Современная практика применения электронных ресурсров и социального партнерства в обучении детей с ограниченными возможностями
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме

Капитульская Анна Исааковна

Статья размещена в сборнике "Образование и семья: проблемы социального партнерства. Материалы международной конференции", Санкт-Петербург, РГПУ им. Герцена, 2012. Рассматривает методики обучения детей с ограниченными возможностями, проблемы сотрудничества с родителями таких учеников.

 Конкретная методика для уроков химии("Виртуальные модели") прилагается ниже, так же как и  презентации с примерами виртуальных моделей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Капитульская А.И.

СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ И СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

«…не те, что смотрят друг на друга, а те, что смотрят в одну сторону.»  

(Антуан де Сент-Экзюпери)

Социальное партнерство- (англ. partnership) - особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

(И.А.Хоменко)

Социальное партнерство  в образовании – необходимое условие успешности современной школы1. Но ни в одной сфере образования это партнерство не играет столь огромной роли как в индивидуальном и, прежде всего, надомном обучении.

Образование, как ни облекай его в официальные и научные термины, всегда останется личностной сферой взаимодействия учитель-ученик-родитель.  И есть в этой сфере болезненные, даже трагические аспекты, на которые мы не имеем право закрыть глаза. Более того, именно сейчас, когда наше общество повернулось лицом к самой трудной и самой социально незащищенной части наших учеников – к детям-инвалидам , самое время привлечь современные ресурсы (электронные) и современные образовательные технологии (социальное партнерство) для того, чтобы вернуть этих человечков обществу, дать им профессию, вовлечь их в активную социальную жизнь, помочь наконец родителям в их трагическом  одиночестве перед лицом несчастья.

9 лет работы с такими детьми на базе школы 279/277 Кировского района Санкт-Петрербурга позволяет мне поделиться некоторым опытом .

Ученики: Андрей Титенин – травма шейного отдела позвоночника, полностью обездвижен; Василенко Александр – паралич нижних конечностей как следствие заболевания (третий этаж «хрущевки» без лифта), Самсонов Дмитрий – атрофия почек, диализ каждый третий день жизни, Сырцов Александр – тяжелейшая форма нервного тика, лишающая возможности писать в приемлемой форме, Федоров Сергей – сколиоз IV степени, сидеть практически может не более 20 минут… У всех сохранный интеллект, интерес и любовь к жизни, желание реализоваться, не быть иждивенцем, обузой…

Да, неэтично выставлять напоказ «язвы», но как без этого донести до вас значимость учителя в жизни таких учеников и меру ответственности, которая возложена на преподавателя перед такими детьми и их родителями.

Какой инструмент есть сегодня у учителя надомного обучения?

На помощь ребенку с ограниченными возможностями приходит то, что часто считают злом в жизни обычного ребенка, отрывающим его от семьи и школы2, а именно интернет. Интернет – окно в мир, доступ к информации, общение, социализация.

  Даже сейчас не всем детям доступен персональный компьютер, быстродействующий интернет. А в первые годы существования школы проблема стояла еще острее.

 Первым учеником, которому наша школа смогла предоставить ПК, был Андрей Титенин. Средства были собраны как добровольные пожертвования в пользу мальчика (обращение к депутату Кировского района в то время не имело успеха). Мальчик, огромной силы воли, научившийся писать карандашом, который удерживал зубами, таким же образом освоил и управление клавиатурой.  Ребенку открылся мир, наполненный информацией и общением.  К сожалению у этой истории нет «хэппи энда». Попытка трудоустроить Андрея на дистанционную работу после школы потерпела фиаско – слишком поздно (в предвыпускном классе) он получил возможность излагать мысли письменно и работать с информацией самостоятельно.

Судьба этого ребенка подтолкнула администрацию школы на развитие дистанционного обучения. Так появилась Виртуальная школа, которую наполняют содержанием и технически обслуживают десятки специалистов, а используют на своих уроках, как очных , так и виртуальных, все учителя нашей школы. Школа же предоставляет детям с ограниченными возможностями в аренду до срока окончания школы полный комплект оборудования (компьютер, принтер, видеокамеру и т.п.). Аппаратура открывает ребенку дверь в виртуальный мир.

Информация, истинная и ложная, обрушивается на неподготовленного, неопытного в социальной сфере маленького человека.  Именно здесь наступает пора партнерства учителя и родителей, разделение ролей.

Партнерство в нашей сфере долговременно.  Обычно учителя «ведут» своего подопечного многие годы. В случае «старшей школы»  - 4 года: с 8 по 11 класс.

Первый этап партнерства – знакомство с ребенком: его индивидуальными склонностями и слабыми местами. Помощь родителей, предоставление информации, желание обсуждать и дискутировать  сокращает время «первого знакомства», определения «исходной точки» образовательного пути.

Этап второй: совместное с родителями определение цели, хотя бы приблизительной, с учетом выявленных особенностей и возможностей ребенка. Это очень трудный момент в деятельности учителя, т.к. при всем желании помочь нельзя внушать родителям и ребенку ложные надежды. Цели должны быть реальны и обоснованы.

Итак, курс намечен. Не удивительно, что чаще всего будущая сфера деятельности наших учеников видится учителям и родителям в сфере ИКТ,  будь то программирование,  дизайн или даже просто владение ПК на достойном пользовательском уровне. Наступает третий, самый долговременный этап партнерства – обучение. Прежде всего обучение с использованием электронных ресурсов как  школьных, так и сети Интернет.

В этом партнерстве роли определены достаточно четко. Учитель обучает начальным навыкам использования ИКТ, предоставляет материал в соответствии с государственной общеобразовательной программой (пользуется базой школьного сервера, создает сам, находит в Интернете, обучает ученика самостоятельному творческому поиску и работе с найденной информацией).

Родители контролируют информацию, по возможности исключают доступ к нежелательным сайтам, интересуются работой и успехами  ребенка, помогают в технических вопросах (отсканировать, сфотографировать, сохранить изображение, распечатать) и, главное, устанавливают режима работы и отдыха и обеспечивают его соблюдение.

 Кроме того родители могут указать учителю на проблемы, возникшие у ребенка при выполнении задания, выбрать оптимальные варианты деятельности.

Очевидно, что идеальное партнерство возможно далеко не всегда. Также неудивительно, что самую большую пользу приносит обучение в нашей школе детям, родители которых с энтузиазмом сотрудничают с учителями, «смотрят в одну сторону» с ними.
Планка наших достижений с точки зрения «обычных выпускников» не выше средней. Но изменения, которые мы наблюдаем в ребенке за годы совместной борьбы за знания, сам факт социализации ребенка с ограниченными возможностями, его растущая уверенность в своих силах, позитивное отношение к жизни дают огромное удовлетворение  учителю.

  Результат нашей деятельности - количество выпускников школы, продолживших обучение в средних и высших учебных заведениях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. И. Хоменко, Школа и родители: этапы развития социального партнерства, журнал «Директор школы», №4, 2007, 83-88
  2. http://www.saferunet.ru/adult/news/590/ , Как защитить детей и подростков от  Интернет- зависимости. Центр безопасного интернета в России

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Некоторые понятия общей химии в виртуальных моделях

Слайд 2

Зачем все это надо ? Слабое место учеников нашей школы – абстрактное мышление. Это вызывает трудности в освоении понятий и теорий общей химии, наиболее оторванных от житейского опыта учащихся. Попытка преодолеть непонимание – создание виртуальных моделей процессов, понятий и даже формул.

Слайд 3

Что такое моделирование ? Модель – это упрощенное представление реального устройства, явления и/или протекающих в нем процессов. Моделирование – это построение и исследование моделей. Поскольку сложность любого материального объекта бесконечна, моделирование – обязательная составляющая познания.

Слайд 4

Моделирование процессов электролитической диссоциации

Слайд 5

В чем причина электропроводности растворов? Na + Cl - NaCl + H 2 O - Na + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -

Слайд 6

В чем причина электропроводности растворов? Na + Cl - Na + Cl - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - + -

Слайд 7

С l Диссоциируют ли в растворе вещества с молекулярной кристаллической решеткой ? + - + - + - + - + - + - + - + - + - + - Н С l : Н : ∂ + ∂ - ∂ - частичный заряд ∂ - ∂ + + -

Слайд 8

Диссоциируют ли в растворе вещества с молекулярной кристаллической решеткой ? + - + - + - + - + - Н + С l + - + - + - + - + - - : + - + - + - + - + - + - + - Н + + Н 2 О → Н 3 О + Н 3 О + - ион гидроксония

Слайд 9

Что произойдет при смешивании электролитов в растворе? BaCl 2 Ba 2+ Cl - H 2 SO 4 H + H + SO 4 2- Cl - Ba 2+ + SO 4 2- → BaSO 4 ↓ BaSO 4 Сокращенное ионное уравнение отражает сущность ионной реакции. Ba 2+ +2Cl - + 2H + +SO 4 2- → BaSO 4 ↓+2Cl - +2H + Развернутое(полное) ионное уравнение. Ba Cl 2 +H 2 SO 4 →BaSO 4 ↓+2HCl Молекулярное уравнение.

Слайд 10

Моделирование влияния различных факторов на скорость химической реакции

Слайд 11

Скорость химической реакции определяется изменением количества вещества реагентов или продуктов реакции в единицу времени в единице объема ( для гомогенных систем ) или на единице поверхности ( для гетерогенных систем ).

Слайд 12

Скорость реакции зависит от концентрации реагентов.

Слайд 13

Если хотя бы один из реагентов газ, скорость реакции зависит от давления.

Слайд 14

Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0

Слайд 15

Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0

Слайд 16

Скорость реакции зависит от температуры. 0 5 10 15 20 25 С 0

Слайд 17

Катализатор увеличивает скорость реакции.

Слайд 18

Модели понятий и формул

Слайд 19

Атомы разных элементов имеют разную массу. Различие в массе вызвано разным количеством протонов и нейтронов в ядре. Дюжина перепелиных яиц имеет меньшую массу, чем такое же количество (дюжина) куриных яиц. Моль ( 6 •10 23 ) атомов водорода имеет меньшую массу, чем моль ( 6 •10 23 ) атомов золота Н Au Молярная масса атомарных веществ , выраженная в г/моль или кг/моль, совпадает с атомной массой . Молярная масса индивидуальна для каждого вещества.

Слайд 20

Молярная масса М , количество вещества n и масса вещества m связаны математическими формулами: n (моль) = m (г) / M (г/моль) m (г) = n (моль) • M (г/моль) M (г/моль) = m (г) / n (моль) m n 6 •10 23 6 •10 23 m – масса вещества(навески) M – молярная масса ( масса 1 моля вещества) n – количество молей M

Слайд 21

Преимущества моделей Абстрактные понятия «материализуются» и становятся доступными для понимания. Картинки и образы фиксируются зрительной памятью. Понимание «логики процесса» + зрительный образ = долговременное запоминание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные информационные технологии в компетентностном подходе при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Информационная компетентность педагога является одной из ключевых компетентностей. Качество личности, представляющее совокупность ЗУН и ценностного отношения к эффективному осуществлению различных вид...

Использование современных образовательных технологий в дистанционном обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье рассматриваются технологии и методы обучения детей-инвалидов в дистанционной школе. К статье прилагается конспект урока по русскому языку "Повелительное наклонение глагола", созданный с приме...

Применение новых технологий в комплексном подходе к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья на занятиях по РСВ и ФП.

Использование личностно-ориентированных технологий (разноуровневое планирование речевого материала по РСВ, дифференцированный подход, модульное обучение), коррекционно-педагогических технологий (ручно...

Методические возможности применения Аудиохрестоматии в процессе обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } В статье рассматриваются методические аспекты использования всероссийского образовательного медиапроекта «Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены...

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов) как средство их обучения и социальной адаптации

Согласно современной концепции образования главное внимание в работе с детьми с ОВЗ уделяется социализации - выработке коммуникативных и социально-бытовых навыков....

Запись вебинара для участия в областной методической неделе Челябинской области «Создание условий для эффективной организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современной системе образования».

В записи вебинара «Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной образовательной программы, как средство обеспечения эффективного коррекционно-педа...

Перечень электронных образовательных ресурсов, применяемых при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время становится возможным получение знаний детьми с ОВЗ с помощью использования современных информационных технологий, в связи с появлением специальных технических устройств. Одной из гла...