Профилактический психолого-педагогический проект "Умение жить среди людей"
методическая разработка по психологии (9, 10, 11 класс)

Грачева Татьяна Павловна

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактическая психолого - педагогическая программа

 «Умение жить среди людей»

Начинается школьная жизнь… И если начало ее у всех одинаковое, то дальше пути расходятся. Кому-то удастся стать на путь успеха, которому будут сопутствовать радость, приобретение уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое. А кому-то будет трудно учиться, и тогда непременными спутниками станут страх и обида, за ними последует чувство собственной неполноценности, ущербности, нежелание учиться.

Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия  только на тренировке детей в различных учебных умениях: чтении, письме, счете. Забывают, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с ребятами и учителем. Помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к  преодолению школьных трудностей.  Качественные изменения очень важны для ребенка, они могут сыграть как позитивную так и негативную роль, могут укрепить психологическое здоровье или же нарушить его. И если пробелы в знаниях можно впоследствии легко восполнить, то возникшие психологические нарушения могут иметь стойкий характер, с трудом поддаваться коррекции.

Актуальность: Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения  определяет  личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.

Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры.  Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности.  Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание,  гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников,  содействует развитию их способностей.  

 Цели и задачи проекта

 Цель : Создание условий для нравственного совершенствования личности обучающихся, формирования социального опыта подростков, включение в проектную деятельность.

 Задачи:

1.Создавать условия для высказывания обучающимися их мыслей, проявления эмоций и чувств, поиска модели своего поведения, демонстрации своего мнения окружающим.

 2.Способствовать формированию у младших подростков культуры общения: учить общаться с детьми и взрослыми, слушать друг друга, находить компромисс в общении, достойно оппонировать другой точке зрения и корректировать собственную позицию, принимая убедительные контраргументы.

 3.Организовывать обсуждение нравственных аспектов поведения людей. Учить устанавливать связи и параллели с собственным нравственным опытом, с мнениями и чувствами ровесников и представителей старшего поколения – родителей, учителей.

 4.Помогать осознанию своей связи с семьей, педагогами, старшим поколением, традициями нашей страны и вечными нравственными ценностями.

5.Учить детей сотрудничеству, мотивированной оценке деятельности друг друга.

 6.Включать детей в проектную деятельность.

         Реализация проекта предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов

          В работе следующие технологии:

  • информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.
  • операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.
  •  технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
  •  эвристические -  на развитие творческих способностей личности.
  • прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.

Концептуальными основами программы являются

- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

- принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции; 

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;

- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения;

- единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения.

Методы работы

Методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры.

Наиболее эффективными считаем следующие:

- метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).

Для выявления детей имеющих склонность к различным формам девиантного поведения: отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании и т.д., применяют такие методы:

- беседа, где в ходе равноправного и равнопозиционного общения с подростком можно получить значимую информацию о личности испытуемого;

- наблюдение вербальных и невербальных актов поведения респондентов;

- анализ продуктов деятельности, который помогает сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов;

- биографический метод помогает изучить жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность;

 - эмпатическое слушание – метод, основанный на способности понять собеседника, сопереживать ему те же эмоциональные состояния, которые испытывает респондент.

Планируемые результаты проекта «умение жить среди людей»

          Формирование универсальных учебных действий:

 Личностные универсальные учебные действия

У обучающихся будут сформированы:

 - ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных

поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; - развитие

этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального

поведения;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Метапредметные универсальные учебные действия 

Регулятивные универсальные учебные действия

          Обучающий научится: - принимать и сохранять учебную задачу;

-  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном

материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и

условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей,

родителей и других людей;

 - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.

 Познавательные универсальные учебные действия

        Обучающийся научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных

заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

(включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве,

в том числе контролируемом пространстве Интернета; - строить сообщения в

устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 Коммуникативные универсальные учебные действия

          Обучающийся научится:

 - адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства

для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое

высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в

том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию

партнѐра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в

сотрудничестве;

 - формулировать собственное мнение и позицию; - договариваться и приходить

к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

Предметные результаты:

         1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам,

свободам и обязанностям человека:  ценностное отношение к России, своему

народу, русскому языку, народным традициям, старшему поколению;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина,

семьянина, товарища.

           2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания: начальные

представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том

числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями,

этносами, носителями разных убеждений, представителями различных

социальных групп;  неравнодушие к жизненным проблемам других людей,

сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;  способность

эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и

обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и

поступков других людей;  уважительное отношение к родителям (законным

представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;  знание  

традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

          3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду,

жизни:  ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым

достижениям России и человечества, трудолюбие;  ценностное и творческое

отношение к учебному труду; первоначальные навыки трудового творческого

сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и

личностно значимой деятельности;  потребности и начальные умения выражать

себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребѐнка видах

творческой деятельности;

           4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому

образу жизни:  ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и

окружающих людей; элементарные представления о взаимной обусловленности

физического, нравственного, и психического здоровья человека, о важности

морали и нравственности в сохранении здоровья человека; первоначальный

личный опыт здоровьесберегающей деятельности.

Концептуальными основами программы проекта являются

- включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими);

- единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов;

- принцип личностной направленности -учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества;

- комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции;

- учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей подростков;

- принцип единства образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения;

- единство образования, организации досуга и индивидуальной помощи и поддержки подростков девиантного поведения.

Проект направлен Для выявления детей имеющих склонность к различным формам девиантного поведения: отрицательное отношение к учебе, бродяжничество, асоциальное поведение, ранние формы алкоголизма, наркомании и т.д., применяют такие методы:

- беседа, где в ходе равноправного и равнопозиционного общения с подростком можно получить значимую информацию о личности испытуемого;

- наблюдение вербальных и невербальных актов поведения респондентов;

- анализ продуктов деятельности, который помогает сделать выводы о психологических особенностях ее субъекта или субъектов;

- биографический метод помогает изучить жизненный путь человека, в процессе которого формируется личность;

 - эмпатическое слушание – метод, основанный на способности понять собеседника, сопереживать ему те же эмоциональные состояния, которые испытывает респондент.

             - на повышение информированности о наркотиках, об алкоголе, табакокурениии об их вреде для здоровья; зрелости интересов; соответствии между предпочтениями и способностями; интересами и активностью субьекта выбора.

Содержание тем учебного курса

Тема 1. Культура общения

Диагностика духовно-нравственного развития. Тайное всегда становиться

явным. Зачем человеку быть честным? Лгать нельзя, но если...? Совесть –

нравственная ответственность. Делано наспех – сделано на смех. В каждой

крошке хлеба – труд. Быть занятым – быть счастливым. Мои жизненные

ценности.

Тема 2. Самовоспитание  

Киноклуб. Просмотр фильма «Сто дней после детства» Киноклуб. Эссе и

обсуждение фильма «Сто дней после детства». Любовь – это желание жить.

Мальчики и девочки. Все к лучшему, поверь! (О взаимодействии детей и

родителей ).

Тема 3. Общечеловеческие нормы нравственности

Личность как член общества. О, дайте, дайте мне свободу! Свобода личная и

национальная. Свобода и ответственность. Человек рожден для счастья! Беседа

«Что такое толерантность». Все мы разные, но все мы равные. Важно не то кто

ты, а какой ты. Найди своѐ место в мире. Внешний облик – внутренний мир. В

здоровом теле – здоровый дух. Разговор о важном (никотин – конвейер смерти).

Тема 4 Профилактика вредных привычек

Беседа по профилактике наркомании. Акция «скажи нет наркотикам». Чума

двадцатого века – СПИД» «Алкоголю скажем «нет». «Курение - медленная

смерть» Викторина « В плену вредных привычек» Наркотики - мой яд Я и

наркотики: мое отношение к Я и наркотики: мое отношение к проблеме

наркомании. Агитбригада "Спасите наши души" пропаганда среди учеников

здорового образа жизни.

Тема 5. Великая Отечественная война

          Великая Отечественная война. О героизме наших воинов в годы Великой

Отечественной войны (вводное занятие). Киноклуб. Просмотр фильма

«Правнуки».  . Анализ и обсуждение фильма «Правнуки». «Правнуки» .Стихи о

войне в исполнении авторов. Аудиокниги. Поэты о Великой Отечественной

войне. Конкурс чтецов стихов о Великой Отечественной войне.  Диагностика

духовно-нравственного развития

Тема 6 «Профориентация»

Профессиональное самоопределение одна из главных возрастных задач подростков Самоанализ профессиональных предпочтений учащихся Способности и темперамент как наиболее значимые индивидуальные характеристики в процессе профессионального самоопределения Общий обзор классификации профессий Типы профессий Здоровье и профессия Моя область превосходства Горячие проблемы Взгляд из будущего Стратегии успеха и препятствия. Мешающие реализовать профессиональные замыслы человека Планирование профессионального пути Моя роль и безопасность на рынке труда Применение полученных знаний в решении ситуации выбора профессиии

Формы организации занятий:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также

используется групповая и индивидуальная формы работы.

Виды деятельности:

Теоретические занятия:

• беседы, лекции, дискуссии;

• классный час; час общения;

• литературно-музыкальные композиции;

• просмотр и обсуждение видеоматериала;

 • классные собрания.

Практические занятия:

• творческие конкурсы;

 • коллективные творческие дела;

 • соревнования;

• показательные выступления;

 • праздники;

 • викторины;

• интеллектуально-познавательные игры;

• трудовые дела;

• тренинги;

• обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

 • заочные путешествия;

 • творческие проекты, презентации;

 • проведение выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров;

 • сюжетно-ролевые игры;

• проект

Программа  занятий, консультаций, тренингов с родителями

Цель:

Координация совместной работы школ с подростками и их семьями.

Задачи:

- Привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей и подростков.

- Выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми.

- Разработка основных правил семейного воспитания.

- Создание положительной мотивации у родителей б содействии центру творчества или образовательному учреждению, педагогам дополнительного образования, своему ребенку.

- Всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; организация работы родительского лектория и Совета профилактики.

- Способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Основные направления работы с  семьями.

1. Возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своего края:

- работа краеведческого клуба в Д / К «Октябрь».

-    традиционные    фольклорные    игровые    программы    для   родителей    и    детей («Рождественские посиделки», «Ярмарка», и др.);

- проведение семейных праздников («Наша родословная», «Наши семейные традиции»).

2. Формирование семейных ценностей:

- работа совместных объединений детей и родителей;

- выполнение праздничных семейных творческих заданий.

3. Семейный досуг и творчество детей и взрослых:

- совместные праздники для детей и родителей;

- конкурсы на лучший семейный альбом «Загляните в семейный альбом...»;

- посещение театров, совместные просмотры и обсуждение спектаклей с приглашением педагогов и психолога

4. Просветительская деятельность: - работа родительского лектория;

- организация и проведение открытых занятий;

- индивидуальные и групповые консультации психолога для родителей;

- выпуск информационных листов, рекомендаций, пособий для родителей

Помочь родителям получить достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность.

Формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в обществе, желание предупредить проблему.

 Преодолеть трудности в решении конфликьных ситуаций в семье. Способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из нее.

          Просветительская и  профилактическая  работа с учителями 

Третье направление - просветительская и  профилактическая  работа с учителями. С целью повышения профессионализма, компетентности мы выступаем на заседаниях методического объединения классных руководителей со следующими сообщениями: "Психологические особенности детей "группы риска", "Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей", "Особенности организации начала нового учебного года. Оказываем помощь педагогам в подготовке классного родительского собрания, например, "Знать, чтобы понять, уберечь и помочь". Проводим индивидуальные беседы с учителями, классными руководителями по проблемам психологического, социального характера.  

Учебно – методическое обеспечение программы

             Основная литература, взятая за основу, при проведении занятий (ориентир на здоровый образ жизни) по психологии:

1) Общая психология под руководством А. В. Петровского (гриф допущено Министерством образования просвещения0

2. Педагогическая психология Б.П. Бархаев

3) методика преподавания психологии Б.П. Бархаев, И. Л. Баскакова.

Прилагаемая дополнительная литература:

1 Психологические основы профилактики классников Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. наркозависимости О.Й. Исайкова. Игры и методики для профессионального самоопределения старше

2.Абакумова Л.Н. Педагогическое руководство свободным временем старших школьников. 3. Алмазов Б.Н. Профилактика конфликтов в работе с педагогически запущенными учащимися. 4.Александрова А.А. Нарушение поведения подростков, как один из критериев оценки психопатизации.5. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. 6. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. 7. Выготский Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства.8. Гилинский Я.И. Социология отклоняющегося поведения и социального контроля. 8.Егоров А. Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков.

9. Завражин С А. Подготовка педагогических кадров в работе с трудновоспитуемыми детьми и подростками в учреждениях.10. Захаров А.И. Как предупредить отклонение в поведении ребенка. 11. Змановская Е.В. Девиантология. Психология отклоняющегося поведения.12. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. 13. Конвенция о правах человека 14. Личко А.Е. Психопатия и акцентуация характера у подростков. 15. Менделевич В.Д.  Психология девиантного поведения.

Для реализации проекта в наличии имеется необходимый инструментарий, направленный на изучение личности подростка; материал корректирующих занятий, план работы по программе;методическая литература, посвященная вопросам работы с трудными подростками. В работе используется информационное обеспечение: интернет, Ленинская библиотека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Научись жить среди людей"

классный час  для учащихся 7-8 классов,целью которого :  научить детей  относиться  друг к другу  уважительно,усвоить некоторые правила  бесконфликтного  общения и ...

тренинговое занятие умение жить среди людей

научить выбору способа поведения в конкретных ситуациях без ущемления собственного достоинства и достоинства окружающих; способствовать стремлению подростков к получению признания окружающими людьми; ...

Классный час "Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям" (5 класс)

Классный час  посвящен  вопросу выстраивания  позитивного отношения человека  к окружающим людям. Тема , которая проходит в течении беседы - внимание. Классный час выстроен в деяте...

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Воспитательский час «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»

Презентация к мероприятию «Искусство жить среди людей, или еще один шаг навстречу людям»...

Занятие в тренинговом режиме « Умение жить среди людей»

Способствовать осознанию неизбежности подчинения моральным и правовым нормам в обществе, ознакомить с понятием «толерантность».  Научить выбору способа поведения в конкретных си...

Профилактическая психолого-педагогическая Программа работы педагога-психолога ГБПОУ РО «ТМПТ» ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ-СИРОТ.

Цель программы: содействие  социально-психологической адаптации и успешной учебно-профессиональной деятельности, развитие самостоятельности,социальной и профессиональной компетентности,  фор...