Обобщение опыта по теме "Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика"
методическая разработка по английскому языку по теме

Перевозская Ольга Радиславовна

Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио (языковой портфель).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта учителя английского языка МОУ СОШ №7 г. Коряжма Перевозской Ольги Радиславовны.

Тема: Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика


Позвольте представить Вашему вниманию технологию портфолио, а именно, «языковой портфель». Итак, что же такое «языковой портфель»?
Полное название доклада - «Языковой портфель как инструмент оценивания и развития ученика».
По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
В январе 2000 года в России была принята Концепция новой структуры и содержания общего среднего образования, предполагающая, что основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, информационной, социально-трудовой, бытовой и прочих сферах. При этом в содержание образования должны быть включены иностранные языки (как широко используемые в мире европейские, так и языки государств, наших соседей: японский, китайский, норвежский, эстонский, латышский) и информационные технологии.
Согласно Концепции содержания общего среднего образования, начиная со 2-го класса начальной школы, вводится изучение иностранного языка и обучение работе с компьютером. В условиях стандартизации образования», перед учителями английского языка стоят следующие задачи: 
1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижения оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.
4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.
5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6) Продолжить работу с одаренными детьми,
7) Развить у обучающихся навык рефлексии.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать
портфолио. Портфолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. 
В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции. 
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. 
В основе  технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат: 
- американский портфель, 
- языковой портфель России,
- «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»,
принятые Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику. 

- Европейский языковой портфель, который осуществляет две функции:
• социальную – подобно портфолио художника демонстрирует способности владельца портфеля по иностранным языкам. Портфель не заменяет аттестатов или дипломов, которые учащиеся получают на основании экзаменов, а служит в качестве приложения к последним, предоставляя дополнительную информацию,
• педагогическую – помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. Эта функция соответствует задаче Совета Европы: способствовать развитию автономности учащегося и изучению языков на протяжении всей жизни. 

Таким образом,
портфолио - набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели. 
Обратите внимание: оценивать самостоятельно.

Как  определяются  
цели создания и ведения портфеля?
• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми 
• исследовать собственное развитие в течение определённого времени 
• учить учащихся оценивать себя
• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
• развивать письменные навыки 
• обеспечивать преемственность в процессе обучения 
• узнать что-то новое и улучшить свои профессиональные умения


Разделы портфеля: 
Что мы включаем в языковой портфель?
В портфеле ученика обязательно есть
• Титульный лист 
• Содержание
• Цель изучения английского языка и создания портфолио
• Письменные работы, характеризующие процесс обучения 
• Сочинения 
• Рисунки
• Письменные творческие работы 
• Листы оценки
• Листы самооценки.

Вот таким образом выглядит страница
«Содержание» в портфеле учащихся:

“My Language Portfolio”
Content Page 
1. Introduction 
2. My portrait 
3. What I know and can do in foreign languages
4. Getting better 
5. My dossier

1. Паспорт представляет языки общения в семье; где учился;
языки, которые изучал в школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося. Шкала даёт учащемуся перспективу дальнейшего развития коммуникативных умений. 
2. Языковая биография
3. Досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении языками. 
• «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
• стихи и рассказы, написанные учащимся 
• индивидуальные и групповые проекты 
• работы, выполненные на компьютере 
• письма, открытки
• грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
• памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.). 
4. Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. 
Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио.

Например, портфолио может существовать  в такой форме:

1 лист (содержание)

“My Language Portfolio”
Content Page 
1. Introduction 
2. My portrait 
3. What I know and can do in foreign languages
4. Getting better 
5. My dossier

                                                                           2 лист

My Portrait

(Identity Card)

1. Name, surname________________________________

2. Age__________________________________________

3. School________________________________________

4. Form_________________________________________

5. My family language_____________________________

6. Foreign languages that I study__________________________________________________________________________________________

7. Years of learning English_________________________________________________________________________________________

8. Participation in language contests, conferences___________________________________________________________________________________________________________________________________

3 лист

What is the English language for me__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

The main goals of “My Language Portfolio”

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4 лист

Skills Summary

(Getting better)

Unit/Topic

I know (how)

I can read

write

tell

ask

use

understand

describe

(Заполняется при изучении каждой темы или раздела)

5 лист

What I know and can do in foreign languages.

I know how to use______________________________________________________________________________________________________________________________

I can read___________________________________________________________________________________

write__________________________________________________________________________________

tell____________________________________________________________________________________

ask____________________________________________________________________________________

use___________________________________________________________________________________

understand_____________________________________________________________________________

describe_______________________________________________________________________________

(заполняется в начале и по окончании  портфолио)

Структуру портфолио преподавателю можно, по желанию, дополнить или сократить.


Вот примеры листа для самооценки (рефлексии):

Project (Composition, essay, oral speech) Self-evaluation form.

(Individual)

1. I’d like to present a project_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. It was done by ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. The title of my project is_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. I’ve chosen this topic because______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. My project is about_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. I think I’ve managed to___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. What should be improved is_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В этой форме учащиеся объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку. Что следует усовершенствовать.

А вот примеры оценочных листов:

Project (composition, essay, oral speech) Evaluation Form. (Group)

Reviewer’s name____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 Topic________________________________________________________________________________________________________________

 Date________________________________________________________________________________________________________________

1. Apparent preparation_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Range (vocabulary and structures)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Accuracy (lexical, grammatical, phonetic accuracy)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Intellectual challenge________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Interest-provoking power___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Communicative effectiveness (oral speech): logic and clarity___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. General impression (oral speech); body gestures, facial expression, eye contact)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Total______________________________________________________________________________________________________________

Maximum 3 points for each criterion.

и ещё:

Portfolio General Evaluation Form

1. Reviewer’s name____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Content items____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Image quality___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Content quality (lexical, grammatical accuracy)_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Interest-provoking power___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Intellectual challenge________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Maximum 3 points for each criterion.

Comments___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Критерии определяются в ходе совместного обсуждения с учащимися.

Оценивание портфеля. 
В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют портфели на классной конференции или на параллели классов и затем получают свои портфели с рецензиями и заполненными оценочными листами.


Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий. 
Каким образом ведется  работа по внедрению языкового портфеля в учебный процесс?
Работа над Портфелем начинается с Досье, в которое учащиеся складывают свои работы, проекты, творческие задания. На данном этапе, как Вы видите,  метода проектов не исключается, а, наоборот, используется как компонент технологии портфолио.
На более позднем этапе начинается работа  с Биографией, помогающая учащимся наметить свои собственные учебные задачи и проанализировать свои учебные достижения. 
Затем  учащихся знакомятся  с Паспортом и узнают, как можно оценить себя на основе уровней, разработанных Советом Европы. 

Можно использовать и обратный порядок. 
В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками. Далее учащиеся переходят к Биографии и ставят индивидуальные задачи. Учебные результаты накапливаются в Досье и оцениваются в Биографии. На основе этой оценки ставятся новые задачи. 
Этот процесс повторяется до конца учебного года, когда учащиеся вновь возвращаются к Паспорту и снова проводят самооценку. 

В ходе работы над созданием языкового портфеля по английскому языку определилась концепция.
Основные
положения концепции заключаются в следующем: 
1. Создание "Языкового Портфеля" требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.
2. Посредством "Языкового Портфеля" осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся. 
3. "Языковой Портфель" усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
4. Систематическое поэтапное заполнение "Языкового Портфеля" реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
5. "Языковой Портфель" создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения английского языка.

Языковой портфель учащихся 
- служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету, 
- повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком, 
- учит аккуратно вести записи,
- организовывать их в папку. 
Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты. 

Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа учителя.


Литература
1. Английский язык: Развитие навыков повседневной и академической письменной речи /Авт.-сост. О. Ю. Болтнева. - М.: Дрофа, 2004. – 272 с.: ил. – (Дидактические материалы)
2. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.
3. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.
4. European Language Portfolio: accredited model № 8.2001, awarded to Center for Information on language Teaching and Research. Council of Europe
5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998
6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.
7. Представляем новый учебник: “English V – учебник для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка//“English” № 18, 2000 (p. 5-12)
8. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14
9. Сафонова В. В., Соловова Е. Н. Английский язык 5-9 классы школ с углубленным изучением иностранных языков. – М.: Просвещение, 1997.
10. Стандарт основного общего образования по иностранному языку
11. Хрусталева Л. В., Богородицкая В. Н. Учебник английского языка для VI класса шк. с углубл. изуч. англ. яз., лицеев, гимназий, колледжей. 3-е издание. – М.: 2003
12. English Teaching Forum (Vol. 40, number 4) October 2002 / “Teaching Portfolios as Assessment Tools”
13. Erin Bouma. The challenge of project work in Russia//“English” № 17, 2003
14. Using Self-Assessment in the Classroom. Rationale and Suggested Techniques. by Christine Coombe / “English” № 10, 2003 (p.7)
15. http: // www.english-zone.com/teach 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

« ЯЗЫКОВОЙ ПОРТФЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНИВАНИЯ И РАЗВИТИЯ УЧЕНИКА».

Возрастная категория учащихся: 6-11 классыТема учебного проекта соответствует государственным образовательным стандартам основного общего образования по иностранным языкам.Работа направлена на формиро...

Обобщение опыта по теме: "Возможности технологии проектного обучения в развитии коммуникативной компетентности у учащихся на уроках биологии"

Раскрывает возможности технологии проектного обучения на уроках биологии в развитии коммуникативной компетентности у школьников....

Обобщение опыта работы по теме "Технологии формирующего оценивания"

Методические рекомендации по практическому применению прогрессивных формирующего  технологий оценивания  в условиях перехода на новые стандарты.технология опыта,результативность....

Обобщение опыта работы по теме: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций".

В данной работе приведено обобщение опыта работы по теме самообразования: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций"....


 

Комментарии

Спасибо за работу. Попробую создать языковые портфолио в узбекской школе.