Элективный курс Ратникова В.С.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)

Элективный курс "Графика на языке Paskal"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektivnyy_kurs_9_klass.doc655 КБ

Предварительный просмотр:

                                 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс рассчитан на 17 часов, которые проводятся в течение учебного года по 0,5 часа в неделю.

Изучение основ программирования связано с развитием целого ряда таких умений и навыков, которые носят общеинтеллектуальный характер и формирование которых – одна из приоритетных задач современной школы. Изучение курса позволяет учащимся более полно выявить свои способности в изучаемой области знаний, создать предпосылки по применению освоенных умений в других учебных курсах, подготовить себя к осознанному выбору профессий, предусматривающих программирование. Изучая программирование на Pascal учащиеся прочнее усваивают основы алгоритмизации, приобщаются к алгоритмической культуре, познают азы профессии программиста.

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом второго поколения и примерной программой среднего общего образования.

 

Курс включает в себя практическое освоение языка программирования, знакомство учащихся с ролью программного обеспечения и его видами; нацелен на формирование целостного представления об организации данных для эффективной алгоритмической обработки; на развитие логического мышления у учащихся в ходе составления программ на языке программирования.

Основа курса – личностная, практическая и продуктивная направленность занятий. Одна из целей обучения информатике – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам.

Цель курса: формирование навыков программирования на языке Pascal, знакомство учащихся с применением методов информатики для программирования графических объектов.

Задачи курса:

  • прививать интерес к информатике;
  • формировать у учащихся интерес к профессиям, требующим навыков алгоритмизации и программирования;
  • развивать культуру алгоритмического мышления;
  • способствовать освоению учащимися всевозможных методов решения задач по графике, реализуемых на языке Паскаль;
  • сориентировать школьников на достижение образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Формы занятий:

Основными, характерными при реализации данной программы формами являются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. В теоретической части рассматриваются основные понятия языка программирования Pascal, основные алгоритмические конструкции. В практической части предлагаются практические работы, направленные на отработку основных алгоритмических конструкций, на развитие логического мышления, на реализацию математических способностей учащихся в ходе составления программ. Практическая часть предполагает использование школьного компьютерного класса.

При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

 демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения педагога и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на ученических рабочих местах;

 фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;

самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в те- чение части занятия или нескольких занятий.

Технологии и формы обучения:

 теоретические занятия;

 практические занятия.

Межпредметные связи

 Знания, полученные при изучении курса «Графика  на языке Pascal », учащиеся могут использовать при создании собственных программ по определенной тематике, для решения задач из различных областей знаний – математике, физике, химии, биологии и др. Знания и умения, приобретенные в результате освоения данного курса, являются фундаментом в области программирования.

Итоговый контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется на зачетном уроке в виде контрольных практических заданий.

Требования к подготовке учащихся в области информатики и ИКТ

В результате освоения курса учащиеся

должны знать/ понимать:

  • сущность алгоритма, его основных свойств, иллюстрировать их на конкретных примерах алгоритмов;
  • основные типы данных и операторы (процедуры) языка программирования Турбо Паскаль;
  • основные графические объекты языка Паскаль.

должны уметь:

  • разрабатывать и записывать на языке Турбо Паскаль типовые алгоритмы;
  • пользоваться процедурами библиотеки Graph;
  • пользоваться всеми возможностями языка программирования Паскаль.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы

Количество часов

общее

теория

теория+практика

1

Общие положения

1

1

-

2

Процедуры и функции библиотеки Graph

4

1

3

3

Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки

4

1

3

4

Использование переменных и случайных величин при рисовании

4

1

3

5

Движение картинок по экрану

3

1

2

6

Итоговый проект

1

-

1

Итого:

17

5

12

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Номер урока

Дата

Тема

Содержание

Кол-во

часов

1

Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима

«Скелет» графической программы

1

2

Процедуры и функции библиотеки Graph

Представление о библиотеке Graph

1

3

Примеры построения изображений на экране

Иллюстрация основных возможностей по изображению геометрических образов

1

4

Практическая работа 1 «Графические примитивы»

1

5

Практическая работа 2 «Создание простейших фигур»

1

6

Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки

Иллюстрация основных возможностей по изображению линий разного стиля и толщины, заливки замкнутой области

1

7

Практическая работа 3 «Закрашивание фигур различными цветами»

1

8

Практическая работа 4 «Окружность. Эллипс. Дуга»

1

9

Использование переменных величин при рисовании

Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей

1

10

Использование случайных величин при рисовании

Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей

1

11

Движение картинок по экрану

Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация

1

12

Использование операторов ( движение картинок по экрану)

Тренировочные задания по типу «от простого к сложному». Иллюстрация основных возможностей

1

13

Создание движения картинок по экрану

Иллюстрация основных возможностей

1

14

Создание большой программы

Создание программы по этапам:

  • Постановка задачи. Программирование по методу «сверху вниз». • Работа над структурой программы.
  • Запись программы целиком

1

15

Практикум «Графика на языке программирования Паскаль»

  • Задание на создание индивидуальной прикладной программы.
  • Порядок описания переменных, процедур и других конструкций Паскаля.
  • Работа над структурой программы.
  • Отладка программы; трудные места.
  • Запись программы целиком

1

16

Практикум «Движение картинок  на языке программирования Паскаль»

  • Задание на создание индивидуальной прикладной программы.

1

17

Итоговый проект

1

Содержание учебного курса

1. Общие положения (1ч)

Основы языка программирования Pascal. Величины и их характеристики: тип, имя, значение. Общие положения. Библиотека Graph. Инициализация графического режима.

2. Процедуры и функции библиотеки Graph (4ч)

Процедуры и функции библиотеки Graph: линия, окружность, прямоугольное окно, точка.

3. Работа с цветом. Заливка. Стиль линий и заливки (4ч)

Заливка. Стиль линий и заливки Режимы заливки.

4. Использование переменных и случайных величин при рисовании (4ч)

Использование в рисовании переменных величин. Использование случайных величин при рисовании.

5. Движение картинок по экрану (3ч)

Создание быстро меняющихся картинок.

6. Итоговый проект (1ч)

Проверка знаний учащихся, создание индивидуального проекта.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ Требования к элективным курсам

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫТребования к элективным курсамИзбыточность (их должно быть много).Кратковременность (6–16 часов).Оригинальность содержания, названия.Курс должен заканчиваться определенным результатом ...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...