Обобщение опыта работы по теме: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций".
опыты и эксперименты по теме

Махорина Людмила Сергеевна

В данной работе приведено обобщение опыта работы по теме самообразования: "Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty.rar39.57 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы по теме:

«Активизация познавательной деятельности и самостоятельности учеников, путем создания проблемных ситуаций»

                                     Выполнила:

                                                  учитель математики

                                                                            МКОУ СОШ №16 г. Бирюсинска

                                                                     Махорина Людмила Сергеевна

Учение,  лишенное  всякого  интереса

и взятое только силой принуждения, убивает

в  ученике  охоту  к  овладению  знаниями.

Приохотить ребенка к учению гораздо более

достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

В настоящее время, одной из актуальных проблем является формирование личности выпускника современной школы. На сегодняшний день общество характеризуется появлением огромных  потоков новой информации во всех областях знания. В этих условиях возникает современный социальный заказ общества на формирование той личности, которая сможет не только адаптироваться к быстро меняющимся социально-экономическим условиям жизни, но и самостоятельно ориентироваться в ситуациях окружающей жизни, отвечая за свои поступки.

По мнению Л.Ф. Колесникова в настоящее время вместо традиционной задачи воспитания эрудита на первый план выдвигается воспитание нестандартно мыслящего человека – творца. Если прежде уровень образованности определялся числом выученных правил, заученных стихотворений, умением решать стандартные задачи, то сегодня главное - уметь ставить и оригинально решать новые задачи, изобретать, творчески подходить к любой работе. Значит, учение уже не может быть только подготовкой к будущей жизнедеятельности, оно в большей мере должно быть и работой, и жизнью, соединяться с исследовательским поиском, производительным трудом, разнообразными формами мышления.

Современному обществу нужен человек самостоятельно, критически мыслящий, умеющий видеть и творчески решать возникающие проблемы.

В настоящее время существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению. Как избежать этого? Как сделать учение интересным? Как заставить ученика работать над собой, стремиться к творчеству?

В образовательном процессе с целью повышения познавательной активности учащихся, эффективности обучения, изменения характера деятельности ученика и учителя, формирования универсальных учебных действий применяются различные образовательные технологии. Меня заинтересовала технология проблемного обучения, так как в  настоящее время возникло противоречие между большим количеством информации, которую должны усвоить учащиеся, и ограниченным сроком обучения. Учащиеся должны не просто получить определенный объем знаний, но и получить развитие на уроках, овладеть различными мыслительными операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения. 

Наиболее эффективным, действенным способом активизации мышления учащихся является проблемное обучение. Создание проблемных ситуаций на уроках, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность обучаемых и поддерживает глубокий познавательный интерес.

Поэтому цель моей работы это: развитие познавательной деятельности и самостоятельности учеников через создание проблемных ситуаций.

Включение учащихся в познавательный процесс будет успешным в том случае, если проблемные ситуации будут отвечать определенным требованиям:

     - Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы уже первоначальной анализ ее вызвал у учащихся одновременно и чувство затруднения, и чувство предстоящего успеха, то есть, чтобы возникало не только противоречие, но и потенциальная возможность снятия его. Если проблемная ситуация слишком трудна, ученик теряет надежду на разрешение проблемы; ели она слишком проста, учащийся теряет интерес к предстоящему решению.

     - Проблемная ситуация должна содержать в себе элемент нового, интересного для учащихся; это способствует включение ученика в активный познавательный поиск. Новизна в учебном процессе носит, конечно, репродуктивный характер в том смысле, что учащиеся не обогащают научное познание, а совершают «открытие» для себя. Новизна проблемной ситуации возможно либо по содержанию, либо по способам ее решения. Разнообразие проблемных ситуаций само по себе может вызвать у учащихся интерес к их решению. Поэтому важно при создании проблемных ситуаций стремиться к тому, чтобы они были разными по содержанию и имели разную форму выражения.

 - При создании проблемных ситуаций необходимо учитывать разные виды мотивов обучения. В школьных условиях проблемная ситуация специально организуется учителем, но от этого ее объективность не исчезает.

Правила создания проблемных ситуаций:

- Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При этом следует соблюдать такие условия: а) задание основывается на тех знаниях и умениях которыми владеет учащийся; б) неизвестное, которое нужно открыть составляет подлежащую усвоению общую закономерность, общий способ действия, общие условия выполнения действия; в) выполнение проблемного задания должно вызывать у учащегося потребность в усваиваемом знании.

 - Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.

- Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению материала.

- Проблемное задание может вызвать проблемную ситуацию при определенных условиях.

 - Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

 - Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель путем указания ученику на причины невыполнения, им поставленного практического учебного задания или невозможности объяснить им те или иные продемонстрированные факты.

Типы проблемных ситуаций:

 

         1. Проблемные    ситуации    возникают    в    тех    случаях,    когда

обнаруживается не соответствие между имеющимися уже системами знаний у учащихся с теми требованиями, которые предъявляются к ним при решении новых учебных задач. Это несоответствие (доходящие в ряде случаев до противоречия) может возникать: а) между усвоенными учащимися знаниями и новыми фактами, обнаруживающимися в ходе решения задач; б) между одними и теми же по характеру знаниями, но более низкого и более высокого уровня; в) между научными знаниями и знаниями донаучными, житейскими, практическими.

     2. Возможность создание проблемных ситуаций возникает также тогда, когда учащиеся сталкиваются с новыми практическими условиями использования имеющихся знаний, когда имеет место поиск путей применения знаний на практике.

     3. Проблемные ситуации возникают тогда, когда необходимо выбрать из многообразного количества систем имеющихся знаний единственную, необходимую систему, использование которой только и сможет обеспечить правильное решение предложенной проблемной задачи.

     4. Проблемная ситуация возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью или нецелесообразностью избранного способа, а так же между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием теоретического обоснования.

Выделяют различные уровни проблемности в зависимости от характера деятельности учащихся.

     Первый уровень является низшим уровнем. Он характеризуется возникновением проблемной ситуации независимо от приемов работы учителя. Возникшая ситуация затруднения снимается преподавателем при объяснении учебного материала. При этом уровне наблюдается максимальная активность учителя и минимальная учащихся.

     Второй уровень характеризуется преднамеренным созданием проблемной ситуации учителем и вовлечением учащихся в совместный с учителем поиск решения. Его можно наблюдать при изложении нового материала. Активность учащихся в этом случае повышается при сохранении активности (внешней) учителя.

     Третий уровень - самостоятельное решение учащимися сформулированной учителем проблемы путем выдвижения гипотез. Этот уровень характерен постановкой перед учащимися системы познавательных задач. В этой ситуации растет познавательная активность учащихся, за учителем сохраняется первоначальный анализ проблемной ситуации.

     Четвертый уровень - самостоятельная формулировка проблемы и поиск ее решения учащимися. Этот случай характерен для наиболее высокого уровня познавательной деятельности и самостоятельности учащихся.

     На протяжении нескольких лет в своей работе использую метод проблемного обучения. Стараюсь планомерно включать строго продуманную систему специально организованных и последовательно разрешаемых проблемных ситуаций по каждой теме с учетом индивидуальных возможностей в каждом классе.

     Считаю, что одним из важнейших достоинств проблемного обучения является возможность для возникновения, поддержания и дальнейшего развития положительных мотивов учебной деятельности.

Результаты работы по теме самообразования

1. Стабильные результаты успеваемости и качества обучения по математике, алгебре, геометрии и положительная динамика по геометрии:

Учебный год

2012-2013

2013-2014

2014-2015

Математика

Успеваемость

100

100

100

Качество

64,4

60,1

67

Алгебра

Успеваемость

100

100

100

Качество

43,5

30,4

41

Геометрия

Успеваемость

100

100

100

Качество

34,8

34,8

36,2

2. Повышение уровня мотивации учащихся к изучаемому предмету (по методике Т.Д. Дубовицкой «Диагностика направленности мотивации изучения предмета»):

Учебный год

высокий

средний

низкий

2012 г.(первичная диагностика)

44% (10 чел)

39% (9 чел)

17% (4)

2015 г (вторичная диагностика)

61% (14 чел)

30% (7 чел)

9% (2 чел)

3. Стабильные результаты уровня социальной компетентности (по методике А.М. Прихожан «Уровень социальной компетентности»):

2013-2014 уч.г

2014-2015 уч.г.

4. Ежегодно имеются победители конкурсов всероссийского уровня:

Учебный год

Количество победителей

2012 -2013

3

2013 - 2014

1

2014 - 2015

5

  Создание проблемных ситуаций на уроках математики не только формирует систему математических знаний, умений и навыков, которая предусмотрена программой, но и развивает у школьников творческую активность. Ситуация затруднения школьника в решении заданий приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Такие приемы и формы работы, дают каждому ребенку возможность выражать и отстаивать свое мнение.                                                  

Литература:

1. Зотов Ю.Б. «Организация современного урока». – М. «Просвещение», 1984.

2. Л.Ф. Колесников, эффективность образования. – М.: Новая школа, 1997. – 294с.

3. Колеченко А.М. «Энциклопедия педагогических технологий ».- Спб. «Каро», 2002.

4. Махмутов М.И. «Проблемное обучение». – М. «Педагогика», 1975.

5. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002, 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках ОБЖ"

Проблема современной школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом,...

«Развитие познавательной самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем создания проблемных ситуаций и использования приёмов удивления»

Проблемная ситуация в педагогике ( в отличии от психологии) рассматривается не вообще как состояние интеллектуального напряжения, связанное с неожиданным «препятствием» для хода мыслей, а как состояни...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация образовательного процесса путем приобщения учащихся к ценностям русской культуры»

«Сегодня ничего не нужно изобретать, нужно только по-хозяйски подойти к подлинному изучению родной культуры, откуда и вырисовывается  образ нашей школы. Сегодня каждая школа, независимо...

Проектная работа Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ с помощью информационно-коммуникационных технологий»

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Активизацию познав...

Обобщение опыта работы по теме «Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы (ФГОС ООО)».

Обобщение опыта работы по теме "Активизация творческой деятельности обучающихся на уроках литературы ФГОС ООО". В материале представлены основные приемы работы с обучающимися, разработки уро...