Технологическая карта урока "Элементы алгебры логики"
план-конспект занятия по информатике и икт (8 класс)

Ковалева Зинаида Анатольевна

Открытый урок по информатике в 8 классе по учебнику Л.Л.Босова. К технологической карте прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_urokaelementy_algebry_logiki.docx873.45 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

1

ФИО

 Ковалева Зинаида Анатольевна

2

Место работы

 МБОУ СОШ с.Карджин

3

Должность

 Учитель информатики и математики

4

Предмет

Информатика

5

Класс

 8

6

Тема урока

 Элементы алгебры логики

7

Базовый учебник

 Информатика, Л.Л.Босова, А.Ю.Босова

8

Цель  урока: 

 Закрепить и обобщить знания по теме: «Элементы алгебры логики»

9

Задачи:

 

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

Закрепить основные понятия алгебры логики, навыки построения таблиц истинности при помощи электронных таблиц, умение решать логические задачи; научить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных задач .

 

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

Способность к развитию у школьников теоретического, творческого мышления, а так же формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений. 

 

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

Воспитание мотивации учебной деятельности, ответственного отношения к обучению, культуры поведения и труда, бережного отношения к технике; воспитание информационной культуры; формирование умений и навыков, носящих в современных условиях общенаучный и общеинтеллектуальный характер.

10

 Тип урока:

Урок СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ знаний и умений

11

Формы работы учащихся: 

 

Фронтальная, работа в группах, парах, индивидуальная

12

Необходимое техническое оборудование: 

 

ПК для учителя и учащихся, медиапроектор, интерактивная доска.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  УРОКА СИСТЕМАТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ                

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время в мин.

Формируемые УУД

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные, личностные

1

2

3

4

5

6

7

8

1

1.Организационный этап

Учитель приветствует класс, начинает свой урок (Слайд1):

"Мысль - начало всего. И мыслями можно управлять. И потому главное дело совершенствования: работать над мыслями" Л.Н.Толстой

Логика есть искусство верно направлять разум в познании вещей, к коему прибегают как для того, чтобы обучиться самим, так и для того, чтобы обучить других…

Доброжелательный настрой на урок. Готовность учащихся в виде правильно организованного рабочего места

2

 Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез

умение организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность.

умение слушать и проявлять тактичность во взаимодействии с учителем.

развитие внимательности и воспитание дисциплины.

2

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

В повседневной жизни мы очень часто употребляем выражения типа: “с точки зрения логики”, “у него логическое мышление”, “логично”, “железная логика”. Ученикам предлагается ответить на вопрос: “Как вы понимаете фразу “логическое мышление?”

А где используются понятия логики?

В вычислительной технике и автоматике используются логические схемы – устройства, которые преобразуют двоичные сигналы.

Анализ и проектирование логических схем опираются на законы алгебры логики.

Любой язык программирования содержит логические переменные и средства для описания и вычисления логических выражений.

Логические методы применяются и при работе с базами данных.

Так что же такое логика?

Сообщение: «История логики»

Логика – это наука о законах и формах мышления. Она изучает абстрактное мышление как средство познания объективного мира.

Мышление всегда осуществляется в каких-то формах.

Основными формами мышления являются понятие, высказывание и умозаключение (Слайд2).

Учащиеся внимательно слушают, ставят перед собой цели.

3

 Анализ и синтез

Целеполагание, способности к волевому усилию – сконцентрировать внимание учеников на словах учителя.

Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи

3

3. Актуализация знаний

1) Определите, какие из следующих предложений являются высказываниями, а какие нет. Какие из высказываний истинные, а какие нет?

  1. Учить второй иностранный язык легче, чем первый.
  2. Обязательно займись каким-либо видом спорта.
  3. Переводчик должен знать хотя бы два языка.
  4. Ты играешь в хоккей?
  5. Отними от неизвестного числа 5 – и получишь 2.
  6. К концу 11 класса хорошо выучу русский язык.

Ответ: 2, 4, 5 – не являются(Слайд 3).

2) «Подбери верное» (Слайд 4)

Для какого из приведённых чисел ложно высказыние:(число<40) ИЛИ НЕ (число чётное)?

1) 123

2) 56

3) 9

4) 8

Для какого из данных слов истинно высказывание:НЕ (оканчивается на мягкий знак) И (количество букв чётное)? 

1) сентябрь

2) август

3) декабрь

4) май

3) Кроссворд: «Основные понятия логики»(проверка Д/з)(Слайды 5-6).

Фронтально-коллективная устная работа

 (ученики, поднимая руки, высказывают свои предложения).

7

 Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез, формулирование познавательной цели

Целеполагание, контроль в виде похвалы, при необходимости коррекция ошибок

 Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной речи

4

5. Применение знаний и умений (практическая работа на компьютере)

С помощью электронных таблиц выполните один из уровней предложенных  заданий. 

Постройте таблицы истинности для следующих формул (Слайд10-11)

;

Индивидуальная самостоятельная работа

5

 Анализ и синтез

Волевая саморегуляция, контроль, при необходимости коррекция

 Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме, развитие умения работать самостоятельно.

5

4.Физкультминутка и релаксация.

При работе за компьютером самым уязвимым органом является зрение. Чтобы снять усталость и зрительное напряжение проведем физкультминутку (Слайд 12)

Определить истинность высказываний (истина - необходимо встать, ложь - сидим на месте)

1) У нас урок информатики.

2) Сегодня суббота.

3) На улице дождь.

4) В кабинете есть цветы.

5) Мы смотрим телевизор.

6) Меня зовут Мария Ивановна.

7) Кабинет информатики находится на втором этаже.

8) 2х2=4.

Коллективная работа

2

 

 Здоровосберегающий элемент

6

6. Обобщение и систематизация знаний ( подготовка учащихся к обобщенной деятельности)

Решение логических задач

Законы логики, правила преобразования логических выражений, умение составлять таблицы истинности довольно часто  используются  при решении задач из разных областей знаний: философии, юриспруденции, криминалистики, психологии и др. наук.

Я надеюсь, что ваши знания помогут  справиться с предложенными логическими задачами.

1)«Кто есть кто?»(Слайд 13)

Беседуют трое друзей: Белокуров, Рыжов и Чернов. Брюнет сказал Белокурову:  «Любопытно, что один из нас блондин, другой – брюнет, третий - рыжий, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии.» Какой цвет волос у каждого из друзей?

  Ответ: Белокуров – рыжий, Рыжов- брюнет, Чернов – блондин.

2)Задача. На вопрос «Кто из твоих учеников изучал логику?» учитель ответил: «Если логику изучал Андрей, то изучал и Борис. Однако неверно, что если изучал Семен, то изучал и Борис». Кто же изучал логику? (Слайд 14)

Решение. Обозначим буквами высказывания:

А — логику изучал Андрей; В — логику изучал Борис; С — логику изучал Семен.

Оба высказывания учителя можно записать в виде импликаций:

«Если логику изучал Андрей, то изучал и Борис».                 

«Неверно, что если изучал Семен, то изучал и Борис».        

Применим логическое отрицание ко второму высказыванию и составим уравнение с помощью логического умножения:

Теперь представляем импликацию через базовые операции и применяем закон де Моргана:

Это уравнение имеет единственное решение: .

Ответ: логику изучал только Семен.

3)Логический лабиринт (Слайд 15)

Удобным способом представления логических выражений являются логические схемы. Работа интегральных схем на компьютерах основана на логических операциях, реализуемых базовыми логическими элементами.

Перед вами схема, на входы  подаются Ноль и Единица. Выясните, какой результат получается на выходе  (Ноль или Единица).

Логическая функция, соответствующая приведенной функциональной схеме:

http://festival.1september.ru/articles/577852/img10.gif

Фронтально-коллективная устная работа и письменная работа в тетради. Один учащийся вызывается к доске.

Фронтально-коллективная устная работа и письменная работа в тетради. Один учащийся вызывается к доске.

Фронтально-коллективная устная работа и письменная работа в тетради. Один учащийся вызывается к доске.

12

 Выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Планирование своих действий в соответствии с задачей.

Планирование своих действий в соответствии с задачей.

Планирование своих действий в соответствии с задачей.

 Формирование навыков самоорганизации

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование навыков самоорганизации

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование навыков самоорганизации.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

7

7. Контроль усвоения, обсуждение.

1) Задание из ОГЭ. Расположите коды запросов слева направо в порядке убывания количества страниц, которые нашёл поисковый сервер по каждому запросу (Слайд 16)

Код

Запрос

А

Солнце | Воздух | Вода

Б

Солнце & Воздух

В

Солнце & Воздух & Вода

Г

Солнце | Воздух

2) Логическая игра, пройдем первый уровень, а остальные 9 уровней попробуете пройти дома (Слайд 17).

Работа в парах

Индивидуальная работа за ПК

3

6

Выдвижение гипотез и их обоснование, анализ и синтез, установление причинно-следственных связей

Структурирование знаний

Волевая саморегуляция, контроль, при необходимости коррекция

Планирование своих действий в соответствии с задачей

Умение работать в паре

Развитие умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

Формирование границ собственного «знания» и «незнания».

8

8. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

1)Задания  №3, №8 ОГЭ на сайте: Решу ОГЭ, информатика.

2) Попробовать дойти до 10 уровня логической игры.

Учащиеся внимательно слушают и записывают д/з

2

 

 

9

9. Рефлексия ( подведение итогов занятия)

- А закончить наш урок мне хотелось бы словами Л. Кэрролла:

Овладев... методами «символической логики», вы получите увлекательное развлечение, не требующее ни специальных досок, ни карт, и к тому же полезное, независимо от того, чем вы занимаетесь. Методы эти  позволяют вам обрести ясность мысли, способность находить собственное, оригинальное решение трудных задач, выработают у вас привычку к систематическому мышлению и, что особенно ценно, умение обнаруживать логические ошибки и находить изъяны и пробелы тех, кто не пытался овладеть увлекательным искусством логики.

Наш урок подошел к концу. Я хочу, чтобы вы выразили свои ощущения с помощью пословиц. Выберите из предложенных на доске ту, которая соответствует вашему настроению (Слайд 18).

  1. Всякому овощу свое время.
  2. Смелость города берет.
  3. Червяк должен быть вкусным для рыбы, а не для рыбака.
  4. Через тернии к звездам.
  5. Человек предполагает, а господь располагает.
  6. Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.
  7. О монах, ты идешь трудной дорогой.
  8. Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

- Ясных вам мыслей и оригинальных решений любых задач, с которыми вы будете сталкиваться в своей жизни.

- Урок окончен.

Учащиеся внимательно слушают

Учащиеся описывают свои впечатления

3

 Способность проводить анализ представленной информации.

Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний

Оценка успешности усвоения

 Осознание себя в процессе деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Атлас технологических карт по алгебре для 7 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 7 класса....

Атлас технологических карт по алгебре для 8 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 8 класса....

Атлас технологических карт по алгебре для 9 класса

Атлас составлен по технологии проектирования учебного процесса В. М. Монахова. Атлас по алгебре содержит комплект диагностик, дополнительные упражнения, справочный матераил для учащихся 9 класса....

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе

Технологическая карта открытого урока алгебры в 7 классе по теме "Свойства степеней с натуральным показателем" (обобщение темы)...

Технологическая карта урока алгебры в 9 кл. по теме Решение систем уравнений

Данный материал полезен учителям для составления технологических карт уроков системно-деятельностного подхода...

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме: "Выражения с переменными"

Технологическая карта урока алгебры в 7 классе по теме: "Выражения с переменными"...