Способы создания групп для коллективной работы
методическая разработка по английскому языку по теме

О взаимодействии учащихся с учителем

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_k_attestacii.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование проектной технологии в обучении

 учителем английского языка Дмитриевой Л.Г.

Современное общество требует сегодня полного развития личности, в том числе её коммуникативных способностей, облегчающих вхождение в мировое сообщество и позволяющих успешно функционировать в нём.

Выпускник школы должен осуществлять самостоятельно разные виды деятельности; обладать современными ценностными ориентациями; быть готовым к сотрудничеству, быть терпимым, избегать  и преодолевать конфликты.  Всё это может быть достигнуто при использовании современных педагогических технологий, к которым относится и метод проектов. Именно он позволяет поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность.

Метод проектов  –  это способ достижения дидактической цели через деятельную разработку проблемы  Разработка должна завершиться реальным практическим результатом. Чтобы добиться этого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты.

 Метод проектов впервые появился в начале прошлого столетия в США, был разработан американским философом и педагогом Д.Дьюи и его учеником В.Х.Килпатриком. В это же время идеи проектного обучения разрабатывались под руководством русского педагога С.Т Шацкого.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Основная задача ученых-методистов и учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения иностранным языкам

 

Классификационные параметры технологии

Уровень и характер применения: метатехнология, средняя и высшая школа, производство, социальная сфера.

Философская основа: зависит от позиции субъекта.

Методологический подход: исследовательский + деятельностный.

Научная концепция: деятельность + развитие.

Вид социально-педагогической деятельности: управление.

Тип управления учебно-воспитательным процессом: «консультант» + самоуправление.

Преобладающие методы: проблемные.

Организационные формы: альтернативные.

Преобладающие средства: вербальные, программированные, практические.

Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: личностно-ориентированный.

Цели

  1. Формирование проектного мышления.
  2. Формирование мотивации детей на приобретение знаний.
  3. Включение всех учащихся в режим самостоятельной работы.
  4. Самостоятельное приобретение знаний.
  5. Развитие способности применять знания к жизненным ситуациям.
  6. Развитие важнейших компетенций для современной жизни:

- способности брать на себя ответственность;

- участвовать в совместном принятии решения;

- регулировать конфликты мирным путем;

- делать свой выбор;

- владеть устным и письменным общением.

  Развитие исследовательских умений

.

Концептуальные позиции

   Принцип гуманизма: в центре внимания ученик, развитие его творческих способностей.

  Принцип личной заинтересованности ученика в теме проекта.

  Деятельностный подход.

  Процесс обучения для ученика – это процесс работы над проектом своего будущего.

  Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого     ученика на свой уровень развития.

  Принцип сотрудничества учеников и учителя при решении проблемы.

  Комплексный подход в разработке проекта способствует развитию физиологических и психический функций ученика.

  Принцип четкого осознания учителем и учеником, что они делают и зачем.

  Принцип уважения к иной точке зрения.

  Принцип ответственности за результат.

Стадии разработки проекта:

  1. организационно-подготовительная стадия – выбор проектного задания;
  2. планирование проекта;
  3. технологическая стадия;
  4. заключительная стадия (оформление результатов, презентация, обсуждение).

Деятельность учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектом.

Стадии

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения

2. Выделение подтем и тем проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (то есть выбирает себе роль)

3. Формирование творческих групп

Учитель проводить организационную работу по объединению школьников в группы

Учащиеся определяют свои роли и группируются в малые команды

4. Подготовка материалов к работе: формулировка вопросов, задания для команд, отбор литературы

Если проект объемный, учитель заранее разрабатывает задания и вопросы

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий

5. Определение формы итога проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают форму представления проекта (альбом, натуральные объекты и т.д.)

6. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

7. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют проект в соответствии с принятыми правилами

8. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников)

Учащиеся докладывают о результатах своей работы

9. Рефлексия

Учитель оценивает свою деятельность по педагогическому эффекту

Учащиеся осуществляют рефлексию процесса, себя в нем

Основные требования к использованию метода проектов:

    * Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска её решения.

    * Практическая значимость предполагаемых результатов.

    * Самостоятельная ( индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время.

    * Структурирование содержательной части проекта.

    * Использование исследовательских методов.

Основные задачи метода проектов:

1. Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в разных видах речевой деятельности на уровне, определённом программой и стандартом.

2. Формировать активную самостоятельность учащихся.

3. Включать учащихся в диалог культур с использованием языка как средства межкультурного взаимодействия.

4. Формировать коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, используя возможность мыслить, рассуждать акцентировать внимание на содержание высказывания.

Основные принципы проектной работы:

1. Вариативность (использование индивидуальной, парной, групповой форм работы).

2. Решение проблем (решать проблемы, используя возможность мыслить; рассуждая , акцентировать внимание на содержании высказывания).

3. Когнитивный (сознательный) подход к грамматике.

4. Учение с увлечением. Получение удовольствия – одно из главных условий   эффективности обучения.

5. Личностный фактор (возможность учащихся выразить свои собственные идеи, рассказать о себе, о своей жизни, интересах, увлечениях).

6. Адаптация заданий (задания должны быть посильными, соответствовать уровню обученности ребёнка).

Этапы проектной работы:

I этап – планирование работы в классе.

II этап – выполнение проекта за пределами класса.

III этап – возвращение в класс.

IV этап – презентация проекта.

V  этап – оценка и контроль.

Критерии оценки:

1. Содержание, информативность, актуальность.

2. Грамматическая и лексическая корректность.

3. Оформление.

4. Объём.

5. Представление.

 Итак, что же представляет собой проектная методика обучения английскому языку в средней школе?

Применительно к уроку иностранного языка, проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

 Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.

Проект представляет собой работу, в которую вложено  много усилий и труда.

Проектная работа повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка путём развития  внутренней мотивации; развивает у ребёнка творческие способности, навыки исследования, умение выразить себя, расширяет языковые знания, полученные на других предметах, средствами иностранного языка.

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт

2.Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.

3.Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.

4.Подняться на более высокую ступень, образованности, развития, социальной зрелости.

  Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

   Тематика может быть связана как со страной изучаемого языка,  так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран.

   Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

   Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его языковой подготовки.

    Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю в своей работе данную методику.  Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Если учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержательный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и значимую. Метод проектов позволяет школьникам перейти от усвоения готовых знаний к их осознанному приобретению

      В проектной методике используются все лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и т.н. эгофактор.

1.Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе - это и разнообразие тем, типов текстов (диалоги, монологи, письма, настольные игры, описания, инструкции и т.п.),  и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа, работа в командах), и разнообразие типов упражнений.

2.Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать, и подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированных на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащийся использует ее в речь, и когда он постигает ее как систему.

 3.Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если он учится свободно, без принуждения, испытывая радость. Развлекательность - это одна из особенностей проекта. Часто задания  могут оформляться в виде шутки, головоломки, загадки и т.п., иметь музыкальное сопровождение, шумовые эффекты, иллюстрации.

 4.Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрачивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом, т.е. в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход.

 Я использую этот метод в разноуровневых классах на протяжении нескольких лет. Наиболее полно и широко он применим для классов, где общий уровень развития учащихся позволяет давать им и более высокий уровень знаний.

В курсе ИЯ метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.

 Каждый проект соотносится с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать о собственной жизни, создавать собственный журнал.

   В проектной методике наряду с вербальными средствами выражения мои учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, коллажи, картинки, планы, карты, схемы, , графики и диаграммы.   В данной системе обучения широко используется непроизвольное запоминание лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого.

    Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.

    С помощью проектной методики на уроке я могу достичь сразу нескольких целей - расширить словарный запас  детей, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет иностранного языка красочными работами детей

   Овладение иностранным языком в процессе проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания, приобщения к новой культуре. При выполнении проектной работы, которая может быть представлена в устной и письменной форме, я стараюсь придерживаться, следующих рекомендаций:

•   Во-первых, я стараюсь чаще  поощрять  самостоятельность детей.

•   Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.

•   В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Это особенно важно, например, при подборе картинок для коллажей и другой работе подобного рода. Некоторые проекты выполняются самостоятельно дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие - целый урок.

Проект осуществляется по определенной схеме:

1. Подготовка к проекту

Приступая к созданию учебного проекта, я стараюсь соблюдать ряд условий:

- предварительно изучаю индивидуальные способности, интересы, жизненный опыт каждого ученика

-в соответствии с учебным материалом я выбраю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю учащимся идею, обсуждаю ее с учениками.

2. Организация участников проекта.

Сначала я формирую группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываю склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.

 3. Выполнение проекта.

 Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации,  и ее документированием, выбором способов реализации проекта (дети часто выбирают рисунки, , постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи с моей стороны, , создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, создавать ситуацию «успеха».

4. Презентация проекта.

 Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект Проекты могут выполняться на отдельных листах и скрепляться вместе, образуя выставку, монтаж. Группы могут соревноваться друг с другом

 5. Подведение итогов проектной работы.

Количество шагов – этапов от принятия идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.

    Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы,  особенно, когда мы делаем  какие-либо практические проекты  из серии «Мы мастерим» Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты.

В своей практике я планирую  также мини-проекты, рассчитанные на один урок или его часть:

– составление и комментирование расписания уроков (6-й класс);

 Очень современная и увлекательная форма работы – составление различных коллажей: например: «Я и мои родители», «Мы и музыка», «Сохраним нашу природу». С удовольствием ребята выполняют и такие проекты, как ролево-игровые: это инсценировка сказок и песен. Ролевая игра имеет большое значение для развития личности школьника: принимая на себя

различные роли, он сопереживает, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, проявляет заложенные в нем творческие возможности

  По характеру конечного продукта проектной деятельности, можно выделить следующие виды проектов в области изучения иностранного языка:

  - Конструктивно-практические проекты, например, дневник наблюдений, создание игры и её описание.

 - Игровые – ролевые проекты, например, разыгрывание фрагментов урока в школе (программы практики устной речи, грамматики, фонетики),  драматизация пьесы (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка).

-Информативно-исследовательские проекты, например, «Изучение региона какой-либо страны.

-Сценарные проекты  - сценарий внеклассного мероприятия для школы или отдельного класса

  - Творческие работы – свободное литературное сочинение, литературный перевод произведения на родной язык (программы практики устной речи, детской литературы страны изучаемого языка.)

-Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

  Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки .И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать.

    Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей жизни. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту. Проект, который исполняют ученики, должен вызывать в них энтузиазм, увлекать их, идти от сердца. Любое действие, выполняемое индивидуально, в группе, при поддержке учителя или других людей, дети должны самостоятельно спланировать, выполнить, проанализировать и оценить.

  Сообщая другим о себе и окружающем мире по-английски, учащиеся открывают для себя ценность англ. языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому.

    В основном большинство проектов выполняются в ходе итоговых уроков, когда по результатам его выполнения, я оценивала усвоение учащимися определенного учебного материала.

   При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творчества и оригинальности при выполнении проекта. Сначала я проверяю черновик работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта я исправляю их карандашом.. Не стоит беспокоиться об ошибках, оценить грамотность можно и в других видах деятельности.

    Подготовка проекта включает разные уровни деятельности. Возможно, учащимся потребуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это может вызвать «рабочий» шум. Однако этого не надо опасаться, т.к. такая активность способствует работе.

  Опыт работы над технологией проекта в течение нескольких  лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: "Как данная технология влияет на обучение иностранному языку".

  Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Самое главное, повысился интерес учащихся к предмету. Анализ знаний школьников говорит о его повышении. Проверялось умение извлечь информацию, понять и выделить главную мысль, обобщить данные. По результатам контрольных срезов, тестов можно сделать вывод, что учащиеся стали более грамотно пользоваться грамматическими структурами и явлениями. Считаю, что значительно расширился словарный запас, его употребление в речи.

 Проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубже изучить тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов и способностей учащихся.

    Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи, стоящие передо мною как учителем иностранного языка, но и воспитательные. Учащиеся могут по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на историю и культуру своей страны и, конечно, узнать «из первых рук» то, что их интересует о жизни в стране изучаемого языка.    Все это,  в конечном счете,  призвано способствовать более глубокому пониманию роли России во все более взаимозависимом мире, формированию активной гражданской позиции учащихся и максимального развития индивидуальных способностей и талантов каждого.

Одним из направлений такой творческой, исследовательской работы и является проектно-ориентированная деятельность учащихся. Именно проектная деятельность как одна из форм учебной деятельности способна сделать учебный процесс для школьника личностно значимым, в котором он сможет полностью раскрыть свой творческий потенциал, проявить свои исследовательские способности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"

В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...

«Способы создания комического в драматургии Евгения Львовича Шварца»

Говоря о театре Комедии, нельзя не упомянуть такую личность, как Евгений Львович  Шварц. Его сказки -  добрые и открытые людям, как и сам писатель — знает каждый; фильмы, поставленные по его...

презентация к уроку "Способы создания текстуального комментария"

Используя рассказ Ю.Буйды "Все больше ангелов" и исследуя детали, создаем комментарий к части "С" ЕГЭ....

Конкурсная работа на тему « Художественные способы создания образа Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »

Конкурсная работа на тему  « Художественные способы создания образа  Василисы Премудрой - героини русских народных сказок »...

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/18 учебный год...

Приказ о создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год

О создании творческих групп в рамках работы городского творческого объединения на 2017/2018 учебный год...