Цифровые технологии и их влияние на процесс обучения: вызовы и перспективы для современного образования
статья по информатике и икт
Статья посвящена проблеме создания цифровой образовательной среды в обновленных условиях развития человека, машин и общества, которая изменила процесс обучения в школах и в вузах, явившись новым этапом в организации этого процесса. Авторы подчеркивают, что цифровые технологии значительно повлияли на процесс обучения, навсегда поменяв роль педагога и обучаемого в овладении научным знанием. Перспективным решением внедрения цифровых технологий выступает формирование системы знаний, умений и навыков цифровизации у педагогов с опорой на ценностные ориентиры времени и знания особенностей восприятия информации у обучающихся.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, цифрокомпетенция, вызовы и перспективы, система обучения
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Цифровые технологии и их влияние на процесс обучения: вызовы и перспективы для современного образования
Лозинская Тамара Павловна
Аннотация. Статья посвящена проблеме создания цифровой образовательной среды в обновленных условиях развития человека, машин и общества, которая изменила процесс обучения в школах и в вузах, явившись новым этапом в организации этого процесса. Авторы подчеркивают, что цифровые технологии значительно повлияли на процесс обучения, навсегда поменяв роль педагога и обучаемого в овладении научным знанием. Перспективным решением внедрения цифровых технологий выступает формирование системы знаний, умений и навыков цифровизации у педагогов с опорой на ценностные ориентиры времени и знания особенностей восприятия информации у обучающихся.
Ключевые слова: цифровые технологии, цифровизация, цифрокомпетенция, вызовы и перспективы, система обучения
Современное образование активно применяет цифровые технологии благодаря возможностям и созданным в школах и вузах условиям их использования. Цифровизация позволяет получать информацию через организованную сетевую коммуникацию «педагог-консультант-обучаемый». При цифровизации обучающая среда позволяет использовать онлайн методы и средства, сопровождение педагога-консультанта и электронное содержание. Понятие «цифровые технологии» трактуется как «сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь» [5, с. 12]. Средства такой технологии определяются как комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих общаться с компьютером, используя графику, гипертексты, звук, анимацию, видео. Под этим термином понимается способ подготовки электронных документов, включающих визуальные, аудиоэффекты и программирование ситуаций под управлением интерактивного обеспечения [6, с.28].
Цифровые обучающие технологии рассматриваются как «совокупность технических средств обучения (ТСО) и дидактических средств обучения – носителей информации (ДСО)» [2, с.29]. Значит, цифровые технологии позволяют с помощью программного обеспечения и аппаратуры объединить в компьютерной системе текстовое, звуковое, аудиовизуальное и графическое наполнение.
Для организации процесса учебный кабинет снабжается проектором, компьютером, интерактивной доской и доступом в Интернет. Обучение строится на презентации материала в мульти- и медиа текстовом формате, графических схемах и онлайн форматах. Дидактическими свойствами материалов в русле цифровизации обучения выступают: интерпередача визуальной, текстовой, графической информации для ее обработки с обеспечением обратной связи и доступ к сайтам и базам данных, консультации в режиме реального времени; онлайн диалог с педагогом-консультантом; обмен сообщениями с педагогом и обучаемыми, обращение к информационным изданиям. В процессе онлайн представления материала на основе цифрокомпетенции преодолевается этот разрыв при выстраивании нового пространства освоения учебного предмета. В процессе обучения используются наглядные материалы, средства отработки навыков и дополнительной информации, формы презентации материала, построенные на разноканальных источниках информации. Онлайн представление позволяет решать новые форматы задач с заданным вектором и абсолютного характера, представления модульного конструирования на основе презентации и медиа ресурсов. Обучаемым предлагаются текстовые задачи в цифровом формате для получения и соотнесения результата.
Методами цифровизации обучения являются: онлайн цифроконкурсы, построение цифропроектов, онлайн викторин с экспликацией конструкций с медиа обзором цифроматериалов. При проведении самоконтроля обучаемые занимаются поиском связей цифро-последовательностей и самостоятельном конструировании[2, с. 34].
Практика показала, что существуют противоречия между установкой ФГОС на информатизацию и компьютеризацию образования, практикой использования технологий и недостаточной разработанностью теоретических аспектов проблемы использования технологий в процессе обучения.
Педагог большую часть времени затрачивает на подготовку к уроку, но результат оказывается положительным, так как информационно-коммуникационные технологии создают условия для формирования интеллектуальных и творческих компетенций обучающихся. Аудио, видео, компьютер, проектор, интерактивная доска содержательно обогащает процесс обучения, делая обучение эффективным, вовлекая в процесс восприятия информации чувственных компонентов [6, с. 8].
Все это облегчает процесс получения готовой информации, но не ведет к формированию исследовательской и поисковой функций работы с информацией и ее обработкой, блокирует процессы продвижения процессов познания материала, включения дополнительных усилий в его переработке.
В перспективе применение цифровых технологий позволит полностью овладеть процессами интеграции многообразных видов информации; овладеть интерактивным режимом общения с пользователем с параллельной передачей информации и возможностью работать с большими объёмами информации и в режиме реального времени, управляя процессом переработки информации в условиях создания собственных мультимедиа-продуктов по принципу доступности и универсальности [5, 9].
Обучающие цифровые средства обучения представляют информацию и направляют обучение, исходя из знаний, возможностей и интересов; диагностические - определяют уровень подготовки и интеллекта; инструментальные - конструируют программные средства подготовки учебно-методических материалов; управляющие - организуют деятельность при выполнении работы; административные - автоматизируют процесс обучения; игровые - обеспечивают виды игровой и учебно-игровой деятельности [3, 7, 8].
Таким образом, применение цифровых технологий сочетает общение с учителем и группой и применение цифровых технологий на аудиторных занятиях с целью организации самостоятельной работы и дополнительного общения с помощью электронных средств.
Например, участие в учебной беседе позволяет выявить связи и следствия через самостоятельный поиск учебного материала. Все это должно обеспечить личностный рост обучающегося и этапы его самореализации. При цифровизации обучения педагог-консультант организует и проводит сетевой учебный процесс благодаря умению пользоваться цифровыми технологиями и использования онлайн методики.
Применение в перспективе коммуникативных и дидактических технологий при цифровизации обучения потребует изменения содержания и принципов, обновлённого характера при построении взаимоотношений «педагог-обучаемый». Адаптация к цифровизации обучения практико-личностно-ориентированного подхода к деятельности педагога и обучаемого, потребует постановки новых задач, нового и более целенаправленного изменения способов усвоения материала и достижения цифровой компетентности [4, с. 49].
Таким образом, цифровые технологии обладают значительным методологическим и развивающим потенциалами при полноценном планировании их применения. Цифровизация позволит более полно и целенаправленно индивидуализировать обучение, интенсифицировать самостоятельную работу, повысить объём выполнения заданий за счёт разнообразия форм усвоения учебного материала. Цифровизация процесса обучения определяется ее практической значимостью, возможностями в формировании мышления и при создании представлений о научных методах познания. Успешность цифровизации обучения будет определяться уровнем учебной деятельности, развитием общего кругозора, алгоритмического мышления, смекалки, эрудиции; привитием навыков самостоятельной работы.
Список использованной литературы
- Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В. Мультимедиа в образовании. /Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. ().
- Долинер, Л.И. Информационные и телекоммуникационные технологии в обучении: психолого-педагогические и методические аспекты. /Долинер Л.И. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед, ун-та, 2018. - 344 с.
- Некрасова, А.Н., Семчук, Н.М. Классификация мультимедийных образовательных средств и их возможностей./Некрасова А.Н., Семчук Н.М. // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - № 2. - С. 98-102.
- Пресс И.А. Интеграция классических и информационных технологий как педагогический базис модернизации современной образовательной системы: Сборник трудов V МК. - М.: ТМК, 2017. - 560 с.
- Руденко-Моргун, О.И. Компьютерные технологии как новая форма обучения. / О.И. Руденко-Моргун. - М.: #1089;. 193.
- Соболева, А.В. Использование мультимедийных технологий в обучении иностранным языкам. // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. /Соболева А.В. -Челябинск: Два комсомольца, 2019. - С. 119-123. Режим доступа: URL: ().
- Солдатова, Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования. /Солдатова, Г.У., Нестик, Т.А., Рассказова, Е.И., Зотова, Е.Ю. -М.: Фонд Развития Интернет, 2016. - 144 с.
- Сысоев, П.В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие. / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - М.: Глосса-Пресс Феникс, 2010. - 177 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные информационные технологии и интернет-ресурсы в процессе обучения английскому языку в условиях реализации ФГОС второго поколения
Интернет обладает колоссальными информационными возможностями и не менее впечатляющими услугами. Однако, мы не устаем повторять, что какими бы свойствами не обладало то или иное средство обучения, инф...
Современные педагогические технологии как средство повышения эффективности процессов обучения и воспитания на уроках математики в 5-6 классах по обновлённым ФГОС
В настоящее время для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому....

Сборник материалов 23 Межрегиональной научно-практической конференции "От традиций к инновациям: новые вызовы и перспективы развития современного российского образования"
Статья на тему: «Комплексное развитие детей с нарушением интеллекта через театральную деятельность»...
Современные образовательные технологии. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку
Личностно-ориентированный подход в процессе обучения английскому языку...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
В статье рассматриваются вопросы использования информационно-коммуникационных и цифровых технологий в образовательном процессе, которые позволяют организовывать активное обучение как непосредств...
Использование современных образовательных технологий как способ мотивации в процессе обучения английскому языку в ГБОУ "Школа №1367" города Москвы
Информационные технологии стремительно вошли в процесс обучения английскому языку, несколько потеснив традиционные методики и заставив преподавателей иностранных языков решать проблемы, о существовани...

Сборник материалов XXIV Межрегиональной научно-практической педагогической конференции "От традиций к инновациям: новые вызовы и перспективы развития современного российского образования", 2024
Сборник материалов XXIV Межрегиональной научно-практической педагогической конференции "От традиций к инновациям: новые вызовы и перспективы развития современного российского образования", 2...
