражения.

1

2.

1.2

Общие сведения о системах счисления

1

3.

1.3

Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

1

4.

1.4

Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления

1

5.

1.5

Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q

1

6.

1.6

Представление целых чисел

1

7

1.7

Представление вещественных чисел

1

8.

1.8

Высказывание. Логические операции.

1

9.

1.9

Построение таблиц истинности для логических выражений

1

10.

1.10

Свойства логических операций.

1

11.

1.11

Решение логических задач

1

12.

1.12

Логические элементы

1

13.

1.13

Контрольная работа №1 «Математические основы информатики»

1

Тема 2.  Основы алгоритмизации (10 часов)

14.

2.1

Алгоритмы и исполнители

Аналитическая деятельность:

-определять по блок-схеме, для решения какой задачи предназначен данный алгоритм;

-анализировать изменение значений величин при пошаговом выполнении алгоритма;

-определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм;

-сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

-преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

-строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя арифметических действий;

-строить цепочки команд, дающих нужный результат при конкретных исходных данных для исполнителя, преобразующего строки символов;

-строить арифметические, строковые, логические выражения и вычислять их значения.

1

15.

2.2

Способы записи алгоритмов

1

16.

2.3

Объекты алгоритмов

1

17.

2.4

Алгоритмическая конструкция следование

1

18.

2.5

Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления

1

19.

2.6

Неполная форма ветвления

1

20.

2.7

Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы

1

21.

2.8

Цикл с заданным условием окончания работы

1

22.

2.9

Цикл с заданным числом повторений

1

23.

2.10

Контрольная работа №2 «Основы алгоритмизации»

1

Тема 3.  Начала программирования (10 часов)

24.

3.1

Общие сведения о языке программирования Паскаль

Аналитическая деятельность:

-анализировать готовые программы;

-определять по программе, для решения какой задачи она предназначена;

-выделять этапы решения задачи на компьютере.

Практическая деятельность:

-программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;

-разрабатывать программы, содержащие оператор/операторы ветвления (решение линейного неравенства, решение квадратного уравнения и пр.), в том числе с использованием логических операций;

-разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла

1

25.

3.2

Организация ввода и вывода данных

1

26.

3.3

Программирование линейных алгоритмов

1

27.

3.4

Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.

1

28.

3.5

Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений.

1

29.

3.6

Программирование циклов с заданным условием продолжения работы.

1

30.

3.7

Программирование циклов с заданным условием окончания работы.

1

31.

3.8

Программирование циклов с заданным числом повторений.

1

32.

3.9

Оформление отчета по программированию задач циклического алгоритма.

1

33.

3.10

Контрольная работа №4 «Начала программирования»

1

Тема 4. Итоговое повторение (1 час)

34.

4.1

Основные понятия курса. Итоговая контрольная работа

-переводить небольшие (от 0 до 1024) целые числа из десятичной системы счисления в двоичную (восьмеричную, шестнадцатеричную) и обратно;

-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

-преобразовывать запись алгоритма с одной формы в другую;

-анализировать готовые программы;

-программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений.

1


Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

№ в теме

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности ученика

Количество часов

Тема 1. Моделирование и формализация (9 часов)

1.

1.1

Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и организация рабочего места.

Аналитическая деятельность:

-осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

-оценивать адекватность модели моделируемому объекту и целям моделирования;

-определять вид информационной модели в зависимости от стоящей задачи;

-анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

-определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

-выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-строить и интерпретировать различные информационные модели (таблицы, диаграммы, графы, схемы, блок-схемы алгоритмов);

-преобразовывать объект из одной формы представления информации в другую с минимальными потерями в полноте информации;

-исследовать с помощью информационных моделей объекты в соответствии с поставленной задачей;

-работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей;

-создавать однотабличные базы данных;

-осуществлять поиск записей в готовой базе данных; осуществлять сортировку записей в готовой базе данных.

1

2.

1.2

Моделирование как метод познания

1

3.

1.3

Знаковые модели

1

4.

1.4

Графические модели

1

5.

1.5

Табличные модели

1

6.

1.6

База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных.

1

7.

1.7

Система управления базами данных

1

8.

1.8

Создание базы данных. Запросы на выборку данных

1

9.

1.9

Контрольная работа №1 «Моделирование и формализация»

        1

Тема 2. Алгоритмизация и программирование        (8 часов)

10.

2.1

Решение задач на компьютере

Аналитическая деятельность:

-выделять этапы решения задачи на компьютере;

-осуществлять разбиение исходной задачи на подзадачи;

-сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.

Практическая деятельность:

-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

-разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

-разрабатывать программы для обработки одномерного массива:

-(нахождение минимального (максимального) значения в данном массиве;  

-подсчёт количества элементов массива, удовлетворяющих некоторому условию;

-нахождение суммы всех элементов массива;

-нахождение количества и суммы всех четных элементов в массиве;

-сортировка элементов массива  и пр.).

1

11.

2.2

Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива.

1

12.

2.3

Вычисление суммы элементов массива

1

13.

2.4

Последовательный поиск в массиве

1

14.

2.5

Сортировка массива

1

15.

2.6

Конструирование алгоритмов

1

16.

2.7

Запись вспомогательных алгоритмов на  языке Паскаль

1

17.

2.8

Алгоритмы управления. Контрольная работа №2 «Алгоритмизация и программирование»

1

Тема 3. Обработка числовой информации (6 часов)

18.

3.1

Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы.

Аналитическая деятельность:

-анализировать пользовательский интерфейс используемого программного средства;

-определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

-выявлять общее и отличия в разных программных продуктах, предназначенных для решения одного класса задач.

Практическая деятельность:

-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчёты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

-строить  диаграммы и графики в электронных таблицах.

1

19.

3.2

Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

1

20.

3.3

Встроенные функции. Логические функции.

1

21.

3.4

Сортировка и поиск данных.

1

22.

3.5

Построение диаграмм и графиков.

1

23.

3.6

Контрольная работа №3 «Обработка числовой информации в электронных таблицах»

1

Тема 4. Коммуникационные технологии (10 часов)

24.

4.1

Локальные и глобальные компьютерные сети

Аналитическая деятельность:

-выявлять общие черты и отличия способов взаимодействия на основе компьютерных сетей;

-анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;

-приводить примеры ситуаций, в которых требуется поиск информации;

-анализировать и сопоставлять различные источники информации, оценивать достоверность найденной информации;

-распознавать потенциальные угрозы и вредные воздействия, связанные с ИКТ; оценивать предлагаемы пути их устранения.

Практическая деятельность:

-осуществлять взаимодействие посредством электронной почты, чата, форума;

-определять минимальное время, необходимое для передачи известного объёма данных по каналу связи с известными характеристиками;

-проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций;

-создавать с использованием конструкторов (шаблонов)  комплексные информационные объекты в виде веб-страницы,  включающей графические

1

25.

4.2

Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера

1

26.

4.3

Доменная система имён. Протоколы передачи данных.

1

27.

4.4

Всемирная паутина. Файловые архивы.

1

28.

4.5

Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет.

1

29.

4.6

Технологии создания сайта.

1

30.

4.7

Содержание и структура сайта.

1

31.

4.8

Оформление сайта.

1

32.

4.9

Размещение сайта в Интернете.

1

33.

4.10

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

1

Тема 5. Итоговое повторение (1 час)

34.

5.1

Основные понятия курса. Итоговая контрольная работа

-разрабатывать программы, содержащие подпрограмму;

-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

-анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете.

-осуществлять системный анализ объекта, выделять среди его свойств существенные свойства с точки зрения целей моделирования;

-исполнять готовые алгоритмы для конкретных исходных данных;

-создавать электронные таблицы, выполнять в них расчеты по встроенным и вводимым пользователем формулам;

-проводить поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием логических операций.

1

Характеристика 7Б класса

В классе обучается 20 человек, на урок информатики делятся на две группы. Имеют стабильные знания 9 учащихся. Они занимаются на «4» и «5». 5 учащихся имеют отметку «4», 4 детей имеют отличные знания по информатике. Учащиеся занимаются по УМК Босова Л.Л., А.Ю. Босова, Информатика, 7 класс.

Характеристика 8А класса

В классе обучается 21 человек, поэтому класс делится на две группы. Имеют стабильные знания 10 учащихся. Они занимаются на «4» и «5». 3 учащихся имеют отметку «3» и «4», 1 ученик имеет удовлетворительные знания по информатике. Учащиеся занимаются по УМК Босова Л.Л., А.Ю. Босова, Информатика, 8 класс.

Характеристика 8Б класса

В классе обучается 20 человек. Имеют стабильные знания 9 учащихся. Они занимаются на «4» и «5». 3 учащихся имеют отметку «3» и «4», 1 учащийся имеет удовлетворительные знания по информатике. Учащиеся занимаются по УМК Босова Л.Л., А.Ю. Босова, Информатика, 8 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...