Выступление по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"
материал по информатике и икт

Светлана Владимировна Игнацевич

Выступление на районном методическом семинаре по теме "Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках естественно-научного цикла"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivizatsiya_poznavatelnoy_deyatelnosti_uchashchihsya_.docx242.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Бирюсинска

Районный методический семинар на базе МКОУ СОШ № 10 г.Бирюсинска «Создание условий для формирования и развития познавательных компетенций учащихся на занятиях естественно – научного цикла»

Вступительная часть к семинару по теме:

«Активизация познавательной деятельности учащихся

на уроках естественно-научного цикла»

Автор: Заместитель директора по УВР,

учитель информатики МКОУ СОШ

№ 10 г.Бирюсинска

Игнацевич С.В.

«Если хочешь воспитывать в детях смелость ума,

интерес к серьезной интеллектуальной работе,

самостоятельность как личную черту, вселить в

них радость творчества, то создавай такие

условия, чтобы искорки их мыслей образовали

царство мысли, дай им возможность

почувствовать себя в нем властелинами»

Ш. А. Амонашвили

Задачи:

  • Рассмотреть условия для проявления познавательной активности учащихся на уроке
  • Используя практический опыт учителей, показать использование различных форм и методов для повышения познавательной активности учащихся на занятиях естественно-научного цикла и Центра образования естественно-научной и технологической направленности «Точка роста».

В наше время в образовании остаются высокими требования к повышению качества обучения и воспитания подрастающего поколения, профессиональной деятельности учителя.

Поэтому проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техники, потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно и свободных от стереотипов.

Выполнение такого рода задач становится возможным только в условиях активного обучения, стимулирующего мыслительную деятельность учащихся. Активное обучение, способствует формированию познавательного интереса к приобретению знаний и учебной деятельности.

В современных отечественных психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес изучается в контексте мотивационной сферы личности, поскольку смыслообразующей основой любой деятельности являются внутренние побуждения и стимулы, мотивы. Самый действенный среди всех мотивов обучения - познавательный мотив, он имеет личностную ценность и поэтому является действенным, реальным мотивом обучения, обеспечивающим его эффективность и оптимальность.

Познавательный интерес—это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников — показатель серьёзных недостатков в организации обучения.

Правильный подход к совершенствованию методов и средств обучения следует строить на научной основе, рассматривая обучение как целенаправленный организованный процесс взаимодействия, сотрудничества учителя и учащихся.

Интерес характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами:

1) положительной эмоцией по отношению к деятельности,

2) наличием познавательной стороны этой эмоции,

3) наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности

Условия, необходимые для проявления познавательной деятельности:

-создание атмосферы сотрудничества и доброжелательности в классе;

-создание “ситуации успеха” для каждого учащегося;

-включение ученика в активную деятельность, коллективные формы работы;

-использование элементов занимательности, нестандартности при изучении материала;

использование проблемных ситуаций;

=практико-ориентированная направленность изучаемого материала.

Средства достижения учителем этой цели следующие:

-использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;

- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;

- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных

способов выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ;

- использование в ходе урока дидактического материала, позволяющего

ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;

- оценка деятельности ученика не только по конечному результату

(правильно-неправильно), но и по процессу его достижения;

- поощрение стремления находить свой способ работы (решения задачи);

анализировать способы решения других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные;

- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих

каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Педагогической психологией выведен основной закон усвоения информации: воспринять — осмыслить — запомнить — применить — проверить результат. Из этой формулы ничего нельзя исключить, нецелесообразно разрывать этап усвоения во времени, потому что они взаимосвязаны: восприятие сопровождается осмыслением, осмысление — запоминанием, восприятие, осмысление и запоминание расширяются, углубляются и закрепляются в процессе их самостоятельного применения и проверки на практике.

Познавательная (учебная) активность школьника выражается в стремлении учиться, преодолевая трудности на пути приобретения знаний, в приложении максимума собственных волевых усилий и энергии в умственной работе. Речь идёт не только о внешней активности (поднятие рук, переписывание и т.п.), а главным образом о внутренней, мыслительной активности учащихся, о творческом мышлении.

Психологи убеждают, что познавательная активность – качество неврождённое и непостоянное, она динамически развивается, может прогрессировать и регрессировать под воздействием школы, товарищей, семьи и других факторов. На уровень активности сильно влияет отношение учителя и стиль его общения с учащимися на уроке, успеваемость и настроение самого учащегося. Поэтому у одного и того же ученика на различных уроках познавательная активность резко меняется в зависимости от того, какой учитель учит, чему учит и как учит, как он умеет активизировать класс.

Кредо учителя:

Создать из повседневного - удивительное.

О сложном говорить увлекательно, эмоционально.

Учить всему кратко, понятно, основательно.

Таким образом,

1. Только стимулируя познавательную деятельность самих ребят и

повышая их собственные усилия в овладении знаниями на всех этапах обучения,

можно добиться развития познавательного интереса к предмету.

2. В обучении надо активно работать над развитием всех учащихся,

как сильных по успеваемости, так и слабых.

3. Использование рассмотренных приемов в учебном процессе

способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся.

4. Педагогическая теория приобретает действенную силу только тогда,

когда она воплощается в методическое мастерство учителя и стимулирует это

мастерство. Поэтому система методических средств и приемов активизации

познавательной активности школьников нуждается в практическом освоении

каждым учителем, в выработке соответствующих умений и навыков.

Задача педагога научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения,

Но если мы не научимся или не захотим этого делать, то

«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ , ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ».

Памятка по формированию

познавательного интереса:

1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;

2. Выбор средств, адекватных цели;

3. Учет возрастных особенностей школьников;

4. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика; познавательный интерес учащихся»

5. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;

6. Нестандартная форма проведения уроков;

7. Создание ситуации успеха;

8. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

9. Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности;

10. Эмоциональная речь учителя;

11. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;

12. Применение поощрения и порицания;

13. Вера учителя в возможности ученика;

14. Формирование адекватной самооценки учащихся;

15. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;

16. Оценка деятельности ученика не только по конечному результату (правильно - неправильно), но и по процессу его достижения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу.

В статье раскрывается опыт работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла через исследовательскую работу"....

Активизация самостоятельно-познавательной деятельности учащихся на уроках социально-гуманитарного цикла

Презентация к проведению педагогического совета  "Активизация  самостоятельно-познавательной деятельности  учащихся на уроках социально-гуманитарного  цикла. В презентации...

Выступление на заседании МПО учителей гуманитарного цикла: «Овладение приемами самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС»

Под самостоятельной познавательной деятельностью я  понимаю активную деятельность учащихся,  направлен­ную на выполнение поставленной цели: поиск знаний, их осмысление, закрепление, форм...

Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

Выступление на МО учителей общественных дисциплин и предметов естественного цикла. «Актуализация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла ».

Эффективность обучения может быть обеспечена только в том случае, если ученик является активным участником учебно-воспитательного процесса, если на уроке присутствует разумная смена деятельности, дающ...

«Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла

laquo;Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках естественного цикла...