профилактическая психолого-педагогическая программа "Возьми с собою в жизнь"
статья по психологии на тему

Григоренко Татьяна Анатольевна

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vozmi_s_soboy_v_zhizn.docx93.58 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация: профилактическая психолого-педагогическая программа

«ВОЗЬМИ С СОБОЙ В ЖИЗНЬ» 

Автор (авторский коллектив в составе)

Жданова Ирина Валерьевна, педагог-психолог

Новикова Ирина Евгеньевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Попова Елена Николаевна, воспитатель

Луковенко Елена Владимировна, учитель-логопед

Григоренко Татьяна Анатольевна, воспитатель

Контактная информация: р.п.Тальменка, Тальменского района, ул.Учительская 2а, 658033тел:(38591)2-75-69,эл.адрес:kgoutsdd@mail.ru Факс:27569

Год разработки программы - 2013г Апробация указанной программы проведена в течение 2013-2014 учебного года.

Место работы авторского коллектива: КГБОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Тальменский санаторный детский дом»

Содержание

Пояснительная записка

3

Структура программы

5

Учебный план

6

Учебно-тематический  план

13

Ожидаемые результаты

14

Критерии оценки результативности и  их индикаторы

15

Формы подведения итогов реализации

16

Материально-техническое оснащение программы

16

Список литературы

17

Приложение

18


Пояснительная записка

1.Актуальность и концептуальные идеи программы

Опыт работы с детьми сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, показывает, что,  одним из самых критических моментов в жизни детей  является их переход из-под опеки государства к самостоятельной жизни. Воспитываясь в семье, ребенок гармонично адаптируется в обществе, учится соизмерять свои потребности с возможностями, обслуживать себя, заботиться о близких. В детском доме у детей ограничены контакты с внешним миром и обеднены условия для приобретения собственного опыта.  Воспитанники детского дома после выпуска нередко попадают в весьма трудную жизненную обстановку, которая ставит перед ними множество вопросов - бытовых, экономических, образовательно-профессиональных и социальных. С точки зрения педагогов, работающих с данной категорией детей, считаем целесообразным создание программы по подготовке к самостоятельной жизни в условиях социальной квартиры.

Данная программа направлена на социализацию молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации, стоящей на пороге выхода из детского дома.

Программа реализуется в условиях «социальной квартиры», которая создана на базе имеющихся помещений детского дома и функционирует с ноября 2013 года. Создание модели самостоятельной жизни в условиях проживания в социальной квартире  способствует более успешной адаптации к условиям социальной и экономической жизни в современном обществе и дает возможность воспитаннику, предвыпускного периода преодолеть следующие трудности:

 - несформированность практических навыков ведения домашнего хозяйства;

 - отсутствие желания благоустроить самостоятельно свой быт, безынициативность в отношении улучшения своей жизни;

 - иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений собственности;

 - несформированность потребности и способности трудиться;

 - неумение самостоятельно организовывать свое время;

 - проблемы в общении – там, где общение свободно, где требуется строить отношения;

Социальная квартира-это удаленное от групп помещение с отдельным входом. Планировка квартиры включает гостиную, спальню, кухню, санузел, прихожую.

Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, они испытывают значительные трудности в выборе жизненного вектора. Выпускникам детского дома предстоит самостоятельно и впервые выстроить и организовать свое жизненное пространство. Участникам программы предстоит решить насущные проблемы: как перейти на самостоятельное жизнеобеспечение и выстроить границы своего нового жизненного пространства.

Цель программы: 

создание условий для успешной подготовки воспитанников предвыпускного периода к самостоятельной жизни, воспитания социально – компетентной личности.

Задачи:

  1. Совершенствовать практические навыки ведения домашнего хозяйства.
  2. Активизировать социально – коммуникативные способности, связанные с самоанализом и самоорганизацией.
  3. Повышать уровень социально – правовой грамотности.
  4. Способствовать применению имеющихся умений и навыков по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.
  5. Формирование личностных нравственных качеств у воспитанников.

Отличительные особенности программы:

  1. Создание условий для самостоятельного решения вопросов жизнеобеспечения.
  2. Педагог выполняет роль «тьютора».
  3. Создание у воспитанника ситуации успеха в решении вопросов социального и нравственного совершенствования.
  4. Развитие у воспитанников способности устанавливать контакт с окружающими, снятие  внутренних барьеров.
  5. Совместное участие в мероприятиях воспитанников, педагогов и сотрудников различных представительских органов.
  6. Предоставление воспитанникам расширенных возможностей, для профессионального самоопределения.

Возраст детей, участвующих в реализации программы:

Программа рассчитана для работы с воспитанниками в возрасте 15-18 лет.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на один учебный год (сентябрь-октябрь)

Программа включает в себя 5 сквозных блоков:

  1. «Узнай себя»
  2. «Учись общению»
  3. «Заботься о себе»
  4. «Трудись и развивайся»
  5. «Знай. Люби. Уважай»

Реализация блоков осуществляется еженедельно. Каждый день посвящен определенному блоку.  Продолжительность реализации программы 180 часов, из которых 62 часа – теоретические занятия, 118 часов – практические занятия.

Формы и режим занятий:

При проведении теоретических  занятий предпочтение отдается активным формам: деловая игра, заочное путешествие, интеллектуальный аукцион, вечер, круглый стол, дискуссия и другие.

Практическая часть  включают в себя экскурсии, инструктивно – практические занятия, встречи с представителями различных организаций (здравоохранения, правоохранительных органов, культуры, социальной защиты, органов опеки и т.д.)

Продолжительность теоретических занятий 20 – 40 минут, практических до 2 часов. Занятия могут проводиться как индивидуально, так и в группе.

Этапы реализации программы:

  1. Организационный (анализ состояния в группе, непосредственное планирование, согласование планов).
  2. Диагностический (изучение потребностей и запросов воспитанников).
  3. Деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
  4. Аналитический (анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций).

Структура программы:

Программа включает в себя пять блоков

Название блока

Организаторы учебно – воспитательного процесса

«Узнай себя»

Воспитатель – куратор, медицинский работник,

 педагог - психолог

«Учись общению»

Воспитатель – куратор, педагог - психолог

«Заботься о себе»

Воспитатель куратор, медицинский работник

«Знай. Люби. Уважай»

Воспитатель - куратор, социальный педагог

«Трудись и развивайся»

Воспитатель - куратор, социальный педагог, психолог.

Учебный план

Название блока

Аспекты

Теоретические занятия

Практические занятия

   1

«Узнай себя»

Физиологическое развитие

Сексуальная культура

Эмоциональное благополучие

-Физиологические изменения юноши.

-Физиологические изменения девушки.

- Будь внимательней к себе.

-Дружба, любовь как нравственные основы семьи.

- Женственность и мужественность.

- Планирование семьи.

-  Материнство и отцовство.         Противозачаточные средства.

- Болезни, передаваемые половым путем.

- Я держу себя в руках.

- Как побороть депрессию.

- Стресс и саморегуляция эмоционального состояния.

-Измерение роста, веса, объёма головы, объёма груди и т. д.;

-определение своих размеров, соответственно параметрам;

  -контроль за общим физическим состоянием(давление, пульс, уровень сахара и т. д.)

 -Просмотр фильмов и роликов по сексуальному воспитанию молодежи;

-наблюдение за церемонией бракосочетания;

- встреча с гинекологом, дерматологом;

- посещение детского отделения ЦРБ.

-Занятия с элементами игрового тренинга по развитию эмоционально – волевой сферы (групповые и индивидуальные).

  2

«Учись общению»

- Культура общения

- Этикет

- Общение с прекрасным

- Войди в природу другом

- Умею ли я общаться с людьми (младшие, сверстники, старшие).

- Язык как средство общения.

- Общение или одиночество.

-Мир этикета.

- Хорошие манеры.

- Нормы делового поведения

- Искусство -  это…

- Художественная литература.

-Музыка.

- Изобразительное и декоративно -  прикладное искусство.

-Архитектура.

- Театр и кино.

- Экологический университет.

- Чудеса в природе.

- Подготовка и проведение тематического мероприятия для детей младшего возраста.

- Занятия риторикой

- Игры и  упражнения  на развитие навыков бесконфликтного общения

«Бой критиканству», «Слепой и поводырь», «Школа апплодисментов», «Комплименты»

 Ролевые игры «Ждем гостей», «Идем в гости», «Посещение больного» и т. д. Деловые игры «Устраиваемся на работу», «У меня зазвонил телефон».

- Посещение библиотек, музеев, выставок, театров;

-знакомство с лучшими образцами мирового и отечественного кино и музыки;

- семейное чтение художественных произведений, знакомство с шедеврами МХК;

 -заочные путешествия по музеям мира и памятникам архитектуры.

-Творческие мастерские, участие в конкурсах.

Просмотр видеорепортажей об экологических проблемах и катастрофах;

- экскурсии в Тальменское урочище;

- экологические акции;

-фоторепортажи;

- походы в природу;

-творческие мастерские «Природа в дизайне квартиры».

 

   3

«Заботься о себе»

- Уход за собой.

Питаться здорово

 Коварные разрушители

Лучшие друзья здоровья

Домашняя аптечка

- Гигиена девушки - Гигиена юноши.

- Одежда и стиль.

 -Питание в жизни человека.

- Здоровое питание для всей семьи.

- Умей говорить «нет».

- Береги здоровье смолоду.

- Помоги себе сам

- Если хочешь быть здоров, постарайся.

-Доврачебная помощь при различных заболеваниях и травмах.

- Уход за больным

-Домашняя аптечка

- Утренний и вечерний туалет;

-практикум «В мире косметических средств»;

- мастер-классы «Уход за руками»; «Уход за волосами» и т.д.;

-видеосалон «Ежедневный и праздничный макияж», «Праздничные прически», «Маникюр и педикюр».

- Практикум «Выбор одежды» (в зависимости от вида деятельности и сезона);

-просмотр телепередачи «Модный приговор».

Видеосалон «Правильное питание»;

- практикум « Меню на день, неделю»;

-занятия – исследование «Упаковку изучай и продукты выбирай», «Пищевые добавки»;

-практические занятия по приготовлению салатов, первых блюд, гарниров, десертов.

-Просмотр и обсуждение фильмов, видеороликов, социальной рекламы о вредных привычках;

-устный журнал « Суд над…»;

-презентация «Банка вредных привычек».

Практическое использование здоровьесберегающих технологий.

- Самостоятельное выполнение закаливающих процедур.

- Практические занятия: «Ставим горчичники, банки, градусник»; «Делаем ингаляции, поласкаем горло»; «Накладываем жгут, шину».

- Сбор домашней аптечки.

- Сбор лекарственных растений. Фиточай.

  4

«Знай. Люби. Уважай»

 Я – патриот.

Традиции моего народа

- Я и закон

- Моя малая Родина (дом, улица, село).

- Я достойный гражданин своей страны.

- Календарные и православные праздники.

- Семейные традиции.

-Права и обязанности.

- Свобода и ответственность.

-Посещение районного краеведческого музея;

- фоторепортаж «Есть улица в нашем селенье»;

- акция «Вахта памяти…»;

- Посещение райвоенкомата.

- Подготовка и проведения праздников в кругу семьи;

- ведение фотоальбома;

- составление генеалогического древа.

- Тематические экскурсии в комитет социальной защиты, банк, суд, налоговую службу;

-встреча со специалистами.

  5

«Трудись и развивайся»

-Домоведение

 Сад, цветник и огород.

- В жизни точно пригодится

- Мир профессий

-Твой дом.(Зонирование квартиры, интерьер комнаты,уход за жильем)

- Чем накормить семью?

- Друзья наши меньшие.

- Хозяин и хозяйка сельского дома.

- Сад и огород – дополнительный доход.

- Семейная экономика.

- ЖКХ – что это? В мире документов.

-Службы государственной помощи населению.

 

- Подросток на рынке труда.

- Твоя профессиональная карьера.

- Косметический ремонт квартиры, расстановка мебели, дизайн помещения;

- творческая деятельность «Разные мелочи своими руками»;

- поход в магазин, сбор «продуктовой корзины»;

составление бюджета;

- изготовление  макета собачьей будки, клетки для кролика.

- Экскурсия на личное подсобное хозяйство;

- практикум по консервированию овощей и фруктов;

-практикум по переработке и хранению ягод;

-закладка овощей на зимнее хранение;

-подготовка почвы к зиме, заготовка земли для рассады;

- практические занятия по уходу за многолетними цветами осенью;

- посадка рассады и уход за ней;

- весенние работы на огороде, клумбе, в саду.

-Практикум по написанию заявлений, заполнению нужных документов, квитанций, связанных с оплатой жилья;

-деловая игра «В жизни всякое бывает» (услуги, современные методы и способы оплаты);

 - игра по станциям «Возьми с собою в жизнь».

- Деловые игры, профориентационные занятия с  элементами игрового тренинга; экскурсии в центр занятости населения;

- посещение «дней открытых дверей» в профессиональных лицеях, колледжах, ВУЗАХ.

Учебно-тематический  план:

  №

Наименование темы

Количество часов

Теория

Практика

  1

«Узнай себя»:

-физиологическое развитие

-у истоков сексуальной культуры

-эмоциональное благополучие

30 часов

10 часов

2 часа

5 часов

3 часа

20 часов

9 часов

5 часов

6 часов

  2

«Учись общению»:

-культура общения

-этикет

-общение с прекрасным

-войди в природу другом

42 часа

12 часов

3 часа

3 часа

4 часа

2 часа

30 часа

10 часов

6 часов

7  часов

7 часов

  3

«Заботься о себе»:

-уход за собой

-питаться здорово

-коварные разрушители

-лучшие друзья

-домашняя аптечка

36 часов

12 часов

3 часа

2 часа

2 часа

2 часа

3 часа

24 часов

6 часов

6 часов

4 часа

4 часа

4 часа

  4

«Знай.  Люби. Уважай»:

-я – патриот

-традиции моего народа

-я и закон

34 часа

13 часов

5 часов

3 часа

5 часов

21 часов

6 часов

10 часов

5 часов

  5

«Трудись и развивайся»:

-домоведение

-сад, цветник и огород

-в жизни точно пригодится

-мир профессий

38 часов

15 часов

6 часов

2 часа

4 часа

3 часа

23 часа

6 часов

6 часов

4 часа

7 часов

 

итого

180 часов

62 часа

118 часов

Ожидаемые результаты:

  1. Сформированность основных практических навыков ведения домашнего хозяйства.
  2. Повышение уровня социально – правовой грамотности.
  3. Способность к организации личной жизни и сосуществование с другими членами общества.
  4. Повышение уровня социально – коммуникативных способностей и культуры поведения.
  5. Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
  6. Профессиональная ориентированность выпускников, отношение к труду как жизненно - смысловой доминанте.

Критерии оценки результативности и  их индикаторы:

Критерии

Показатели

Методическое обеспечение

Сформированность основных практических навыков ведения домашнего хозяйства.

Соблюдение санитарно – гигиенических правил проживания.

Упорядоченность жизнедеятельности

Мониторинг санитарного состояния комплекса жилых помещений (ежедневный, еженедельный)

Педагогическое наблюдение

Повышение уровня социально – коммуникативных способностей и культуры поведения.

Сформированность коммуникативной культуры

Соблюдение этикетных норм поведения

Методика выявления коммуникативных склонностей (КОС)

Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)

Педагогическое наблюдение

Способность к организации личной жизни и сосуществование с другими членами общества.

Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе

Культура взаимодействия

Методика «Наши отношения» (составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося
и ученических коллективов. М., 1988)

Социометрический эксперимент

Повышение уровня социально – правовой грамотности.

Правовая  культура

Социальная адаптация

Мониторинг правонарушений

Анкета социальной адаптации

Способность противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.

Состояние здоровья

Физкультурная активность

Отношение к правильному питанию

Устойчивость против вредных привычек, сформированность полового самосознания

Медицинский анализ состояния здоровья

Мониторинг участия в спортивно – оздоровительных мероприятиях.

Анкета «Как вы питаетесь?»

Самодиагностика, тест «Проверь свое здоровье»

Профессиональная ориентированность выпускников, отношение к труду как жизненно - смысловой доминанте.

Профессиональная ориентированность

Отношение к труду

Нравственно – волевая направленность личности

Анкета профессионального самоопределения (Резапкина Г.В.)

Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций"

Формы подведения итогов реализации:

  1. Смотр – конкурс «Образцовая квартира».
  2. Деловая игра «В жизни всякое бывает».
  3. Неделя этикетных норм поведения и вежливого общения.
  4. Большая игра по станциям «Возьми с собою в жизнь».
  5. Ток – шоу «Как питаешься, так и улыбаешься».
  6. Выпускной вечер.

Материально-техническое оснащение программы

Мультимедийная установка, подключение к Интернету, библиотечные ресурсы.

        Список литературы

  1. Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полев А.М. Супружеская жизнь: гармония и конфликты. – М. – 1991.
  2. Грецов А.Г. Выбираем профессию: советы практического психолога./ СПб.: Питер, 2007. —216 с.
  3. Даренко Е.П. Азбука этикета.//М., 1996
  4. Как решить жилищную проблему.//В помощь выпускнику детского  дома. – М.  – 1998.
  5. Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной      жизни: тесты, опросники, ролевые игры. – М. – 1991.
  6. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы. // Под ред. Л. М. Шипицыной. СПб., 2004.
  7. Кудрявцев В.Н. О правопонимании и законности.//Государство и право. – 1994.-№3.
  8. Леванова Е.А., Волошина А.Г., Плешаков В.А., Соболева А. Н., Телегина И.О. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. 2-е изд. /СПб.: Питер, 2009. - 208 с.
  9. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. /М., 2002. — 528 с.
  10. Пособие по социально-правовой ориентации.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  11. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.//ред. Битянова М.Р. – М. – 2005.
  12. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Проблема социального воспитания детей-сирот.//Ярославль,- 2002.
  13. Сатир В. Как строить себя и свою семью.-М.: Педагогика-Пресс, 1992г.
  14. Семейный кодекс РФ. – М. – 1996.
  15. Сидорова Л.К. Программа социального воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М, 2003
  16. Соенко В.А. Бюджет семьи.//М., 1983.
  17. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 2003.
  18. Сысенко В.А. Супружеские конфликты.//М., 1989.
  19. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», 1996 год.
  20. Что нужно знать о праве, о преступлении, об уголовном процессе.//В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  21. Что нужно знать о трудовых отношениях.// В помощь выпускнику детского дома. – М. – 1998.
  22. Этика и психология семейных отношений.//ред. Гребенников И.В. – М. – 1984.

Приложение 1.

Методики изучения результативности программы «Возьми с собой в жизнь»

  1. Методика «коммуникативных и организаторских склонностей»

Методика применяется для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умения быстро и четко устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление к расширению сферы контактов, участия в общественных и групповых мероприятиях, умения влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т.д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Отдельно можно определить уровень развития коммуникативных (нечетные вопросы) и организаторских (четные вопросы) склонностей. Обследование проводится по тексту опросника «КОС –2».
Инструкция обследуемым
Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности. Вам предлагается ответить на 40 вопросов, на каждый из которых Вы должны ответить «да» или «нет», в соответствующей графе. Время выполнения 15 минут.
КОС-2
1. Есть ли у Вас стремление к изучению людей и установлению знакомств с различными людьми?
2. Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
3. Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-либо из Ваших товарищей?
4. Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5. Много ли у Вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
6. Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими Вашего мнения?
7. Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо другим занятием, чем с людьми?
8. Если возникли некоторые помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли Вам отказаться от своих намерений?
9. Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас по возрасту?
10. Любите ли Вы придумывать или организовывать со своими товарищами различные игры и развлечения?
11. Трудно ли Вам включаться в новые для Вас компании (коллективы)?
12. Часто ли Вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было бы выполнить сегодня?
13. Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты и общаться с незнакомыми людьми?
14. Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с Вашим мнением?
15. Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16. Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди, и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для Вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находиться среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы затруднение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли Вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли Вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди незнакомых людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли, что Вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую группу?
30. Принимаете ли Вы участие в общественной работе в школе (на производстве)?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не было сразу принято товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомый коллектив?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих товарищей?
35. Правда ли, что Вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли Вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у Вас много друзей?
38. Часто ли Вы оказываетесь в центре внимания своих товарищей?
39. Часто ли Вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
40. Правда ли, что Вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы своих товарищей?
Оценочный коэффициент К=n/20

Шкала оценок коммуникационных склонностей

«К»

Оценка

Уровень проявления коммуникативных склонностей

0,10-0,45

1

Низкий

0,46-0,55

2

Ниже среднего

0,56-0,65

3

Средний

0,66-0,75

4

Высокий

0,76-1,00

5

Очень высокий

Шкала оценок организаторских склонностей

«К»

Оценка

Уровень проявления организаторских  склонностей

0,20-0,55

1

Низкий

0,56-0,65

2

Ниже среднего

0,66-0,70

3

Средний

0,71-0,80

4

Высокий

0,81-1,00

5

Очень высокий

Интерпретация
«2» - Не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают своё мнение, тяжело переживают обиды.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Да

Нет 

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Да

Нет

Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
«3» - Обладая в целом средними показателями, они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомых, отстаивают своё мнение, планируют свою работу. Однако «потенциал» этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Эта группа нуждается в дальнейшей серьёзной и планомерной работе с ними по формированию коммуникативных и организаторских склонностей.
«4» - Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. Всё это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
«5» - Характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринуждённость поведения в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны, предпочитают в важном деле или создавшейся сложной ситуации принимать самостоятельные решения, отстаивать своё мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Они могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Они сами ищут такие дела, которые бы удовлетворяли их потребность в коммуникативной и организаторской деятельности.
Регистрационный бланк
Ф.И.О. __________________________________________

КЛЮЧИ
Коммуникативные склонности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Да

+

+

+

+

+

Нет

+

+

+

+

+

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Да

+

+

+

+

+

Нет

+

+

+

+

+

Организаторские склонности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Да

+

+

+

+

+

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

Да

+

+

+

+

+

  1. Поведение в конфликте (модификация методики К. Томаса)

Инструкция. Этот тест помогает увидеть некоторые особенности своего поведения в конфликтных ситуациях. Как часто вы ведете себя подобным образом? (1 – никогда, 2 – редко, 3 – часто, 4 – постоянно).                                                                                              

1. В споре я стремлюсь показать преимущества своей позиции          

1

2

3

4

2.  Я веду переговоры с целью достичь        компромисса

1

2

3

4

3.  Я стремлюсь оправдать ожидания коллег

1

2

3

4

4.  Я стараюсь исследовать проблему вместе с коллегами и найти приемлемое для всех решение

1

2

3

4

5.  Я настойчиво отстаиваю свою позицию

1

2

3

4

6.  Я пытаюсь избежать быть втянутым в неприятности, без нужды не обостряю отношения

1

2

3

4

7.  Я твердо придерживаюсь своей линии в решении проблемы

1

2

3

4

8.  Я в чем-то уступаю, но в чем-то твердо настаиваю при решении проблемы

1

2

3

4

9.  Я обмениваюсь достоверной и полной информацией с коллегами в решении проблем        

1

2

3

4

10. Я избегаю открытых дискуссий по поводу разногласий

1

2

3

4

11. Я приспосабливаюсь к требованиям и желаниям коллег

1

2

3

4

12. Я стремлюсь сделать наши точки зрения открытыми с тем, чтобы мы вместе пришли к нужному решению        

1

2

3

4

13. Я предлагаю выбирать среднюю позицию для преодоления разногласий        

1

2

3

4

14. Обычно я соглашаюсь с предложениями коллег                

1

2

3

4

15. Я стараюсь держать несогласие с коллегами при себе, чтобы избежать сильного проявления эмоций        

1

2

3

4

 Подсчитайте сумму баллов по каждой из пяти групп:

1 группа (сотрудничество) – строка 4, 9, 12;

2 группа (приспособление) – строка 3, 11, 14;

3 группа (соперничество) – строка 1, 5, 7;

4 группа (избегание) – 6, 10, 15;

5 группа (компромисс) – 2, 8, 13

10-12 баллов –  ярко выраженная стратегия поведения в конфликтной ситуации.

7-9 баллов – преобладающая стратегия поведения в конфликтной ситуации.

3-6 баллов – не характерная стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Сотрудничество, или кооперация – поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. Эта стратегия считается самой эффективной, т.к. укрепляет отношения и дает взаимные выгоды.

Приспособление – принесение в жертву своих интересов ради интересов другого. Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне.  

Конкуренция, или соперничество – стремление добиться преимуществ за счет  другого. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.
Избегание – уклонение от принятия решений. Хотя при этом  сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Компромисс – поиск решения, которое частично устраивает обе стороны.

При избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. При компромиссе каждая стороны получает небольшую выгоду. И только при сотрудничестве  в выигрыше оказываются обе стороны.

  1. Методика «Наши отношения»

(составлена по кн.: Фридман Л. М. и др. Изучение личности учащегося
и ученических коллективов. М., 1988)

Цель: выявить степень удовлетворенности подростка различными сторонами жизни коллектива.

 Ход проведения. Испытуемому предлагается ознакомиться с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением. Moжет быть выявлено несколько  различных сфер взаимоотношений подростков в коллективе. Например, для изучения взаимоприемлемости друг друга (дружбы, сплоченности) или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:

1. Наш коллектив  очень дружный и сплоченный.

2. Наш коллектив  дружный.

3. В нашем коллективе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем коллективе иногда бывают ссоры, но конфликтной нашу группу  назвать нельзя.

5. Наша группа  недружная, часто возникают ссоры.

6. Наш коллектив  очень недружный. Трудно жить в такой группе.

 Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):

1. В нашей группе принято помогать без напоминания.

2. В нашей группе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашей группе помогают только тогда, когда об этом просит сам воспитанник.

4. В нашей группе помощь оказывается только тогда, когда требует взрослый.

5. В нашей группе не принято помогать друг другу.

6. В нашей группе отказываются помогать друг другу.

 Обработка и интерпретация результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют об определенных взаимоотношениях в коллективе. В то же время мнение конкретного подростка показывает, как ощущает он себя в системе этих отношений.

  1. Социометрия

 Цель: изучить состояние эмоционально-психологических отношений в подростковой общности и положение в них каждого из ребят.

Необходимо для проведения. Каждый подросток должен иметь бланк с таким текстом: «Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:

1. Если бы у тебя была возможность пригласить кого-либо из учащихся  в  твоей  группе   к  себе на день рождения, то кого ты пригласил(а) бы? (Здесь и к следующим трем вопросам укажи фамилию и имя этого человека.)

2. А кого пригласил(а) бы на день рождения в последнюю очередь?

3. Кому ты доверишь свою тайну?

 Статусная группа

Количество полученных выборов

«Звезды»

 

«Предпочитаемые»

 «Принимаемые»

В два раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

В полтора раза больше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

 Равно среднему числу полученных выборов одним испытуемым

«Непринимаемые»

 

«Отвергнутые»

В полтора раза меньше, чем среднее число полученных выборов одним испытуемым

Равно нулю или в два раза меньше, чем число полученных выборов одним испытуемым

4. Кому никогда не доверишь свою тайну? Спасибо!»

Ход проведения. Исследователь задает поочередно четыре Вопроса, которые являются критериями выбора (два положительных и два отрицательных выбора). Каждый из испытуемых, отвечая на них, записывает на бланке ниже предлагаемого вопроса фамилии трех человек, которым он отдает свои выборы. При этом первым указывается тот, кому испытуемый отдает свои наибольшие симпатии (антипатии – при отрицательных критериях-вопросах), затем записываются фамилии тех, кому отдается предпочтение во вторую и третью очередь. При ответе на разные вопросы фамилии выбранных одногруппников могут повторяться (об этом следует сказать испытуемым). После выполнения задания следователь и испытуемые должны проверить: названы после каждого вопроса фамилии трех человек. Правильное выполнение задания облегчает обработку результатов эксперимента.

  1. Анкета социальной адаптации

1. Социальный статус

Учится хорошо, успевает по предметам, посещает занятия без пропусков, учиться нравится .....3

Учится тяжело, не всегда справляется с программой, иногда пропускает занятия, учится при содействии внешнего контроля, получаемой специальностью удовлетворен .........................................................2

Учится плохо, не успевает по программе, постоянно пропускает занятия, учится при постоянном внешнем контроле, учиться не нравится..................................1

Не посещает занятия, отчислен или под угрозой отчисления.............................0

2. Особенности общения с педагогами

Педагоги хвалят, замечаний нет...............................3

Есть замечания, но незначительные.........................2

Находится в конфликте с педагогами......................1

Полный разрыв отношений.......................................0

3. Законопослушность

Законопослушен........................................................3

Наблюдается девиантное поведение (драки, сквернословие, грубость и т.п.)......2

Совершены противоправные действия, привлечен к административной ответственности...........1

Возбуждено уголовное дело......................................0

4. Состояние здоровья

Практически здоров...................................................3

Частые соматические заболевания...........................2

Нервно-психическое заболевание............................1

Оформлена инвалидность..........................................0

5.  Бытовая адаптация

Жилплощадь содержит в чистоте, следит за своим внешним видом...................3

Неряшлив, следит за чистотой и порядком при содействии внешнего контроля..2

Ухаживает за жилплощадью и собой только при постоянном контроле ..........1

Неряшлив постоянно..................................................0

6. Взаимоотношения с родственниками, соседями

Замечаний нет, хвалят................................................3

Есть незначительные замечания………………...…2

Находится в конфликте.............................................1

Разрыв отношений......................................................0

7. Взаимоотношения с друзьями

Есть избирательный круг друзей…………………..3

Много друзей...............................................................2

Водит знакомых без разбора.....................................1

Нет друзей....................................................................0

8. Близкие отношения (сексуальные контакты)

Имеет одного друга (подругу) с (без) сексуального контакта.......................3

Имеет сексуальный опыт общения с редко меняющимися партнерами или отрицает сексуальные контакты......................................................................2

Сексуальный опыт общения с часто меняющимися партнерами .......................1

Сексуальная распущенность.....................................0

9. Наличие вредных привычек

Не имеет.......................................................................3

Употребляет легкие спиртные напитки, редко употребляет (реже 1 раза в месяц), курит....2

Злоупотребляет спиртным (чаще 1 раза в месяц)...1

Хронический алкоголизм, токсикомания................0

10. Отношение к материальным ценностям

Способен самостоятельно распределять деньги, покупать необходимое, ценит свою собственность..............3

Распределяет средства при внешнем содействии...2

Самостоятельно не способен распределять средства, тратит деньги на увлечения, не заботясь о завтрашнем дне, не бережет свою собственность.....................1

Добывает деньги нечестным путем..........................0

11. Наличие планов на будущее

Имеет реальные планы (получение специальности, жилья, создание семьи и т. п.).....3

Планы ситуативные (жениться, заработать много денег и т. п.)…………………..2

Планы нереальные (стать начальником и т. п.)...... 1

Отсутствие планов, асоциальные планы..................0

12. Волевой контроль

Способен самостоятельно принимать решения, добиваться поставленных целей......3

Старается слушать близких взрослых, выполняет их решения.....................2

Легко поддается плохому влиянию, нуждается в постоянном контроле……..1

Безволен.......................................................................0

13. Эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние стабильное....................3

Часто меняющееся настроение; пониженное настроение.................................2

Частые аффективные реакции..................................1

Эмоциональные нарушения......................................0

Эффективность социальной адаптации оценивается по 13 критериям, включающим в себя учебную, бытовую, социально-психологическую, собственно социальную адаптацию. Каждый критерий оценивается в баллах от 0 до 3, в зависимости от успешности адаптации. Общий критерий адаптированности представляет собой среднее арифметическое всех тринадцати оценок. При его значении в пределах от 2,5 до 3 постулируется высокий уровень социальной адаптации, при значениях 2-2,4 средний уровень адаптации, в пределах от 1,5 до 2 диагностируется проблемная адаптация и ниже 1,4 - дезадаптация.

  1. Анкета «Как вы питаетесь?»

     Внимательно прочитав каждый вопрос, выберите один из трёх (двух) ответов, который характерен для Вас. Номера выбранных ответов сложите и получите набранное количество баллов.

Сколько раз в день Вы едите?

1.  3-5 раз

2.  1-2 раза

3.  7-8 раз, сколько захочу.

Завтракаете ли Вы дома перед уходом в школу?

1.  да, каждый день

2.  иногда не успеваю

3. не завтракаю.

Что Вы выберите из ассортимента в буфете для быстрого завтрака на перемене?

1.  булочку с компотом,

2.  сосиску, запеченную в тесте,

3.  кириешки или чипсы.

Едите ли Вы на ночь?

1.  стакан кефира или молока,

2.  молочную кашу или чай с печеньем (бутербродом),

3.  мясо (колбасу) с гарниром.

Употребляете ли Вы в пищу свежие овощи?

1.  всегда, постоянно,

2.  редко, во вкусных салатах,

3.  не употребляю.

Как часто на вашем столе бывают фрукты?

1.  каждый день,

2.  2 – 3 раза в неделю,

3.  редко.

Употребляете ли Вы в пищу лук, чеснок, петрушку, укроп?

1.  всё употребляю ежедневно в небольшом количестве,

2.  ем иногда, когда заставляют,

3.  лук и чеснок не ем никогда.

Употребляете ли в пищу молочные и кисломолочные продукты?

1.  ежедневно,

2.  1- 2 раза в неделю,

3.  не употребляю.

Какой хлеб предпочитаете?

1.   хлеб ржаной или с отрубями,

2.   серый хлеб,

3.   хлебобулочные изделия из муки в/с.

Рыбные блюда в рацион входят:

2.   1-2 раза в месяц,

3.   не употребляю.

Какие напитки вы предпочитаете?

1.   сок, компот, кисель;

2.   чай, кофе;

3.   газированные.

В вашем рационе гарниры бывают:

1.    из разных круп,

2.    в основном картофельное пюре,

3.    макаронные изделия.

Любите ли сладости?

1.   все лакомства являются «носителями пустых калорий», поэтому употребляю их умеренно,

2.   пирожные, печенье, мороженое употребляю часто,

3.   могу сразу съесть 0,5 кг конфет.

Отдаёте чаще предпочтение:

1.   постной, варёной или паровой пище,

2.   жареной и жирной пище,

3.   маринованной, копчёной.

Отличается ли ваш рацион в течение недели разнообразием блюд?

1.   да,

2.  нет.

Проанализировать своё питание Вы можете следующим образом: сложите свои результаты по итогам теста и соотнесите с критериями. 
Если Вы набрали от 15 до 21 баллов, Вы сознательно относитесь к собственному здоровью, потому что организм получает разнообразные питательные компоненты с сохранившимися в них биоактивными веществами. А это важно для полноценной любой деятельности. И с режимом у Вас всё в порядке! Вы молодцы! 
Если Вы набрали от 22 до 28 баллов, полноценным ваше питание назвать нельзя по нескольким причинам, но если Вы прислушаетесь к рекомендациям, то ваш рацион пополнится другими нужными для организма веществами. 
29 – 44 балла. Вам нужно задуматься о своём питании, как о режиме, так и о рационе. 

  1. Тест «Проверь свое здоровье».

Оцени состояние своего здоровья по пятибалльной системе:

самочувствие

работоспособность

настроение

Рассчитай среднюю оценку. Если ты за последний год болели 4 раза и больше, уменьши полученную цифру на 1 балл, если есть вредные привычки, уменьши еще на 1 балл.

Если ты оценил свое здоровье на 5 баллов, постарайся не терять достигнутого уровня.

Если оценка ниже 5 баллов – ищи причину отклонений в здоровье и постарайся устранить ее, пока еще не поздно.

  1. Анкета профессионального самоопределения (Резапкина Г.В.)

Анкета самоопределения служит для первичной оценки готовности подростка к выбору профессии и активизации профессионального самоопределения. Кроме того, эта информация поможет уточнить  направления психолого-профориентационной работы с классом.

Ключевым вопросом анкеты является вопрос о выборе профессии. Респондент, выбравший профессию, переходит к вопросу № 2, который может прояснить мотивы этого выбора.

1. Если вы уже выбрали профессию, напишите, какую

2. Что повлияло на ваш выбор? (для тех, кто уже выбрал – не более трех вариантов)

1) высокая зарплата

2) престижно

3) мне это интересно

4) посоветовали родители

5) возможность трудоустройства

На вопрос № 3 отвечают респонденты, еще не выбравшие профессию. Их ответы помогут увидеть причины, затрудняющие выбор, и наметить пути психолого-педагогической помощи соответствующим группам учащихся:

3. Если не выбрали, то почему? (для тех, кто еще не выбрал)

1) плохо знаю мир профессий

2) плохо знаю свои возможности

3) не могу выбрать из разных вариантов

4) не знаю, как выбирать профессию

5) еще не задумывался об этом

На вопрос № 4 отвечают выбравшие профессию. Смысл вопроса в том, чтобы дать подросткам возможность увидеть множество условий правильного выбора профессии и оценить обоснованность своего выбора:

4. Что вы знаете о своей будущей профессии? (для тех, кто уже выбрал профессию – не более трех вариантов)

1) предмет, содержание, условия труда

2) профессионально важные качества

3) где можно получить эту профессию

4) спрос на профессию на рынке труда

5) все вышеперечисленное

6) ничего

Цель следующего вопроса (5) – не только оценка уровня притязаний респондентов. Данный пункт анкеты позволяет озвучить достоверную информацию о средней заработной плате как в целом по стране, так и в конкретных регионах, что может повлиять на обычно завышенный уровень притязаний молодых людей.  

5. Знаешь ли ты средний размер заработной платы в своем регионе? Когда ты будешь работать, то планируешь зарабатывать (один вариант)

1)  примерно столько      

2)  в два раза больше

3)  в три раза больше

4)  в десять раз больше

5) не думаю об этом

Вопрос о соотношении трудовых затрат и материальном вознаграждении (6) логически связан с предыдущим.  Респонденты должны задуматься над тем, какую цену они готовы платить за большую зарплат.

6. В будущем я, скорее всего,  предпочту (один вариант):

1) небольшой, но стабильный доход        

2) много работать и много получать

3) мало работать и мало получать

4) возможность  высокой прибыли с риском все потерять

5) не думаю об этом

Вопрос о ресурсах, на которые респондент рассчитывает при достижении своих профессиональных целей (7), косвенно затрагивает его ценностные ориентации:

7. При достижении моих профессиональных целей важнее всего (не более трех вариантов)

1) деньги

2) связи

3) трудолюбие

4) способности

5) образование  

6) случай

Ответы на вопросы 6, 7 выявляют ресурсы для достижения  своих целей. Такого рода показатели отражают  «феномен цены» (В. С. Магун), которая должна быть заплачена человеком для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Можно предположить, что далеко не всегда «цена» соответствует тем достижениям, за которые она заплачена. Если жизненная удовлетворенность является как бы вознаграждением за успехи и достижения, то усталость – цена за них. Соотношение этих показателей позволяет охарактеризовать  актуальную   жизненную ситуацию с точки зрения степени ее благоприятности для респондентов. Это особенно наглядно проявляется в зрелый период жизни, когда слишком дорогую цену приходится платить за неправильные решения, ошибочные цели и планы. Но подростки, опираясь на свой опыт, тоже способны осознать этот феномен  (Е. И. Головаха).

Вопрос № 8 включен для учащихся,  выбирающих профиль обучения. Осознанное желание  самого подростка учиться в профильном классе не менее значимо, чем оценки и результаты психологической диагностики.

8. Желательный для тебя профиль обучения

9. Желательный для тебя способ  получения профессии

1)  среднее профессиональное образование

2)  высшее профессиональное образование

3)  обучение на рабочем месте, курсы

4) обучение не требуется

Содержание целей (ценностей) жизни

Балл  от 1 до 5

Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках        

1  2  3  4  5

Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений)        

1  2  3  4  5

Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни)        

1  2  3  4  5

Здоровье (физическое и психическое)        

1  2  3  4  5

Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, развлечений, приятного проведения времени)        

1  2  3  4  5

Интересная работа        

2  3  4  5

Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком )        

1  2  3  4  5

Свобода как независимость в поступках и действиях        

1  2  3  4  5

Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве)        

1  2  3  4  5

Хорошие и верные друзья        

1  2  3  4  5

Познание (возможно расширение своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)

1  2  3  4  5

Счастливая семейная жизнь        

1  2  3  4  5

Творчество (возможность творческое деятельности)        

1  2  3  4  5

Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей)        

1  2  3  4  5

Активная, деятельная жизнь

1  2  3  4  5

Равенство (братство, равные возможности для всех)        

1  2  3  4  5

  1. Методика "Определение сформированности ценностных ориентаций"

 Б.С.Круглов (адаптированный и модифицированный вариант методики М.Рокича)

Ход работы: учащимся предлагается две инструкции:

Инструкция 1: "Ниже приводится список основных целей, которые люди стремятся достичь в своей жизни. Укажите, какие из них являются для Вас ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимый – 5)"

БЛАНК 1. (Т – ценности)

 Инструкция 2: "Ниже приводится список основных качеств личности человека. Укажите, какие из них являются для Вас нужными, ценными, значимыми, проставив у каждого пункта баллы от 1 до 5 (наиболее значимые – 5)".

БЛАНК 2. (И – ценности)

Качества личности (как ценности)        

Балл  от 1 до 5

Высокие запросы (высокие притязания)        

1  2  3  4  5

Чуткость (заботливость)

1  2  3  4  5

Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)        

1  2  3  4  5

Жизнерадостность (чувство юмора)

1  2  3  4  5

Эффективность в делах (трудолюбие, эффективность в работе)        

1  2  3  4  5

Смелость в отстаивании своего взгляда, мнения

  1. 2  3  4  5

Исполнительность (дисциплинированность)

1  2  3  4  5

Нетерпимость к недостаткам в себе и других        

1  2  3  4  5

Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки)        

1  2  3  4  5

Честность (правдивость, искренность)        

1  2  3  4  5

Образованность (широта знаний,  высокая общая культура)

1  2  3  4  5

Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)        

1  2  3  4  5

Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки, заблуждения)        

1  2  3  4  5

Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)        

1  2  3  4  5

Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения )

1  2  3  4  5

Ответственность (чувство долга, умение держать слово)        

1  2  3  4  5

Обработка результатов методики "Определение сформированности ценностных ориентаций":

Ценностные ориентации разделяют на две группы на основании того, каким целям и задачам служит та или иная ценность. Первую группу составляют ценности-цели  (терминальные ценности), вторую – ценности-средства (инструментальные ценности). Терминальные ценности – это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то, к чему он стремится сейчас и в будущем. Инструментальные ценности характеризуют средства, которые выбираются для достижения целей жизни. Они выступают в качестве инструмента, с помощью которого можно реализовать терминальные ценности.

В первую очередь необходимо определить степень сформированности механизма дифференциации, то есть умение сделать ценностный выбор. Об этом судят по разбросу баллов, которые испытуемый использует для оценок. По этому показателю выделяют три группы испытуемых:

используют все оценки пятибальной шкалы (это свидетельствует о сформированности механизма дифференциации);

пользуются только двумя оценками (механизма дифференциации находится только на начальной стадии формирования);

используют только один балл или вообще не могут дать оценки (это свидетельствует о несформированности механизма дифференциации).

Далее проводится качественный анализ ценностных ориентаций испытуемого – в соответствии с полученным баллом выделяют наиболее и наименее значимые ценности. Такой анализ применим только к первой группе испытуемых. Ценности, получившие наивысший балл, характеризуют общую направленности личности. Ценности, получившие наименьший балл, также важны для характеристики направленности личности, так как показывают незначимость этих целей и средств личности.   Ценности, которые находятся в середине иерархической структуры малоинформативны с точки зрения общей направленности личности: для них характерна тенденция к изменению рангового места в зависимости от обстоятельств жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Я в мире профессий Профилактическая психолого-педагогическая программа для учащихся 9 классов МКОУ «Волчихинская СШ№1»

Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать самостоятельные решения и нести ответственность за их проведение в жизнь, спосо...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Психологическая подготовка к экзаменам"

Программа «Психологическая подготовка к экзаменам» является профилактической психолого-педагогической программой. Программа направлена на профилактику трудностей психологического характера...

Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными резуль...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "Я - пятиклассник"

Для работы с детьми "группы риска" при адаптации к среднему звену...

Профилактическая психолого-педагогическая программа "В гармонии с собой"

Программа ориентирована на работу с педагогическим коллективом и на правлена на создание благоприятных условий для формирования и развития навыков саморегуляции и самопознания, а также ценностно-смысл...