на тему: "Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам"
учебно-методический материал по английскому языку по теме

   В век технического прогресса, когда учащиеся имеют доступ к новейшим техническим средствам информации, заинтересовать в обучении иностранному языку обычными, традиционными методами становится невозможным. Так какие же педагогические технологии позволят интенсифицировать учебный процесс? И как сделать его более увлекательным и эффективным?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №3 г. Нарткала

«Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам»

             Доклад на МО учителей иностранных языков

                                                                       Учитель английского языка

                                            Текужева М.К.

                                                    2013 г.

   В век технического прогресса, когда учащиеся имеют доступ к новейшим техническим средствам информации, заинтересовать в обучении иностранному языку обычными, традиционными методами становится невозможным. Так какие же педагогические технологии позволят интенсифицировать учебный процесс? И как сделать его более увлекательным и эффективным?

 Данная проблема и легла в основу моей работы. «Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам» - тема, над которой я работаю в течение 5 лет.

 Слово «интерактив» произошло от английского слова «interact», что значит  взаимодействовать. Данные приёмы предполагают взаимодействие субъектов образовательного процесса на уровне «равный – равному», где учитель и ученик – часть одной команды, они работают для достижения одной цели.  Интерактивные приёмы способствуют организации комфортных условий обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой. Использование этих приёмов предполагает моделирование жизненных ситуаций, ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации.

    В интерактивном обучении учитываются потребности ученика, привлекается его личностный опыт, осуществляется адресная корректировка знаний, оптимальный результат достигается через сотрудничество, сотворчество, самостоятельность и свободу выбора, ученик анализирует собственную деятельность. Принципиально изменяется схема взаимосвязи между участниками образовательного процесса, в контакте с учителем и сверстником.

    Я использую такие  интересные приемы, как: ролевые игры, мини-диалоги, открытые обсуждения «за/против», приемы театрализации, пресс-конференции, игры и т.д.

     Как же осуществляется обучение в режиме интерактива? В психологии и методике разработаны специальные технологии (техника, упражнение, приёмы), в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно. И я использую следующие приемы и технологии:

  • «Карта памяти»;
  • «Мозговой штурм»;
  • «Снежный ком»;
  • метод «Знаем/хотим узнать/узнали»;
  • «Лестница ценностей»;
  • эссе;
  • «Разноцветный цветок»;
  • «Правда - не правда»;
  • заполнение пропусков;
  • компьютерная презентация;
  • устная презентация.

    Все они создают атмосферу повышенного интереса.

     Изменения, происходящие в стране, в обществе предъявляют новые требования к моей работе. На практике применяю современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, компьютерные, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).  Все указанные технологии органично связаны между собой.                                                                                                                                               Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.

    Здоровьесберегающие технологии.

    С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, песни, включаю в каждый урок физкультминутки, зарядки для глаз,  применяю групповую и парную формы работы, чередую разные  виды деятельности на уроке, включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Также для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены  открытые  уроки по темам: «Здоровый образ жизни» в 9 классе, «Спорт в жизни человека» в 10 классе, «Мы живем на одной планете» в 7 классе, в 6 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?»,  «Как защитить Землю от Нас?»  в 11 классе и др.

Игровые технологии.

Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается через игру как основного вида учебной деятельности на уроке, приводящего к саморазвитию участников учебного процесса. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.

Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет  совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр я применяю в работе над любым из видов речевой деятельности (при обучении говорению, аудированию, чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся в игре также не имеет значения, варьируется содержательная часть игр, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.

Игры могут быть  грамматическими (построение вопросительных предложений, например, «Is it a…?», «Where is…?», «Who is …?», etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физминутки - хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.),  речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.

В старших классах помимо дидактических игр использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения (разговор между деловыми людьми, между врачом и пациентом и т.д.).

Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение).

Основная цель – учиться вместе, стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, организовать учебно-воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.

 Методы, которые я использую в данной технологии: обучение в команде, учимся вместе, исследовательская работа учащихся в группах. Так, в 7-м классе была проведена исследовательская работа на тему экологии в рамках раздела «Мы живем на одной планете». 1-я группа учащихся  исследовала экологические проблемы  на планете, 2-я группа анализировала будущее нашей планеты, 3-я группа предлагала пути решения проблем нашей планеты. В 3-м классе при изучении темы «Я хороший помощник» дети должны были проанализировать материал учебника и выполнить задание, используя временные формы глагола (простого настоящего и простого прошедшего времени). Одна группа составляла рассказ «Я люблю помогать по дому», другая - «Как я помогал по дому».  Мои учащиеся выполнили  проектные работы на тему «Спорт», «Здоровый образ жизни», «Глобализация - за и против», «Чудеса природы», «Мы живем на одной планете», «Как интернет влияет на твою жизнь», проект-коллаж на тему «О любви и дружбе», «Ты – то, что ты ешь», «Мой идеальный друг», «Знаменитые люди» и др.

Компьютерные технологии.

Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий в педагогической деятельности учителя иностранного языка. Эта технология позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к учащимся, корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Так, в начальных классах использую компьютерные презентации при изучении тем: «Семья», «Мой дом», «Животные», «Еда»,  «Знакомство», в старших классах -  презентации, созданные учащимися,  аудиоприложения в МР3-формате к учебникам, мультимедийные приложения к учебникам,  создаю собственные презентации.                                                                       

 Использование интерактивных методов актуально тем, что они:

  • Способствуют росту интереса к предмету.
  • Ускоряют процесс обучения.
  • Улучшают качество усвоения материала.
  • Обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию.
  • Способствуют сотрудничеству учителя и ученика.
  • Развивают коммуникативную компетенцию.

Важным условием повышения эффективности учебного процесса является систематическое получение учителем объективной информации о ходе учебно – познавательной деятельности учащихся. Эту информацию я получаю в процессе контроля учебно – познавательной деятельности учащихся.

 Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.

 Правильно организованный  контроль и оценка снимают у школьников страх перед контрольными работами, снижают уровень тревожности, формируют правильные целевые установки, ориентируют на самостоятельность и самоконтроль.

 Эмоциональная функция проявляется в том, что любой вид оценки (включая и отметки) создает определенный эмоциональную реакцию ученика.

 Действительно, оценка может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать в разряд «отстающих», усугубить низкую самооценку, нарушить контакт  с  взрослыми и сверстниками.

 Реализация этой важнейшей функции при проверке результатов обучения заключается в  том, что эмоциональная реакция учителя должна соответствовать эмоциональной реакции школьника (радоваться вместе с ним, огорчаться вместе с ним) и ориентировать его на успех, выражать уверенность в том, что данные результаты могут быть изменены к лучшему.

 Иногда у школьника возникает убеждение, что он «понял» и «знает» на том основании, что в классе после объяснения учителя он смог привести верный пример и заслужил одобрение.

 Очень часто, особенно в старших классах, ощущение понятности, возникающее при первом знакомстве с материалом, смешивается учащимися с эффектом усвоения. А дело заключается в том, что прочитав один раз материал, ученик закрыл учебник и больше к этому предмету не возвращался, не попытался сам убедиться, запомнил он заданный урок или нет.

Но ведь само по себе понимание еще не гарантирует успешного воспроизведения. Школьник, который не понимает этого, естественно и не пытается убедиться, запомнил ли он то, что учил.

В связи с этой проблемой я стараюсь обучать ребят приемам самоконтроля.

Самостоятельная проверка своих действий и сверка результата с ответом при всем их различии выполняют одну и ту же функцию – функцию контроля. Но тут важно подчеркнуть, что первый навык самоконтроля может быть использован только по прямому назначению, а второй иногда используется ребятами для бессистемных манипуляций данными.

 Вообще, чем раньше поймет школьник необходимость постоянного самоконтроля, тем лучше. Я предупреждаю родителей, что очень большую ошибку делают те из них, которые берут функцию контроля на себя.

 В течение учебного года я провожу два вида контроля: текущий и итоговый.

 Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и

выражается в систематических наблюдениях учителя за учебно-познавательной деятельностью учащегося на каждом уроке. Главное его назначение – оперативное получение объективных данных об уровне знаний учеников и качестве учебно-воспитательной работы на уроке.                      

 Итоговую проверку и оценку знаний, навыков, умений учащихся провожу в конце каждой четверти и учебного года. Ее цель – определить объем и глубину усвоенных знаний и умений, их прочность и осознанность.

 Итоги проверки служат основанием для оценки успеваемости учащихся, которая характеризует степень овладения учащимися знаниями, навыками и умениями в соответствии с требованиями учебной программы. В современных программах выделены специальные разделы «Основные требования к знаниям и умениям учащихся».

          Итоговая оценка отражает результаты работы учащихся за четверть или учебный год. Однако она не представляет собой среднее арифметическое всех оценок, полученных учеников за год.

Успешность воспитательного процесса зависит от того, как складываются отношения между педагогами, учащимися и родителями. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками.


        Формы работы с родителями постоянно меняются. Традиционные формы работы, в которых главное место отводилось сообщениям, докладам, утратили свое значение из-за малой их эффективности, из-за недостаточной обратной связи. Все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

Расширить диапазон методов взаимодействия педагогов и родителей позволяет использование интерактивных методов.

Интерактивные методы воспитания означают воспитание и обучение через участие и взаимодействие. «Я слышу и забываю, я вижу и запоминаю, я делаю и понимаю» говорится в китайской поговорке. Методология участия и взаимодействия полностью вовлекают в процесс воспитания.

 И, конечно же, я стараюсь использовать в своей работе активные формы работы с родителями, что  позволяет решить несколько психолого-педагогических задач. Прежде всего, интерактивные методы ставят родителей в активную позицию. В обычной ситуации сделать это достаточно сложно: призывы учителя или психолога «высказать свое мнение», «предложить свои варианты», как правило, остаются безрезультатными. Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе.

         Безусловно, одним из важнейших факторов успешности ребенка в школе является неравнодушное отношение его родителей ко всему тому, что происходит с ним в школе и за ее пределами. Для решения данной проблемы на родительских собраниях я  рассказываю  и показываю структуру УМК, подробно объясняю, как готовить домашнее задание, приглашаю посетить уроки. В начальной школе дети нуждаются в помощи своих родителей больше, чем другие ученики, поэтому я встречаюсь с их родителями чаще, предлагая им свою помощь.

В работе с родителями я всегда открыта к диалогу, готова к сотрудничеству, доброжелательно настроена, стараюсь найти подход к каждому. Об успехах учащихся в изучении английского языка сообщаю родителям на родительских собраниях и  в индивидуальных беседах.

Во всех классах, в которых я работаю, сложилась доброжелательная атмосфера. Учащиеся чувствуют себя на моих уроках достаточно комфортно.

Залогом успешной, творческой работы, по моему мнению, является поддержка и советы моих коллег. Всегда откликаюсь на их просьбы о помощи в методической работе, искренне радуюсь успехам других, сопереживаю. Конфликтных ситуаций за время моей работы в школе не было.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

Внедрение интерактивных технологий в процесс обучения иностранным языкам.

В  своей работе автор делиться опытом работы по внедрению  интерактивных  технологий  в процесс обучения иностранным языкам....

Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций,  одним из которых является  инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение.Статья раскрывает иннов...

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...