Формирование понятия «алгоритмы с повторениями» из школьного курса информатики 6 класса.
статья по информатике и икт (6 класс)
Формирование понятия «алгоритмы с повторениями» из школьного курса информатики 6 класса.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 762.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование понятия «алгоритмы с повторениями» из школьного курса информатики 6 класса.
НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ, касающемся мотивации изучения циклов, полезно провести беседу, базирующуюся на жизненном опыте учащихся. В ней целесообразно показать, что повторяющиеся процессы часто встречается как в природе (круговорот воды в природе, круг изменения времен года и т.д), так и в повседневной жизни человека (режим дня человека, мытье посуды, выполнение домашнего задания, заучивание стихотворения) и различных областях человеческой деятельности в искусстве, науке, технике и т.д. Ребята так же предложат свои варианты. Чтобы понять, как создаются повторяющиеся процессы, нужно понять каким закономерностям подчиняются эти процессы. В информатике рассматривают несколько типов алгоритмов с повторениями. Другое название алгоритмов с повторениями - циклы.
НА ВТОРОМ ЭТАПЕ, доводящем учащихся до точной формулировки определения, необходимо отметить, что любой процесс с повторениями включает в себя повторяющиеся действия (тело цикла) и некое условие или число, определяющее количество повторений. Можно обратиться к следующей групповой практической работе: выдать каждой группе пример процесса с повторениями для исследования. Например: 1. изучение наизусть стихотворения; 2. мытье посуды; 3.выполнение домашнего задания по математике. И таблицу для заполнения вида:
Что повторяется | Условие повторения | количество повторений |
При заполнении учащиеся увидят структуру цикла, а также выявят повторяющиеся процессы – что мы назовем телом цикла, и что существуют условия, при которых цикл повторяется, либо как в случае 3: можно также использовать как условие: пока не закончится номер, а можно точно указать количество повторений, так как известно сколько примеров нужно решить.
Теперь учащиеся и логически, и психологически готовы к восприятию формального определения.
Определение.
Алгоритм с повторением или цикл - форма организации действий, при которой выполнение одной и той же последовательности команд, называемой телом цикла, повторяется, пока выполняется некоторое заранее установленное условие, либо известно число повторений.
К определению также необходимо добавить блок-схемы циклических процессов трех типов:
Акцентировать внимание, что условие повторения может быть и до начала выполнения повторений, и после. Счетчик - означает точное число повторений. Для более полного понимания определения, можно рассмотреть повторяющиеся процессы, озвученные в первом этапе, с разбиением этих процессов на тело цикла и условия повторения либо, если это возможно точное количество повторений. А также определить к какой схеме данный процесс более подходит.
ТРЕТИЙ ЭТАП – использование понятия в конкретных ситуациях при решении задач – проиллюстрируем примерами.
Задача 1.
Однажды бабушка попросила Машу помочь собрать ягоды крыжовника. Девочка взяла лукошко и пошла к большому колючему кусту. Она осторожно срывала ягоду и опускала ее в лукошко. Так Маша делала до тех пор, пока на кусте не осталось ни одной ягоды. Яз этих ягод сварили очень вкусное варенье.
Запиши действия Маши в виде блок-схемы
Задача 2.
Выполнить алгоритм для заданных чисел
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП – установление связей и отношений нового понятия с другими.
На этапе выявления связей понятия алгоритм с повторениям с изученными раннее алгоритмами, вначале показываем схему места циклического алгоритма среди всех алгоритмов:
При рассмотрении этой схемы повторяем типы алгоритмов и их схемы:
Проводится беседа для выявления связей линейного алгоритма и алгоритма с ветвлением с изученным сегодня видом алгоритмов. Для этого рассматриваем блок-схемы решенных задач. В задаче 1 ребята должны заметить (с помощью учителя, если это необходимо) что тело цикла состоит из команд расположенных одна за другой, а это похоже на линейный алгоритм. Другими словами в теле цикла может себя представлять линейный алгоритм.
В задаче 2 и 3 в тело цикла входит разветвленный алгоритм. Таким образов можно сделать вывод, что тело цикла может себя представлять собой как линейный, так и разветвленный алгоритмы. Учитель также может добавить, что существуют такие алгоритмы с повторениями, тело которых может представлять собой комбинации из различных алгоритмов: линейных, с разветвлением, и даже с циклами. В качестве примера можно привести день ученика. Хотя каждый учебный день у них похож ( т.е тело цикла), в каждом есть свои изменения связанные и условиями в течении дня, и множество повторений, которые они осуществляют в тот же день. Например: утром у меня температура, значит я не иду в школу – алгоритм с ветвлением, 3 раза в день я кушаю - циклический процесс. Можно предложить творческое задание описать 2-3 дня их жизни с помощью блок – схемы с выделением всех видов алгоритмов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование современных технологий на уроках повторения в 11 классе по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения"
Обобщение и систематизация изученного материала по теме "Логарифмы и логарифмические уравнения " в 11 классе....
Проверочная работа по английскому языку 6 класс (повторение за 5 класс)
Работа достаточно объемная. Ее можно разделить на две части....

Тест "Синтаксис и пунктуация" (обобщение курса за 5 класс, повторение в 6 классе материала 5 класса)
Тест позволяет проверить знания по разделам "Синтаксис", "Пунктуация". В контрольную работу включены темы по словосочетанию, членам предложения, способам выражения главных и второстепенных членов пред...

Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.
Методические рекомендации к проведению итогового повторения в 9 классе за курс алгебры 7-9-х классов.Содержание 1. Поясните...
Урок обобщающего повторения в 7 классе ТЕМА УРОКА. Обобщающее повторение по изученным материкам Земли: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка.
Урок проводится в форме игры «Что? Где? Когда?» с элементами КВН и деловой игры.Задачи урока.Образовательные. Повторить изученный за год материал (общие географические закономерности, рель...

Календарно-тематическое планирование 5 класс и урок-повторение презентация 6 класс
Календарно-тематическое планирование 5 класс Г.В.Дорофеев и др....

Entry game. Игра на повторение материала 6 класса для учащихся 7 класса. Первый урок после каникул. Spotlight 7 Английский в фокусе, Е. Ваулина, Д. Дули, В. Эванс
Все мы понимаем, что после каникул достаточно сложно включить учащихся в рабочий процесс. Предлагаю использовать увлекательные задания на повторение в формате викторины, можно разделить ребят по коман...






