Проектная работа Тема «Приемы оптимизации учебной деятельности».
проект по химии (8, 9, 10, 11 класс) на тему

Орлова Ольга Анатольевна

ПЛАН.

  1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы
  2. Структура проектной деятельности
  3. Проектная деятельность при изучении химии
  4. Заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_orlovoy_oa_shk49.docx30.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное образовательное учреждение

Дополнительного профессионального образования

«Институт развития образования Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия №7» Ново-Савиновского района г.Казани

Проектная работа

Тема  «Приемы оптимизации учебной деятельности».

       

Выполнила:

Орлова Ольга Анатольевна

слушатель курсов повышения

квалификации учителей по направлению

«Государственно-общественное управление

 школой в условиях модернизации образования».

Должность: учитель высшей категории

Место работы: МБОУ «Школа №49» Ново-Савиновского р-на г. Казани.

г.Казань

27 сентября 2013 г.


ПЛАН.

  1. Современное состояние образования: проблемы и перспективы
  2. Структура проектной деятельности
  3. Проектная деятельность при изучении химии
  4. Заключение

5.    Литература.


I.Современное состояние образования: проблемы и перспективы.

Современное общество стремительно меняется, вряд ли кто-нибудь станет с этим спорить. Настолько стремительно, что мы подчас оказываемся совершенно беспомощными перед необходимостью дать совет взрослеющему ребенку, поскольку именно в такие моменты осознаем, что ему через несколько лет вступать в совершенно иную жизнь, чем вступали мы сами. Наш опыт, так трудно доставшийся нам самим, оказывается неприменим, не нужен следующим поколениям. Пугающая и неожиданная ситуация. Образование во все времена было инструментом обеспечения преемственности поколений. Через образование, обучение и воспитание общество гарантировало, что новое поколение продолжит поступательное развитие. Эта функция образования держится на идее связи времен. Как только происходит разрыв, так наступает кризис в образовании.

Сегодня по масштабу перемен происходят сходные процессы. Главным результатом и одновременно условием развития общества становится не материальный продукт, а информация. В современном образовании делаются шаги по поиску новых определений качества образования, а также в понимании результатов образования. Следует отметить, что сам механизм формулирования целей образования и его результатов при этом подходе кардинально меняется: мы идем не от того, чему учили, а от того, что может быть востребовано в будущей жизни - профессиональной, личной, социальной.

Важнейшей целью образования провозглашается сегодня всестороннее развитие ребенка. Развитие ребенка означает формирование у него новых способностей, т.е. особого рода свободы действия относительно некоторых областей практики. Условием развития может стать и новое знание, приобретенное ребенком, и навык, и умение, но суть способности не в них: способность есть нечто, не сводимое к знаниям, умениям, навыкам. Новая способность дает ребенку возможность свободного действия относительно ситуации - возможность увидеть ситуацию как поле возможных собственных действий по ее преобразованию. Что такое способность? Само слово происходит от слова « способ». Появление способности означает появление новых способов действия, т.е. новых механизмов действия. Способность, таким образом, есть мера свободы. Чем больше способов действия, тем свободнее я чувствую себя в ситуации. Способности развиваются в ситуациях, которые близки к тем, в которых мы будем их применять.

Учебная деятельность и проектная деятельность? Какую деятельность осуществляет ребенок в школе? Под учебной деятельностью следует понимать строго целенаправленный процесс со строго определенными целями и задачами. В учебной деятельности учащиеся приобретают  предметные способы действия, выработанные всей историей человечества, способы работы с предметным содержанием. Эти способы действия и называют сегодня в педагогике знаниями, хотя такое  название не вполне точное.

В проектной деятельности складывается иная ситуация. Школьники сами ставят цели своего проектирования. Их предполагаемый продукт может быть и фантастическим. Тогда в результате проектирования обнаружится нереалистичность замысла, что также является продуктом проектирования. Проектирование (проектная деятельность) -это обязательно практическая деятельность. Она гораздо в меньшей степени регламентируется педагогом, т.е. в ней новые способы деятельности не приобретаются, а превращаются в средства решения практической  задачи. Ставя практическую задачу, ученики ищут под эту конкретную  задачу свои средства, причем решение поставленной задачи может быть более или менее удачным, т.е. средства могут быть более или менее адекватными. Но мерилом успешности проекта  является его продукт.

Деятельность проектирования и компетентность. Компетентность - один из терминов, появившихся в педагогической науке и практике недавно, но ставший едва ли не наиболее часто встречаемым в публикациях последнего времени. Именно компетентность сегодня рассматривают как своеобразную альтернативу традиционным знаниям, умениям и навыкам. Это понятие сегодня трактуется очень широко. Компетентность - один из результатов образования, который всегда связывается с проектной деятельностью школьников. Предполагается, что организация проектной деятельности обеспечивает формирование компетентностей. Ключевые компетентности формируются не только в рамках системы образования, но и в реальной жизни, в социальных взаимодействиях вне образовательных систем. Компетентности не ограничиваются академической или профессиональной успешностью, ключевые компетентности необходимы для успешности во всех сферах человеческой жизни.

К ключевым компетенциям относят:

1.автономное (самостоятельное)  действие;

2.интерактивное использование средств;

3.функционирование в социально - гетерогенных группах.

Совершенно ясно, что все эти компетентности прямо связаны с проектной деятельностью. Именно в ситуации достижения самостоятельно поставленной цели, при планировании результата человек учится действовать самостоятельно, на свой страх и риск пробует и отбирает наиболее приемлемые средства для достижения цели, учится сотрудничать с соратниками. При оценке достижений российских школьников (в рамках международных программ TIMCC и PISA) обнаруживается, что наши школьники хорошо знают материал, но не умеют работать с ним. Наши школьники не способны самостоятельно строить и проверять гипотезы и делать выводы. Т.о. традиционные ценности образования – фундаментальность и академизм- уходят на второй план, а наиболее приоритетными становятся способности самостоятельно , активно и инициативно искать средства решения новых задач, встающих перед индивидом. Эти способности формируются в разных видах деятельности, часто за пределами школы. Школа может создать условия для развития таких способностей на материале учебных предметов, но в иной, чем традиционный урок, форме, в частности в проектной деятельности.        Главной отличительной чертой учебной деятельности является то, что логика учебной деятельности задается логикой развертывания учебного содержания. Проектная же деятельность строится от «результата», т.е. и по структуре, и по последовательности отдельных действий выстраивается применительно к конкретной задаче.

II.Структура проектной деятельности.

Проект-это целенаправленное управляемое изменение, фиксированное во времени.

Любой проект имеет этапы:

1.Идея, замысел.

2.Способ реализации.

3.Результаты.

       Признаками проектной деятельности являются:

  • ориентация на получение конкретного результата;
  • предварительная фиксация( описание) результата в виде эскиза в разной степени детализации и  конкретизации;
  • относительно жесткая фиксация срока достижения результата;
  • предварительное планирование действий по достижению результата;
  • программирование-планирование во времени с конкретизацией результатов отдельных действий (операций), обеспечивающих достижение общего результата проекта;
  • выполнение действий с их одновременным мониторингом и коррекцией;
  • получение продукта проектной деятельности, его соотнесение с исходной ситуацией проектирования, анализ новой ситуации.

      Развитие творческой активности учащихся в значительной степени зависит от познавательной   самостоятельности, что является чертой социально активной личности. Знания, которые приобретаются в результате собственного поиска становятся стимулом для получения новых знаний.
В современном мире большого количества информации необходимой является задача развития активности и самостоятельности учащегося так как образованным может считается не только тот , кто владеет знаниями, но и умеет объяснять, характеризовать, приобретать знания, делать выводы и заключения и учащийся должен развивать свои способности к познанию нового, возможности решения проблем. Только в таком случае он может стать конкурентноспобным на современном рынке труда. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010-2012 г была обоснована необходимость формирования компетенций учащихся, обеспечивающих их функциональную грамотность, ответственность в выборе индивидуальных образовательных траекторий, развитие познавательных способностей личности и саморазвитие во всех видах жизнедеятельности. И для решения этих задач применим метод проектов. Е.С.Полат считает, что метод проектов - «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным критически результатом, оформленным тем или иным образом»
На всем протяжении истории создано большое количество педагогических технологий, но за последние годы в связи с применением ИКТ возможности этих технологий видоизменились и расширились. В последнее время проектная деятельность, проект стали применяться достаточно широко. Сам термин произошел от латинского projectus –брошенный вперед и метод проектов имеет уже достаточную временную историю. Корни его уходят в начало 20 века и идею свободного воспитания в США. Разрабатывалась эта идея и дореволюционной России. В связи с этим существует несколько классификаций: по продолжительности, по числу участников, по структуре. Также классифицируют по форме представления результатов: сообщение как письменное, так и устное, газета, буклет, презентация.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, умение учащегося хорошо ориентироваться в окружающем информационном пространстве, развивать творческое мышление, выделять главное, ставить перед собой цели и задачи, обобщать и делать выводы. Учащиеся становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками обучения, что позволяет развить стремление к обучению. Таким образом метод проектов выполняет поставленные цели: образовательные, воспитательные, развивающие.

III. Проектная деятельность при изучении химии.

         

         В своей работе на протяжении последних лет я применяю метод проектов как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Главной целью любого проекта является формирование самых разных компетенций: умение самостоятельно найти информацию и критически оценить , используя при этом различные источники информации, планировать работу, умение и навыки сотрудничества, поисковые, рефлексивные, увидеть ошибки , что позволяет избежать их в дальнейшем, и другие умения. При этом используются все пять компонентов проектной деятельности учащихся как дидактического метода:
-наличие социально значимой задачи (проблемы)-исследовательской, информационной..;
-реализация первого этапа работы над проектом как планирования действий по разрешению проблемы;
-обязательное присутствие деятельности по поиску информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участниками проектной группы;
-наличие значимого продукта(выхода проекта) как результата работы над проектом;
-представление (презентация) продукта и его социальной значимости на последнем этапе работы над проектом.

         Темы проектов, как правило, берутся самые актуальные и предлагаются самими учащимися. Так, например, в 8-м классе, при изучении простых и сложных веществ, я обращаю внимание на то, что соли это вещества твердые, кристаллические и многие из них имеют яркую окраску, показываю некоторые из них, например медный купорос-ярко-синего цвета, показываю кристаллы разных солей, которые учащиеся предыдущих лет вырастили сами в домашних условиях. Это вызывает огромный интерес у учащихся им хочется тоже попробовать вырастить свои кристаллы самостоятельно. Это идея, замысел. У учащихся сразу возникает вопрос, а как это можно осуществить? Я советую им найти подробную информацию в интернете, изучить методику проведения эксперимента. Затем мы вместе составляем план работы, обсуждаем какое оборудование можно использовать, какие реактивы. А результатом проделанной работы являются разнообразные кристаллы причудливой формы, окрашенные в разные цвета, одинаковых кристаллов не бывает. Каждому свой продукт кажется лучше других. Попутно учащиеся знакомятся с веществами: их строением и свойствами. По окончании работы учащиеся сдают отчет, в котором описывают методику проведения эксперимента, а также свои наблюдения, ведь эксперимент длится в течение месяца.
Некоторые учащиеся оформляют свою работу в виде презентации.
Проект: «Вода - самое удивительное вещество на Земле» рассчитан на два года. В этом проекте учащимся предлагаются разнообразные темы, каждый может выбрать то,  что ему интересно. Результаты работы обсуждаются на школьной конференции. Интересной получилась работа: « Жесткость водопроводной воды разных районов г.Казани.»

Вода - самое распространенное и, пожалуй, одно из самых важных для жизни веществ на Земле. Мировое потребление человечеством воды для питьевых и технических целей быстро растет, и во многих странах мира проблема пресной воды стоит очень остро. Как можно решить эту проблему?

Важной характеристикой потребляемой человеком воды является ее жесткость. В нашей республике на сегодняшний день исчерпана разбавляющая способность малых рек, и наблюдается тенденция увеличения жесткости и минерализации речных вод, что делает их менее пригодными к употреблению.

В данной работе с помощью аналитических методов проведено исследование временной и постоянной жесткости водопроводной воды разных районов  г. Казани и сделан ее сравнительный анализ. Наибольшую жесткость имеет водопроводная вода Советского района, она не пригодна, в качестве питьевой. Содержание ионов Са и Мg в ней превышает норму в десятки раз. Эта работа представляет не только познавательный, но и практический интерес, поэтому она будет продолжена.

IV.Заключение.

Метод проектов - это творческая, самостоятельная работа, которая вовлекает учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, что в конечном итоге формирует положительное отношение к учебной деятельности и труду. Поиск информации сводится к работе с различными источниками: статьи в журналах, техническая а бывает и художественная литература, и ,естественно, интернет. Вся полученная информация обсуждалась, обобщалась и в конечном итоге свелась последовательно в общий проект и итогом является создание презентации и буклета. При выполнении данной работы учащиеся последовательно проходят все этапы обучения: мотивация – целеполагание – планирование – действия – рефлексия – оценка – коррекция. И самое главное создание конечного продукта – в данном случае публичная презентация и создание буклета, что является защитой проекта. Как правило, это происходит в виде семинара перед аудиторией, где участники представляют проект, а аудитория задает вопросы. Издание буклета приобретает прикладной характер.
Таким образом, во время работы над проектом формируется активная личность, обладающая умениями самостоятельного поиска, планирования, анализа и использования отобранной информации, коммуникативными и презентационными умениями, личность, открытую для самообразования.

       Цели образования, возникающие при изучении научных учебных предметов, редко становятся целями самих школьников, а в проектировании они возникают как воплощение базовых возрастных потребностей. Создается впечатление, что проектная деятельность решает все возможные задачи образования, но это впечатление обманчиво, она помогает разнообразить образовательный процесс, поддерживать непосредственный интерес к изучаемому материалу.


Литература

1.Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников.

2.Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке.

3.Иванова Е.О.,Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе.

4.Григорьев Д.В. и др. Программы внеурочной деятельности: познавательная  деятельность. Проблемно - целостное общение.

5.МБОУ «Гимназия №7» Методическое пособие для учителя по организации проектной деятельности учащихся.

6.МБОУ «Гимназия №7» Методическое пособие для учащихся по работе над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивная доска как средство оптимизации учебной деятельности на уроках русского языка

В своем докладе я показала, как на уроке русского яыка при помощи интерактивной доски мы можем экономить время на уроке, повторять больший объем учебного материала за меньшее время....

Проектно-исследовательская технология в организации учебной деятельности.

Передо мной, как перед учителем технологии стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удо...

на тему: "Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам"

В век технического прогресса, когда учащиеся имеют доступ к новейшим техническим средствам информации, заинтересовать в обучении иностранному языку обычными, традиционными методами станов...

Рейтинговая система оценки знаний обучающихся как способ оптимизации учебной деятельности на уроках литературы

Школа должна стать первой ступенью к социализации ребенка. Конечной целью является формирование высококвалифицированных специалистов с традиционным  «Одним  из слагаемых компонентов фо...

Приёмы оптимизации учебной деятельности на уроках английского языка.

Оптимизация является закономерным, логическим этапом в развитии любой науки, которой предполагает поиск целостной системы мер по созданию оптимальных условий обучения, воспитания, развития ученика и к...

Приемы оптимизации учебной деятельности в условиях ФГОС второго поколения

Данный доклад представляет интерес для творчески работающих учителей ищущих оптимальные способы работы с учащимися для достижения главной цели обучения-научить учиться.В докладе приведены примеры рабо...

Методическая разработка мастер-класса для учителей географии по теме "Приемы организации рефлексии познавательной деятельности на уроках географии" 2022 г

. Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание....