Отчет о деятельности творческой группы-проектной команды Пантюхиной М.А. по проведению пилотной апробации образовательного ресурса в 2022-2023 учебном году
учебно-методический материал по информатике и икт (8 класс)
В отчёте о деятельности проектной группы по проведению апробации разработанного образовательного ресурса: Электронный курс по программированию «Python для начинающих» способствует повышению уровня учебной мотивации обучающихся 8-11 классов.
ссылка на готовый продукт: https://clck.ru/3MvcQn
Работа выложена в социальной сети в Вконтакте на фестивале ВятГУ "PROрывное решение: https://vk.com/pr_vyatsu_22_23 , а именно https://vk.com/wall-217131596_57
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задание № 1
Дата сдачи 20.02.2023
- Сформулируйте гипотезу проекта (что именно проверяете).
Электронный курс по программированию «Python для начинающих» способствует повышению уровня учебной мотивации обучающихся 8-11 классов |
- Место проведения апробация (город, школа, класс)
Кировская область, Город Киров, МБОУ Гимназия №46 г. Кирова, 9А (экспериментальный с проведением апробации) и 9Г (контрольный, без апробации) классы |
- Этапы апробации (с указанием сроков и краткого содержания)
Провести первичное тестирование оценки уровня мотивации (познавательного интереса) в контрольной и экспериментальной группах: 07.02.2023 Провести обработку полученных результатов – до 10.02.2023 Проведение 3 занятий с применением разработанного курса с помощью сайта – с 28.02 по 14.03.2022 Провести вторичное тестирование на оценку уровня мотивации: 14.03.2023. Анализ результатов апробации – 15.03.2023, 16.03.2023 Подвести итоги, подтвердить или опровергнуть правильность гипотезы |
- Методика (диагностика) оценки (с помощью чего будете оценивать изменения).
ТЕСТ-ОПРОСНИК НАПРАВЛЕННОСТИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ (ОНУМ) Цель – исследование направленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении конкретных учебных предметов. Общая характеристика. Методика состоит из 20 суждений и предложенных вариантов ответа. Для повышения достоверности результатов все вопросы сбалансированы по количеству положительных («да») и отрицательных («нет») ответов: по каждой шкале им соответствует равное количество пунктов опросника. В содержании опросника отсутствуют суждения, касающиеся личности учителя, что отличает данную методику от таких, как «Преподаватель глазами студентов» или «Отношение к учителю». Учащиеся высказывают свое отношение к происходящему на уроке и описывают испытываемое при этом состояние. В отличие от традиционных вариантов ответов («да», «нет»), которые вследствие своей категоричности часто вызывают, как показывает психодиагностическая практика, затруднения испытуемых при выборе ответа, в опроснике предлагается более расширенный набор возможных ответов: «верно», «пожалуй, верно», «пожалуй, неверно», «неверно». Ответы в виде плюсов и минусов записываются испытуемым либо в специальном бланке, либо на чистом листе бумаги. Обработка производится в соответствии с ключом. Методика может использоваться со всеми категориями обучающихся, способных к самоанализу и самоотчету. |
Предварительный просмотр:
Пантюхина Маргарита Анатольевна,
учитель информатики МБОУ «Гимназия № 46» города Кирова
Лебедев Вячеслав Александрович,
Фомин Илья Владимирович,
студенты факультета компьютерных и физико-математических наук ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет», г. Киров
Python для начинающих: электронный курс для начинающих по программированию на языке Python для обучающихся 8-11 классов
Аннотация. Актуальность работы вызвана недостаточной сформированностью учеников 8-11 классов в программировании на языке Python, так как школьные программы и учебники по информатике ориентированы на изучение языка программирования Pascal. В настоящее время существует много пособий и дистанционных курсов по программированию на Python, но они в большей степени направлены на разбор теоретического материала, а не на развитие практических навыков. Формированию устойчивого интереса и положительной мотивации к заданиям базового уровня и повышенной сложности, развития мышления и логики необходимы специально разработанные практические занятия.
Целью проекта является повышение уровня сформированности практических навыков обучающихся 8-11 классов в курсе программирования на языке Python, с помощью разнообразных форм: видеоуроков, мини-игр, практических работ, тестов на самопроверку и т.д. Результатом проекта является сайт с курсом по программированию, который привлечет не только учащихся и новичков в программировании, но и педагогов, которые смогут пользоваться сайтом для проведения урочной и внеурочной деятельности.
Ключевые слова: программирование Python, курс по изучению, язык программирования
Проблема нашего проекта относится к образовательной сфере. Ученики не владеют основными навыками в программировании на Python, потому что в школах, зачастую используют Pascal. В силу того, что актуальными являются профессии, связанные с информатикой, робототехникой и программированием, то важным аспектом обучения в школе является актуальность полученных знаний, их соответствие требованиям работодателей, и запросам общества, поэтому одним из ключевых вопросов становится выбор подходящего инструмента обучения. На наш взгляд, таким инструментом может стать язык Python. Он прост в изучении и многообразен в использовании. В отличии от языков программирования семейства С, Python более понятен школьникам. Basic и Pascal, хоть и хорошо подходят для знакомства и развития базовых знаний и умений в области программирования, но несмотря на свою популярность, их сложно назвать современными. Прежде чем подвергнуться нападкам со стороны приверженцев рассмотренных ниже языков, отметим, что в своей практике мы используем разные языки программирования и осознаем, что многие из них в какой-то степени пересекаются. Самого лучшего языка программирования в мире не существует, есть лишь язык, который лучше подходит для решения той или иной задачи [1, 33]. В целом Python можно описать одним предложением: Высокоуровневый, интерпретируемый, объектно-ориентированный, императивный, строго типизированный язык общего назначения, который имеет динамическую типизацию [2]. Эти языки вытесняются продуктами более высокой ценности. Языки Java и Ruby ориентированы на опытных пользователей, которые могут прогнозировать и находить ошибки при написании программного кода, создавать программы, не рассматриваемые в школьном курсе. Таким образом, промежуточное место, по нашему мнению, занимает Python, который целесообразно изучать в школьном курсе информатики. Также, дополнительное и более углублённое изучение языка Python, поможет подготовиться обучающимся к ЕГЭ по информатике, а также к рассмотрению языков более высокого уровня при высокой мотивации и интереса к программированию [3].
Проблему проекта можно решить созданием курса по программированию, который будет включать в себя большую направленность на создание практических работ, конечно, с включенными в них блоками теоретической информации. Данный образовательный ресурс представляет собой структурированный теоретический материал и практические задания, а также различного рода тесты, поверочные работы для облегчения самопроверки. Ученику не придется искать отдельную информацию по каждому разделу, пытаться читать и понимать какие-либо статьи с большим количеством текста.
Существует много аналогов проекта, но мы рассмотрим два наиболее популярных: во-первых, курсы на платформе Stepik[4]. Основы языка Python для 7-8 классов в рамках кружка по программированию. Подойдет тем, кто хочет познакомиться с программированием.
Преимущества:
- Курс подходит как для людей, не имеющих опыта в программировании, так и для опытных программистов, в качестве профилактики ранее полученных знаний;
- Большой объем теоретических материалов, несколько модулей с общим объемом 30-35 уроков;
- В курсе представлено огромное количество всевозможных задач по изученным темам;
- Курс является бесплатным.
Недостатки:
- Курс не рассчитан на использование в урочной деятельности;
- Представленный курс подходит не для всех, обучающимся в 7-9 классах будет тяжело, так как большое количество практических заданий - олимпиадные.
- Хоть курс и преподносят как, курс для начинающих, но на деле, без определенного багажа знаний курс будет бесполезным;
- Несмотря на большой объем теории курс не освещает тему структуризации кода.
Второй аналог - CodeCademy[5].
Преимущества:
- на этой платформе краткий теоретический блок, а затем просят написать код (онлайн), используя изученную концепцию. А самое главное — вам не придется ничего настраивать. Не нужно даже устанавливать Python на свою машину! Запускать код вы сможете прямо в браузере.
- вам не придется писать программу целиком, пока вы не будете готовы к этому. Вы будете вносить маленькие изменения и выполнять код. Это отличный и увлекательный способ научиться программировать на Python на начальном этапе.
Недостатки:
- Предложенный курс изложен на английском языке, поэтому, без соответствующих знаний иностранного языка, курс можно считать бесполезным;
- Как и курс на Stepik, курс от CodeCademy не рассчитан на использование в урочной деятельности;
- Представленный курс бесплатный только частично, некоторые темы доступны только для обладателей платной подписки.
После тщательного изучения и анализа материалов из литературы и интернет-источников, разработки комплексных занятий и оформления в виде электронного ресурса, мы получили электронный курс для начинающих по программированию на языке Python для обучающихся 8-11 классов.
В нашем проекте можно выделить ряд преимуществ, а именно:
- возможность использования курса как обучающимися самостоятельно, так и педагогами в периоды очной и дистанционной формах обучения;
- универсальная структура комплексного занятия обеспечивают возможность и удобство практического использования любому педагогу с учетом психологических, возрастных, индивидуальных особенностей обучающихся;
- применение разнообразных форм для изучения теоретических знаний и получение практических навыков во время решения задач разного уровня сложности.
- использование различных таблиц, ментальных карт, глоссария;
- дифференцированный подход к организации практической работы, разработаны задания разного уровня сложности: А-легкий уровень, В-средний уровень, С- сложный уровень. Каждый уровень включает 3 и более задач;
- курс бесплатный, его можно применять как в урочной деятельности, так и внеурочной.
Задачи проекта были поставлены следующие:
1)Изучить и проанализировать материалы из литературных источников и Интернет-ресурсов;
2)Определить темы комплексных занятий;
3)Разработать комплексные занятия для формирования соответствующих навыков у обучающихся;
4)Представить материал на сайте с готовыми занятиями, глоссарием и полезными ссылками.
При организации комплексных занятий особое внимание следует уделить на его структурный компонент. Предлагается универсальная структура комплексного занятия, подходящая для реализации в любой форме организации деятельности обучающихся:
1. «Интеллектуальная разминка» - вопрос-ответ, блиц- опрос.
2. «Ознакомление» - изучение теоретической информации (текстовая информация, просмотр видеоролика и т.д.).
3. «Погружение» - практическая работа учащихся.
4. «Проверь себя» - проверка выполнения заданий (тест, игра и т.д.).
5. «Оцени себя сам» - рефлексия.
6. «Обобщение» - ментальная карта с опорным конспектом, кратко о главном.
При реализации данного курса не исключается возможность использования педагогом собственной тематики и содержательного компонента занятий; подбора заданий другого уровня сложности, учитывая индивидуальные особенности обучающихся.
В данной статье нам хотелось представить информации по курсу программирования на языке Python, а именно: показать преимущества данного курса, отобразить актуальность данной проблемы, предоставить цели и задачи, которые необходимо выполнить для успешной работы. Итогами мини-исследования является полное понятие того, что хотим видеть в качестве проекта, а именно продукта. Также смогли найти аналоги проекта, но некоторые имели недостатки, например, слишком большое количество занятий, которые могут озадачить ученика, либо курсы, в которых большее время уделяется изучению теории, а не практическим заданиям. Выяснили, что аналогичные курсы не всегда подходят для учащихся 8 классов. Перспективой проекта служит внедрение курсов в учебные программы учащихся, а также надеемся, что данный проект послужит для многих началом пути в области программирования.
Результатом практического применения комплексных занятий по изучению программирования должно стать повышение интереса к интеллектуальному труду; развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого и логического мышления; самостоятельное применение приобретённых знаний и способов действий при решении различных задач.
Кроме этого, на данный момент учащимся старших классов, которые планируют сдавать ГИА в форме ОГЭ или ЕГЭ по предмету информатика, просто необходимо иметь необходимый набор знаний по программированию, позволяющий сдать ЕГЭ на достаточном уровне.
Курс предоставляет обучающимся возможность за счет дифференциации и индивидуализации образования, самостоятельно создавать пространство индивидуальной познавательной деятельности, что является одним из приоритетных направлений федеральных государственных образовательных стандартов и отвечает запросам современного общества.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что созданный образовательный ресурс способствует повышению уровня сформированности практических навыков в курсе программирования и успешно может быть использован обучающимися и педагогами в рамках урочной или внеурочной деятельности, а также не исключаем возможность применять данный курс в качестве пособия для учащихся на групповых и индивидуальных занятиях и даже при выходе на дистанционный формат обучения.
Ссылки на источники
- Мюллер Джон Пол. - Python для чайников, 2-е изд.: Пер. С англ. - СПб. : ООО” Диалектика”, 2019. - 416с.
- Tproger – всё о программировании – URL: https://tproger.ru/articles/podrobnoe-opisanie-jazyka-python-dlja-nachinajushhih/
- Сорокина, Н. А. Python как основной язык программирования в средней школе /Н. А. Сорокина. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - №5 (243). - С. 15-16. - URL: https://moluch.ru/archive/243/56193/
- Stepik - образовательная платформа и конструктор онлайн-курсов - URL: https://stepik.org/course/31182/promo/
- Pythonist – образовательная платформа по Python – URL: https://pythonist.ru/top-8-sajtov-s-besplatnymi-kursami-po-python-dlya-nachinayushhih/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о проведении предметной недели «Технических дисциплин» в 2011-2012 учебном году
С 23.01.2012 по 29.01.2012 учителями математики и физики проведена предметная неделя «Технических дисциплин»....

План проведения творческой Недели биологии и географии в образовательном учреждении в 2019-2020 учебном году
Творческая Неделя биологии и географии в образовательном учреждении с использованием разных игровых форм проведения занятий и проверки знаний, умений и навыков обучающихся...

Индивидуальный образовательный маршрут на 2022-2023 учебный год
Индивидуальный образовательный маршрут педагога содержит тему самообразования, тематическое направление (профессиональный дефицит), определяющую работу учителя на 2022-2023 учебный год; перечень...

Отчет о проведении декады математики и информатики в 2022-2023 уч. году
Отчет о проведении декады математики и информатики в 2022-2023 уч. году....

Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2022-2023 (мониторинг учебной деятельности учащихся)
Отчет учителя Клюевой И.Д. по итогам успеваемости за 2022-2023 (мониторинг учебной деятельности учащихся)...

Перспективный план взаимодействия воспитанников по реализации образовательной программы на 2022- 2023 учебный год.
младшая группа 3- 4 лет...

Отчет о деятельности творческой группы-проектной команды Пантюхиной М.А. по проведению пилотной апробации образовательного ресурса в 2022-2023 учебном году
В отчёте о деятельности проектной группы по проведению апробации разработанного образовательного ресурса: Электронный курс по программированию «Python для начинающих» способствует пов...
