МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»
методическая разработка по информатике и икт

Евсеева Ирина Сергеевна

Методическая разработка лабораторно-практического занятия представлена в виде пошаговой инструкции. Занятие состоит из нескольких этапов, включая создание нескольких листов в одной книге, настройку ширины столбцов и оформление таблиц. Практическая часть посвящена обработке числовой информации с расчетами для оптимизации расходов на ингредиенты для блюд. Обучающиеся освоят навыки создания калькуляционных карт и научатся проводить анализ данных, что поможет им в дальнейшем карьерном развитии в сфере кулинарии и менеджмента.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx911.78 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Грязинский технический колледж»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по БД.08 Информатика на тему

«Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»

для специальности Поварское и кондитерское дело

Автор: Евсеева И.С.,

преподаватель ГОБПОУ «ГТК»

Грязи, 2025


Содержание

Пояснительная записка 3

Технологическая карта лабораторно-практического занятия 5

Ход занятия 8

Список использованной литературы 10

Приложение А 11


Пояснительная записка

Методическая разработка «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты» предназначена для проведения лабораторно-практического занятия по БД.08 Информатика.

Методическая цель проведения занятия заключается не только в демонстрации групповой формы организации деятельности обучающихся, но и в создании условий для активного взаимодействия между ними. Работа в малых группах, в частности в парах, способствует развитию коммуникативных навыков, критического мышления и способности к сотрудничеству.

В процессе работы в паре каждый обучающийся получает возможность выразить свое мнение, обсудить различные точки зрения и совместно искать решения поставленных задач. Это создает атмосферу доверия и взаимопонимания, где каждый чувствует свою значимость и ценность в группе.

Дуальная структура работы позволяет обучающимся не только углубить свои знания по теме, но и развить умение работать в команде, что является важным элементом в их дальнейшей профессиональной деятельности. Такие занятия способствуют формированию навыков самоорганизации и ответственности за общий результат, что в конечном итоге повышает качество усвоения учебного материала и делает процесс обучения более эффективным и увлекательным.

Методическая разработка лабораторно-практического занятия представлена в виде пошаговой инструкции. Занятие состоит из нескольких этапов, включая создание нескольких листов в одной книге, настройку ширины столбцов и оформление таблиц. Практическая часть посвящена обработке числовой информации с расчетами для оптимизации расходов на ингредиенты для блюд. Обучающиеся освоят навыки создания калькуляционных карт и научатся проводить анализ данных, что поможет им в дальнейшем карьерном развитии в сфере кулинарии и менеджмента.

Этап актуализации опорных знаний предполагает выполнение теста обучающимися на платформе Online Test Pad (ссылка на тест ). Результатом прохождения теста обучающимися является формирование групп по уровню знаний: слабый ученик с более сильным, что позволяет более эффективно организовать учебный процесс и обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Формирование групп базируется на анализе результатов тестирования, где учитываются не только итоговые баллы, но и зона ближайшего развития каждого ученика. Таким образом, слабые студенты получают возможность обучаться в комфортной обстановке, где их не ставят в невыгодное положение по сравнению с более сильными сверстниками. В этих группах они могут задавать вопросы, которые могли бы показаться простыми в другом контексте, и получать более детальные объяснения.

Завершающим этапом занятия является обсуждение результатов работы обучающимися, подведение итогов преподавателем, комментирование деятельности обучающихся, выставление оценок.

Преподаватель, как ключевая фигура в этом обсуждении, играет важную роль: его комментарии могут вдохновить обучающихся, указать на их сильные стороны и помочь выявить недочёты, требующие внимания в будущем. Взаимодействие между преподавателем и студентами становится пространством для открытой и конструктивной обратной связи, где каждый может высказать своё мнение и получить поддержку. В том числе, этот этап способствует формированию у обучающихся критического мышления и умения самостоятельно анализировать свои достижения. Постепенно, подводя итоги, обучающиеся не только осмысливают полученные знания, но и разработают стратегии для их дальнейшего применения, что способствует более глубокой интеграции учебного материала в их сознание и повседневную практику.

Технологическая карта лабораторно-практического занятия

Разработал ФИО Евсеева И.С. Должность преподаватель

Наименование организации ГОБПОУ «Грязинский технический колледж

Профессия/специальность

Поварское и кондитерское дело

Учебная дисциплина/

Междисциплинарный курс/ПМ

БД.08 Информатика

Тема практической/лабораторной работы

Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты

Регламент занятия

90 минут

Вид занятия

Лабораторно-практическое занятие

Тип занятия

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов действий

Технологии обучения

Практико-ориентированные технологии

Цели занятия:

  • закрепление знаний по теме «Электронные таблицы MS Excel»;
  • осуществление переноса полученных знаний применительно к специальности.
  • развитие познавательного и профессионального интереса к дисциплине «Информатика».
  • развитие умений и навыков работать с программой MS Excel.
  • умения и навыки работы в малой группе.
  • подвести обучающихся к пониманию того, что от знаний, полученных на теоретических занятиях, зависит качество выполняемых работ на практике.

Формирование профессиональных компетенций:

ПК Организовывать подготовку рабочих мест, оборудования, сырья, материалов для приготовления полуфабрикатов в соответствии с инструкциями и регламентами.

образовательные (обучающие)

воспитательные

Формирование общих компетенций:

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.;

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

развивающие

Формирование общих компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

Обеспечение учебного занятия

Оборудование: компьютеры, ноутбук, проектор.

Программное обеспечение: презентация, программа MS Excel.

Учебно-методическое обеспечение: инструкционная карта, тест на платформе Online Test Pad.

Структурные элементы занятия

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

1. Организационная часть

3 минуты

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания студентов, отметка отсутствующих студентов.

Проверка готовности к занятию.

2. Мотивация деятельности

3 минут

Мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет цель занятия, акцентирует внимание обучающихся на значимости темы. Создается проблемная ситуация.

Слушают преподавателя. Формулируют тему и цель занятия. Фокусируют внимание на предстоящей работе на занятии.

3. Актуализация опорных знаний и способов деятельности

15 минут

Организует работу по проверке и актуализации знаний с помощью теста на платформе Online Test Pad. Выслушивает мнения студентов по формулировке темы и цели занятия. Обсуждение результатов теста: дополнение, исправление ошибок.

Участвуют в работе по повторению: проходят тест на платформе Online Test Pad. Оценивают свою деятельность путем анализа ошибок, совершенных при выполнении теста.

4. Инструктаж по порядку выполнения работы

9 минут

Формирует группы (команды) на основании результатов теста. Рассказывает о порядке выполнения работы.

Слушают преподавателя. Распределяются по группам (командам).

5. Самостоятельное выполнение заданий

45 минут

Организует работу студентов по самостоятельному выполнению заданий. Проводит текущий контроль. Контролирует и корректирует деятельность обучающихся.

Подготавливают место для работы. Самостоятельно выполняют задания в соответствии с порядком проведения работы.

6. Оформление отчетного документа

10 минут

Инструктирует о форме и правилах оформления отчета.

Оформляют отчетный документ по выполненной работе.

7. Подведение итогов и рефлексия занятия

5 минут

Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения заданий практической работы. Подводит итоги и выставляет оценки.

Самостоятельно оценивают результаты проделанной на занятии работы.

Ход занятия

  1. Организационный этап (3 мин).

Проверка готовности учащихся к занятию, отметка отсутствующих.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Я рада приветствовать всех вас сегодня на занятии. Начнем с проверки готовности к занятию, отметки отсутствующих.

  1. Мотивация деятельности и постановка целей (3 мин).

Преподаватель мобилизует студентов к самостоятельному определению темы и цели лабораторно-практического занятия. На теоретических уроках информатики мы изучили с вами основы работы в программе Exсel.

Что такое электронные таблицы?

Какие задачи можно решать в электронных таблицах?

Что такое калькуляционная карточка?

Как определить продажную стоимость на кулинарную продукцию?

Попробуйте сформулировать тему сегодняшней лабораторно-практической работы, а также постарайтесь определиться с целью занятия. Преподаватель помогает обучающимся. Наша задача с вами сегодня на уроке проверить знания по теме Э.Т. Excel и отработать полученные умения и навыки в вашей профессии. И на этом уроке мы будем производить обработку таблиц и расчет по формулам в электронном процессоре MS Excel.

  1. Актуализация опорных знаний и способов деятельности (15 мин).

Обучающие проходят тест на платформе Online Test Pad. Оценивают свою деятельность путем анализа ошибок, совершенных при выполнении заданий. Получают сертификаты, если полученный результат 6 баллов и более. Основываясь на результатах теста и личностных качеств, преподаватель формирует три группы (команды).

Давайте вы разделитесь на 3 команды: 1 команда будет создавать, и рассчитывать калькуляционную карту по рецепту «Бефстроганов», 2 команда «Тефтели рыбные», 3 команда «Плов») и по завершению сравним ваши результаты.

  1. Инструктаж по порядку выполнения работы (9 мин).

Ребята сейчас вам предстоит выполнить лабораторно-практическую работу по оформлению калькуляционной карты на компьютере. Давайте вместе составим алгоритм выполнения практической работы.

Алгоритм:

  • оформить шапку калькуляционной карты;
  • оформить таблицу;
  • ввести данные в таблицу;
  • произвести расчёты по формулам.
  1. Самостоятельное выполнение заданий (45 мин).

Преподаватель организует работу студентов по самостоятельному выполнению заданий с помощью инструкционной карты (Приложение А). Через 20 минут преподаватель проверяет результаты 1 задания. Команда, у которой все расчеты верны, приступает к следующему заданию, а команда, которая допустила ошибку, исправляет ее в течение 5 минут. Преподаватель фиксирует выполнение 1 задания на доске.

  1. Оформление отчетного документа (10 мин).

Преподаватель, понимая важность качественного оформления отчетов, выделяет время для студентов, чтобы они могли более тщательно подойти к этому процессу. Оформление работы ведется согласно инструкционной карты В процессе работы над отчетами, преподаватель внимательнейшим образом корректирует каждую из представленных работ, учитывая индивидуальные особенности каждого студента.

  1. Подведение итогов и рефлексия занятия

Мобилизует студентов на рефлексию своего поведения и результатов выполнения заданий практической работы. Подводит итоги и выставляет оценки.


Список использованной литературы

  1. Исаев, И. Ф. Современные технологии обучения: учебное пособие. – М.: Педагогика, 2003.
  2. Коровин, В. В. Основы работы с Microsoft Excel: учебное пособие. – М.: Новый учебник, 2007.
  3. Носков, А. В. Методика преподавания информатики. – М.: Просвещение, 2009.
  4. Павлов, С.Г., Савельева, Е.Н. Практическое использование Excel в образовательном процессе. – М.: Сколково, 2011.
  5. Шадриков, В. Д. Информатика: игра, обучение, творчество. – М.: Питер, 2015.
  6. Ященко, В. М. Microsoft Excel: от пользователя до профессионала. – М.: Бином, 2014.

Приложение А

Инструкционная карта

Лабораторно-практическая работа

Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»

Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.

Задание №1

  1. Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.

Сумма: = Норма х Цена

Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)

Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,5

Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.

Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10


Задание №2

  1. Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.

«Сациви из курицы»

Выход 300 г

Наименование продукта

Брутто

Норма

Курица

325

?

На соус:

Орехи грецкие

67

?

Масло сливочное

12

?

Лук репчатый

30

?

Мука пшеничная

3

?

Яйца (желток)

½ шт.

?

Чеснок

3

?

Уксус 3%

10

?

Гвоздика

0,2

?

Корица

0,2

?

Перец красный молотый

0,5

?

Шафран

0,05

?

Уцхо-сунели

0,2

?

Бульон куриный

100

?

Норма: = Брутто*10/1000


Лабораторно-практическая работа

Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»

Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.

Задание №1

  1. Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.

Сумма: = Норма х Цена

Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)

Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,7

Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.

Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10.


Задание №2

  1. Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.

«Рагу из кролика»

Выход: 375 г

Наименование продукта

Брутто

Норма

Кролик

176

?

Маргарин столовый

5

?

Картофель

133

?

Морковь

44

?

Репа

33

?

Петрушка (корень)

20

?

Томатное пюре

20

?

Лук репчатый

42

?

Мука пшеничная

3

?

Норма: = Брутто*10/1000


Лабораторно-практическая работа

Тема «Применение программы MS Excel для оформления калькуляционной карты»

Цель: закрепление полученных знаний при работе с электронными таблицами в программе MS Excel; применение полученных знаний при выполнении профессиональных задач.

Задание №1

  1. Оформите калькуляционную карту по образцу (к колонке «Норма» установите числовой формат, к колонке «Цена» денежный формат).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда, по формулам.

Сумма: = Норма х Цена

Общая стоимость: = Вставка – Функция – СУММ (F16: F22)

Рац. процент к стоимости сырья: = Общая стоимость х 0,8

Продажная стоимость продукта: = Общая стоимость + Рац. процент к стоимости сырья.

Продажная цена 1 блюда: = Продажная стоимость продукта / 10.


Задание №2

  1. Оформите калькуляционную карту по предыдущему образцу (добавить колонку «Брутто»).
  2. Рассчитайте количество продуктов, необходимое для приготовления блюда.

«Цыплята, тушенные с морковью и репой»

Выход: 225 г

Наименование продукта

Брутто

Норма

Цыпленок

157

?

Мука пшеничная

4

?

Морковь

50

?

Репа

50

?

Лук репчатый

48

?

Сельдерей (корень)

15

?

Маргарин

15

?

Норма: = Брутто*10/1000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие. лабораторно-практические работы по химии

в данном пособии приводятся инструкции по лабораторным и практическим работам по ФГОС Нового поколения...

10 занятий в Программе Microsoft Excel. Практические задания для учащихся.

Занятие 1. Назначение программы. Вид экрана. Ввод данных в таблицуЗанятие 2. Форматирование таблицыЗанятие 3. Расчет по формуламЗанятие 4. Представление данных из таблицы в графическом видеЗанятие 5. ...

Методические рекомендации для преподавателей по планированию, подготовке и проведению лабораторных (практических) работ (занятий) по предметам и дисциплинам «Общеобразовательного цикла».

Методические рекомендации подготовлены в помощь преподавателям  по планированию, подготовке и проведению практических работ по дисциплинам: "Общеобразовательного цикла"....

Методическая разработка группового коррекционного занятия с использованием ЭОР «Игры с рисунками и картинами» для учащихсяс ОВЗ 3х, 4х классов, обучающихся по общеобразовательной программе VI,VII вида.

Конспект группового коррекционного занятия из  рабочей программы "Коррекция высших психических функций. Умники и умницы." раздел -  "Развитие воображения"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Проведение учебного занятия по образовательной программе «Начальное техническое творчество с применением компьютера»

Проведение учебного занятия по образовательной программе  «Начальное техническое творчество  с применением компьютера». Изготовление игрушки "Часы-Будильник"...

Методическая разработка урока (внеурочного занятия) по технологии на тему применения фокального метода на уроках технологии « Создание настенной полки»

Данная методическая разработка может быть полезна учителям технологии, работающим по учебнику под редакцией В.М. Казакевича. Разработка выполнена в соответствии с ФГОС НОО. Использование фокального ме...

Методическая разработка для проведения занятия по теме: Ориентирование на местности без карты

Ознакомить учащихся со способами измерения расстояний до предметов различными способами....