Главные вкладки

    Я белый лист кладу перед собой...
    методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

     

    Содержание методической разработки

     

     

    1.Пояснительная записка.

    2.Методическое обеспечение.

    3.Ход мероприятия.

    4.Список использованной литературы.

     

    Пояснительная записка

     

    Данное открытое занятие должно способствовать интеграции знаний в процессе обучения. Интегрированный урок – особая форма проведения занятия, позволяющая организовать способы познания литературы посредством сравнения и восприятия поэзии на разных языках.

    Основная задача внеклассных занятий по гуманитарным дисциплинам – ознакомление студентов с миром человеческих творений, т.е. идти от вещи к слову. Учитель мечтает о единстве всех видов искусств и ремёсел и пытается осуществить свои идеи на практике.

    И одним из важнейших умений, которые закладываются на уроках литературы и языка, должно быть умение говорить и слушать. Тем более звучание иностранного языка наряду с русским на уроках литературы используется для познания выразительных особенностей и развития прочих навыков речевого общения.

    Данная форма проведения занятия дает возможность усилить межпредметные связи, расширить сферу познания материала и что особенно, повысить обучения.

     

     

    Методическое обеспечение занятия

     

    Музыкальное оформление

    • Мелодии курая
    • Песня «Вставай ,страна огромная »
    • Классическая музыка
    • Мелодия «Славянка»
    • Башкирская танцевальная мелодия

    Сопровождение показом слайдов

    • Компьютер
    • Экран
    • Творческая работа студентов группы 3П-2 (электронная презентация: «Мустай Карим»)

    Декорации

    • Стенгазеты на тему:«Творческий путь Мустая Карима»
    • Цветы
    • Фотоальбом: «Мустай Карим»
    • Выставка книг

    Используемые материалы

    • Форма солдата
    • Башкирский танцевальный костюм

     

    Ход занятия:

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    Good morning dear friends, quests ,our teachers and students. We are glad to see you at our lesson. Our lesson is devoted to our great Bashkir poet, writer, dramatist, citizen, a participant of the Great Patriotic War, holder of many orders and medals, an outstanding public figure Mustai Karim.

     

    Иоганн Вольфганг Гете сказал: « чтобы понять поэта, надо увидеть его Родину». Родина М.Карима - это аул Кляш Чишминского района. Аул Кляш щурится на солнце множеством окон. Улицы его то стремительно взбегают на крутой холм, то сходятся у колодца, то спешат к околицам, распахнутым в степь. В самом центре аула, у переходящего ручья, скрипят старые ветла. А над всем этим: над домами и огородами, над пятнистыми коврами полей, над ветлами - висит ослепительно - голубое небо да звенит песня жаворонка.

    «To understand the poet you must to look at his motherland…» Do you know the motherland of Mustai Karim?


    Mustai Karim was born in the village of Klyash, Chishmy region, Bashkortostan.

     

    The national Bashkir poet Mustai Karim (Mustafa Safich Karimov) was born on the 20th of October,1919 in the village of Klyash, Chishmy region, Bashkortostan

     

    Родина М.Карима – это аул Кляш щурится на солнце множеством окон. Улицы его то стремительно взбегают на крутой холм ,то сходятся у колодца, то спешат к улицам, распахнутым в степь. В самом центре аула ,у пересохшего ручья, скрипят старые ветла .А над всем этим :над домами и огородами, над пятнистыми коврами полей, над ветлами –висит ослепительно-голубое небо, да звенит песня жаворонка.

     

    Look at the globe:

    Here it is, the Earth

    And on it, Bashkiria

    No bigger than a leaf

    Just one small birch leaf

    One leaf on a tree

    And the birch, the Great Russia

    Stands so green and tall

    But the leaf

    Grew on upon the tree

    It fed on it`s mother`s milk

    On the land of the tree

     

    Мустай Карим родился в 1919 году, когда Красная Армия завершила освобождение Башкирии от белогвардейцев. Учился он здесь же в обычной школе. В большом роду Каримовых Мустай был вторым грамотным человеком. Первым научился читать по слогам и кое-как расписываться его старший брат Муртаза. До него же Каримовы, как и все Кляшевцы, были неграмотны.

     

    «Вместо подписи ставили тамгу, похожую не то на вилы, не то на куриную лапу. Это тамга была у нас вроде родового герба», - писал М.Карим.

     

    «Так начинается жизнь»

    Полз мальчик на четвереньках,

    Он был еще очень мал.

    С последней он сполз ступеньки,

    Коснулся земли и… встал.

     

    Как будто знал, что от века

    Есть на земле закон:

    Родившийся человеком

    Не ползать по ней рожден!

     

    Качаясь на ножках тонких,

    Птенцу не легко стоять!

    Он к солнцу тянет ручонки,

    Он хочет солнце достать.

     

    Он солнце зовет спуститься,

    Оставить дом голубой:

    «Ты будешь, как мяч, катится,

    А я побегу за тобой! »

     

    Вот первый шажок несмелый –

    Долог путь до ворот…

    Еще один шаг он сделал

    И тверже пошел вперед.

    Вдаль от родного порога

    Тропка бежит бегом…

    Станет тропа дорогой,

    Станет путем потом.

     

    Смотрит мать молодая,

    Как мальчик вперед бежит:

    - Миру тебя дала я –

    Тебе он принадлежит!

     

    На ноги встав однажды,

    Не упади, держись!..

    Так начинает каждый

    Трудное дело – жизнь.

     

    It is said that is morning,

    Light of the dawn floating over you.

    Fantastic, transparent, blue.

    The childhood – hourly opening,

    The childhood – indefatigable dream,

    That will step forward, as a lion fearless

    That hare – jump from under a bush!

    You will not consider in the sky of stars happy.

    I to you, speak:

    Your serene evening foretells

    Goldkinddawn!

     

    С детских лет у него появилось неудержимое желание писать. «Первое, чего я заметил в классе, на стенах были разные лозунги и изречения великих людей, под которыми в скобках стояли их имена. Лозунги мне понравились. Придя домой, я взял старые газетные листы и, обмакнув палочку в чернила, начала сочинять собственные лозунги. В них я призвал наших соседей, которые вечно ссорились, к миру, уличая одноклассника Хамаджана в воровстве красного карандаша у учительницы. Не лозунги сами по себе нравились мне, а нравилась моя подпись внизу в скобках. Мои «шедевры» я развешивал по стенам.

     

    Потом Мустафа стал записывать стихи. Именно записывать, а не писать. Это казалось так просто -протяни руку за карандашом и бумагой, занеси в тетрадь все, что роится в голове. Неважно, о чем будут эти строки. Ну, хоть бы о том, как вместе со всеми гонишь купать лошадей в озеро Акманай. А может, написать про то, как хорошо лежать на теплой земле, вдыхать запахи трав, следить за неторопливыми облаками? Куда плывут они? Это, конечно, были еще не стихи, а лишь первые отзвуки окружающего мира. Но они пробуждали в мальчике какое-то неясное стремление и помогли составить первые строки.

     

    I lay a white sheet before itself

    Paper of clean

    And black pencil, that to her by a fate.

     

    Ну, хотя бы о том ,как вместе со всеми гонишь купать лошадей в озеро Акманай. А может, написать про то, как хорошо лежать на теплой земле, вдыхать запахи трав, следить за неторопливыми облаками? Куда плывут они? Это, конечно, были ещё не стихи, а лишь первые отзвуки окружающего мира. Но они пробуждали в мальчике какое-то неясное стремление и помогали составить первые строки.

     

    «Я белый лист кладу перед собой»

    Я белый лист кладу перед собой

    Бумаги чистой

    И черный карандаш, что к ней судьбой

    Навек причислен.

     

    Карандаши придется очинить,

    Берясь за дело,

    Но не спеши, рука моя, чернить

    Лист этот белый!

     

    Бумага белая! Огонь ли, лёд –

    Что в ней таится?

    Она – судьба ребенка, что вот-вот

    Сейчас родится…

     

    На белом – черный карандаш подряд

    Чего не чертит!..

    Недаром всё на свете, говорят,

    Бумага стерпит.

     

    И радостную весть, и всякий вздор,

    И труд ученный…

    На белом пишет смертный приговор

    Тот стержень черный.

     

     

    Мольбу о снисхожденье пишут здесь,

    Отмена сроку:

    Помилование в этом мире есть –

    Не так жесток он…

     

    Указ о мире. О войне приказ –

    Все черным, тем же,

    И смотрит мир, не отрывая глаз,

    На кончик стержня.

     

    Любимая!.. Здесь белый снег в тиши

    Замел все снова…

    По белому ты черным напиши

    Однолишьслово:

    «Люблю…»

     

    Answer my question, please, when did M.Karim start to write his first collection of poems?

     

    The future poet started to write his first collection of poems when he was 16. He entered the faculty of languages and literature of the Bashkir Pedagogical Institute named after K.A. Timiryasev in 1935 and graduated it in 1941.

     

    В 1935 году Мустафа приехал в Уфу учиться. У него уже были добрые знакомые и в детской , и в молодежной газете. Особенно сердечно отнесся к нему Баязит Бикбай. Мустафа подал заявление в Башкирский педагогический рабфак. На рабфаке, он, наверное, впервые в жизни понял, как много значит рука друга .Она не всегда была добрая, часто бывала жесткой , но всегда из неё идут токи, нужные нашему сердцу.

     

    «Поэт»

    Поэт ты выше гор,

    Поэт ты ниже трав,

    Медлителен и скор –

    Во всем всегда ты прав…

    Ты времени порыв,

    Приторможен слегка,

    Покорен и строптив,

    Владыка и слуга…

    …О время, я дитя

    Твоё – и сирота.

    Встревожен не шутя

    И плачу неспроста:

    Заключены во мне

    Весь мир и каждый миг.

    В закатной тишине

    Я истину постиг.

     

    The Great Patriotic War. Mustai Karim was a participant of the Great Patriotic War. He was sent to the Military Communication School in Murom. I May 1942 Junior Lieutenant Karimov was sent to the 17th Rifles Brigade.

     

    Звучит марш славянки. Показывают слайды про войну (на английском языке).

     

    Великая Отечественная война изменила судьбу поэта. Он был направлен на учёбу в Муромское училище связи. Весной 1942г. Он уже оказался на фронте в должности начальника связи противотанкового артиллерийского дивизиона. Так что Мустафа из училища попал в самое пекло войны.

     

    Звучит военная музыка. Показываются слайды про войну.

     

    «Я ухожу на фронт»

    Отец привел мне своего коня.

    Сканун дрожал, он был горяч на диво,

    Копытом землю бил нетерпеливо,

    А мать вручила дедовский клинок,

    Чтобы за павших отомстить я мог.

     

    Я ухожу, товарищи, на фронт.

    Отец, пускай в семье никто не тужит,

    Акбуз твой верный правдой мне послужит,

    Клинок, слезой твоей омытый, мать,

    Меня в сраженьях будем защищать.

     

    Я ухожу, товарищи на фронт.

    Чтоб стариков текла спокойно старость,

    Чтоб нашим девушкам краса осталась,

    Чтоб наш Урал всегда стоял могучий,

    Чтобы над Белой не сгущались тучи.

     

    Товарищи, я ухожу на фронт

    За ту весну, что навсегда

    За светлый сад, которым край наш станет,

    За маленького сына моего

    И родины любимой торжество

     

     

    Передний край.… Именно с переднего края пришли небывалые по силе стихи. Война стала школой для Мустая Карима, так же как и для других. Фронтовая поэзия помогала приподнять голову, даже под пулеметной вьюгой увидеть солнце. Мустай Карим избегал описывать поле боя, атаки, огневые дуэли. Его внимание приковано скорее не к поступкам, а к чувствам и мыслям солдата в часы его размышлений. В стихах военных лет живут запахи цветов, шорохи трав, руки матерей, плавные танцы башкирских девушек.

     

    Звучит военная музыка. Показываются слайды про войну.

     

    Вашему вниманию предоставляем документальный фильм о войне, о воспоминаниях Мустая Карима.

     

    Идет просмотр отрывка документального фильма «Мустай Карим»

     

    Воспоминания о Башкирии проходят как сквозная и наиболее яркая тема почти через все фронтовые стихи поэта. Столь же проникновенно пишет он про любовь к женщине. Любовь живет в солдатском сердце, её не в состоянии заглушить «орудий грохот».Но всегда его стихи о любимой- одновременно стихи и о матери и о Родине.

     

    «Она была со мной рядом»

    В палате лампа голубела.

    Слепая боль была остра,

    И на меня в тоске глядела

    Всю ночь больничная сестра.

    - Усни, чего тебе не спится?

    - Да, да усну. Который час? –

    Я видел влажные ресницы

    И синеву красивых глаз.

    Я засыпал под этим взглядом

    В сиянье тихого огня.

    Она была со мною рядом

    И не оставила меня.

     

    Звучитклассическаямузыка

     

    How these words are so sweet,

    I always repeat them not to forget.

    When winter is cold and summer is hot-

    Motherland and Love and Bread.

    Whether I shoot or compose a song,

    Whether I plough my fertile land

    I am your faithful slave for long,

    Motherland and Love and Bread.

    If you curse your land,

    Abuse and insult-only know it:

    A hundred times you`ll be damned

    By Motherland and Love and Bread.

     

    «Влюбленный»

    Война всегда жестока. М.Кариму тоже приходилось попадать в разные переделки. Но он нигде не забывал, что он поэт. Полковник запаса Михаил Локшин, работавший в газете третьего Украинского фронта, рассказал эпизод, который показывает, что он уже стал настоящим поэтом . Однажды Мустай и Локшин вместе с передовым подразделением вошли в только что освобожденное село. Правда, в освобожденную на половину . На другом конце все еще держались немцы . Друзьям – газетчикам удалось проскочить в одну из хат . Она была забита до отказа: тут сидели, лежали, стояли стрелки, разведчики, связисты, раненые. Глинобитные стены хаты нервно подрагивали, и вдруг хата закачалась .Это забили немецкие пушки и минометы. Казалось, вот она, мина, летит прямо на нас. У хозяйки заплакал ребенок, как-то не мог зажечь спичку. Нервное напряжение достигло высшего накала.

    И вдруг Локшин попросил:

    - Мустай, почитай стихи.

    И он начал читать . И война перестала для всех существовать, она была далеко - далеко. Хотя никто нечего не понимал, ведь читал он по-башкирски, но мелодичность языка захватила всех . Потом поэт попытался перевести стихи, но этого не нужно было. Перед тем как ступить за порог, они с благодарностью пожимали Мустаю руки.

     

    Звучит классическая музыка»

     

    И он начал читать. И война перестала для всех существовать, она была далеко-далеко. Хотя никто ничего не понимал, ведь читал он по башкирски, но мелодичность языка захватывала всех. Потом поэт попытался перевести стихи, но этого не нужно было. Перед тем , как ступить за порог, они с благодарностью пожимали Мустаю руки.

     

    Стих на башкирском языке.

    Вот и закончилась война.

    Возвращались солдаты домой, с вокзала жена Рауза и брат Галимзян вынуждены были, чуть ли не на руках, нести Мустая.

    «С войны я вернулся с двумя книгами стихов, двумя ранениями, безмерно влюбленный в землю и людей, и безнадежно больной туберкулёзом»,-запишет в автобиографии М.Карим

     

    Звучитпесня: «ДеньПобеды»

     

    The country and the state highly appreciated Mustai Karim`s activities. Mustafa Safich Karimov had many titles to his credit-Hero of Socialist Labour, Merited Worker of Arts of the RSFSR, People`s Poet of Bashkortostan, Academician Honoris Causa of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan, Laureate of the USSR State Prize, Laureate of the Lenin Prize, Laureate of the RSFSR State Prize named after K.S. Stanislavski, the State Prize of the Republic of Bashkortostan named after Salavat Yulayev, the international Prize named after Mikhail Sholokhov. He was Decorated with two Orders of Lenin, the Order of the Red Banner of Labour, the Order of Friendship of Peoples, the «Sign of Distinction» Order , the Order «For Services to the Fatherland» 2nd and 3rd Degrees, the Order of Salavat Yulayev.

     

    Показываются слайды про награды Мустая Карима. Звучит классическая музыка.

     

    «Не русский я, но россиянин»

    Не русский я, но россиянин. Ныне

    Я говорю, свободен и силен:

    Я рос, как дуб зеленый на вершине,

    Водою рек российских напоен.

    Своею жизнью я гордиться вправе –

    Нам с русскими одна судьба дана.

    Четыре века в подвигах и славе

    Сплелись корнями наши племена.

    Давно Москва, мой голос дружбы слыша,

    Откликнулась, исполненная сил.

    И русский брат – что есть на свете выше! –

    С моей судьбой свою соединил.

    Не русский я, но россиянин. Зваться

    Так навсегда, душа моя, гордись!

    Пять жизней дай!

    Им может поравняться

    Моей судьбы единственная жизнь.

    С башкиром русский – спутники в дороге,

    Застольники – коль брага на столе,

    Соратники – по воинской тревоге,

    Навеки сомогильники – в земле.

    Когда же целовались, как два брата,

    С могучим Пугачевым Салават,

    В твоей душе, что дружбою богата,

    Прибавилось любви, мой русский брат.

    Не русский я, но россиянин. Чести

    Нет выше. Я страны советский сын.

    Нам вместе жить и подниматься вместе

    К сиянию сверкающих вершин.

    В душе моей – разливы зорь весенних,

    В глаза мои луч солнечный проник.

    На сердце – песня радости вселенной,

    Что сквозь века пробилась, как родник.

    И полюбил я силу в человеке,

    И научился радость жизни брать.

    За это все, за это все – навеки

    Тебе я благодарен, русский брат.

    Ты вкус дал хлебу моему и воду

    Моих степей в живую обратил,

    Ты мой народ, для радости народа.

    С народами другими породнил.

    Не русский я, но россиянин. Зваться

    Так навсегда, душа моя, гордись!

    Десятку жизней может поравняться

    Моей судьбы единственная жизнь.

     

    Not Russian, I was born on Russia soil

    And now I speak my mind, being strong and free,

    I drank the waters of great Russia rivers,

    And grew up sturdy as the green oak-tree.

    Proud of my life I am, and rightly so,

    The Russia destiny is ours forever.

    For centuries of heroism and glory

    Have bound the roots of our two folk together.

    I called and Moscow heard the voice of friendship,

    And answered, strong even at that early time:

    My Russian brother so noble,

    Willingly joined his destiny with mine

    Not Russian, I was born on Russia soil

    And I am proud that I breathe Russian air.

    Give me five lives, a single one like mine

    Is equal to those five and many more.

     

    Звучит классическая музыка.

    Показываются слайды « Фотогалерея »

     

     

     

    -Да, течет река жизни. А в центре его человек ,со своими бедами, радостями, печалями, грехами, победами. Посколькувсеэтоиестьжизнь.

    -Mustai Karim made great contribution in the golden fund of our literature.

    His books were translated into many languages.

    Mustai Karim was a whole epoch of Bashkir, Russian and world literature. He was a soldier, poet and citizen; he was an individual with a kind heart and generous soul. His life was never easy but always exciting Mustai Karim died at the age of 85 on September 21, 2005. HewasburiedintheMoslemCemeteryinUfa.

     

    -Вашему вниманию предлагается документальный фильм: «Мустай Карим»

    Идет просмотр фильма.

     

     

    Список использованной литературы

     

    Мустай Карим «Годам Вослед» М., «Советский писатель», 1957 г.

    Мустай Карим «Долгая дорога», - Уфа; Китап, 2004 г.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"

    Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики....

    Урок по литературе : « Назначение человека и его ответственность перед будущим» (по сказке Н. Д. Телешова «Белая цапля»)

                                            Дурной поступок мучает нас не тогда, когда он то...

    «ИТАК, КОГДА ТВОРИШЬ МИЛОСТЫНЮ, НЕ ТРУБИ ПЕРЕД СОБОЙ...»

    внеклассное мероприятие о милосердии...

    Классный час "Черные пятна на белом листе"

    Классный час по проблеме подростковой наркомании...

    Презентация "Черные пятна на белом листе"

    приложение к классному часу "Черные пятна на белом листе"...

    Конспект разновозрастного урока "О белый лист, поэту ты претишь..."

    Методическая разработка урока  « О белый лист, поэту ты претишь…» посвящена памяти поэта А.Решетова. Творчество А.Решетова изучают в школах города Березники. Традиционно в сент...

    Методическая разработка "Передача мяча перед собой во встречных колоннах"

    Разработка предназначена для начинающих учителей"...