Урок - Программирование линейных алгоритмов
материал по информатике и икт (9 класс)

Урок - Программирование линейных алгоритмов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс: 9

Тема: Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм.

Цели: 1. Познакомить с основными операторами линейных программ в ПаскалеАВС; учить составлять программы, используя операторы ввода, вывода и присваивания.

2. Формировать навыки операционного и логического мышления, навыки общения с компьютером.

3. Воспитывать творческие и исследовательские качества учащихся, интерес к программированию.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, проблемный метод, практическая работа, метод упражнений, анализ, синтез, обобщение.

Программно – дидактическое обеспечение: ПК, программы Microsoft PowerPoint, PascalАВС, мультимедиапроектор, презентация «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм», карточки с индивидуальными заданиями.

План урока: I. Организация начала урока.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка целей и задач.

IV. Изучение нового материала.

V. Закрепление изученного на уроке.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Подведение итогов урока.

Использованная литература:

1. Попов В. Б. Паскаль и Дельфи. Учебный курс. – СПб.: Питер, 2005.

2. Угринович Н.Д. Информатика 9 класс-БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Ход урока:

I. Организация начала урока. (слайд1)

Создание проблемной ситуации, сообщение цели урока.

Приветствие детей, гостей.

- Начать свой урок я хочу со слов из знаменитого произведения Льюиса Кэррола «Алиса в стране чудес»:

"Алиса спрашивает у кролика:

- Куда мне надо идти? Мудрый кролик ей отвечает.

- Все зависит от того, куда Вам надо прийти".

Эти слова имеют глубокий смысл. Зачастую мы не находим решения задачи или какой-нибудь проблемы из-за того, что не можем выстроить правильно последовательность своих действий. И сегодня на уроке мы с вами как раз и будем учиться программировать такую последовательность действий.

Тема нашего урока: «Алгоритмическая конструкция «следование». Линейный алгоритм».

II. Актуализация знаний. (слайд 2)

- Что такое алгоритм? ( Конечный набор точных и понятных предписаний, позволяющих механически решать конкретную задачу из определенного класса однотипных задач.)

- Назовите базовые структуры алгоритмов? (Следование (линейный), ветвление, повторение (цикл).)

- В какой форме записываются алгоритмы? (Словесная, графическая, программная.)

- Составьте алгоритм нахождения суммы чисел А и В.

(слайд 3)

Словесная форма:

1. Задать два числа А и В

2. Найти сумму этих чисел S=А+В

Графическая форма:

Как запишется алгоритм на языке программирования PascalАВС ?

III. Постановка целей и задач. (слайд 5)

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с операторами присваивания, ввода и вывода, начнем составлять программы, используя эти операторы.

IV. Изучение нового материала.

ЛИНЕЙНЫЕ ПРОГРАММЫ могут включать в себя операторы:

  • присваивания,
  • ввода,
  • вывода.

  1. Оператор присваивания (слайд6)

<переменная величина> : = <выражение>

Значок « : = » читается «присвоить»

А:=В; где А – переменная, В – выражение;

Типы переменной А и значение переменной В должны соответствовать друг другу. Например: x, y: integer; y:=2x+4;

Свойства операции присваивания: (слайд7)

пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;

значение, присвоенное переменной, сохраняется в ней вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения.

новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.

(Слайд 8.)

  1. Какие из следующих последовательностей символов являются операторами присваивания?

А) X:=Y;

Б) MIN=K+1;

В) Rrr=125+1*A;

Г) Str:=‘120*Y’; (а, г)

(Слайд 9.)

Определите значение переменной a после выполнения алгоритма:

1. а := 4

b := 2

b := a/2*b

a := 2*а + 3*b (20)

2. a := 2

b := 6

b := 12+a*b

a := b/4*a (12)

А сейчас вы попробуете самостоятельно решить задания

1. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 8

b := 3

b := a/2*b

a := 2*а + 3*b В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.

2. Определите значение переменной b после выполнения алгоритма:

а := 4

b := 10

а := b - a*2

b := 24/a*4 В ответе укажите одно целое число — значение переменной b.

3. Определите значение переменной а после выполнения алгоритма:

а := 5

b := 4

b := 100 - a*b

a := b/16*a В ответе укажите одно целое число — значение переменной a.

Если у вас 3 правильных ответа поднимите красную карточку, если2-желтую,1-зеленую.

(Слайд 10.)

#1054;ПЕРАТОР ВВОДА (Слайд 11.)

Оператор ввода значений с клавиатуры имеет вид:

ReadLn(A1,A2,…,An); - где A1,A2,…,An – имена переменных.

При выполнении этого оператора компилятор приостанавливает свою работу, программист должен набрать значения переменных в списке ввода. Каждое вводимое значение получают последовательно переменные А1, А2, …, Аn.

Readln; - переход на новую строку при вводе данных. Такой оператор применяется, когда исполнение программы желательно задержать до нажатия клавиши Enter.

Данные при вводе разделяются пробелами. Окончание ввода данных завершается нажатием клавиши .

При вводе данных нужно соблюдать правило: в каком порядке переменные записаны в списке, в таком порядке нужно вводить их значения.

#1054;ПРЕАТОР ВЫВОДА (Слайд 12.)

Назначение команды – вывод выходных данных

Структура команды: ввод <список переменных>

Пример: ввод А, В, С

По этой команде список вывода (выходные данные) будут вынесены на устройство вывода (чаще всего на экран монитора).

Write (<список вывода>);

Пример: Write (A, B+С, ‘команда вывода’);

Writeln (<список вывода>);

Пример: Writeln (A, ‘A’, 4);

Данные процедуры производят вывод выходных данных на экран монитора. Элементами списка могут быть имена переменных, выражения, константы.

(Слайд 13.)

WRITELN(B1,B2,…,Bn); - отличается от первого тем, что после вывода последнего значения курсор переводится в начало следующей строки экрана.
WRITELN;
Переводит курсор на следующую строку.

V. Закрепление изученного на уроке. (фронтальная работа с программой).

Прежде, чем вы приступите к самостоятельному написанию программы, разберем готовую программу, из каких частей она состоит, найдем ошибки в написании.

Программа вычисления площади прямоугольного треугольника по его катетам.

Program z2

Var a,b,s real;

Bigin

Writln (Введи катеты’);

Readln (a,b);

s:=1/2*a*b

Writln (‘s=’,s);

Readln;

End

Какие в это программе встречаются ошибки?

(Исправляем ошибки на доске).

Правильная запись:

Program z2;

Var a, b, s: real;

Begin

Writeln ('Введи катеты');

Readln (a, b);

s:=1/2*a*b;

Writeln ('s=',s:6:2);

Readln;

End.

- Сейчас мы с вами попробуем написать первую программу, для этого еще раз вспомним структуру программы. (Учащиеся набирают программу в среду Турбо Паскаль.)

(Слайд 14.)

Пример 4. Написать программу нахождения суммы чисел А и В, вводимых с клавиатуры.

- Вспомним этапы решения задач на компьютере. Для начала определим, что нам известно? (Известны два числа А и В.)

- Какая математическая модель подойдет для решения этой задачи? (S=A+B)

- Запишем алгоритм графическим способом.

- Теперь, когда алгоритм записан, можно составить программу. Для этого вспомним структуру программы в Паскале.

Program primer4; { Заголовок программы }

Var A,B,S: Integer; {Раздел описания переменных }

Begin { Раздел операторов}

Writeln(‘Введите значения чисел А, В’); {оператор вывода}

Read(A,B); {оператор ввода значений переменных с клавиатуры}

S:=A+B; {оператор присваивания}

Writeln(‘S=‘, S); {оператор вывода значения}

Readln; {оператор ждет нажатия клавиши ввода}

End. {конец программы}

Учащиеся вводят программу в компьютер. Для тех, кто быстро справился с заданием, раздаются карточки с индивидуальными заданиями.

VI. Информация о домашнем задании.

(Слайд 16.)

Написать программу вычисления площади равнобедренной трапеции. Значения основания и боковой стороны вводятся с клавиатуры.

VII. Подведение итогов урока.

(Слайд 17.)

- Какие операторы включают линейные программы? (Операторы присваивания, ввода, вывода.)

- Назовите операторы ввода? (readln)

- Назовите операторы вывода? (Write, writeln)

- Чем отличается оператор Write от оператора Writeln? (Оператор Writeln переводит курсор на новую строку.)

Оценивание работы класса и отдельных учащихся на уроке.

Карточка №1

Написать программу нахождения периметра треугольника. Значения сторон вводятся с клавиатуры.

Карточка №2

Написать программу нахождения периметра прямоугольника. Значения длины и ширины вводятся с клавиатуры.

Карточка №3

Написать программу нахождения площади прямоугольного треугольника. Значения катетов вводятся с клавиатуры.

Карточка №4

Написать программу нахождения стоимости покупки. Значения цены и количества вводятся с клавиатуры.

Карточка №5

Написать программу нахождения площади квадрата. Значение стороны вводится с клавиатуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция "Программирование" Линейные алгоритмы

В данной лекции по дисциплине "Программирование" представлен материал для программирования линейных конструкция в языке С++....

презентация для урока в 10 классе по учебнику Семакина «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8»

Презентация для урока (по учебнику Семакина) «Программирование линейных алгоритмов, Практическая работа №8», 10 класс Цель урока: формирование знаний и умений по работе с линейными алгоритмами: с...

Урок-мастерская по теме: "Программирование линейных алгоритмов"

Урок информатики в 10 классе по программе Семакина "Программирование линейных алгоритмов".  Технология блочно-модульного обученияhttps://drive.google.com/drive/folders/0BzAYhi219fHdR2V1...

Урок по теме "Программирование линейных алгоритмов"

Это седьмой урок изучения данного раздела. Цель урока формирование  умения писать и практически применять линейный алгоритм, познакомить с основными операторами линейных программ в Турбо Паскале,...

Урок Программирование линейных алгоритмов

Презентация к уроку 8 класса на тему Программирование линейных алгоритмов по программе Босовой Л.Л....

Технологическая карта урока по теме "Программирование линейных алгоритмов"

Технологическая карта предназначена для проведения урока информатики в 8 классе по теме "Программирование линейных алгоритмов". В данном уроке рассматривается простые линейные алгоритмы,...