Эссе: "Одаренному ребенку одаренный педагог"
презентация по английскому языку по теме

Суюндукова Эмма Зинадиновна

«Одаренному ребенку---одаренный педагог».

 

 

Суюндукова Емысхан Зинадиновна – учитель английского языка  ГОУ СОШ «Школа здоровья» № 1159.САО г.Москва.

 

Эпиграфом своего педагогического эссе я выбрала цитату из книги ведущего известного педагога  Ш. Амонашвили:    

                                                                 «… Я сорвал цветок – он завял

                                                                         Я поймал бабочку – она умерла

                                                                           И тогда я понял:

                                                                         Прикоснуться к Красоте –

                                                                         Можно только Сердцем!»

 

  1. Моя педагогическая философия:

       Я – не философ, хотя с годами, когда постоянное желание срочно куда-то бежать и что-то делать, постепенно заменяется желанием просто полежать и подумать. Взгляд на жизнь становится отстраненным, несколько философичным. Вот и на дело своей жизни, на профессию свою, педагога, теперь смотрю без особого пафоса, без азарта молодости, но со спокойной уверенностью человека, убежденного в надобности своего дела.

 

2. Одаренные дети – кто они?

Одаренные дети – это дети с незаурядными умственными возможностями и  встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные дети обладают некоторыми общими особенностями, которые должны учитывать учебные программы для них. К таким общим особенностям относятся следующие.

Способность быстро схватывать смысл принципов, понятий положений. Такая особенность требует широты материала для обобщения.

Потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них. Эта потребность редко удовлетворяется при традиционном обучении, и ей надо дать реализоваться в специальных учебных программах через самостоятельную работу, задания открытого типа, развитие необходимых познавательных умений.

Способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.

Обеспокоенность, тревожность в связи со своей непохожестью на сверстников. Включение в учебную программу аффективного компонента дает возможность ребенку лучше понять себя и свои переживания и ведет к принятию себя и других.

Существуют разные стратегии обучения одаренных детей, которые могут быть воплощены в разные формы. Для этого разрабатываются специальные учебные программы. К основным стратегиям обучения детей с высоким умственным потенциалом относят ускорение и обогащение.

Вопросы темпа обучения являются предметом давних не утихающих споров. Многие поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие считают, что установка на ускорение --это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность общения со сверстниками, эмоциональное развитие. Ускорение связано с изменением скорости обучения, а не с содержательной его частью. Когда уровень и скорость обучения не соответствуют потребностям ребенка, то наносится вред как его познавательному, так и личностному развитию.

Занятия одаренного ребенка в обычном классе по стандартной учебной программе похожи на тот случай, когда нормального ребенка помещают в класс для детей с задержкой умственного развития. Ребенок в таких условиях начинает приспосабливаться, он старается быть похожим на своих одноклассников, и спустя какое-то время его поведение будет похоже на поведение всех остальных детей в классе. Он начнет подстраивать выполнение заданий по качеству и количеству под соответствующие ожидания учителя. У невнимательного, неподготовленного педагога такой ребенок может надолго задержаться в развитии.

Но ускорение не является универсальной стратегией, необходимой всем одаренным. Ускорение лишь сокращает число лет, проводимых в школе.

Основные требования при включении учащихся в учебные программы, построенные с использованием ускорения, следующие:

1) учащиеся должны быть заинтересованы в ускорении, демонстрировать интерес и повышенные способности в той сфере, где будет использоваться ускорение;

2) дети должны быть достаточно зрелыми в социально-эмоциональном плане;

3) необходимо согласие родителей, но не обязательно их активное участие.

Считается, что ускорение - наилучшая стратегия обучения детей с математическими способностями и одаренностью к иностранным языкам.

Существуют некоторые формы ускорения, например, раннее поступление в школу. С одной стороны, ранний прием выявляет наиболее благоприятные стороны ускорения, с другой - есть возможности отрицательных последствий, прежде всего в отношениях с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу должен проводиться тщательно, на основе комплекса показателей, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.

Возможно и ускоренное прохождение стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Проявляется это в том, что учитель организовывает индивидуализацию обучения для нескольких одаренных детей (целесообразно на этапе начальной школе). Однако такая форма наименее эффективна.

Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету с детьми старшего возраста. Например, первоклассник, который очень хорошо читает, может по чтению быть во втором, третьем, даже четвертом классе. Эта форма может быть успешной только при условии, что в ней участвует не один ребенок.

Также применима форма перевода учащихся через класс. Благодаря такому переводу ребенок оказывается в окружении интеллектуально стимулирующих его соучеников. В этой форме ускорения нет социально-эмоциональных проблем, дискомфорта и пробелов в обучении.

Оптимальный результат эффективной формы ускорения достигается при одновременном соответствующем изменении содержания учебных программ и методов обучения. Только ускорение используется редко, чаще учебные программы основываются на сочетании двух основных стратегий -ускорения и обогащения.

Но существует ряд недостатков в формах воплощения этих стратегий. Одаренность настолько индивидуальна и неповторима, что вопрос об оптимальных условиях обучения каждого ребенка должен рассматриваться отдельно.

3. Одаренные педагоги.

Одаренные дети нуждаются в индивидуализированных программах обучения. Именно дети с высоким интеллектом больше всего нуждаются в “своем” учителе. Неподготовленные учителя часто не могут выявить одаренных детей, не знают их особенностей, равнодушны к их проблемам. Иногда неподготовленные учителя враждебно настроены по отношению к выдающимся детям, такие учителя часто используют для одаренных детей тактику количественного увеличения заданий, а не качественное их изменение.

Личность педагога является ведущим фактором любого обучения. Не является исключением и ситуация с учителем для одаренных детей. Наиболее существенным фактором успешности работы учителя является глобальная личностная характеристика --система взглядов и убеждений, в которой большое значение имеют представления о самом себе, других людях, а также о целях и задачах своей работы. Именно эти составляющие постоянно проявляются в межличностном общении.

Одаренный педагог должен отвечать следующим характеристикам: он разрабатывает гибкие, индивидуализированные программы; создает теплую, эмоционально безопасную атмосферу в классе; предоставляет учащимся обратную связь; использует различные стратегии обучения; уважает личность; способствует формированию положительной самооценки ученика; уважает его ценности; поощряет творчество и работу воображения; стимулирует  умственное развитие, проявляет уважение к индивидуальности ученика.

Одаренный педагог для одаренных детей-- прежде всего прекрасный учитель-предметник, глубоко знающий и любящий свой предмет. В дополнение к этому он должен обладать такими качествами, которые существенны в общении с любым одаренным школьником.

Вообще, практика показывает, что в традиционном школьном обучении на 90% преобладает монолог учителя, рассчитанный на передачу учащимся знаний в готовом виде. Даже на тех уроках, где присутствует диалог, функции его ограничиваются чаще всего репродуктивным воспроизведением изученного материала. При этом учителя не обращают внимания на содержание задач, характер и форму вопроса, их место в системе урока. В большинстве случаев используются репродуктивные задачи, ориентирующие на однозначные ответы, не активизирующие мыслительную деятельность ученика. Учителя, работающие с одаренными, меньше говорят, меньше дают информации, устраивают демонстрации и реже решают задачи за учащихся. Вместо того чтобы самим отвечать на вопросы, они предоставляют это учащимся. Они больше спрашивают и меньше объясняют.

 Учителя одаренных гораздо больше задают открытых вопросов, помогают обсуждениям. Они провоцируют учащихся выходить за пределы первоначальных ответов. Они гораздо чаще пытаются понять, как учащиеся пришли к выводу, решению, оценке.

Большинство учителей старается прореагировать в речевой или иной форме на каждый ответ в классе, а одаренные педагоги  ведут себя больше как психотерапевты: они избегают реагировать на каждое высказывание. Они внимательно и с интересом выслушивают ответы, но не оценивают, находя способы показать, что они их принимают. Такое поведение приводит тому, что учащиеся больше взаимодействуют друг с другом и меньше зависят от учителя.

Суюндукова Е.З. учитель высшей категории ГОУ СОШ №1159. г.Москва.

 

 

Презентация: «Одаренному педагогу – одаренный ребенок».

             Номинация: «Педагогическая мастерская».

Эпиграф:     «… Я сорвал цветок – он завял

                                                                         Я поймал бабочку – она умерла

                                                                           И тогда я понял:

                                                                         Прикоснуться к Красоте –

                                                                         Можно только Сердцем!»

С. Амоношвили.

 

«Методика театра – как неотъемлемая часть в технологии портфолио» 

«Школьный театр – как метод инновационной технологии в работе с одаренными детьми».

 

Цели: 1Создание образовательной среды для воспитания полноценной творческой личности.

           2.Усиление идейно- нравственной направленности уроков иностранного языка.

           3. Повышение качества преподавания иностранных языков.

 

Задачи: 1. Расширить лексический запас школьников.

              2.Углубить их знания по грамматике.

              3.Развить навыки активного говорения.

              4. Повысить интерес к изучению английского языка.

 

 

Театр помогает решать такие задачи как: повышение мотивации учащихся, улучшение результатов обучения, развивает творческие способности учащихся и развивает как личность.

 2006г. выступление театра перед учащимися начальной школы со спектаклем «Хеллоуин»

2007г. учащиеся 3-х классов приняли участие в окружном конкурсе «Театральный глобус» инсценирование сказки: «Репка» на английском языке.

2008г. учащиеся 4-х классов приняли участие в окружном конкурсе: «Сценическое мастерство – английский юмор» с инсценировкой «ТomSowyerandauntPolly».

2009г. выступили перед родителями начальной школы на выпускном вечере с инсценировкой сказки: «TheHouseintheWood», «TheTurnip», а также с песнями и сценками.

В декабре 2009г. c5 -классом поставили сказку: «LookingfortheSun».

В этом году впервые приняли участие в городском конкурсе: « Фестиваль поэзии», ученик 9 «Б» класса Девдариани Арчил читал свое собственное стихотворение на английском языке.  

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Одаренный педагог. Какой он?"

Размышления о портрете одаренного педагога в современном обществе......

«Одаренному ребенку – одаренный педагог».

Презентация использовалась на заседании ШМО по вопросу работы с одаренными детьми...

Международный фестиваль педагогического творчества "Одаренному ребенку - одаренный педагог"

Инновационные технологии работы с одаренными обучающимися и перспективы решения проблем одаренности....

Эссе «Особенному ребенку – особый педагог»

Данное эссе посвящено выбору профессии...

Эссе "Моя роль в воспитании ребенка как педагога, наставника"

Эссе для конкурса в номинации "Проекты и программы в области воспитания".2023г....


 

Комментарии

Грязнова Валентина Сергеевна

Ваш эпиграф «… Я сорвал цветок – он завял Я поймал бабочку – она умерла И тогда я понял: Прикоснуться к Красоте – Можно только Сердцем!» говорит всё! Какое замечательное Эссе! желаю вам успехов в работе со звёздочками! С уважением, Валентина Сергеевна
Суюндукова Эмма Зинадиновна

Спасибо Вам!!!