Решение задач повышенной сложности по информатике
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.

Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.

Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20

ГОРОДА  ЮЖНО-САХАЛИНСКА

РАССМОТРЕНО на заседании                                                              УТВЕРЖДЕНО

ШМО учителей_____________МАОУ СОШ № 20                             Приказом директора

г. Южно-Сахалинска                                                                               Приказ №___ от _____

протокол  № от_____________ 2022г.                                                    А.А.Тишевский _____                                                                                                                                                                
                                                                                                           

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

для учащихся 10-11 классов

Решение задач повышенной сложности по информатике

(название программы, курса, дисциплины)

        

Составитель: Балахонов Юрий Юрьевич, учитель

(ФИО, должность)

 

Южно-Сахалинск, 2022г.


Пояснительная записка

Программа курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.

Целью предлагаемой программы является обучение приёмам самостоятельной деятельности и творческому подходу к любой проблеме.

Данный курс имеет прикладное и общеобразовательное значение, способствует развитию логического мышления учащихся, систематизации знаний при подготовке к выпускным экзаменам. Используются различные формы организации занятий, такие как лекция и семинар, групповая, индивидуальная деятельность учащихся.

Слушателями этого курса могут быть учащиеся различного профиля обучения.

Цели курса:

  • Расширение и углубление знаний, полученных при изучении курса информатики.
  • Закрепление теоретических знаний; развитие практических навыков и умений. Умение применять полученные навыки при решении нестандартных задач в других дисциплинах.
  • Совершенствование математической культуры и творческих способностей учащихся.

Задачи курса:

  • Реализация индивидуализации обучения; удовлетворение образовательных потребностей школьников по информатике. Формирование устойчивого интереса учащихся к предмету.
  • Подготовка к обучению в ВУЗе.
  • Обеспечение усвоения обучающимися наиболее общих приемов и способов решения задач.
  • Развитие умений самостоятельно анализировать и решать задачи по образцу и в незнакомой ситуации.
  • Формирование и развитие аналитического и логического мышления.
  • Развитие коммуникативных и общеучебных навыков работы в группе, самостоятельной работы, умений вести дискуссию, аргументировать ответы.     

 Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Решение задач повышенной сложности из курса информатики и ИКТ»

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • осознавать свои личные качества, способности и возможности;
  • осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
  • овладение выпускниками освоенных техник саморегуляции и навыков самоконтроля в процессе сдачи экзаменов;
  • осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
  • учиться прогнозировать последствия собственных поступков.

Познавательные УУД:

  • учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
  • планировать свою подготовку к экзаменам с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
  • задействовать различные интеллектуальные ресурсы при подготовке к экзаменам;
  • понимать психологические основ сдачи экзамена и наличие позитивного отношения к процессу сдачи;
  • обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни ;
  • уметь формулировать собственные проблемы ;

Коммуникативные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации ;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в стрессовой ситуации;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию;

Личностные УУД:

  • учиться строить взаимоотношения с окружающими;
  • учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации ;
  • учиться самостоятельно решать проблемы в стрессовой ситуации;
  • формулировать свое собственное мнение и позицию ;

 

Средства формирования УУД: словесные методы, методы проблемного обучения, метод погружения, метод проектов, метод наблюдения, метод экспериментальной психологии, анализ продуктов деятельности, анкетирование и др.

Содержание курса

 Информация и ее кодирование

Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на измерение количества информации (вероятностный подход), кодирование текстовой информации и измерение ее информационного объема, кодирование графической информации и измерение ее информационного объема, кодирование звуковой информации и измерение ее информационного объема, умение кодировать и декодировать информацию.

Системы счисления

        Повторение методов решения задач по теме. Расширение понятия «система счисления». Арифметические операции в системах счисления.

Компьютерные сети

        Решение задач на определение файла (группы файлов) по его маске, определение адреса сети, маски сети, количества компьютеров в сети, номера компьютера в сети.

Моделирование

Структурирование информации. Системный подход. Графы. Выигрышные стратегии.

Основы логики

Основные понятия и определения (таблицы истинности) трех основных логических операций (инверсия, конъюнкция, дизъюнкция), а также импликации. Повторение методов решения задач по теме. Решение тренировочных задач на построение и преобразование логических выражений, построение таблиц истинности, построение логических схем. Решение логических задач на применение основных законов логики при работе с логическими выражениями.

Алгоритмизация и программирование

Основные понятия, связанные с использованием основных алгоритмических конструкций. Решение задач на исполнение и анализ отдельных алгоритмов, записанных в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке или на языках программирования. Повторение методов решения задач на составление алгоритмов для конкретного исполнителя (задание с кратким ответом) и анализ дерева игры.

Место предмета в базисном учебном плане

        Внеурочная деятельность «Решение задач повышенной сложности по информатике» рассчитана на 34 часа по 1 часу в неделю в течение учебного года.

Тематическое планирование

Наименование тем

Всего часов

В том числе

Лекция

Практ.

10 класс

1

Структура КИМов ЕГЭ по информатике и ИКТ

1

1

2

Информация и ее кодирование

8

1

7

3

Системы счисления

7

1

4

Основы логики

11

1

10

5

Компьютерные сети

7

7

Всего

34

11 класс

1

Информация и ее кодирование

8

1

7

2

Основы логики

8

2

6

3

Моделирование

4

4

4

Алгоритмизация и программирование

14

2

12

Всего:

34

5

29

Итого за 2 года

68

Интернет-ресурсы

  1. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege
  2. https://ege.sdamgia.ru/
  3. http://kpolyakov.spb.ru

Календарно-тематическое планирование 10 класс

занятия

Содержание материала

Количество

часов

Дата

Примечание

план

факт

1.

Структура КИМов  ЕГЭ  по информатике и ИКТ

1

2.

Кодирование и декодирование

1

3.

Кодирование и декодирование

1

4.

Равномерные и неравномерные коды

1

5.

Равномерные и неравномерные коды

1

6.

Кодирование текстовой информации

1

7.

Кодирование текстовой информации

1

8.

Кодирование графической информации

1

9.

Кодирование звуковой информации

1

10.

Решение уравнений с числами в разных системах счисления

1

11.

Решение уравнений с числами в разных системах счисления

1

12.

Некомпьютерные системы счисления

1

13.

Использование правил систем счисления для прикладных задач

1

14.

Использование правил систем счисления для прикладных задач

1

15.

Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления

1

16.

Вычисление значений арифметических выражений с использованием правил систем счисления

1

17.

Логика и кодирование

1

18.

Логика и кодирование

1

19.

Законы логики

1

20.

Составление таблиц истинности

1

21.

Составление таблиц истинности

1

22.

Упрощение логических выражений

1

23.

Упрощение логических выражений

1

24.

Упрощение логических выражений с помощью законов логики

1

25

Решение логических уравнений

1

26.

Решение логических уравнений

1

27.

Решение логических уравнений и задач

1

28.

Определение файла по его маске

1

29.

Определение группы файлов по маске

1

30.

Определение адреса сети

1

31.

Определение адреса узла

1

32.

Определение количества компьютеров в сети

1

33.

Определение номера компьютера в сети

1

34.

Решение задач на компьютерные сети

1

                

Календарно-тематическое планирование 11 класс

занятия

Содержание материала

Количество

часов

Дата

Примечание

план

факт

1.

Кодирование и декодирование

1

2.

Кодирование и декодирование

1

3.

Математические основы информации

1

4.

Математические основы информации

1

5.

Математические основы информации

1

6.

Передача текстовой информации

1

7.

Передача графической информации

1

8.

Передача звуковой информации

1

9.

Логика и кодирование

1

10.

Логика и кодирование

1

11.

Решение логических уравнений

1

12.

Решение логических уравнений

1

13.

Решение систем логических уравнений

1

14.

Решение систем логических уравнений

1

15.

Решение систем логических уравнений

1

16.

Решение систем логических уравнений

1

17.

Решение задач по моделированию с помощью графов

1

18.

Структурирование информации

1

19.

Составление выигрышной стратегии

1

20.

Составление выигрышной стратегии

1

21.

Разработка алгоритма для исполнителя

1

22.

Разработка алгоритма для исполнителя

1

23.

Динамические алгоритмы

1

24.

Динамические алгоритмы

1

25

Рекурсивные алгоритмы

1

26.

Рекурсивные алгоритмы

1

27.

Алгоритмы с подпрограммами

1

28.

Алгоритмы с подпрограммами

1

29.

Сортировка массива

1

30.

Сортировка массива

1

31.

Сортировка массива

1

32.

Поиск ошибок в алгоритме

1

33.

Поиск ошибок в алгоритме

1

34.

Поиск ошибок в алгоритме

1

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»

Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...

Программа факультатива для 9 класса по химии «Решение задач повышенной сложности»

Программа факультатива рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). Рассматриваются основные темы, необходимые для успешной сдачи ГИА в 9 классе....

Физика 10 класс Факультативный курс "Решение задач повышенной сложности" по физике

Факультативный курс"Решение задач повышенной сложности по физике"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ СЛОЖНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Данная программа используется для УМК Г.Я.Мякишева, Б.Б.Буховцева, утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных тех...

Программа элективного курса по химии для 9 класса "Решение задач повышенной сложности"

Этот материал позволяет разработать программу элективного курса по химии для учеников 9 класса, выбравших данный предмет для сдачи в форме ГИА....

Решение задач повышенной сложности для дифференцированного обучения и при подготовке к ЕГЭ по информатике

Презентация создана в помощь учителю-предметнику. Она содержит разбор решения задач из нескольких тематик  по информатике. Задания могут быть использованы как в учебном процессе, так и при подгот...

Решение задач повышенной сложности по информатике

  Элективный курс «Решение задач повышенной сложности по информатике» основан на повторении, систематизации и углублении знаний, полученных ранее.Целью предлагаемой программы я...