Электронные таблицы. Практика применения.
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

Конспект урока. Цель: оценить возможность применения табличного процессора MS Excel в профессиональной деятельности; научиться сопоставлять и анализировать результаты вычислений с использованием табличного процессора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx142.02 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема:

Электронные таблицы. Практика применения.

Класс:

9

Цель:

Оценить возможность применения табличного процессора MS Excel в профессиональной деятельности; научиться сопоставлять и анализировать результаты вычислений с использованием табличного процессора.

Задачи:

 Обучающие:

Отработать навыки использования расчетных формул при работе с электронными таблицами

Стимулировать интерес к применению табличного процессора MS Excel при решении практических профессиональных задачах.

Развивающие:

Развитие умения оценивать результаты выполненных действий;

Развитие умения применять полученные знания при решении задач, ориентированных на будущую профессиональную деятельность;

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей средствами табличного процессора MS Excel.

Воспитательные:

Развитие внимания и аналитического мышления, воспитание информационной культуры, избирательного отношения к полученной информации.

Тип занятия

 Комбинированное занятие (закрепление знаний, открытие новых)

Форма  занятия

 Групповая, лабораторный практикум

Реализуемые технологии

Системно-деятельностный подход, элементы критического мышления, здоровьесберегающие технологии

Методы и приемы

Проблемно-поисковый, объяснительно-иллюстрированный, метод критического анализа

Средства и оборудование

Мультимедийная система, компьютеры, раздаточный материал

Протяженность занятия

 40 мин

Планируемые результаты

Предметные УУД: отработать навыки использования расчетных формул при работе с электронными таблицами.

Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирование умений управлять своей учебной деятельностью; формирование интереса к информатике при анализе учебной задачи; формирование мотивации постановкой познавательных задач, раскрытием связи теории и опыта, развитие внимания, памяти и творческого мышления.

Регулятивные: умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.

Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.


Этап урока

Цель этапа

Действие учителя

Предполагаемое действие обучающихся

Вводно-мотивационный

Создать у учащихся определенный уровень мотивации для дальнейшей активной и результативной деятельности на уроке; заинтересовать, пробудить интерес к изучению данной темы, убедить в практической, теоретической или социальной значимости обучаемому материала.

Используется метод формирования ФГ  «Корзина идей», «Да-нетка»

  1. Здравствуйте. На уроке мы будем работать в группах, на которые вы

разделились заранее (4 группы по 6 человек).

Сегодня  мы попробуем использовать полученные ранее знания на

 практике и, возможно, помочь кому-то в выборе дальнейшей профессии.

С какими таблицами мы сталкиваемся в повседневной и школьной жизни?

Какие  профессии связаны с вычислениями?

Какая компьютерная программа была создана для облегчения вычислений?

Отвечают на вопросы.

Каждая группа предлагает варианты ответов, записанные на стикерах, которые складываюся в общую коробку: бухгалтер, экономист, банковский служащий, технолог, работник налоговой, менеджер…

Затем учитель зачитывает  учащиеся исключают лишние.

Актуализация знаний

 

Получить представление о качестве усвоения учащимися материала, определить опорные знания, для восприятия нового материала.

Используется метод формирования ФГ  «Древо решений», «Сиквейн»

Модель «Смена рабочих зон»

  1. Творческий мини – проект

При поступлении на работу, работодатель предлагает оформить резюме.

Я предлагаю вам написать отрывок из резюме, при условии, что вы поступаете на вышеперечисленные вами профессии, связанные с вычислениями.    

Создать в текстовом процессоре Microsoft Word резюме, что бы работодатель смог взять тебя на работу. Если вы хотите, чтобы вас приняли на работу, на какие навыки стоит обратить внимания. Надо уметь давать себе самооценку. Самооценка должна быть реальной, не завышенной и не заниженной.

При написании резюме частично можно использовать правила написания сиквейна.

  1. Смена рабочих зон

До урока вы самостоятельно произвольно разделились на группы, а сейчас мы поменяем состав групп. Каждый из вас должен выбрать одну из  основных вышеназванных профессий и занять место в данной группе (бухгалтер, экономист, банковский служащий, технолог, товаровед). 

Оформляют и зачитывают отрывок из резюме.

Первичное закрепление изученного

Повторение и закрепление ранее изученного, выявление границы применимости нового знания, использование его в системе изученных ранее знаний,  включение нового способа действий в систему знаний.

Используется метод формирования ФГ  «Карусель», «Лови ошибку»

На предыдущих уроках мы учились работать в электронных таблицах.

Microsoft Excel. Сегодня мы будем применять полученные знания на практике.

Каждая группа получит практическую работу в соответствии с профессией. Нужно самостоятельно выполнить данную работу и в конце урока поделится с остальными группами информацией о возможностях  Microsoft Excel, о которых вы узнали в ходе выполнения работы.

  1. Группа «Товароведы»

Задание.

Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке.

https://sites.google.com/site/rabotavexcel2007/_/rsrc/1467140664114/samostoatelnaa-rabota/prakticeskaa-rabota-7/31.JPG

Технология выполнения задания:

1.      Откройте документ.

2.      Установите курсор-рамку внутри таблицы данных.

3.      Выполните команду меню Данные - Сортировка.

4.      Выберите первый ключ сортировки "По возрастанию" (Все отделы в таблице расположатся по алфавиту).

Вспомним, что нам ежедневно нужно распечатывать список товаров, оставшихся в магазине (имеющих ненулевой остаток), но для этого сначала нужно получить такой список, т.е. отфильтровать данные.

5.      Установите курсор-рамку внутри таблицы данных.

6.      Выполните команду меню Данные - Фильтр

7.      Снимите выделение в таблицы.

https://sites.google.com/site/rabotavexcel2007/_/rsrc/1467140661981/samostoatelnaa-rabota/prakticeskaa-rabota-7/32.JPG

10.  Вместо полного списка товаров, мы получим список проданных на

сегодняшний день товаров.

11.  Фильтр можно усилить. Если дополнительно выбрать какой-нибудь отдел, то можно получить список неподанных товаров по отделу.

12.  Для того, чтобы снова увидеть перечень всех непроданных товаров по всем отделам, нужно в списке "Отдел" выбрать критерий "Все".

13.  Чтобы не запутаться в своих отчетах, вставьте дату, которая будет автоматически меняться в соответствии с системным временем компьютераФормулы – Вставить функцию - Дата и время - Сегодня.

https://sites.google.com/site/rabotavexcel2007/_/rsrc/1467140663954/samostoatelnaa-rabota/prakticeskaa-rabota-7/35.JPG

14.  Восстановите исходный вариант таблицы и отмените режим фильтрации. Для этого щелкните по кнопке со стрелкой и в раскрывшемся списке выберите строку Все, либо выполните команду Данные - Фильтр - Отобразить все.

  1. Группа «Технологи»

 «Подсчет количества белков, жиров и углеводов в суточном рационе»

Задание

Создайте таблицу в соответствие с образцом, приведенным на рисунке.

Рассмотрите алгоритм расчета энергетической ценности рациона.

Для этого определяем, что для нас является исходными данными, что необходимо рассчитывать и что будет результатом.

Перед вами подготовленная таблица с исходными данными, в которой указаны продукты и их состав на 100 гр. Указано также, какие величины исходные, изменяемые, а какие расчетные.

В ячейки столбца Е вводится масса продукта, согласно составленного вами меню.

В ячейку F4 необходимо ввести формулу, которую позволит рассчитать массу белка в зависимости от массы продукта, указанного в ячейке E4.

Аналогично рассчитываем содержание жиров и углеводов.

  • Формула обязательно начинается со знака =
  • в формуле указываем адреса ячеек, в которых находятся исходные данные.
  • Копируем с помощью маркера автозаполнения.

Справочные данные:

Энергетическая ценность 1 гр. белков составляет 17,2 кДж (1калория=4,1868 Дж).

Энергетическая ценность 1 гр. углеводов составляет 17,2 кДж.

Энергетическая ценность 1 гр. жиров составляет 39,1 кДж.

По этим данным энергетическая ценность продукта, записанного в ячейку A4, рассчитывается по формуле: 17,2*(белки + углеводы) +39,1*жиры, т.е. в ячейку I4 заносится формула     =17,2*(F4+H4) +39,1*G4

Копируем формулы вниз.

В ячейки диапазона F87:I87 записываем формулы для нахождения суммарных величин.

  1. Заполните столбец Е  (Масса в граммах) с учетом составленного меню.
  2. Количество белков, жиров, углеводов вычислите в столбцах F, G, Н по соответствующим формулам.

Например: Белки = Белки в 100 г * Масса /100, т.е. в ячейку F4 заносится формула    =E4*B4/100

Скопируйте формулы вниз.

  1. Для подсчета суточного потребления белков, жиров, углеводов в строке “Итого” найдите суммы значений по столбцам F, G, Н.
  2. В столбце I подсчитайте энергетическую ценность каждого из продуктов.

Например: Энергетическая ценность продукта, записанного в ячейку A4,  рассчитывается по формуле:

17,2*(белки + углеводы)+39,1*жиры, т.е.

в ячейку  I4  заносится формула     =17,2*(F4+H4)+39,1*G4

  1. На пересечении строки “Итого” со столбцом I подсчитайте энергетическую ценность всего суточного рациона. Запишите полученные результаты в бланк отчета.

Группа «Бухгалтеры» «Расчет зарплаты»

Задание

Составить таблицу, содержащую следующие поля:

ФИО

Месяц

Дата поступления

Рабочих дней в месяц

Средний заработок

Дата выдачи больничного

Дата окончания больничного

 

Заполнить таблицу в соответствии с условиями.

  • Записей в таблице -  10, фамилии могут повторяться.
  • Значения в столбце «Дата поступления» вводятся таким образом, чтобы были сотрудники со стажем меньше 5 лет, больше 8 лет и от 5 до 8 лет.
  • Различных месяцев – 3
  • Средний заработок задается произвольно.

Выполнить:

1. Вставить в таблицу столбец «Стаж» и вычислить стаж.

2. Вставить столбец «Дней по больничному листу» и вычислить продолжительность больничного.

3. Дополнить таблицу столбцом «К оплате по больничному». Значения в столбце вычислить в соответствии с условием: если стаж меньше 5 лет, то 50% от среднего заработка, если стаж больше 8 лет, то 100%, то 5 до 8 лет – 80%.

4. Вычислить общую сумму оплаты больничных листов.

5. Вычислить средний стаж.

6. Используя функцию СЧЕТЕСЛИ, определить количество сотрудников со стажем больше 8 лет.

7. Используя стандартные функции, найти минимальное и максимальное значение  среднего заработка.

8. Вычислить сумму оплаты больничных листов по месяцам и оформить в виде таблицы в соответствии с образцом.

Месяц

К оплате по больничному

Количество дней по больничному

9. Построить диаграмму оплаты по месяцам.

10. Вычислить количество больничных дней для каждого сотрудника.

 

Выполняют практическую работу.

Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Подведение итогов занятия, рефлексия

Организация  самоанализа и самооценки учениками своей учебной деятельности.

Используется метод формирования ФГ  «Фантазер»

  1. Каждая группа рассказывает об особенностях применения электронных таблиц в конкретной специальности. Какие именно возможности ЭТ Microsoft Excel использованы  при выполнении каждой практической работы.

  1. Подтвердился ли ваш выбор профессии или, после того как, вы прослушали ответы других групп, вам захотелось узнать больше о других специальностях?

  1. Как полученные сегодня знания можно применить на практике.

Отвечают на вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчетах

Рабочая программа курса по выбору для учащихся 9-х классов составлен на основе программы: В.А.Берест, Л.М. Матвеенко, Л.А.Бачурина «Применение электронных таблиц в финансово-экономических расчет...

Интегрированный урок по математики и информатики 9 класс Тема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»

Интегрированный урок по математики и информатики 9 классТема «Прогрессия. Применение формул алгебраической и геометрической прогрессии в электронных таблицах»...

Мастер - класс "Применение электронных таблиц на уроках математики"

В данной работе приведены примеры решения математических задач:Построение графиков функций.Решение систем уравнений.Нахождение точек пересечения графиков некоторых функций.Нахождение точек пересечения...

Современная практика применения электронных ресурсров и социального партнерства в обучении детей с ограниченными возможностями

Статья размещена в сборнике "Образование и семья: проблемы социального партнерства. Материалы международной конференции", Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2012. Рассматривает методики обучения детей...

Урок-обобщение по информатике в 10 классе. Тема: «Применение электронных таблиц».

Урок для учащихся по учебнику Н.Д.Угриновича "Информатика и информационные технологии 10-11 класс" Полный архив  с конспектом урока  и приложением можно скачать по ссылкеhttp:...

Применение моделирования в электронных таблицах на уроках физики

Данная статья отражает опыт работы при использовании электронных таблиц при анализе результатов лабораторных работ по физике....

Интегрированный урок информатики иматематики с применением ИКТ на тему "Геометрическая прогрессия в экономике с помощью электронных таблиц"

Цель данного урока помочь учащимся представить прикладной характер геометрической прогрессии в экономической сфере  с пименением ИКТ. Обеспечить развитие умений формулировать проблемы и пути реше...