Проектная работа Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ с помощью информационно-коммуникационных технологий»
проект по обж на тему

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем. Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_iro.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

 «Институт развития образования Республики Татарстан»

Проектная работа

Тема: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ

с помощью информационно-коммуникационных технологий»

Выполнил:

Слушатель курсов повышения квалификации

 преподавателей- организаторов ОБЖ

                                   по проблеме: «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ

с помощью информационно-коммуникационных технологий»

 учитель ОБЖ МБОУ

 «Щербенская основная школа»  Шарифуллин Д.А.

 Проектная работа допущена к защите

            Руководитель проектных работ к.б.н. Мартьянов Олег Петрович

                                                                                                                                 

г. Казань - 2014г.

Содержание

  1. Введение
  2. Информационные технологии
  1. Тестовый метод
  2. Метод проектов
  3. Примеры проектов
  4. Результаты проектной работы
  1. Заключение
  2. Список использованной литературы  

  1. Введение

Активизация учебно-познавательной деятельности - едва ли не центральная проблема современной дидактики, а активные методы обучения - основная забота предметно-методических систем.
Активизацию познавательной деятельности связывают в первую очередь с экстенсивным воздействием на её структурные составляющие, например, разрабатывают приёмы более прочного запоминания или привлечения внимания.

 Приведу перечень используемых в обучении приемов для побуждения мотивации достижения и общения:

 создание проблемной ситуации с обязательным позитивным финалом, решение проблемы должно быть осуществлено самими учащимися; создание оптимистической установки ("Ты, конечно же, можешь!", "Ты справишься, я верю в твои силы" и т.д.);

 поощрение, одобрение, доброжелательность в поведении педагога; создание ситуаций, предполагающих личную ответственность за общий исход дела;

приведение примеров из жизни, науки, производства;

возбуждение интереса к знаниям повышенной сложности, стимулирование пытливости, смекалки, с обязательным указанием путей достижения цели;

формирование установки на коллективную деятельность, подкрепление стремления к познавательному общению.

Одним из условий обучения является принцип культивирования удачи, поскольку неудачи - основной барьер на пути личностного и профессионального саморазвития студентов. Необходим симбиоз эмоционального раскрепощения и учебной активности для того, чтобы учащийся почувствовал радость и удовольствие от собственного труда как интеграционной составляющей общечеловеческой культуры

За годы работы учителем ОБЖ я постоянно задумывался над тем, что ожидает наших учеников. Ведь будущее потребует от них огромного запаса знаний и умений.

Однако, накопленный опыт показал необходимость некоторого переосмысления методической системы обучения. Сложившаяся методика ориентирована на максимум усвоения знаний по всем предметам.

Большая часть школьников постоянно находится в дискомфортном положении, не справляясь с учебой, что приводит к целому ряду негативных последствий: потере интереса к обучению, отрицательному отношению к школе и учебному труду, падению успеваемости и т. д.

Анализ результатов успеваемости меня очень волнует. В целом система образования в образовательных учреждениях все еще не отвечает современным требованиям. Поэтому, задачей школы считаю поиск эффективных путей совершенствования методической системы обучения.

В своей педагогической деятельности большое внимание уделяю общим проблемам: повышению качества знаний, активности, интереса учащихся к предмету и творческой самостоятельности на занятиях по ОБЖ. На протяжении многих лет эти проблемы требовали рассмотрения, изучения и творческого поиска путей их положительного разрешения в условиях дефицита информации, как для  учителя, так и для учащихся. Но с появлением в школе компьютера, поставленные задачи стали реально выполнимы, так как современные условия позволяют учащимся с интересом подойти к изучению учебных дисциплин.

2.Информационные технологии

2.1. Тестовый метод

Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет интенсифицировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Особенностями компьютерного обучения являются пошаговость в организации учебного процесса, наличие оперативной обратной связи, на основе которой осуществляется индивидуализация, дифференциация обучения, обеспечивается беспрерывный контроль за деятельностью учащихся на каждом этапе.

Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимся. Главная идея моего опыта – использование информационных технологий в курсе преподавания предметов учащимся.

Первое, что я использовал в своей работе, это тестовый контроль знаний. Если говорить о методике использования тестов, то она очень разнообразна. Используя тесты, можно осуществлять многие функции. Так в ходе обучения можно информировать учеников, доводить цифры, факты, подкреплять излагаемый материал данными из тестов. Возможен эвристический вариант, когда даем тест и возможные ответы.

Ученики должны найти правильный ответ и объяснить, почему он верный, а остальные нет. Тесты хороши как средство по организации учащимися собственной деятельности, как система обучающих заданий на их основе. Тесты дают возможность индивидуализировать задания. Школьники могут их использовать для самоконтроля. Тесты позволяют более объективно оценивать знания учащихся в ходе промежуточного и итогового контроля. Потом, тесты помогают значительно увеличить накапливаемость оценок. Тесты использую в работе, как с сильными, так и со слабыми учениками.

Использую тесты, как на обычных уроках, так и на повторительно-обобщающих. Но главная особенность заключается в том, что к написанию (набору текста) привлекаю учащихся. То есть они сами для себя готовят тестовые задания. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word.

Содержание вопросов, уровень их сложности для каждого ученика помогает подобрать компьютер. Характеристики компьютера позволяют непрерывно изменять уровень сложности тестовых заданий в зависимости от возможностей ученика.

Компьютерный контроль, включающий материалы для диагностики уровня ЗУН, имеет ряд преимуществ: 1)экономит время на выявление ошибок; 2)компьютерный контроль ведется дифференцированно с учетом индивидуальных возможностей учащихся; 3)статистическая обработка результатов работы с программами пакета дает возможность оценить качество усвоения материала по изучаемой теме. Работа с тестами развивает у учащихся навыки самостоятельной работы. В результате использования тестовых заданий, я наблюдаю следующие результаты:

  • - Повышение активности учащихся.
  • - Учащиеся стали охотно принимать участие во всех внеклассных мероприятиях.
  • - Растет качество знаний.

Научными исследованиями доказано, что самым доступным для детского понимания является деятельность (действия) учащихся при определенных условиях. В своей работе я стремлюсь к тому, чтобы уроки в сочетании с другими формами работы становились эмоционально увлекательными, развивающими, а главное воспитывающими действиями, где дискуссии чередуются с практическими занятиями, тренинги с ролевыми играми, обсуждения актуальных проблем с разработкой учащимися самостоятельных работ (исследовательских, поисковых, творческих). Новые информационные технологии идут в направлении поиска путей наиболее глубокой и всесторонней адаптации содержания и технологии обучения к индивидуальным особенностям ребенка. Эта адаптация может происходить по разным направлениям. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. Для создания настроя на уроке очень важно сразу обозначить актуальность темы. Сосредоточить внимание учащихся на главных целях обучения, связать конкретные вопросы с более общими. Направить исследование и процесс раскрытия важных понятий в нужное русло.

2.2. Метод проектов

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым (соорегаtive learning) подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой — интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть, осязаемыми», т.е. если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая — конкретный результат, готовый к внедрению. Работая над проектом, участники осуществляют коммуникации с очными партнерами по проекту (учащиеся), руководителем проекта (учитель или старшеклассник), удаленными территориально участниками проекта (ученики и учителя). Проектную деятельность я использую на занятиях по ОБЖ.

Работая в учебных проектах, они учатся проводить исследования, а действуя за компьютером, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли в письменном виде, получать большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализировать поступающую к ним информацию и представлять новые идеи.

Творческую деятельность учащиеся проявляют при составлении и написании рефератов и докладов, создании презентаций. Эта форма работы предполагает самостоятельное изучение дополнительной литературы, развивает познавательный интерес. Учащиеся изучают компьютерную программу Microsoft Word.

Например: урок в 9 классе по теме: «Первая медицинская помощь при ранениях, травмах и несчастных случаях», реферат на тему: «Оказание самопомощи и взаимопомощи при ранениях, переломах и ожогах», «Понятие о привычках ЗОЖ», презентации на тему «Про пожары», «Землятресения». Проверка подобных работ позволяет не только оценить знания учащихся, выяснить степень усвоения материала. По ним можно проследить образ мысли, интересы, чтобы затем использовать эти наблюдения в индивидуальной работе.

Проводя самостоятельные исследования, учащиеся реализуют свои творческие возможности по предмету. В зависимости от задач проекта проводят социологическое исследование, например по теме: «Курение или здоровье - выбирайте сами!». Свои исследования учащиеся оформляют в виде презентаций, при этом осваивают компьютерную программу Microsoft Power Point. Решение правильно поставленных и корректно описанных исследовательских задач, а не «зазубривание» материала, существенным образом изменяет весь процесс обучения и резко повышает интерес учащихся к предмету.

В результате использования информационных технологий в процессе обучения, я наблюдаю следующие результаты:

  • - Учащиеся проявляют больше осознанности в изучении предмета, стали увереннее в оценках и выводах.
  • - Как сильные, так и слабые учащиеся охотно принимают участие во всех исследовательских работах.
  • -Ученики охотнее участвуют в различных внеклассных мероприятиях.
  • - Растет качество знаний.
  • - Возрос рейтинг предмета.

Таким образом, формируя осознанность, прочные знания по ОБЖ, я в значительной степени продвигаюсь в решении поставленной проблемы «Активизация учебно-познавательной деятельности на уроке ОБЖ  с помощью информационно-коммуникационных технологий» и наблюдаю положительные результаты. Освоение опыта требует от учителя большой работы с дополнительной литературой, умений использовать компьютерные технологии и программы в процессе обучения. Внедрение в традиционную схему «учитель-класс-ученик» нового агента – компьютера и компьютерной обучающей программы кардинально меняет характер учебной деятельности ученика и роль «живого учителя». Диалоговые и иллюстративные возможности компьютера существенно влияют на мотивационную сферу учебного процесса.

Только с использованием информационных технологий можно расширить кругозор учащихся и их практические возможности.

Если проект конкурсный, что имеет высокую степень мотивации учащихся работы над проектом, то добавляются субъекты коммуникативного взаимодействия – организаторы конкурса, координаторы и др. Таким образом, ученик вырабатывает в себе умения общаться со сверстниками, коллегами, руководителями. В результате учебной деятельности, организованной по методу проектов, моделируется профессиональная среда коммуникации. Учащиеся приобретают опыт профессионального общения. Развитие личности обучающегося: подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества на основе овладения метаумениями и приёмами интеллектуального труда;
развитие системных обобщённых знаний и способов деятельности: конструктивных, организационных, коммуникативных, гностических, что дает возможность выхода на творческий уровень;
расширение предметной области обучения за счет возможностей компьютерного моделирования, теоретического проектирования, решения межпредметных задач, что способствует развитию системного мышления;

развитие способностей к сотрудничеству, кооперации, принятию нового;
развитие содержательной и исполнительской самостоятельности в профессиональной сфере деятельности.

По своей сути метод проектов – межпредметная образовательная среда происходит углубление межпредметных связей при решении профессиональных задач за счёт использования приемов интегрирования, а также за счёт внедрения компьютеров, обеспечивающих доступ к различным источникам и объёмам информации с последующим анализом и обработкой. Организация учебной деятельности телекоммуникационных проектов предусматривает исследовательскую деятельность учащихся.

А.В. Хуторской отмечает: «Работа по проекту является исследовательской, моделирует работу в научной лаборатории или иной организации». У студентов формируются качества исследователя: трудолюбие, аналитический подход к проблеме, аккуратность, самооценка результатов на каждом этапе проектной деятельности, целеполагание и др.

2.3. Примеры проектов

Проект «Составление тематического кроссворда»

Предмет:ОБЖ.
Техническое обеспечение: текстовый редактор Microsoft Word.
Идея проекта. В качестве мини-проекта при изучении любой темы курса ОБЖ, например, темы «Пожары», может выступать составление кроссворда, содержащего основные понятия данной темы. Предполагается, что составленные в ходе выполнения проекта кроссворды будут в дальнейшем использованы для проверки знаний учащихся другого класса (или этого же) по данной теме. (Тем самым достигается практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемого результата.)

Заданием проекта может быть ввод вопросов кроссворда и его сетки в текстовом редакторе MS Word.

Типология проекта: По доминирующей в проекте деятельности — практико-ориентированный.
По предметно-содержательной области — монопроект.

По характеру координации проекта — с открытой, явной координацией.
По характеру контактов — внутренний

По количеству участников — парный.

По продолжительности выполнения — краткострочный (2—3 урока).

Цели проекта:

Общеучебные: формирование интереса к обучению; развитие памяти, наблюдательности, познавательных интересов, творческих способностей, логического мышления; обучение сотрудничеству, формирование навыков взаимодействия, развитие коммуникативных качеств,
По ОБЖ  повторить тему «Пожары»; закрепить знания, полученные при изучении темы по созданию и включению в текст таблиц; по созданию и включению в текст изображений; по использованию систем проверки орфографии и синтаксиса, тезаурусов, толковых словарей; по структурированию текста; по распечатыванию текста.

Выполнение проекта

1-й этап. Работа над проектом начинается с того, что класс разделяется на пары. В каждой паре учащиеся выбирают, какие понятия они включат в кроссворд. При этом учащиеся могут выбирать понятия, изученные на уроках; понятия, встречающиеся в учебнике, но не рассмотренные на уроках по предложенной теме; понятия, имеющие отношение к данной теме, но не встречающиеся в учебнике и т. д.
2-й этап. Выбранные понятия с их определениями набираются в текстовом редакторе (т. е. то, что будет указано в задании кроссворда).

Дифференциация может проводиться по количеству терминов, которые предлагается использовать в кроссворде (например, слабые ученики могут использовать 10 –12 терминов, а сильные – 30 –35), и по источникам информации (более сильные ученики используют дополнительные источники информации). Дифференциация по теме может проводиться следующим образом: наиболее слабые ученики могут просто набрать текст в текстовом редакторе без оформления, а сетку кроссворда нарисовать на бумаге с помощью карандаша и линейки, причем последовательность номеров слов может быть произвольной. Наиболее продвинутые ученики могут использовать различные шрифтовые выделения, разные способы оформления абзаца и страницы; сетка кроссворда может быть нарисована с помощью инструментов создания таблиц с использованием макросов; нумерация слов — как в кроссвордах печатных изданий. Кроме того, необходимо учитывать структуру кроссворда: чем она «плотнее», т. е. чем больше пересечений, тем выше должна быть оценка.

2.4 Результаты проектной работы.

 Для учащегося.

1.Формируются и отрабатываются:

  • Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информации
  • Навыки публичного выступления (ораторское искусство)
  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение выражать свои мысли, доказывать свои идеи
  • Умение работать в группе, в команде
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
  1. Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.
    3. Повышается уровень информационной культуры, включающий в себя работу с различной техникой (принтер, сканер, микрофон и т.д.)
    4. Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект и даже больше – программы, которые помогают лучше представить свою работу.
  1. Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.
    6. Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.
    7. Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.

Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью.

Для учителя.

  1. Отношения с обучающимися переходят на уровень сотрудничества
    2. Учитель имеет возможность создать банк ученических работ, которые могут применяться во внеклассной работе, на уроках, на мероприятиях
    3. Повышается уровень учителя как энтузиаста, специалиста, консультанта, руководителя, координатора, эксперта
    4. Учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля.

Все вышеперечисленное приводит к повышению профессионализма учителя.
На мой взгляд, информатика именно тот предмет, где в наибольшей степени возможно применение метода проектов. Обучение для детей превращается в увлекательную захватывающую деятельность.

3.Заключение

XI век – век интеллекта, век индивидуализма личности и век технологий. От уровня развития личности, от активности его способа осмысления происходящего в обществе, зависит становление гражданских отношений в обществе и его демократизация. Информационный век со всех сторон своим потоком вестей окружает человека, напирает на него и справится с этим лишь способностью памяти – активным, пассивным запоминанием все трудно и трудно, ибо всему есть предел, памяти тоже. Обучение можно качественно изменить и сделать доступным для всех, если мы сделаем поворот от запоминания и количественного набора знаний к организации мыслительной деятельности учащихся над знаниями для их понимания.
Для меня, приоритетными педагогическими технологиями в работе являются:
• личностно-ориентированный подход;

•технология сотрудничества и развивающего обучения;
• проблемные, поисковые, творческие подходы на основе активизации мыслительно-аналитической деятельности учащихся;

• технологии на основе гуманизации и демократизации отношений;
• информационные системы и технологии.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает включение в урок приемов исследовательской и проектной работы. Такой подход позволяет перевести ученика из слушателя в активного участника процесса обучения.

Учащиеся с большим интересом начинают подходить к изучению программного материала, понимая, что он им необходим в дальнейшей работе по проекту. Темы проектов учащихся этого возраста достаточно тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.
Новизна может заключаться не в продукте, а в новом способе достижения уже известного результата. В ходе проектной деятельности учитель, ребенок и его родители проходят совместный путь по достижению цели проекта, являются равноправными партнерами.

4. Список использованной литературы


1. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект, М.: 5 за знания, 2007.
2. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте, Научно-методический журнал Школа и производство, 2008, №7, с.33.

3. Новожилова М.М., Воровщиков С.Г., Таврель И.В. Как корректно провести учебное исследование: От замысла к открытию, М.: 5 за знания, 2008.
4. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: «Учебная литература», 2005 г.
5. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся. Журнал «Начальная школа», № 2 за 2006 год.

6. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПО ТЕМЕ «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ ТЕХНОЛОГИИ»

Актуальность моего опыта мне видится в том, что одним из важнейших средств повышения эффективности обучения является развитие познавательной активности к предмету. Систематически укрепляя и развивая п...

Публичное представление педагогического опыта на тему "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с использованием информационно-коммуникационных технологий"

В статье " Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики с применением информационно-коммуникационных технологий" раскрывается актуальность и перспективность опыта. Описываются...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках русского языка и литературы через технологию критического мышления (5-11 класс)...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...

Проектная работа Тема «Приемы оптимизации учебной деятельности».

ПЛАН.Современное состояние образования: проблемы и перспективыСтруктура проектной деятельностиПроектная деятельность при изучении химииЗаключение...

Формирование функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий

В данной статье рассматриваются способы формирования функциональной грамотности учащихся 7 класса на уроках информатики с помощью информационно-коммуникационных технологий...