"Чёрный ящик" и "Белый лист" - эффективные педагогические приёмы реализации дополнительной образовательной программы "Обучение юных корреспондентов"
статья по теме

Устянина Злата Юрьевна

Краткое описание технологических приёмов из собственной методики преподавания основ журналистики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chyornyy_yashchik_i_belyy_list.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование в реализации дополнительной образовательной программы «Обучение юных корреспондентов» педагогических приёмов «чёрный ящик» и «белый лист» не может считаться собственно инновацией. Они вообще не новы (достаточно вспомнить популярную ТВ-программу «Что? Где? Когда?»), однако, применение их столь эффективно, что вполне актуально и сегодня, – это доказывают, например, организаторы всероссийской акции «Тотальный диктант», построенной как раз по принципу «чёрного ящика».      

Главная проблема современного образования – низкий уровень социальной адаптации подростков к жизни в обществе и к профессиональной деятельности. Дети выходят из учреждений образования неприспособленными к работе и защите собственных интересов, взглядов и принципов. Они слишком много мечтают и планируют, создавая виртуальную модель жизнедеятельности, которая разбивается о реальность, причиняя боль и разочарование в себе и в выбранной профессии. Журналистика – популярнейшая на сегодняшний день профессиональная сфера, в которой многие подростки делают первые профессиональные пробы в учреждениях дополнительного образования детей. И здесь всё зависит от педагогов:  или убедить подростка в том, что эта профессия не для него, и показать другие пути к творческой самореализации и профессиональному самоопределению (как зачастую и происходит), или развить его способности в твёрдое предпрофильное предпочтение, на основе которого ребёнок будет выбирать будущее учреждение образования и будущую профессию. В любом случае, главная цель занятий в ОУ ДОД – это создание воспитательно-образовательной среды для творческого и интеллектуального развития и предпрофильной подготовки подростка, а также его социальной адаптации. Юные корреспонденты – народ творческий, эмоциональный и спонтанный, полагающийся на своё вдохновение, что в корне неправильно с точки зрения предпрофильной подготовки.

Цель современных дополнительных образовательных программ, ориентированных на профессиональную ориентацию подростков, – в знакомстве детей с миром профессий в определённой профессиональной сфере и создании условий для профессиональных проб в доступной практико-ориентированной игровой форме.  

Суть педагогического приёма «чёрный ящик» заключается в том, чтобы дать ребёнку творческое задание на жёстких условиях. По условиям игры подросток получает задание не то, что он в данный момент может или хочет выполнить, а то, что досталось ему по жребию, по решению кого-то другого, что, как правило, и происходит в реальном мире.  

Пример 1. Вся группа юных корреспондентов сходила в музей изобразительного искусства  на выставку картин популярного художника. Все должны осветить эту экскурсию в своих учебных журналистских материалах. Первое, что должен сделать корреспондент – выбрать жанр будущего материала. Но не сам…  

Содержание «чёрного ящика»: заметка, аналитическая статья, обзорная статья, репортаж, рецензия, эссе, очерк, зарисовка, фельетон.  

В реальном мире журналист или пишет в том жанре, который требует редактор, или ищет другое издательство. Подростки выбрали «вслепую» жанр. А после этого можно провести занятие на повторение жанровых признаков каждого жанра из содержания «чёрного ящика». В данном случае, подросток тренирует умение писать в определённом жанровом каноне, умение сосредоточиться на конкретной задаче, совершенствует владение всем спектром профессиональных знаний о строении и художественном своеобразии текстов разных информационных, аналитических и художественных жанров журналистики.

Пример 2.  Изучаем тему: «Информационно-художественные жанры. Зарисовка». Зарисовки бывают разные: городские, пейзажные, бытовые, портретные, даже полевые и фронтовые. Среди бытовых можно выделить предметные и событийные зарисовки.

Содержание «чёрного ящика»: поездка в лес, экскурсия по городу, экскурсия в студенческий археологический лагерь, визит в дом ветеранов. Допустим, выпала пейзажная зарисовка и, соответственно, поездка в лес. Опять достаём «чёрный ящик»: небо, деревья, звуки леса, запахи леса, роса на траве или иней на ветках (характерные признаки времени года), следы животных или человека.

Или же вытянули предметную бытовую зарисовку. Для формирования профессиональной адаптации и профессиональных навыков это даже лучший вариант.  

Содержание «чёрного ящика»: губная помада, блокнот, флэшка, шнурок, пуговица,  конфета, автоматическая ручка, мыло, чайный пакетик, домашний тапочек, зонт, вилка, сотовый телефон, скрепка, резинка для волос, игральные карты, фонарик, отвёртка и др.

Мальчики и девочки выбирают предметы «вслепую», а не по гендерному признаку. Или пиши про помаду или отвёртку, независимо от пола, или ты не профессионал. В реальной жизни журналисты-мужчины вполне могут описывать неделю высокой моды в Париже, а женщины-журналистки часто получают задания описать события в зоне военного конфликта или продукцию магазинов электроприборов. Моя педагогическая установка на занятиях: «Не ждите музу или озарение, тренируйте литературный дар, учитесь писать обо всём, если хотите быть профессионалами, «профессионал» – существительное общего рода».

Не знаете как? Создадим универсальный алгоритм бытовой предметной зарисовки:

  1. детально описать предмет,
  2. ограничить и перечислить его главные функции,
  3. придумать историю (рассказать историю),
  4. представить, что бы было, если бы этого предмета не было,
  5. разновидности предмета в современном обществе,
  6. какое настроение, какие эмоции вносит этот предмет в жизнь человека.

Можно привести пример из романа Б. Акунина «Турецкий гамбит», где в пятой главе приводится текст фронтовой зарисовки «Старые сапоги», которую на спор написал про «самый тривиальный предмет» один из персонажей романа, журналист-француз дʼЭвре, и которую напечатало центральное издание Франции «Ревю паризьен». Ведь за душу берёт!

Пример 3. Изучаем тему «Информационный повод». Читаем «Азбуку журналиста» Елены Черниковой: «Поприкладывайте всё, что увидите, к бумаге. Для начала мысленно. Увидел – приложил. Соберите впечатления, сделайте из них свой гербарий. Потом оцените, как он сохранился и как пригодился». Содержание «чёрного ящика»: «автомобильные пробки»; «агрессивные надписи в транспорте»; «бродячие животные»; «дети, гуляющие без присмотра»; «уютные дворики, украшенные руками жителей»; «свалки мусора» и др.

Выбрали информационный повод для газетного материала, а дальше по схеме – выбрать жанр, оговорить объём, подобрать фотографии, договориться и взять интервью – всё это тоже через «чёрный ящик». Сложно? Трудно? А в профессиональной практике журналистов легко не бывает, как и в любом другом деле. Умейте найти выход из любой ситуации – это даже не профессиональная, а ключевая компетенция любого специалиста.    

Немногим легче юнкорам в игре в «белый лист» - своеобразном перифразе «мозгового штурма». Суть игры в том, чтобы при решении любой проблемы высказать и записать как можно больше идей, предложений, вариантов, но при этом не «запачкать» чистый «белый лист», то есть записывать только самое важное и ценное, взвешенное и обдуманное, а не торопиться с необдуманными высказываниями по принципу: «бумага всё стерпит».

Педагоги как общего, так и дополнительного образования знают, как много на сегодняшний день детей, которые буквально «думают вслух», выкрикивая мысль прежде, чем доведут её до логического завершения. Такое качество не может считаться полезным в профессиональной карьере, скорее оно может навредить специалисту, создав ему репутацию поверхностного, глупого, непрофессионального работника. Упражнение «белый лист» учит подростка сосредоточиться на решении проблемы, обдумать (а не проговорить!) различные варианты и идеи решения, отобрать оптимальный вариант, проработать его детально и только после внутренней работы «в уме» предложить своё мнение на общее обсуждение.

Я требую, чтобы каждый делал это упражнение индивидуально, сам. Только так, по моему убеждению, можно научить подростка формировать собственное мнение, которое потом захочется отстаивать, и за которое нужно будет учиться нести персональную  ответственность. Кстати, это ещё и способ формирования у детей стрессоустойчивости. Что бы ни случилось – у тебя всегда в запасе есть белый лист, ты сможешь всё начать сначала.            

Нового в моём подходе только то, что я стремлюсь приблизить игру к реальности, смоделировать мир профессиональной деятельности журналистов, где вдохновение уступает место адаптивности, мобильности и находчивости, рождающихся только на практике. Но ведь это тоже важно – учить учиться жить «взаправду»…  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа "Юный информатик"

Рабочая программа кружка "Юный информатик"...

Дополнительная образовательная программа "Юный спасатель"

Необходимость в разработке данной программы заключается в создании условий для формирования у детей потребности в здоровом образе жизни, умеющих ориентироваться в современных социальных условиях, подг...

Межпредметные связи при реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности детского творческого объединения «Рукодельница» в МОАУ ДОД «Станция юных техников города Кирова».

В статье рассматриваеся интеграция школьных предметов в обучение детей бисероплетению на занятиях в детском объединении "Рукодельница" в МОАУ ДОД "СЮТ Г. Кирова"...

Использование элементов ИКТ в рамках реализации дополнительной образовательной программы на занятиях кружка «Юный натуралист» эколого-биологической направленности

В материале освещена работа по использованию ИКТ технологий в рамках реализации дополнительной образовательной программы объединения "Юный натуралист" эколого-биологической направленности МОУ ДОД "Дом...

Статья " Наиболее эффективные педагогические приёмы работы с одарёнными детьми в основной школе."

Статья содержит описание опыта работы с одаренными детьми -и приемы и достижения....

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"

Дополнительная общеобразовательная программа "Юный корреспондент"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...