Урок - практикум "Создание базы данных"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Урок информатики по теме "База даннных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок- практикум «Работа с базами данных»
Класс - 9
Тип урока: урок-практикум.
Технология: проблемное обучение, групповая работа.
Место урока в теме – урок проводится в ходе изучения темы “Информационные системы”, после изучения понятий базы данных, видов баз данных, структуры табличных баз данных, знакомства с СУБД Access.
Оборудование:
- компьютеры
- мультимедийный проектор, экран.
- конверты с подбором вырезок из газет по соответствующим темам.
- таблички I, II, III группа, “Агентство недвижимости”, “Автосалон карточка с заданием для рекламного агентства
- карточка с рекомендациями для клиентов
- карточки с рекомендациями при работе в группах
На экране:
Урок – практикум «Базы данных» (Слайд 1)
Цели урока:
- Закрепление, обобщение теоретических знаний учащихся о табличных базах данных, этапах их создания на компьютере, применение знаний на практике.
- Стимулирование познавательного интереса учащихся к данной теме и предмету “Информатика” в целом.
- Активизация взаимодействия между учащимися, развитие навыков групповой работы.
- Воспитание информационной культуры, самостоятельности, коллективизма, ответственности.
- Развитие умственной деятельности, умения логически мыслить.
Задачи урока:
воспитательная – развитие познавательного интереса учащихся, основ коммуникационного общения, уверенности в собственных силах;
учебная – закрепление теоретических знаний, формирование практических умений по созданию баз данных;
развивающая – развитие приемов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение), памяти, логического мышления.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: Не секрет, что рынок труда сейчас переполнен кадрами, и очень сложно найти в нем свое достойное место. Поэтому необходимо предъявлять повышенные требования к себе в освоении своей профессии и в умении формировать у себя механизмы оперативной адаптации на рабочем месте в современных условиях с вводом новых технологий. Итак,
Тема сегодняшнего урока: “Создание баз данных”.
Назовите цели , которые мы поставим на нашем уроке?
Цель: Создать базы данных. Убедится в том, что ваших теоретических знаний о базах данных достаточно для их применения на практике. Научиться пользоваться возможностями СУБД Access для создания баз данных.
Итак, я вам предлагаю работу в моем агенстве.
Наше агенство занимается подбором кадров, которые будут заниматься продажей квартир и автомобилей. Представим, что здесь находится три группы единомышленников, которые решили заняться двумя видами деятельности, в данном случае двумя разными видами бизнеса:
- Продажа квартир;
- Продажа автомобилей.
Учиться создавать базы данных мы будем, решая задачи, которые могут возникнуть в реальной ситуации.
Проанализировав материалы местных газет, было выявлено достаточно большое количество предложений, и для оптимизации работы предприятий решили создать соответствующие базы данных. Приложение 1
Сейчас вы разделитесь на 2 группы. Каждая группа должна разработать и создать базу данных по доставшейся ей отрасли, представить полученный программный продукт классу, защитить его, т.е. привести примеры задач, которые позволит решить созданная база данных, доказать, что ее структура достаточна для удовлетворения потребностей клиентов. Цель слушателей сформулировать такие задачи, которые не сможет решить представленная БД, и убедиться в компетентности группы в теме базы данных.
Представитель каждой группы, получите конверт с заданием. Конверт выбирается случайным образом.
Содержимое конвертов.
- вырезки из местных газет с объявлениями по продаже квартир;
- вырезки из местных газет с объявлениями по продаже машин;
На работу в группах вам отводится 20 минут. Обратите внимание на экран, где написано примерное время работы на каждом этапе (Слайд 3)
- Анализ представленной информации (5 мин).
- Продумывание и создание структуры БД (3 мин).
- Заполнение базы данных (10 мин).
- Подготовка доклада для выступления (2 мин).
- Оценка вклада каждого члена группы в общую работу (1 мин).
II. Работа в группах
Ребята разбирают предложенный им материал, анализируют, какую информацию они могут почерпнуть из вырезок. Определяют, какие поля должна содержать их база данных, их свойства.
В это время учитель расставляет на их столы таблички с надписями: “Агентство недвижимости”, “Автосалон”. На столах листочки с рекомендациями при работе в группах (Приложение 1)
Вы будете работать в парах за компьютерами и создаете базы данных, при этом можете пользоваться вырезками из газет представленных у вас на столе. Учитель выполняет роль консультанта, подходя к группам по мере необходимости, оказывая помощь и корректируя направления работы.
Назовите этапы создания Баз данных:
1 Создание структуры базы данных.
Определяются заголовки для полей, их типы, свойства.
На втором этапе – ввод и редактирование данных .
Из оставшихся учащихся выбирается 3 человека для работы в рекламном агентстве. Группа рекламодателей приступает к формулировке возможных потребностей клиентов, задач, которые позволит решить создаваемая база данных. (Например: клиент желает приобрести двухкомнатную квартиру в Черкесске по ул. Крестьянская не выше четвертого этажа)
Задачей которого является создание визитной карточки и рекламы для каждой из компаний. На столе задание и рекомендации для работы рекламного агентства (Приложение 1).
При работе члены рекламного агентства могут взаимодействовать с группами. Результаты работы рекламного агентства демонстрируются перед выступлением каждой из групп.
Оставшиеся учащиеся, выполняют роль клиентов и экспертов. На столе листочки с рекомендациями для клиентов и экспертов. (Приложение 1). Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска. Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.
III. Выступление каждой группы.
Учитель: Итак, начинаем отчет групп. Прошу сдать листы с оцениванием. Установим регламент для доклада каждой группы – 5 мин, и 5 минут для обсуждения представленной работы. Слово предоставляется первой группе.
Один представитель группы занимает место за компьютером, к которому присоединен мультимедийный проектор, по сети копирует созданную группой базу данных. Проецирует ее на экран. Авторы сообщают постановку задачи, которая им досталась, и рассказывают о полученном продукте по плану: (Слайд 4)
- Представление агентства
- Название базы данных.
- Количество полей в базе данных.
- Типы полей, их свойства
- Количество записей.
- Примеры задач, решаемых при помощи созданной базы данных.
- Обсуждение проекта
Клиенты формулируют агентствам свои запросы для поиска.
Эксперты задают уточняющие вопросы по структуре базы данных. Стараются сформулировать потребности, которые могут возникнуть у клиентов, но не сможет решить представленная база данных. Могут задавать теоретические вопросы по теме: «Базы данных». В результате дискуссии возникают предложения по улучшению данной базы.
Учитель также принимает участие в дискуссии на равных с учащимися, кроме того, задает вопросы, проверяющие знание основных понятий по теме, полученных умений по практической работе по созданию и заполнению БД средствами MS Access.
Рефлексия:
IV. Подведение итогов урока
Учитель проводит оценивание участников каждой группы, основываясь на проценте участия каждого человека в практической части и активности на этапе отчета собственной группы и групп оппонентов.
Как вы думаете, достигли ли вы цели урока?
Учитель: Действительно, ребята, базы данных вы создали, следовательно, цель урока достигнута. Тема “Создание баз данных средствами MS Access” вами усвоена. С чем я вас поздравляю и благодарю за прекрасную работу.
V. Домашнее задание
Создать базы данных «Учебники»
Объявления по продаже автомобилей
Продажа автомобиля Лада Ларгус
550 000 руб.
Пробег: 36000; Кузова: 227; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2017; Черкесск
450 000 руб.
Пробег: 160000; Кузова: Хетчбэк; Коробка: Автоматическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2006;
Черкесск
300 00 руб
Пробег: 291; Кузова: Седан; Коробка: Автоматическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 1996; Черкесск
235 000 руб.
Пробег: 120500; Кузова: Универсал; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2010;Мостовской
85 000 руб.
Пробег: 136000; Кузова: Седан; Коробка: Автоматическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2001;Мостовской
50 000 руб.
Пробег: 300000; Кузова: 226; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2001; Кисловодск,
40 000 руб.
Пробег: 128000; Кузова: Седан; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Бензиновый (карб.); Год: 1998; Кисловодск, р-н Кур.зона
Продаю ваз(калина 2) Лада Калина
380 000 руб.
Пробег: 28900; Кузова: Универсал; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Бензиновый (инж.); Год: 2014;Кисловодск, р-н Центр
135 000 руб.
Пробег: 80000; Кузова: Фургон; Коробка: Механическая; Тип двигателя: Гибридный; Год: 1994;
Невинномысск
Продажа квартир
2 500 000 руб.
Площадь, м2: 61,00; Этаж: 3/5; Комнат: 3; Вторичка; Кирпичный;
Карачаевск
1 500 000 руб.
Площадь, м2: 54,00; Этаж: 3/4; Комнат: 2; Вторичка; Кирпичный; Адрес: Мира 1-А
Карачаевск
Продаю 2 комн.квартиру.микрорайон-теберда
500 000 руб.
39кв.м(14+12=комнаты,5=кухня),5\5 кирпичного дома,с\у раздельный,балкон,дом.телефон
Карачаевск
1 500 000 руб.
Продам 3-х комнатную квартиру, в центре города. Без ремонта. Общая площадь около 56 кв м.,на втором этаже 5 этажного дома, кирпич
Карачаевск
1 150 000 руб.
Площадь, м2: 46,20; Этаж: 2/2; Комнат: 2; Вторичка; Кирпичный; Адрес: Первомайская 128
Продам 3-к квартиру в п. Нижний Архыз
3 200 000 руб.
Площадь, м2: 69,00; Этаж: 1/9; Комнат: 3; Вторичка; Панельный; Адрес: поселок Нижний Архыз, КЧР
1 700 000 руб.
Площадь, м2: 54,00; Этаж: 1/2; Комнат: 3; Вторичка; Кирпичный; Адрес: ст.Зеленчукская Первомайская 128
Срочная продажа! продается 3-комн. квартира 61 кв.м.
2 857 000 руб.
Трёхкомнатная квартира, назначение - жилое, общей площадью 61,2 м2, расположенная по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г Карачаевск,
2 200 000 руб.
Площадь, м2: 65,00; Комнат: 3; Вторичка; Блочный; 3этаж, 5-ти этажного дома
Карачаевск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Табличные базы данных"
Это только конспект урока. Есть ещё к конспекту презентация, но её я не могу разместить, потому что она много весит. Если кто-то заинтересуется могу прислать по электронной почте....

Конспект урока информатики "База данных. Основные понятия. Создание и заполнение базы данных". 9 класс
Урок изучения нового материала с элементами лабораторной работы....

Урок "Табличная база данных"
Данный урок является основным в разделе базового курса «Информатики и ИКТ», он относится к современной области информационных технологий – технологии работы с базами данных. Ученики подроб...

План-конспект урока "Понятие базы данных, информационной системы, СУБД".
Cценарий урока с использованием цифровых образовательных ресурсов....
Урок информатики «Базы данных. Системы управления базами данных»
План-конспектУрока по информатике и ИКТТема: «Базы данных. Системы управления базами данных»11 классУчитель: Торопов Александр Евгеньевич...

Конспект урока "Табличные базы данных"
Цель: знакомство с табличными базами данных, типами БД.Задачи:1. Образовательная: сформировать у учащихся понятие баз данных, табличных баз данных; дать первоначальные знания по работе с табличной баз...

Презентация к уроку "Табличные базы данных"
Любой из нас, начиная с раннего детства, многократно сталкивался с «базами данных». Это – всевозможные справочники (например, телефонный), энциклопедии и т. п. Записная книжка — это тоже «база данных»...