Профилактическая психолого – педагогическая программа «Смелый художник»
методическая разработка по изобразительному искусству (изо)

Психолого – педагогическая программа «Смелый художник» разработана для детей начальной школы (9-10 лет). Она направлена на создание благоприятных условий образовательной среды и  на  предупреждение психологических трудностей, с помощью инновационной, нетрадиционной техники рисования «На мягком стекле».  Данная техника отлично справляется с задачей  создания ситуации успеха во время учебного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon smelyy_hudozhnik_1.doc83 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза М.Р.Попова ж.-д.ст.Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области

Профилактическая психолого – педагогическая программа

«Смелый художник»

Вид программы: Психологическая профилактика.

Номинация «Профилактические психолого – педагогические программы»

Автор: Шмелева Лариса Викторовна

педагог –психолог ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ»

ж.-д. ст. Шентала

2024г. Шентала

Пояснительная записка.

Психолого – педагогическая программа «Смелый художник» разработана для детей начальной школы (9-10 лет). Она направлена на создание благоприятных условий образовательной среды и на предупреждение психологических трудностей, с помощью инновационной, нетрадиционной техники рисования «На мягком стекле». Данная техника отлично справляется с задачей создания ситуации успеха во время учебного процесса.

Что значат позитивные эмоции для человека? Позитивные эмоции — это чувства, которые приносят радость, удовлетворение и счастье. Они влияют на когнитивное, социальное и эмоциональное развитие. А для ребенка положительные эмоции необходимы как воздух.

Положительные эмоции помогают ребенку улучшить когнитивных способностей. Когда дети испытывают позитивные эмоции, их мозг выделяет химические вещества, такие как допамин. Он улучшает внимание, запоминание и навыки решения проблем. Когда дети испытывают счастье, доброту и эмпатию, они более склонны вступать в социальные взаимодействия и развивать хорошие отношения с окружающими. Повышение уровня стрессоустойчивости. Когда дети чувствуют себя счастливыми и удовлетворёнными, они лучше справляются со стрессовыми ситуациями и обстоятельствами.

Где ребенок черпает положительные эмоции в школе? Источников множество, но сегодня хочется остановится и более глубоко изучить использование в работе педагога, педагога – психолога ситуации успеха.

Использование ситуации успеха помогает учащимся осознавать себя полноценной личностью. Переживание успеха внушает ребенку уверенность в собственных силах; появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру. У ребенка повышается самооценка, он становится более открыт новым знания, активностям.

Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Целевая аудитория:

Программа «Смелый художник» разработана для детей 10-11 лет для профилактики и предупреждения психологических трудностей разного рода. Для более успешной социальной адаптации ребенка в старшей школе.

Актуальность программы

Актуальность программы очевидна. «Ребенок боится совершить ошибку. Он безынициативный, не поднимает руку на уроке, если даже знает ответ. Все чаще мы слышим эти высказывания от учителей и родителей.

Страх совершить ошибку – это один из наиболее распространенных видов страха среди детей, который может оказывать негативное влияние на жизнь и деятельность детей. Однако, вместо того чтобы позволять страху контролировать нас, мы можем научиться преодолевать его и даже использовать его в своих интересах.

Инновационная, нетрадиционная техника рисования на «мягком стекле» (ламинированная пленка) помогает решить нам поставленные задачи и решить выявленную проблему. Так как в данной технике ребенок может работать смело, не боясь ошибиться. Каждую ошибку можно легко исправить. Работа на «мягком стекле» является своего рода тренажёром для рисования, который учит не боясь наносить мазки.

Цель программы: Создание благоприятных условий образовательной среды для успешного развития ребенка. Помочь развить такие качества личности как: решительность, смелость, инициативность. Предупреждение психологических трудностей таких как: страх, нерешительность, общее эмоциональное неблагополучие.

Задачи программы:

  1. Создать ситуацию успеха с помощью использования инновационной, нетрадиционной техники рисования.
  2. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования «На мягком стекле».
  3. Пробудить природную любознательность, креативность.
  4. Вовлечь учащихся в поиск новых приемов рисования в данной технике.
  5. Создать максимально благоприятные условия для работы.

Формы и режим занятий.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования для изучения курса «Смелый художник» для детей 9-10 лет отводится 17 часа в год (1 час в две недели).

Занятия проходят по определённой схеме, каждая часть которой выполняет свои задачи:

#1042;ведение в тему.

#1056;азвёртывание темы.

#1048;ндивидуализация темы.

#1047;авершение темы

Формы организации:

Используются групповые занятия. Групповые занятия необходимы для работы над важными моментами поведения и деятельности ребёнка, которые по тем или иным причинам он не усвоил.

Формы контроля: входная, промежуточная, итоговая диагностика.

Содержание программы

№ п.п

Модули

Кол-во часов

1

Введение. Инструктаж.

2

2

«Переведи»

5

3

«Витражное стекло»

5

4

«Наслаивание»

5

Тематическое планирование

№ п/п

Раздел. Тема

Кол –во часов

Описание раздела

Возможные виды деятельности

Дата

1

Вводный урок

1

Вводное занятие

2

Проведение инструктажа

1

Инструктаж

Раздел «Переведи»

5

На начальном этапе работы в технике «Переведи» дети выполняют не

сложные манипуляции, накладывают «мягкое стекло» на понравившееся изображения

или репродукцию художника, копирует ее, изучая, таким образом, строение

предметов. Композицию. Далее работа усложняется, и дети сами находят разные

приемы рисования. Данный подход помогает развить в детях воображение и фантазию. Данная техника позволяет детям легко устранять ошибки с помощью влажной салфетки, и в завершении сделать законченную работу без ошибок. Что создает ситуацию успеха для школьников.

Приложение 1.

3

«Переведи иллюстрацию. Любимого литературного героя»

1

Дети накладывают «мягкое стекло» на понравившийся рисунок, иллюстрацию, репродукцию художника и переводят с помощью маркера, красок рисунок на «Стекло». Не требуется ластик, ошибки легко удаляются. Ребенок может делать множественные попытки в переводе, пока не получить удовлетворяющий результат.

Практическая работа

4

«Пейзаж в окне»

1

Практическая работа

5

«Репродукции художников»

1

Практическая работа

6

«Портрет»

1

Практическая работа

7

«Пейзаж»

1

Практическая работа

Раздел «Витражное стекло»

5

На пленке можно рисовать

маркерами, акриловыми красками на водной основе. Пленка очень похожа на

тонкое стекло, поэтому я внедрила в работу технику «витражной росписи» не

только на альбомном листке, но и на нашем «мягком стекле».

Приложение 2

8

«Витраж. Геометрический орнамент»

1

Практическая работа

9

«Витраж. Растительный орнамент»

1

Практическая работа

10

«Витраж. Рисуй, стирай»

1

Практическая работа

11

«Окно, двер»

1

Практическая работа

12

«Витраж. Собственная композиция»

1

Практическая работа

Раздел «Наслаивание»

5

Для одной готовой работы нужно несколько пленок. Наслаивание пленок выполняет

функцию воздушной перспективы. Чем дальше предметы - тем они тусклее и

приобретают холодный оттенок. Таким образом - на первой пленке рисуем самые

дальние предметы, на последней самые близкие. Таким образом с помощью смены последовательности пленки ребенок создает свою картину, которая не будет повторяться. И всегда будет положительный результат, что создает ситуацию успеха для ученика.

Приложение 3

13

«Пейзаж»

1

Практическая работа

14

«Космос»

1

Практическая работа

15

«На озере»

1

Практическая работа

16

«Натюрморт»

1

Практическая работа

17

Своя композиция.

1

Практическая работа

Предположительные результаты

Учащиеся, прошедшие курс «Смелый художник» стали более инициативны на уроках, не боятся проявлять себя во время внеурочной деятельности. Снизилось тревожность во время самостоятельной деятельности.

Приложение 4

Выводы

Созданы благоприятные условия для образовательной среды для успешного развития ребенка. Использование данной техники нетрадиционного рисования развить такие качества личности как: решительность, смелость, инициативность. Предупреждает психологических трудностей такие как: страх, общее эмоциональное неблагополучие. Создана ситуацию успеха с помощью использования инновационной, нетрадиционной техники рисования. Созданы максимально благоприятные условия для работы.

Список литературы

1. Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука,

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение,

3. Максимова Т. Н. Классные часы. .- Москва: «Вако»,

4. Максимова Т. Н. Классные часы. .- Москва: «Вако»,

5. Овчарова Р.В. «Практическая психология в начальной школе», Москва, «Сфера»,

6. Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я». Программа формирования психологического здоровья у младших школьников.

Москва, «Генезис»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома....

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Гармония»

Профилактическая психолого-педагогическая программа «Гармония» (профилактика и коррекция эмоционально-психологических состояний учащихся 6-9 классов)...