Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskiy_psihologo-pedagogicheskiy_proekt_umenie_zhit_sredi_lyudey.docx | 44.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая психолого - педагогическая программа
«Умение жить среди людей»
Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.
Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.
Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
Цели и задачи проекта
Цель : Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков, включение в проектную деятельность.
Задачи:
1.Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.
2.Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.
3.Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.
4.Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.
5.Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.
6.Включать детей в проектную деятельность.
Реализация проекта предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов
В работе следующие технологии:
- информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.
- операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.
- технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
- эвристические - на развитие творческих способностей личности.
- прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Концептуальными основами программы являются
- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);
- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
- принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;
- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения;
- единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения.
Методы работы
Методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры.
Наиболее эффективными считаем следующие:
- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).
Для выявления детей имеющих склонность к различным формам девиантного поведения: отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании и т.д., применяют такие методы:
- беседа, где в ходе равноправного и равнопозиционного общения с подростком можно получить значимую информацию о личности испытуемого;
- наблюдение вербальных и невербальных актов поведения респондентов;
- анализ продуктов деятельности, который помогает сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов;
- биографический метод помогает изучить жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность;
- эмпатическое слушание – метод, основанный на способности понять собеседника, сопереживать ему те же эмоциональные состояния, которые испытывает респондент.
Планируемые результаты проекта «умение жить среди людей»
Формирование универсальных учебных действий:
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального
поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметные универсальные учебные действия
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающий научится: - принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном
материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и
условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,
родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных
заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников
(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,
в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в
устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства
для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое
высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в
том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию
партнѐра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить
к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Предметные результаты:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,
свободам и обязанностям человека: ценностное отношение к России, своему
народу, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;
начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,
семьянина, товарища.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные
представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том
числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,
этносами, носителями разных убеждений, представителями различных
социальных групп; неравнодушие к жизненным проблемам других людей,
сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; способность
эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и
обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и
поступков других людей; уважительное отношение к родителям (законным
представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; знание
традиций своей семьи, бережное отношение к ним.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,
жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым
достижениям России и человечества, трудолюбие; ценностное и творческое
отношение к учебному труду; первоначальные навыки трудового творческого
сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и
личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать
себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах
творческой деятельности;
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому
образу жизни: ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности
физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности
морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный
личный опыт здоровьесберегающей деятельности.
Концептуальными основами программы проекта являются
- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);
- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;
- принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;
- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;
- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;
- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения;
- единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения.
Проект направлен Для выявления детей имеющих склонность к различным формам девиантного поведения: отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании и т.д., применяют такие методы:
- беседа, где в ходе равноправного и равнопозиционного общения с подростком можно получить значимую информацию о личности испытуемого;
- наблюдение вербальных и невербальных актов поведения респондентов;
- анализ продуктов деятельности, который помогает сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов;
- биографический метод помогает изучить жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность;
- эмпатическое слушание – метод, основанный на способности понять собеседника, сопереживать ему те же эмоциональные состояния, которые испытывает респондент.
- на повышение информированности о наркотиках, об алкоголе, табакокурениии об их вреде для здоровья; зрелости интересов; соответствии между предпочтениями и способностями; интересами и активностью субьекта выбора.
Содержание тем учебного курса
Тема 1. Культура общения
Диагностика духовно-нравственного развития. Тайное всегда становиться
явным. Зачем человеку быть честным? Лгать нельзя, но если...? Совесть –
нравственная ответственность. Делано наспех – сделано на смех. В каждой
крошке хлеба – труд. Быть занятым – быть счастливым. Мои жизненные
ценности.
Тема 2. Самовоспитание
Киноклуб. Просмотр фильма «Сто дней после детства» Киноклуб. Эссе и
обсуждение фильма «Сто дней после детства». Любовь – это желание жить.
Мальчики и девочки. Все к лучшему, поверь! (О взаимодействии детей и
родителей ).
Тема 3. Общечеловеческие нормы нравственности
Личность как член общества. О, дайте, дайте мне свободу! Свобода личная и
национальная. Свобода и ответственность. Человек рожден для счастья! Беседа
«Что такое толерантность». Все мы разные, но все мы равные. Важно не то кто
ты, а какой ты. Найди своѐ место в мире. Внешний облик – внутренний мир. В
здоровом теле – здоровый дух. Разговор о важном (никотин – конвейер смерти).
Тема 4 Профилактика вредных привычек
Беседа по профилактике наркомании. Акция «скажи нет наркотикам». Чума
двадцатого века – СПИД» «Алкоголю скажем «нет». «Курение - медленная
смерть» Викторина « В плену вредных привычек» Наркотики - мой яд Я и
наркотики: мое отношение к Я и наркотики: мое отношение к проблеме
наркомании. Агитбригада "Спасите наши души" пропаганда среди учеников
здорового образа жизни.
Тема 5. Великая Отечественная война
Великая Отечественная война. О героизме наших воинов в годы Великой
Отечественной войны (вводное занятие). Киноклуб. Просмотр фильма
«Правнуки». . Анализ и обсуждение фильма «Правнуки». «Правнуки» .Стихи о
войне в исполнении авторов. Аудиокниги. Поэты о Великой Отечественной
войне. Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне. Диагностика
духовно-нравственного развития
Тема 6 «Профориентация»
Профессиональное самоопределение одна из главных возрастных задач подростков Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения Общий обзор классификации профессий Типы профессий Здоровье и профессия Моя область превосходства Горячие проблемы Взгляд из будущего Стратегии успеха и препятствия. Мешающие реализовать профессиональные замыслы человека Планирование профессионального пути Моя роль и безопасность на рынке труда Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессиии
Формы организации занятий:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также
используется групповая и индивидуальная формы работы.
Виды деятельности:
Теоретические занятия:
• беседы, лекции, дискуссии;
• классный час; час общения;
• литературно-музыкальные композиции;
• просмотр и обсуждение видеоматериала;
• классные собрания.
Практические занятия:
• творческие конкурсы;
• коллективные творческие дела;
• соревнования;
• показательные выступления;
• праздники;
• викторины;
• интеллектуально-познавательные игры;
• трудовые дела;
• тренинги;
• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
• заочные путешествия;
• творческие проекты, презентации;
• проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;
• сюжетно-ролевые игры;
• проект
Программа занятий, консультаций, тренингов с родителями
Цель:
Координация совместной работы школ с подростками и их семьями.
Задачи:
- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.
- Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.
- Разработка основных правил семейного воспитания.
- Создание положительной мотивации у родителей б содействии центру творчества или образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребенку.
- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; организация работы родительского лектория и Совета профилактики.
- Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Основные направления работы с семьями.
1. Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края:
- работа краеведческого клуба в Д / К «Октябрь».
- традиционные фольклорные игровые программы для родителей и детей («Рождественские посиделки», «Ярмарка», и др.);
- проведение семейных праздников («Наша родословная», «Наши семейные традиции»).
2. Формирование семейных ценностей:
- работа совместных объединений детей и родителей;
- выполнение праздничных семейных творческих заданий.
3. Семейный досуг и творчество детей и взрослых:
- совместные праздники для детей и родителей;
- конкурсы на лучший семейный альбом «Загляните в семейный альбом...»;
- посещение театров, совместные просмотры и обсуждение спектаклей с приглашением педагогов и психолога
4. Просветительская деятельность: - работа родительского лектория;
- организация и проведение открытых занятий;
- индивидуальные и групповые консультации психолога для родителей;
- выпуск информационных листов, рекомендаций, пособий для родителей
Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.
Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.
Преодолеть трудности в решении конфликьных ситуаций в семье. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.
Просветительская и профилактическая работа с учителями
Третье направление - просветительская и профилактическая работа с учителями. С целью повышения профессионализма, компетентности мы выступаем на заседаниях методического объединения классных руководителей со следующими сообщениями: "Психологические особенности детей "группы риска", "Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей", "Особенности организации начала нового учебного года. Оказываем помощь педагогам в подготовке классного родительского собрания, например, "Знать, чтобы понять, уберечь и помочь". Проводим индивидуальные беседы с учителями, классными руководителями по проблемам психологического, социального характера.
Учебно – методическое обеспечение программы
Основная литература, взятая за основу, при проведении занятий (ориентир на здоровый образ жизни) по психологии:
1) Общая психология под руководством А. В. Петровского (гриф допущено Министерством образования просвещения0
2. Педагогическая психология Б.П. Бархаев
3) методика преподавания психологии Б.П. Бархаев, И. Л. Баскакова.
Прилагаемая дополнительная литература:
1 Психологические основы профилактики классников Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. наркозависимости О.Й. Исайкова. Игры и методики для профессионального самоопределения старше
2.Абакумова Л.Н. Педагогическое руководство свободным временем старших школьников. 3. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. 4.Александрова А.А. Нарушение поведения подростков, как один из критериев оценки психопатизации.5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. 6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. 7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства.8. Гилинский Я.И. Социология отклоняющегося поведения и социального контроля. 8.Егоров А. Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков.
9. Завражин С А. Подготовка педагогических кадров в работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками в учреждениях.10. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. 11. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 13. Конвенция о правах человека 14. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. 15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.
Для реализации проекта в наличии имеется необходимый инструментарий, направленный на изучение личности подростка; материал корректирующих занятий, план работы по программе;методическая литература, посвященная вопросам работы с трудными подростками. В работе используется информационное обеспечение: интернет, Ленинская библиотека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Научись жить среди людей"
классный час для учащихся 7-8 классов,целью которого : научить детей относиться друг к другу уважительно,усвоить некоторые правила бесконфликтного общения и ...
тренинговое занятие умение жить среди людей
научить выбору способа поведения в конкретных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих; способствовать стремлению подростков к получению признания окружающими людьми; ...
Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)
Классный час посвящен вопросу выстраивания позитивного отношения человека к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»
Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...
Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»
Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...
Занятие в тренинговом режиме « Умение жить среди людей»
Способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе, ознакомить с понятием «толерантность». Научить выбору способа поведения в конкретных си...
Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.
Цель программы: содействие социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности, фор...