Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку
статья по английскому языку на тему

Ткачук НЕ

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций,  одним из которых является  инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение.Статья раскрывает инновационные тенденции в преподавании английского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ № 349 с углубленным изучением английского языка.

Красногвардейский район  г.С.Петербург.

Доклад зам. Директора по УВР, учителя английского языка ВКК,

Ткачук Натальи Егоровны.

Тема: «Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку»

 Санкт – Петербург

2010

  1. Инновационная деятельность в школе.

   Дети  - национальное достояние любой страны и его творческий потенциал. Поэтому, под школьным образованием, согласно образовательной инициативе «Наша новая школа» ,понимают длительный этап обучения человека. А его индивидуальные успехи  рассматриваются как залог долгосрочного развития всей страны. Именно ученик, его личные, предментные и метапредметные результаты лежат в основе стандартов нового поколения. Вот почему  основной задачей каждого педагога является создание условий для качественного формирования общепредметных компетенций и универсальных учебных умений, и их включение в образовательное пространство с дальнейшей социализацией.

Современная школа ищет различные пути реализации своих функций,  одним из которых является  инновационная деятельность. Инновация – нововведение, новшество, изменение. В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретно-исторический характер, то есть может возникать раньше «своего времени», затем может стать нормой или устареть.

    В педагогической науке и практике выделяют несколько стадий развития инноваций.

  • Возникновение или зарождение идеи нового.
  • Перевод идеи в цель.
  • Сбор информации о желаемом образе нового  и

формулировка цели.

  •  Разработка путей реализации цели и проектирование.
  •  Реализация проекта.
  •  Распространение новой практики.
  • Функционирование в новом режиме.

      Источниками зарождения инновационных процессов в практике образовательного учреждения являются:

  • интуиция творческого руководителя, педагога;
  • опыт, рожденный в данной школе;
  • потребности педагогического коллектива работать по-новому;
  • мнение потребителя образовательных услуг.

  1. Инновационные тенденции в преподавании иностранного языка.

   Задача развития, совершенствования, оптимизации методов обучения иностранным языкам всегда была одной из актуальных проблем российского образования. Проведенные исследования педагогической работы в этой области показали, что обучение иностранным языкам в школе сегодня невозможно без инновационной составляющей. В свете современных требований к целям обучения иностранному языку меняется статус как обучаемого, так и преподавателя, которые переходят от схемы “учитель – ученик” к технологии личностно-ориентированного обучения в плотном сотрудничестве.

    Принцип вариативности, провозглашенный в российском образовании, дает возможность средним учебным заведениям выбирать любую модель педагогического процесса, включая авторские. В этих условиях преподавателю иностранного языка предоставлена определенная свобода творчества, свобода выбора инновационных моделей и технологий обучения, без которых немыслим современный образовательный процесс.

Тема нашей инновационной деятельности «Всемирное природное и культурное наследие в школьном образовании». Инновационные явления, порождающие специфику деятельности педагога в современных условиях, обуславливают переход от знаний к личности, от “сообщающих” - к интерактивным методам обучения.

Необходимость поиска путей интенсификации использования инновационных методов обучения обусловили актуальность нашей  работы и определили выбор ее темы. В школе создана целевая программа «Лингвистический центр как эффективное средство развития потенциала школьника». Актуальность программы продиктована  социально-экономическими и политическими изменениями в современном мире, проблемами межнационального взаимодействия, возрастанием интереса к изучению иностранного языка и повышением уровня лингвистической и коммуникативной компетенции.

Программа ориентирована  на:

  • Раннее выявление лингвистических способностей учащихся;
  • Создание комфортных условий для формирования интеллектуального, нравственного и творческого потенциала личности;
  • Формирование качеств, связанных с проектирующей сферой деятельности.

Ключевые проблемы, на решение которых направлена программа:

  • Оптимизация процесса обучения за счёт личностно-ориентированных технологий;
  • Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя.

Ведущей идеей нашей программы является освоение участниками инновационных технологий.

   Одной из эффективных технологий обучения английскому языку в нашей школе является имитационное моделирование. Подобный подход в обучении обеспечивает имитацию элементов профессиональной деятельности, ее типичных и существенных черт. Его применение на занятиях иностранного языка дает возможность формировать навыки и умения общения, развивает привычку самоконтроля, способствует реальной подготовке школьников к предстоящей деятельности и жизни; помогает сделать занятия иностранного языка более живыми, интересными, содержательными, дают возможность школьникам больше и чаще высказывать собственные мнения, выражать чувства, мысли, оценки, т.е. мыслить на иностранном языке.

В качестве приемов, обеспечивающих повышение профессиональной направленности изучения иностранного языка, применяются: диалог по поводу профессиональной информации, прочитанной на иностранном языке, анализ социальных и профессиональных ситуаций, выполнение школьниками творческих заданий с профильным содержанием, игровые ситуации, ролевые игры, викторины олимпиады, конкурсы.

Эффект применения инновационных технологий с целью повышения профессиональной направленности изучения иностранного языка в школе, как показывает практика, наиболее заметен, когда они применяются в системе занятий, обеспечивая овладение целым комплексом умений, закладывая результативную базу для его эффективной профилизации в жизни.

Наиболее распространённые инновационные методы обучения иностранному языку направлены на более эффективное развитие  и адаптацию личности (как социальную, так и профессиональную) в рамках сегодняшнего быстроменяющегося общества.

  1. Многосторонний метод.

   Иностранный язык не может быть заучен через механическое запоминание, т.к. создается индивидуально каждым. Таким образом, должны быть сведены к минимуму тренировочные упражнения в пользу спонтанной речи обучаемых.

    Грамматика, как и словарь, преподаются размеренными порциями в строгой логической последовательности: каждое последующее занятие должно увеличить уже имеющийся запас.

   Все четыре вида речевой деятельности должны присутствовать одновременно в процессе обучения.

  1. Метод полной физической реакции.

Данный метод основан на двух основных предпосылках. Во-первых, на том, что навыки восприятия иностранной устной речи должны предшествовать развитию всех остальных навыков, как это происходит у маленьких детей.  Во-вторых, обучаемые никогда не должны подталкиваться к устной речи до того момента, пока они сами не почувствуют, что готовы к ней.

  1. Естественный метод.

Целью обучения является достижение обучающимися среднего уровня владения иностранным языком. С точки зрения педагогики, главными составляющими инновационного подхода к обучению являются деятельностный подход.

  1. Активное обучение.

Основной принцип в том, что обучаемый сам творец своего знания. Активное обучение является, безусловно, приоритетным на современном этапе преподавания иностранного языка. Преподавание иностранного языка в школе с использованием инновационных технологий предполагает введение ряда психологических подходов, таких как: когнитивный, позитивный, эмоциональный, мотивационный, оптимистический, технологический.

  1. Преподавание иностранного языка с использованием сети Internet.

Применение Интернет-технологий на занятиях по иностранному языку является эффективным фактором для развития мотивации обучаемых. В большинстве случаев ребятам нравится работать с компьютером. Так как занятия проходят в неформальной обстановке, школьникам предоставлены свобода действий, и некоторые из них могут “блеснуть” своими познаниями в сфере ИКТ. Актуальны следующие используемые Интернет-технологии.

  • Переписка с жителями англо-говорящих стран посредством электронной почты;
  • Участие в он-лайн олимпиадах и  конкурсах, в международных Интернет-конференциях, семинарах и других сетевых проектах подобного рода;
  • Создание и размещение в сети сайтов и презентаций – они могут создаваться совместно преподавателем и обучаемым. Кроме того, возможен обмен презентациями между преподавателями из разных стран.

Как показывает педагогический опыт, работа по созданию Интернет-ресурсов интересна учащимся своей новизной, актуальностью, креативностью. Организация познавательной деятельности учеников в малых группах дает возможность проявлять свою активность каждому ребенку.

Однако надо отметить, что информационные технологии, Интернет-технологии – это отнюдь не панацея на пути повышения мотивации и самостоятельности обучаемых в процессе изучения иностранного языка в познавательном процессе. Для достижения максимального эффекта необходимо использование широкого спектра инновационных, медиаобразовательных технологий в обучающем процессе.

  1. Создание инновационного пространства в школе № 349.

Основная инновационная работа МО учителей английского языка ведётся по нескольким направлениям.

  • Разработка и внедрение элективных курсов на иностранном языке на старшем этапе обучения по темам: «История С.Петербурга», «Культуроведение англоговорящих стран».
  • Творческая мастерская театральной студии на английском языке.
  • Внедрение программы дополнительного образование «Здравствуй английский!» для 5х- 11х классов.
  • Внедрение инновационных технологий обучения (интегрированные уроки, система внеклассных мероприятий, апробация и использование зарубежных УМК, индивидуальная и групповая проектная деятельность учащихся, тьюторство, индивидуальная траектория развития учащихся).
  • Проведение диагностики обученности иностранному языку.
  • Анализ требований ЕГЭ и общеевропейских компетенций владения иностранным языком.
  • Разработка и внедрение мультимедийных продуктов для системной подготовки к ЕГЭ.
  • Апробация инновационных форм контроля.

Трансляция опыта.

Формы проведения.

Содержание.

Инициаторы.

Семинары и конференции.

Технологии подготовки к ЕГЭ(письмо).

Иванова Е.А.

Ткачук Н.Е.

Открытые уроки.

Тематические.

Рябова Е.В.

Ткачук Н.Е.

Мастер-классы.

Индивидуальные и групповые проекты уч-ся 5-11 классов.

Николаева Т.И.

Тахистова Н.Ф.

Он-лайн олимпиады и конкурсы.

Использование электронных словарей.

Апробация форм контроля ЗУН.

Ткачук Н.Е.

Иванова Е.А.

Создание инновационных продуктов является одним из приоритетных направлений работы нашей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в формировании исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку».

Проведенное исследование посвящено выявлению условий организации проектной деятельности в целях формирования исследовательских умений учащихся в процессе обучения иностранному языку.В первой тео...

на тему: "Приемы вовлечения в интерактивную деятельность в процессе обучения иностранным языкам"

В век технического прогресса, когда учащиеся имеют доступ к новейшим техническим средствам информации, заинтересовать в обучении иностранному языку обычными, традиционными методами станов...

Презентация к дипломной работе на тему: "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"

Презентация к дипломной работе на тему : "Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку"...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа.

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку. Дипломная работа....

ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Статья посвящена использованию современнных инновационных технологий  и пути их внедрения в обрзовательный процесс....

Успешные практики применения инновационных технологий в процессе обучения английскому языку для для детей с повышенной познавательной деятельностью

Статья посвящена вопросам организации интегрированного обучения. Особый акцент сделан на то, что преподавание информатики и английского языка для интеллектуально развитых детей требует разработки спец...

Роль и место игровой деятельности в процессе обучения иностранному языку на начальном этапе.

Общепринятое требование к обучению иностранного языка в общеобразовательной школе заключается в том, что язык должен усваиваться ребенком осознанно, обучение не должно превращаться в скучный имитативн...