Использование современных оценочных средств
методическая разработка по информатике и икт (5, 6, 7, 8, 9, 10 класс)

Чернов Сергей Леонидович

Авторские тесты

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Развитие самостоятельности60 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие познавательной самостоятельности обучающихся

Технический прогресс, постоянно меняющееся содержание работы во всех отраслях производства требуют от человека более разносторонних знаний, приобщения к смежным профессиям. Повсеместное внедрение науки в производство, глобальная автоматизация и компьютеризация превращают труд рабочих и служащих в труд с элементами творчества. Темпы развития науки, роль которой непрерывно растет, порождают быстрое старение знаний и вызывают необходимость их постоянного обновления. По словам Н.Ф.Талызиной, “современный человек нуждается в гораздо большем объеме знаний, чем люди, жившие 100 и даже 50 лет тому назад; полученные им знания сравнительно быстро устаревают, поэтому необходимо перманентное образование, т.е. специалист должен быть подготовлен к самостоятельному получению все новых и новых знаний”.

Несомненно, что в формировании и развитии стремления и способностей к самостоятельной целенаправленной познавательной деятельности ключевую роль играет общеобразовательная школа. Быстро меняющееся положение на рынке труда, возможная перспектива роста числа безработных и новые требования к трудоустройству ставят перед современной школой задачу подготовки старшеклассников к жизни в обществе с рыночными отношениями. А.С.Макаренко писал о том, что требования к образованию не могут быть постоянными, неизменными: “Проектировка личности как продукта воспитания должна производиться на основании заказа общества. ... Нет ничего вечного и абсолютного и в наших задачах. Требования общества действительны только для эпохи, величина которой более или менее ограничена”.

Сегодня каждый обучающийся должен осознавать личную необходимость не только приобретения профессиональных навыков, но и постоянного повышения их уровня. Осознанность необходимости получения дополнительных знаний как средства самообеспечения возможности трудоустройства – требование времени. Развитие у обучающихся потребности беспрерывного совершенствования имеющегося багажа знаний, потребности овладения умениями ведения самостоятельной познавательной деятельности – одна из актуальных задач, стоящих перед школой. Корректировка целей образования с учетом изменившейся социально-экономической обстановки влечет пересмотр и переосмысление использовавшихся ранее подходов к приобщению обучащихся к самостоятельной познавательной деятельности. Особое значение в современных условиях имеет всесторонний учет индивидуальных особенностей каждого члена общества, поскольку не использовать в полной мере способности, интересы, особенности интеллекта каждого – негуманно и экономически невыгодно. Применение в учебно-воспитательном процессе управляемой самостоятельной познавательной деятельности обучащихся позволяет успешнее решить поставленные задачи преподавателю. Увеличение доли самостоятельного познания дает возможность использовать более разнообразные формы организации процесса обучения: семинары, диспуты, микроисследования, групповые и индивидуальные формы самостоятельной работы и др. Таким образом, современный уклад нашей жизни, современное производство требуют от человека не просто определенного уровня знаний, они стимулируют приобщение к образовательной деятельности, направленной на беспрерывное обновление, совершенствование, расширение имеющихся знаний. Важнейшее требование жизни к современным образовательным организациям состоит в том, чтобы она на основе учета индивидуальных особенностей обучающегося, содействуя формированию учащегося как творческой личности, способной без посторонней помощи ставить задачи и находить их решения, сделала все возможное для обеспечения готовности выпускника к быстрому восприятию изменений, возникающих в мире новых знаний.

Проблема формирования у детей познавательной самостоятельности

была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание.

Очень важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность. Чем меньше дети, тем слабее их умение действовать самостоятельно. Они не способны управлять собой, поэтому подражают другим.

Теоретический анализ позволяет признать решающую роль самостоятельной деятельности в личностном развитии человека, рассматривать самостоятельность в качестве обобщенного свойства личности, интегрирующего интеллект, волевые черты характера, способности (Л. С. Выготский, А. М. Матюшкин, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов).

Самостоятельность личности не исчерпывается только регуляцией поведения или способностью действовать без посторонней помощи, а включает также возможность самостоятельно ставить цели, определять направление и выбирать средства деятельности.

Одни ученые в самостоятельной работе обучающихся выделяют ее педагогическую составляющую, заключающуюся в отсутствии непосредственной помощи учителя в процессе обучения. Другие акцентируют внимание на психологических механизмах самостоятельной работы как вида деятельности, в процессе которой развиваются важные качества личности (самостоятельность, инициативность, активность).

Мы рассматриваем самостоятельную работу как вид учебной деятельности, в условиях которой развивается одно из важных личностных качеств – познавательная самостоятельность.

Познавательная самостоятельность рассматривается и как способность педагога к отражению и прогнозированию деятельности обучающихся, к педагогическому анализу и творчеству. Она носит двусторонний характер: обращена к учащимся и к учителю. Поэтому незначительная роль отводится мастерству педагога. Учитель моделирует работу обучающихся на уроках в соответствии с изучаемым материалом, дидактическими целями и познавательными возможностями учеников.

Система образования должна предусматривать активное вовлечение обучающихся в процесс самостоятельного обучения на основе перспектив и ценностей, мотивирующих поведение людей в современных условиях.

Говоря о формировании самостоятельности, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая предназначена развивать у обучающихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить самостоятельно, овладевать знаниями; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в практической деятельности.

Одним из принципов формирования познавательной самостоятельности является деятельностный подход. Так как активность и самостоятельность личности проявляется в деятельности, то в данном случае деятельностный аспект процесса формирования познавательной самостоятельности выступает в качестве средства познания мира.

Познавательная самостоятельность - это качество личности, проявляющееся у учащихся в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения любых проблем.

Активизация познавательной самостоятельности обучающихся состоит в том, чтобы поднять уровень самостоятельной мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям, а системе умственных действий, которая характерна для самостоятельного решения задач, требующего применения творческой мыслительной деятельности.

Рассматривая процесс формирования познавательной самостоятельности обучающихся, с точки зрения деятельностного подхода, педагог предусматривает организацию познавательной и практической деятельности направленной:

  • на формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • на развитие познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • на развитие исследовательских навыков.

Современный образовательный процесс психологами и педагогами трактуется как развитие познавательных интересов учащихся. Повышая интерес к своему предмету, учитель не просто преподносит информацию в «готовом виде», а занимает учеников интенсивной мыслительной работой. Знания, добытые собственным трудом, усваиваются накрепко и, кроме того, они пробуждают уважение к своему труду и веру в свои силы. Ведь только приобретенные осмысленно и самостоятельно знания имеют ценность.

Учителю необходимо организовывать ситуации успеха (демонстрация личных достижений в самостоятельной познавательной деятельности, словесная поддержка) регулировать эмоциональное отношение к действительности, стимулировать готовность обучающегося к самостоятельному участию в познавательном процессе в соответствии со своими возможностями.

Процесс формирования и развития познавательной самостоятельности обучающихся рассматривается как процесс поэтапного управления самостоятельной работой разных видов как внутри системы, так и между учебными циклами, опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина.

Формирование познавательной самостоятельности осуществляется в преподавании всех учебных дисциплин и независимо от возраста обучаемых. Она должна быть не эпизодической, а носить систематический и планомерный характер. Работа учителя включает в себя ряд приемов по организации различных видов самостоятельной деятельности учащихся, которые постепенно усложняются в процессе обучения, однако при этом наблюдается их преемственность.

Особое внимание стоит уделять обучению учеников задавать вопросы. Например, при комментировании ответа одноклассника учащиеся подмечают недочеты, но не исправляют их, а задают наводящие вопросы отвечающему. А при фронтальной письменной проверке домашнего задания ученики с большим интересом составляют проверочный тест по пройденной теме, чем отвечают на заранее заготовленный учителем.

Познавательная самостоятельность формируется путем обучения обучающихся и системе рациональных приемов умственной деятельности, руководствуясь принципами проблемного подхода к обучению. Важно помнить, что в умственной деятельности, руководствуясь принципами проблемного подхода к обучению, раскрываются индивидуальные различия обучаемых. Умственное своеобразие (особенности ума, свойства и характер мышления) у одних учащихся проявляется в склонности к словесно-теоретическому материалу (абстрактный интеллект), у других – к более конкретному наглядному материалу (чувственный интеллект), третьих - в практической деятельности (практический интеллект).

Определены умения, которые обнаруживаются у учащихся со сформированной познавательной самостоятельностью (умение самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления) разработаны критерии для проверки степени ее сформированности и ряд шкал, нацеливающих педагога на формирование познавательной самостоятельности учащихся.

К ведущим признакам познавательной самостоятельности относят: осознание обучающимся степени важности проблемы; выдвижение гипотезы; самостоятельная разработка плана поиска; соотнесение результатов работы с изученными явлениями и проверка их достоверности, умение применять полученные знания в жизни. По степени сформированности признаки познавательной самостоятельности рассматриваются как постоянно совершенствующиеся умения.

При усвоении учебных понятий в ходе познавательной деятельности много внимания уделяется новой информации, ее осмыслению. Этому способствует акцентирование внимания обучающихся на узловых, опорных и специфических свойствах и качествах объекта и явления путем наглядного обучения. Моделирование как средство наглядности в наибольшей степени способствует глубокому, осознанному и прочному усвоению учебного материала, формированию теоретического типа мышления. Создание модели формирует представление об изучаемом предмете, улучшает запоминание статистического материала, показывает предметы в сравнении, ведет к их анализу, повышает интерес обучающихся к предмету изучения, развивает творческие черты личности, способствует формированию умственной самостоятельности учеников, создает ситуацию успеха и тем самым реализует цели учебно-воспитательного процесса школьного образования.

Итак, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Таким образом, формирование у обучающихся познавательной самостоятельности предполагает две тесно связанные между собой задачи. Первая предназначена развивать у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, учить самостоятельно, овладевать знаниями; вторая в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Диагностика уровня познавательной самостоятельности старшеклассников

  (по В.Н. Пустовойтову)

Уровень

Индикатор

1

Репродуктивный

Познавательная самостоятельность временна, активизируется внешними обстоятельствами, следовательно, выражается в интересе к конкретным фактам. Старшеклассник испытывает трудности при самостоятельных занятиях.

2

Частично-поисковый

Познавательная самостоятельность детерминирована стремлением знать больше, проникнуть в сущность проблемы, интересом к зависимостям, причинно-следственным связям, к их самостоятельному установлению. Старшеклассник имеет некоторый план действий по достижению поставленных целей.

3

Исследовательский

Познавательная самостоятельность определяется высоким уровнем проявленности в поведении учебно-познавательных и социальных мотивов. Старшеклассник проявляет интерес к познанию сложных теоретических вопросов и проблем. Старшеклассник способен применять частично-творческий подход к решению сложных заданий, его привлекают задания с несколькими вариантами решений.

Список литературы

  1. Пустовойтов В.Н. Развитие познавательной самостоятельности учащихся старших классов на уроках математики и информатики //Брянск, 2002
  2. Гальперин, П.Я. Умственные действия, как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии, 1957.
  3. Пидкасистый, П.И. Сущностная характеристика познавательной деятельности // Вестник высшей школы, 1985.
  4. Щукина, Г.И. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных оценочных средств по математике

Использование современных оценочных средств по математике...

Использование современных оценочных средств

Данная публикация представляет отчёт по использованию современных оценочных средств на уроках русского языка...

Использование современных оценочных средств

В данном разделе  методические материалы, характеризующие использование учителем современных оценочных средств....

Использование современных оценочных средств

В разделе представлены материалы, относящиеся к оценочным методикам и  средствам, в том числе с использованием средств ИКТ...

Использование современных оценочных средств

Оценка планируемых результатов учащихся по разным видам деятельности по английскому языку...

Использование современных оценочных средств.

Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования,  являются успешное  освоение воспитанниками образовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым о...

Использование современных оценочных средств

Результаты онлайн тестирования...