Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение.Статья раскрывает инновационные тенденции в преподавании английского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационные тенденции в преподавании английского языка | 69.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ СОШ № 349 с углубленным изучением английского языка.
Красногвардейский район г.С.Петербург.
Доклад зам. Директора по УВР, учителя английского языка ВКК,
Ткачук Натальи Егоровны.
Тема: «Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку»
Санкт – Петербург
2010
- Инновационная деятельность в школе.
Дети - национальное достояние любой страны и его творческий потенциал. Поэтому, под школьным образованием, согласно образовательной инициативе «Наша новая школа» ,понимают длительный этап обучения человека. А его индивидуальные успехи рассматриваются как залог долгосрочного развития всей страны. Именно ученик, его личные, предментные и метапредметные результаты лежат в основе стандартов нового поколения. Вот почему основной задачей каждого педагога является создание условий для качественного формирования общепредметных компетенций и универсальных учебных умений, и их включение в образовательное пространство с дальнейшей социализацией.
Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.
В педагогической науке и практике выделяют несколько стадий развития инноваций.
- Возникновение или зарождение идеи нового.
- Перевод идеи в цель.
- Сбор информации о желаемом образе нового и
формулировка цели.
- Разработка путей реализации цели и проектирование.
- Реализация проекта.
- Распространение новой практики.
- Функционирование в новом режиме.
Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:
- интуиция творческого руководителя, педагога;
- опыт, рожденный в данной школе;
- потребности педагогического коллектива работать по-новому;
- мнение потребителя образовательных услуг.
- Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка.
Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.
Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность средним учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.
Тема нашей инновационной деятельности «Всемирное природное и культурное наследие в школьном образовании». Инновационные явления, порождающие специфику деятельности педагога в современных условиях, обуславливают переход от знаний к личности, от “сообщающих” - к интерактивным методам обучения.
Необходимость поиска путей интенсификации использования инновационных методов обучения обусловили актуальность нашей работы и определили выбор ее темы. В школе создана целевая программа «Лингвистический центр как эффективное средство развития потенциала школьника». Актуальность программы продиктована социально-экономическими и политическими изменениями в современном мире, проблемами межнационального взаимодействия, возрастанием интереса к изучению иностранного языка и повышением уровня лингвистической и коммуникативной компетенции.
Программа ориентирована на:
- Раннее выявление лингвистических способностей учащихся;
- Создание комфортных условий для формирования интеллектуального, нравственного и творческого потенциала личности;
- Формирование качеств, связанных с проектирующей сферой деятельности.
Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа:
- Оптимизация процесса обучения за счёт личностно-ориентированных технологий;
- Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя.
Ведущей идеей нашей программы является освоение участниками инновационных технологий.
Одной из эффективных технологий обучения английскому языку в нашей школе является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения, развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к предстоящей деятельности и жизни; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность школьникам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке.
В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, применяются: диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение школьниками творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины олимпиады, конкурсы.
Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.
Наиболее распространённые инновационные методы обучения иностранному языку направлены на более эффективное развитие и адаптацию личности (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.
- Многосторонний метод.
Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.
Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.
Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения.
- Метод полной физической реакции.
Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей. Во-вторых, обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.
- Естественный метод.
Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход.
- Активное обучение.
Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический.
- Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.
Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. Актуальны следующие используемые Интернет-технологии.
- Переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты;
- Участие в он-лайн олимпиадах и конкурсах, в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
- Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.
Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.
Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет-технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.
- Создание инновационного пространства в школе № 349.
Основная инновационная работа МО учителей английского языка ведётся по нескольким направлениям.
- Разработка и внедрение элективных курсов на иностранном языке на старшем этапе обучения по темам: «История С.Петербурга», «Культуроведение англоговорящих стран».
- Творческая мастерская театральной студии на английском языке.
- Внедрение программы дополнительного образование «Здравствуй английский!» для 5х- 11х классов.
- Внедрение инновационных технологий обучения (интегрированные уроки, система внеклассных мероприятий, апробация и использование зарубежных УМК, индивидуальная и групповая проектная деятельность учащихся, тьюторство, индивидуальная траектория развития учащихся).
- Проведение диагностики обученности иностранному языку.
- Анализ требований ЕГЭ и общеевропейских компетенций владения иностранным языком.
- Разработка и внедрение мультимедийных продуктов для системной подготовки к ЕГЭ.
- Апробация инновационных форм контроля.
Трансляция опыта.
Формы проведения. | Содержание. | Инициаторы. |
Семинары и конференции. | Технологии подготовки к ЕГЭ(письмо). | Иванова Е.А. Ткачук Н.Е. |
Открытые уроки. | Тематические. | Рябова Е.В. Ткачук Н.Е. |
Мастер-классы. | Индивидуальные и групповые проекты уч-ся 5-11 классов. | Николаева Т.И. Тахистова Н.Ф. |
Он-лайн олимпиады и конкурсы. | Использование электронных словарей. Апробация форм контроля ЗУН. | Ткачук Н.Е. Иванова Е.А. |
Создание инновационных продуктов является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».
Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...
на тему: "Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам"
В век технического прогресса, когда учащиеся имеют доступ к новейшим техническим средствам информации, заинтересовать в обучении иностранному языку обычными, традиционными методами станов...
Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"
Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....
ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий и пути их внедрения в обрзовательный процесс....
Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для для детей с повышенной познавательной деятельностью
Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки спец...
Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.
Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...