Измерение информации
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izmerenie_informatsii_7_kl.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока. Информатика. 7 класс.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 мин

1

Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место

4 мин

2

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Учитель задает вопросы

  1. Назовите с помощью какого алфавита и каких символов кодируется информация на компьютере?

Дети отвечают на вопросы

1)Двоичный алфавит (1,0)

  1. Как определить какой разрядности код требуется для кодирования одного символа?

2)N=2i

  1. Как измерить, сколько информации находится в сообщении? В чем измерять в килограммах или километрах?
  2. Предлагается решить два ребуса

3) затрудняются в формулировке ответа на вопрос

4)решают ребусы (слайд 1)

Отвечают:

-измерение

-информация

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?

Для того, чтобы определить цель урока предлагается решить задачу (слайд 3)

- Об измерении информации в сообщении.  

Тема урока: «Измерение информации» (слайд 2)

Затрудняются решить задачу, делают вывод, что цель:

- какую цель мы поставим?

- узнать, как  измерить

информацию и в каких единицах ее измеряют, и как применить эти знания в

решении задач (слайд 4).

14 мин

3

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

  • Мы часто передаем информацию с помощью текстовых сообщений, т.е. используем алфавит какого-либо языка. Для того чтобы измерить количество информации в сообщении, используют алфавитный подход к измерению информации.
  • Подумайте, в двоичном алфавите какова разрядность кода.

-Величины в точных науках имеют единицы измерения.

Вспомните единицы измерения длины, массы и др.

-Разрядность кода для кодирования символа двоичного алфавита -  это не просто 1, а 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита (слайд 5)

 Вспоминают понятие «разрядность двоичного кода», отвечают : разрядность кода – 1.

- Проводят аналогию с единицами измерения, знакомыми из курса математики.

-А, если символов в алфавите произвольное количество, сколько будет весить 1 символ?

-А от чего зависит длина кода?

-Отвечают: Требуется найти длину кода.

-Отвечают: От количества символов в алфавите.

  • «Для кодирования N символов произвольного алфавита требуется i-разрядный двоичный код»

«Информационный вес символа равен разрядности двоичного кода».

  • Как найти разрядность?

-Отвечают: N=2i

  • Заполнение таблицы  на нахождение информационного веса символа по известной мощности алфавита (слайд 6);

-Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде  7.

-Итак, сделаем вывод о связи информационного веса и мощности алфавита.

- делают вывод: N=2i

(слайд 8)

-Теперь мы должны подумать, как вычислить информационный объем сообщения, если мы знаем информационный вес одного символа.

Предлагается решить задачу на слайде 9

-Объяснение формулы:I=K*i

(слайд 10);

- Предлагают найти количество символов и умножить на информационный вес одного символа.

  • Заполнение таблицы  на нахождение информационного объема сообщения по известной мощности алфавита и заданному количеству символов(слайд 11);

-Заполняют таблицу и проверяют решение сопоставлением с ответами, приведёнными на слайде  12.

7 мин

4

Первичное закрепление материала

(слайд 13)

  • Решение задачи на нахождение информационного веса символа по известной мощности алфавита;

-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения;

-Решение обратной задачи на преобразования формул.

Задания по группам на карточках (приложение 2)

-Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

Работа в группах:

-Выполняют задание и по одному человеку от группы объясняют у доски, сопоставляют с ответами, приведёнными на слайдах 14, 15, 16.

-Проводится самооценка учащимися своей деятельности.

4 мин

6

Усвоение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми темы

- Какие символы вы используете при наборе текста на компьютере? Сколько всего символов?

-На самом деле, символов, используемых при работе на компьютере гораздо больше, всего их 256.

 

-Вспомним единицы измерения массы. Сколько весит мышонок и слон? Почему мышонка измеряют в граммах , а слона в центнерах или тоннах? Есть ли более крупные единицы измерения информации?

-Ввод понятий «байт», «килобайт», «мегабайт», «гигабайт», «терабайт» и их соотношений (слайд 17)

-Объяснение схемы переводы между единицами измерения информации (слайд 17)

-Русские и латинские буквы, цифры, знаки препинания, знаки арифметических операций, и др. Символов много, более 100-150.

- сопоставляют новые понятия со знаниями, полученными в других областях знаний и с ранее полученными знаниями (биология, математика, физика), вспоминают ранее услышанные единицы измерения.

-Выявляют обозначение приставок «кило», «мега», «гига», «тера»

7 мин

7

Первичное закрепление материала

-Решение задачи на нахождение информационного объема сообщения и перевода в другие единицы измерения (слайд 19, приложение 3);

-Давайте, оценим, где встретились трудности и  как исправить ошибку при решении задач?

-Выполняют задание и проверка решения по эталону (слайд 20)

 -Проводится самооценка учащимися своей деятельности.

2 мин

8

Итоги урока, рефлексия

Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся

Задает вопросы (слайд 21):

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Обсуждают проделанную работа, поднимают зеленую или красную карточки

1 мин

9

Информация о домашнем задании

Задает домашнее задание (слайд 22): §1.6 (читать, знать формулы и единицы измерения информации), решить задачи стр. 50 №10, 11, 12

***придумать собственный алфавит мощностью 2, 4,8 и т.п. символов, записать сообщение на нем, вычислить объем сообщения.

Работа с дневниками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Открытый урок 7 класса, тема: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество информации, единицы измерения информации.

Разработка открытого урока на областной семинар, в 7 классе по теме: Информатика. Информация, информационная картина мира, свойства информации. Виды информации и способы ее обработки. Количество инфор...

Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации.

Презентация к уроку в 10 классе "Измерение информации.  Содержательный подход к измерению информации."...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...

Технологическая карта урока "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС по теме "Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации"

Тип урока: Освоение новых знанийЗадачи урока:1)  рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;2)  определение информационного веса символа произвольного алфавита;3)  определе...

конспект урока информатики в 7 классе "Измерение информации. Единицы измерения информации"

Измерение информации. Единицы измерения информации.УУД:Регулятивные: принятие учебной цели, планирование, организация, контроль учебного труда.Познавательные: умения и навыки организаци...