МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
методическая разработка по информатике и икт
Методическая разработка лабораторно-практического занятия представлена в виде пошаговой инструкции. Занятие состоит из нескольких этапов, включая создание нескольких листов в одной книге, настройку ширины столбцов и оформление таблиц. Практическая часть посвящена обработке числовой информации с расчетами для оптимизации расходов на ингредиенты для блюд. Обучающиеся освоят навыки создания калькуляционных карт и научатся проводить анализ данных, что поможет им в дальнейшем карьерном развитии в сфере кулинарии и менеджмента.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 911.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Грязинский технический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
по БД.08 Информатика на тему
«Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
для специальности Поварское и кондитерское дело
Автор: Евсеева И.С.,
преподаватель ГОБПОУ «ГТК»
Грязи, 2025
Содержание
Технологическая карта лабораторно-практического занятия 5
Список использованной литературы 10
Пояснительная записка
Методическая разработка «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты» предназначена для проведения лабораторно-практического занятия по БД.08 Информатика.
Методическая цель проведения занятия заключается не только в демонстрации групповой формы организации деятельности обучающихся, но и в создании условий для активного взаимодействия между ними. Работа в малых группах, в частности в парах, способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и способности к сотрудничеству.
В процессе работы в паре каждый обучающийся получает возможность выразить свое мнение, обсудить различные точки зрения и совместно искать решения поставленных задач. Это создает атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый чувствует свою значимость и ценность в группе.
Дуальная структура работы позволяет обучающимся не только углубить свои знания по теме, но и развить умение работать в команде, что является важным элементом в их дальнейшей профессиональной деятельности. Такие занятия способствуют формированию навыков самоорганизации и ответственности за общий результат, что в конечном итоге повышает качество усвоения учебного материала и делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.
Методическая разработка лабораторно-практического занятия представлена в виде пошаговой инструкции. Занятие состоит из нескольких этапов, включая создание нескольких листов в одной книге, настройку ширины столбцов и оформление таблиц. Практическая часть посвящена обработке числовой информации с расчетами для оптимизации расходов на ингредиенты для блюд. Обучающиеся освоят навыки создания калькуляционных карт и научатся проводить анализ данных, что поможет им в дальнейшем карьерном развитии в сфере кулинарии и менеджмента.
Этап актуализации опорных знаний предполагает выполнение теста обучающимися на платформе Online Test Pad (ссылка на тест ). Результатом прохождения теста обучающимися является формирование групп по уровню знаний: слабый ученик с более сильным, что позволяет более эффективно организовать учебный процесс и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Формирование групп базируется на анализе результатов тестирования, где учитываются не только итоговые баллы, но и зона ближайшего развития каждого ученика. Таким образом, слабые студенты получают возможность обучаться в комфортной обстановке, где их не ставят в невыгодное положение по сравнению с более сильными сверстниками. В этих группах они могут задавать вопросы, которые могли бы показаться простыми в другом контексте, и получать более детальные объяснения.
Завершающим этапом занятия является обсуждение результатов работы обучающимися, подведение итогов преподавателем, комментирование деятельности обучающихся, выставление оценок.
Преподаватель, как ключевая фигура в этом обсуждении, играет важную роль: его комментарии могут вдохновить обучающихся, указать на их сильные стороны и помочь выявить недочёты, требующие внимания в будущем. Взаимодействие между преподавателем и студентами становится пространством для открытой и конструктивной обратной связи, где каждый может высказать своё мнение и получить поддержку. В том числе, этот этап способствует формированию у обучающихся критического мышления и умения самостоятельно анализировать свои достижения. Постепенно, подводя итоги, обучающиеся не только осмысливают полученные знания, но и разработают стратегии для их дальнейшего применения, что способствует более глубокой интеграции учебного материала в их сознание и повседневную практику.
Технологическая карта лабораторно-практического занятия
Разработал ФИО Евсеева И.С. Должность преподаватель
Наименование организации ГОБПОУ «Грязинский технический колледж
Профессия/специальность | Поварское и кондитерское дело |
Учебная дисциплина/ Междисциплинарный курс/ПМ | БД.08 Информатика |
Тема практической/лабораторной работы | Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты |
Регламент занятия | 90 минут |
Вид занятия | Лабораторно-практическое занятие |
Тип занятия | Учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий |
Технологии обучения | Практико-ориентированные технологии |
Цели занятия: |
Формирование профессиональных компетенций: ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами. |
образовательные (обучающие) | |
воспитательные | Формирование общих компетенций: ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.; ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами. |
развивающие | Формирование общих компетенций: ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам. ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности. |
Обеспечение учебного занятия | Оборудование: компьютеры, ноутбук, проектор. Программное обеспечение: презентация, программа MS Excel. Учебно-методическое обеспечение: инструкционная карта, тест на платформе Online Test Pad. |
Структурные элементы занятия | Время | Деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся |
1. Организационная часть | 3 минуты | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов, отметка отсутствующих студентов. | Проверка готовности к занятию. |
2. Мотивация деятельности | 3 минут | Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель занятия, акцентирует внимание обучающихся на значимости темы. Создается проблемная ситуация. | Слушают преподавателя. Формулируют тему и цель занятия. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии. |
3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности | 15 минут | Организует работу по проверке и актуализации знаний с помощью теста на платформе Online Test Pad. Выслушивает мнения студентов по формулировке темы и цели занятия. Обсуждение результатов теста: дополнение, исправление ошибок. | Участвуют в работе по повторению: проходят тест на платформе Online Test Pad. Оценивают свою деятельность путем анализа ошибок, совершенных при выполнении теста. |
4. Инструктаж по порядку выполнения работы | 9 минут | Формирует группы (команды) на основании результатов теста. Рассказывает о порядке выполнения работы. | Слушают преподавателя. Распределяются по группам (командам). |
5. Самостоятельное выполнение заданий | 45 минут | Организует работу студентов по самостоятельному выполнению заданий. Проводит текущий контроль. Контролирует и корректирует деятельность обучающихся. | Подготавливают место для работы. Самостоятельно выполняют задания в соответствии с порядком проведения работы. |
6. Оформление отчетного документа | 10 минут | Инструктирует о форме и правилах оформления отчета. | Оформляют отчетный документ по выполненной работе. |
7. Подведение итогов и рефлексия занятия | 5 минут | Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения заданий практической работы. Подводит итоги и выставляет оценки. | Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы. |
Ход занятия
- Организационный этап (3 мин).
Проверка готовности учащихся к занятию, отметка отсутствующих.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех вас сегодня на занятии. Начнем с проверки готовности к занятию, отметки отсутствующих.
- Мотивация деятельности и постановка целей (3 мин).
Преподаватель мобилизует студентов к самостоятельному определению темы и цели лабораторно-практического занятия. На теоретических уроках информатики мы изучили с вами основы работы в программе Exсel.
Что такое электронные таблицы?
Какие задачи можно решать в электронных таблицах?
Что такое калькуляционная карточка?
Как определить продажную стоимость на кулинарную продукцию?
Попробуйте сформулировать тему сегодняшней лабораторно-практической работы, а также постарайтесь определиться с целью занятия. Преподаватель помогает обучающимся. Наша задача с вами сегодня на уроке проверить знания по теме Э.Т. Excel и отработать полученные умения и навыки в вашей профессии. И на этом уроке мы будем производить обработку таблиц и расчет по формулам в электронном процессоре MS Excel.
- Актуализация опорных знаний и способов деятельности (15 мин).
Обучающие проходят тест на платформе Online Test Pad. Оценивают свою деятельность путем анализа ошибок, совершенных при выполнении заданий. Получают сертификаты, если полученный результат 6 баллов и более. Основываясь на результатах теста и личностных качеств, преподаватель формирует три группы (команды).
Давайте вы разделитесь на 3 команды: 1 команда будет создавать, и рассчитывать калькуляционную карту по рецепту «Бефстроганов», 2 команда «Тефтели рыбные», 3 команда «Плов») и по завершению сравним ваши результаты.
- Инструктаж по порядку выполнения работы (9 мин).
Ребята сейчас вам предстоит выполнить лабораторно-практическую работу по оформлению калькуляционной карты на компьютере. Давайте вместе составим алгоритм выполнения практической работы.
Алгоритм:
- оформить шапку калькуляционной карты;
- оформить таблицу;
- ввести данные в таблицу;
- произвести расчёты по формулам.
- Самостоятельное выполнение заданий (45 мин).
Преподаватель организует работу студентов по самостоятельному выполнению заданий с помощью инструкционной карты (Приложение А). Через 20 минут преподаватель проверяет результаты 1 задания. Команда, у которой все расчеты верны, приступает к следующему заданию, а команда, которая допустила ошибку, исправляет ее в течение 5 минут. Преподаватель фиксирует выполнение 1 задания на доске.
- Оформление отчетного документа (10 мин).
Преподаватель, понимая важность качественного оформления отчетов, выделяет время для студентов, чтобы они могли более тщательно подойти к этому процессу. Оформление работы ведется согласно инструкционной карты В процессе работы над отчетами, преподаватель внимательнейшим образом корректирует каждую из представленных работ, учитывая индивидуальные особенности каждого студента.
- Подведение итогов и рефлексия занятия
Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения заданий практической работы. Подводит итоги и выставляет оценки.
Список использованной литературы
- Исаев, И. Ф. Современные технологии обучения: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2003.
- Коровин, В. В. Основы работы с Microsoft Excel: учебное пособие. – М.: Новый учебник, 2007.
- Носков, А. В. Методика преподавания информатики. – М.: Просвещение, 2009.
- Павлов, С.Г., Савельева, Е.Н. Практическое использование Excel в образовательном процессе. – М.: Сколково, 2011.
- Шадриков, В. Д. Информатика: игра, обучение, творчество. – М.: Питер, 2015.
- Ященко, В. М. Microsoft Excel: от пользователя до профессионала. – М.: Бином, 2014.
Приложение А
Инструкционная карта
Лабораторно-практическая работа
Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.
Задание №1
- Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.
Сумма: = Норма х Цена
Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)
Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,5
Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.
Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10
Задание №2
- Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.
«Сациви из курицы»
Выход 300 г
Наименование продукта | Брутто | Норма |
Курица | 325 | ? |
На соус: | ||
Орехи грецкие | 67 | ? |
Масло сливочное | 12 | ? |
Лук репчатый | 30 | ? |
Мука пшеничная | 3 | ? |
Яйца (желток) | ½ шт. | ? |
Чеснок | 3 | ? |
Уксус 3% | 10 | ? |
Гвоздика | 0,2 | ? |
Корица | 0,2 | ? |
Перец красный молотый | 0,5 | ? |
Шафран | 0,05 | ? |
Уцхо-сунели | 0,2 | ? |
Бульон куриный | 100 | ? |
Норма: = Брутто*10/1000
Лабораторно-практическая работа
Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.
Задание №1
- Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.
Сумма: = Норма х Цена
Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)
Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,7
Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.
Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10.
Задание №2
- Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.
«Рагу из кролика»
Выход: 375 г
Наименование продукта | Брутто | Норма |
Кролик | 176 | ? |
Маргарин столовый | 5 | ? |
Картофель | 133 | ? |
Морковь | 44 | ? |
Репа | 33 | ? |
Петрушка (корень) | 20 | ? |
Томатное пюре | 20 | ? |
Лук репчатый | 42 | ? |
Мука пшеничная | 3 | ? |
Норма: = Брутто*10/1000
Лабораторно-практическая работа
Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.
Задание №1
- Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.
Сумма: = Норма х Цена
Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)
Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,8
Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.
Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10.
Задание №2
- Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
- Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.
«Цыплята, тушенные с морковью и репой»
Выход: 225 г
Наименование продукта | Брутто | Норма |
Цыпленок | 157 | ? |
Мука пшеничная | 4 | ? |
Морковь | 50 | ? |
Репа | 50 | ? |
Лук репчатый | 48 | ? |
Сельдерей (корень) | 15 | ? |
Маргарин | 15 | ? |
Норма: = Брутто*10/1000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии
в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...
10 занятий в Программе Microsoft Excel. Практические задания для учащихся.
Занятие 1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицуЗанятие 2. Форматирование таблицыЗанятие 3. Расчет по формуламЗанятие 4. Представление данных из таблицы в графическом видеЗанятие 5. ...

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».
Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

Методическая разработка группового коррекционного занятия с использованием ЭОР «Игры с рисунками и картинами» для учащихсяс ОВЗ 3х, 4х классов, обучающихся по общеобразовательной программе VI,VII вида.
Конспект группового коррекционного занятия из рабочей программы "Коррекция высших психических функций. Умники и умницы." раздел - "Развитие воображения"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера»
Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера». Изготовление игрушки "Часы-Будильник"...

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»
Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты
Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....
