Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.
статья

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения. Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников большое место в учебном процессе должно отводиться игровым формам деятельности, поскольку игра для ребенка является естественной формой работы. Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание и воображение, там работает мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОЛЬ И МЕСТО ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ.

       

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативный процесс, дети должны овладевать языком как средством общения.

Основной целью обучения иностранному языку в начальной школе является развитие способности учащихся к межкультурному общению. Для этого необходимо:

-сформировать у школьников положительное отношение к учебному

процессу и интерес к новому языку;

-сформировать способности понимать на слух и при чтении несложные

иноязычные фразы и умение высказываться на иностранном языке в

соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и

коммуникативными намерениями;

-развивать у учащихся психические функции  (память, внимание,

воображение), познавательные способности, эмоциональную сферу.

Для того чтобы методически грамотно организовать учебный процесс на начальном этапе обучения необходимо знать психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Учитывая психологические особенности развития восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления младших школьников большое место в учебном процессе должно отводиться игровым формам деятельности, поскольку игра для ребенка является естественной формой работы. По словам Л.С. Выгодского «ребенок всегда играет, он есть существо играющее, но игра его имеет большой смысл, она точно соответствует его возрасту и интересам и включает в себя такие элементы, которые ведут к выработке  нужных навыков и умений».

Игра – это мощный стимул к овладению иностранным языком. Развивающее значение игры заложено в самой природе, ибо игра это всегда эмоции, а там, где эмоции, там активность, внимание и воображение, там работает мышление.

Для младших школьников игра - интересное, увлекательное взаимодействие с учителем и другими детьми, в котором высказывания определенного типа диктуются внутренними потребностями игры. Ребята изучают иностранный язык в процессе заинтересованного общения друг с другом, учителем, сказочными персонажами, куклами, это обеспечивается за счет создания игровых мотивов каждого речевого и неречевого действия детей.

Включение процесса обучения ИЯ в контекст игровой деятельности позволяет создавать необходимые условия общения. Игра, по словам И.А. Зимней,  является психологическим оправданием для перехода на новый язык обучения. Именно игровая форма работы позволяет обеспечить интерес к предмету.

Игровая форма обучения позволяет представить все упражнения, в том числе и тренировочные, как коммуникативные и исключает задания на монотонное повторение, имитацию речевого образца вслед за учителем. Любое повторение коммуникативно оправдано, каждое упражнение обеспечивается игровым мотивом.

Из всего вышеперечисленного следует, что основной формой обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста  является игра.

Выделяют следующие требования к игре как к приему обучения:

  1. Требование к игре как к особому виду детской деятельности:
  • обязательное осознание детьми игрового результата;
  • осознание детьми правил, соблюдение которых поможет достичь данного результата;
  • возможность выбора конкретного действия в игре каждым ребенком, что обеспечивает индивидуальную активность при коллективной игре.
  1. Требование к игре как к способу достижения задач обучения:
  • необходимо точно знать, какой именно навык, умение тренируется в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры;
  • игра должна поставить ребенка перед необходимостью мысленного усилия.

Игровые моменты можно использовать в любом виде деятельности, будь-то аудирование(монолог или диалог), чтение, говорение или письмо; при изучении фонетического, лексического или грамматического материала.

Урок иностранного языка всегда начинается с фонетической зарядки, это необходимо для того, чтобы заставить речевой аппарат функционировать в рамках изучаемого языка. Целесообразно проводить фонетическую зарядку в занимательной форме, с использованием считалок, песенок, сказочных сюжетов. Использование песен на уроке повышает интерес к предмету, содействует эстетическому воспитанию, развитию музыкального слуха, памяти, снижает утомляемость учащихся. Наряду с песнями используются несложные движениям как способ активизации музыкального воспроизведения, развития   эмоциональной отзывчивости на музыку, развития координации движений.

Например: исполняя французскую песенку «Savez-vous planter les choux» дети выполняют все действия, о которых идет речь в песне. Французскую песню «Sur le pont d`Avignon» можно разыграть в виде игрового хоровода, где дамы и кавалеры выполняют те движения, которые показывает учитель.

Систематическое включение заданий такого рода способствует развитию внимания, чувства музыкального ритма, темпа, правильного речевого дыхания и артикуляции.

Учитель-методист из г. Самары Г.Д. Ткачук предлагает использовать на уроке иностранного языка сказку как вариант игры. Г.Д. Ткачук считает, что основной смысл сказки - игры заключается в развитии не только творческих сил и возможностей, но и в отработке языковых навыков и умений, так как речь в данном случае идет о языковых сказках. По словам Г.Д. Ткачук, на практике, сказка -   это один из эффективных приемов обучения иностранному языку на раннем этапе обучения. Методист делит сказки на фонетические, лексические и грамматические. В своей статье «Сказка как прием обучения французскому языку в младших классах»( журнал «ИЯ в школе» №4, 1998г., с.37) автор приводит варианты сказок на отработку фонем, лексических единиц, грамматических явлений. Традиционно, при отработке МФ и ЛЕ присутствуют многократные монотонные повторения. Избежать этих трудностей на начальном этапе помогут лексические сказки. В сказке-игре наряду с многократным повторением присутствует новизна речевой ситуации, что исключает монотонность тренировки и обеспечивает усвоение материала, активность и интерес каждого ученика.

Из собственного опыта мне известно, насколько трудно традиционно объяснить учащимся 3 класса спряжение неправильного глагола avoir. Дети этой возрастной группы с трудом понимают и запоминают данный грамматический материал. А, по мнению Г.Д. Ткачук, если изложить этот материал в виде сказки и помочь ребенку создать «чувственный образ изучаемого материала, то достигается определенность и осознанность знания».

Как вариант сказки, на уроке можно использовать ролевую игру для отработки каких-либо языковых явлений.

Например: при изучении того же глагола avoir можно организовать следующую ролевую игру. «На урок приходит какой-либо сказочный персонаж (Кот в сапогах, Пьеро или Красная шапочка, в исполнении старшеклассника) с волшебной коробкой. Чтобы открыть коробку нужно хором задать вопрос «Chat botte, qu’est-ce que tu as dans la boite?». Коробка открывается, в ней могут находиться игрушки или какие-либо предметы. Сказочный герой отвечает:  «J’ai une poupee, un ours, deux masques etc.». Затем он раздает игрушки ребятам и начинает вести с ними следующий диалог.

-Vous avez des jouets?      – Oui, nous avons des jouets.

-Julie, qu’est-ce que tu as?   - J’ai une poupee.

-Marc, qu’est-ce que il a?   - Il a un ours. И т.д. и т.п.»»

Можно также включать в речевой процесс отрицательные формы глагола.

Не менее эффективным приемом обучения на раннем этапе является сочинение собственных сказок детьми. Сказка обычно считается исключительной принадлежностью ребенка, его философией, его искусством. Сочиняя языковую сказку, он выражает свои личные переживания, свои чувства, эмоции, при этом можно попросить ребят сделать к своим сказкам рисунки. Включение рисования в данный процесс позволяет ребенку мысленно принять участие в воображаемом действии, а затем вызывает потребность поделиться своими мыслями с другими.

Главная задача учителя в данной работе заключается в умелом направлении детского творчества и воображения в нужное русло, чтобы безудержная фантазия детей не  уводила их от предмета изучения.

Основная задача обучения на начальном этапе - создание коммуникативного ядра для устной речи, на базе которого будут формироваться умения чтения и письма. В основе данного коммуникативного ядра заложены специально отобранные средства общения (фонетические, лексические, грамматические), составляющие фундамент для формирования умений аудирования и говорения.

 Цель обучения лексической стороне речи – овладение учащимися строительным материалом для осуществления общения. В реальной жизни употребление слов всегда обусловлено мотивацией и целью, и учителю необходимо помнить об этом при ознакомлении с лексическим материалом и его тренировкой.

Работа со словом начинается с ознакомления, значения слов раскрывается через показ предметов, картинок или действий. При этом важно, чтобы у детей возник мотив для ознакомления с той или иной группой слов, помогут в этой ситуации игровые задания.

Пример: при отработке французских глаголов класс делится на две команды, каждая из которых по очереди показывает с помощью движений то, какое действие обозначают эти глаголы, правильные действия поощряются учителем. Если одна из команд затрудняется с ответом, ход  переходит другой команде.

Например: On marche (дети маршируют); on danse (танцуют); on sautе (прыгают); оn chante (поют) и т.д.

Подобное задание можно выполнить с любым другим лексическим материалом, скажем, изучая тему «Droles d’animaux»(учебник для 2 класса, французский язык, автор А.С. Кулигина) один из ребят инсценирует какое-либо животное, другие дети должны угадать какое животное показывает их товарищ и назвать его по-французски.

Цель обучения грамматической стороне устной речи – овладение детьми (на самом простом уровне) системой действующих в языке правил для осуществления устно-речевого общения. Как и при обучении словоупотреблению, у детей должен возникнуть мотив для ознакомления с данной грамматической формой. Нужно помнить о том, что учащиеся еще не знакомы с большинством понятий родного языка таких, как глагол, союз и др. Поэтому следует избегать употребления в речи грамматических терминов.

Особенность тренировки учащихся в употреблении грамматических структур, также как и лексических, состоит в том, что в ней отсутствует механическая имитация речевого образца за учителем. Повторение всегда должно быть оправдано коммуникативными задачами. Для этого нужно каждое грамматическое упражнение обеспечивать игровыми мотивами.

Рассмотрим примерные лексико-грамматические игры:

1. « Сегодня мы отправляемся в зоопарк. Давайте расскажем друг другу, каких животных мы видим.» Можно раздать детям игрушки и попросить каждого ребенка описать животное-игрушку, которую он держит в руках. Например:

Je vois le crocodile vert.

Je vois la girafe jaune et noire.

Je vois l’elephant gris.

Je vois le perroquet bleu et rouge.

Можно усложнить задание, предложив детям другой образец:

Je vois le lapin. Il est blanc. Il est petit. Il saute.

Je vois le tigre. Il est orange et noir. Il est fort. Il court.

Je vois l’ours. Il est brun. Il est grand. Il dort. Etc.

Как мы видим, в данном упражнении тренируется употребление глагола voir,  названия животных, цвета, прилагательные fort,-e; petit,-e; grand,-e etc.

2. Игра на запоминание рода имен существительных, употребление арктикля(муж. и жен. рода, определенного и неопределенного).

Раздать ученикам цветные кружочки, символизирующие род имен существительных: красный – женский род, синий – мужской род. Учитель называет имена существительные, в соответствии с учебным материалом, напр.: le citron, la mandarine, le bonbon, le ballon, la lampe etc. Учащиеся показывают кружочки, соответствующие роду существительных.

3. Учитель заранее прячет игрушку.

Затем говорит детям: -Devinez, quel jouet j'ai cache.

Дети угадывают: - C’est une souris(un ours, un chat, un chien, etc.).

Учитель: - De quelle couleur ce jouet?

Дети: - Il est rouge(vert,-e, gris,-e, orange, jaune etc.).

Учитель: -Ou` se trouve-t-il le jouet?

Дети: - Le jouet se trouve sous la table( dans l’armoire, dans la boite, etc.).

4. При прохождении темы «Цвета» предлагается следующая игра:                            

На доске -  вырезанная из бумаги елочка, ученики должны украсить ее разноцветными бумажными шарами(кружочками).Учитель просит детей поочередно прикрепить на елочку шарик того или иного цвета;

 - Marie, prend le ballon rouge(jaune, bleu, vert, etc.), place ce ballon sur le sapin.

      Как вариант можно провести другую игру: учащиеся встают в круг, водящий называет цвет, напр.: orange. Участники игры ищут названный цвет в одежде друг друга или в окружающих предметах класса, кто первый найдет нужный цвет, тот становится водящим.    

5. Игра «Магазин». Изучая правила чтения и произношения буквы “c”  (или “g”) учитель делит класс на 2 команды.  Одна команда «покупает» только  те слова, в которых буква “c” читается как [s], а другая – слова, в которых эта буква читается как [k]. Учитель раскладывает на столе картинки-карточки со словами le costume, la cerise, le сiel, la carte, le camion, cinq etc., а дети “покупают» нужные им карточки.

Необходимо отметить также чтение как вид коммуникативной деятельности и место игры в данном процессе обучения.

Умение читать – это, прежде всего, владеть техникой чтения, т.е. мгновенно узнавать зрительные образцы речевых единиц и озвучивать их во внутренней и внешней речи. Такой единицей может быть слово или даже слог, или даже целая фраза. Умение читать -  значит мгновенно соотносить лексические единицы и грамматическое оформление с их значением. При обучении чтению также важно, как и при обучении другим видам деятельности,  создать мотив и  потребность в чтении, чему способствуют игровые задания.

Основная цель обучения на начальном этапе – выработка навыков чтения   в двух видах: изучающем и ознакомительном. Изучающее чтение - это полное и точное понимание текста, ознакомительное – быстрое чтение «про себя».

Примерные задания на начальном этапе обучения:

  1. Прочитайте текст и скажите, какие ошибки допустил художник (к тексту прилагается рисунок).
  2. Прочитайте текст и сделайте рисунки к нему.
  3. Прочитайте текст и выберите из предложенных рисунков те, которые могут служить иллюстрациями к нему.
  4. Прочитайте текст и расположите картинки к нему  в нужной последовательности. И т.п.
  5. Расположите фразы по порядку.
  6. Конкурс «Qui lit bien?»(лучший чтец).

Важную роль в процессе обучения иностранному языку играет аудирование. С помощью аудирования происходит ознакомление детей с фонетическим, грамматическим и лексическим материалом. Важным условием мобилизации восприятия детей, активности их внимания и мышления является наличие желания у детей слушать тексты. Это желание возникает, если ребенок знает, зачем он слушает(мотив) и что будет в результате этого. Поэтому прослушивание любого текста обязательно предваряется коммуникативной задачей, например: «прослушайте звуковое письмо доктора Айболита и скажите, какие животные пришли лечится к доктору и, что у них болит»; «отгадайте загадки, и волшебная дверь откроется:

-Elle est  verte, petite. Elle sautе. (la grenouille).».

Что касается диалогической речи, то диалог – это не только цель, но и основное средство обучения иноязычному общению, поэтому овладение диалогической речью обеспечивается общением учителя с детьми, общением детей со сказочными(кукольными) персонажами в ходе игры.

Работа с диалогом - расспросом проходит три ступени:

  1. восприятие диалога, который разыгрывается между сказочными персонажами, и его понимание;
  2. драматизация прослушанного диалога в сходной ситуации общения;
  3. создание новых диалогов в новых ситуациях.

Изучая тему «Allo, docteur»(учебник для 2 класса, французский язык, автор А.С. Кулигина) можно разыграть костюмированную сценку на основе аудиотекста: «Доктор Айболит ведет прием больных животных. К нему приходят слон Фанфан, курочка Ноарет, петушок Жорж и др.

Доктор: -La poulette Noirette ou` as-tu mal?

Курочка: -J’ai mal a` la tete. Je tombe de toboggan.

Доктор: -  Oh-la-la! Le coq Georges ou` as-tu mal?

Петушок: - J’ai mal a` la gorge. Je mange trop de glaces.

Доктор:  -   C’est pas bien! Et toi elephant Fanfan?

Слон: - Moi, j’ai mal au dents, je mange trop de chocolad.

Доктор: Ne pleurez pas mes amis, je vous soigne.

 В обучении монологической речи выделяют следующие виды  

упражнений:

  1. Упражнения, стимулирующие короткие высказывания(одна реплика) в связи с предложенной ситуацией.

Напр.: на учительском столе лежат овощи и фрукты из папье-маше, учитель показывает овощ(фрукт) одному из учеников и спрашивает, что он видит, если ответ правильный -  овощ, на время, переходит ученику:

  • Olga, qu'est-ce que tu vois?
  •  Je vois une carotte(une tomate, un radis, une poire, une banan)
  1. Упражнения на уточнение или обоснование сказанного, что предполагает расширение высказываний до двух предложений.

Поскольку детям трудно сразу соединить два предложения, то сначала предложения составляются коллективно. Например:

Учитель показывает черно-белые картинки фруктов(овощей) и просит ребят назвать их и «раскрасить»(при этом делит класс на две группы, одна из которых говорит название, другая цвет, затем наоборот):  

1группа: - Je vois une carotte.

2 группа: - La carotte est orange. Etc.

  1. Упражнения на самостоятельное построение развернутого высказывания.

В данном случае также рекомендуется сначала использовать упражнения на коллективное составление текста. При этом дети рассказывают о чем-либо или о ком-либо все вместе, дополняя, но, не повторяя друг друга. Такого рода упражнения развивают  внимание учащихся и их творческое взаимодействие.

Пример: Ученики встают в круг, передают друг другу цветной шарик и характеризуют его.  – Le ballon est jaune.

                             – Le ballon jaune est rond( long, petit, grand, beau, bon).

                             – Le ballon jaune est comme le soleil(le citron, la banane etc).

   Как было уже сказано выше, при организации тренировочных упражнений учитель не предлагает детям повторить за ним образец или подтвердить его высказывание. Для маленьких школьников освоение всех средств общения предстает как увлекательное взаимодействие со сверстниками, учителем, как интересная сказка, в которой все говорят на новом языке. Волшебные истории и ситуации, построенные на юморе, фантазии и парадоксе, поддерживают интерес детей к выполняемой деятельности.

При организации и конструировании любого из упражнений важно стремиться соблюдать все условия общения. Еще раз стоит отметить, что ученик должен четко представлять себе цель своего речевого действия и мотив, ради чего он выполняет это действие. При этом задания и создаваемые ситуации должны обеспечивать такие мотивы, чтобы детям захотелось услышать и сказать.

Итак, технология обучения иностранному языку на начальном этапе обучения реализует два основных принципа: коммуникативность и осознанность, направленные на создание условий, в которых изучаемый материал и овладение новым языком в целом приобретает для учащихся личностный смысл. Только в этом случае можно ожидать, что все предлагаемые задания будут внутренне приняты учеником, активизируют его мышление, восприятие, память, а изучение языка и обучение языку будет способствовать развитию личности, способной к межкультурному общению. И игровая деятельность в данном процессе занимает основное место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место письменной речи при обучении иностранному языку на начальном этапе

Целью обучения коммуникативной письменной речи является развитие умений создавать различные типы и жанры письменных сообщений – текстов, которые могут понадобиться обучаемым в их учебной или про...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Новая социально-экономическая ситуация в стране показала, что позитивные преобразования в обществе не могут быть достигнуты в рамках традиционной модели обучения. Инновационное обучение призвано снять...

Формирование коммуникативной компетенции как цель обучения иностранному языку на начальном этапе

В настоящее время в связи с приобретением иностранным языком статуса средства мирового общения, проблема оптимизации обучения иностранного языка и определения ведущих целей, задач, а также средс...

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

Методика использования игровых технологий в обучении иностранному языку на начальном этапе обучения в школе

При определении целей занятий учитель обязательно должен учитывать личностные интересы школьников и их индивидуальные особенности. Для большей результативности обучения необходим индивидуальный подход...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

Развитие компетенций субъектов образовательного процесса. Возможности личностно-ориентированного обучения иностранному языку в формировании коммуникативной компетентности и проблемы  его вн...