Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования
методическая разработка по английскому языку (11 класс) по теме

Работа  по теме "Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования" состоит из теоретической и двух практических частей, демонстрирующих то, как этот материал отображается и применяется в УМК "Spotlight" 11.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на собрании ГМО города Электросталь

Тема: «Механизм вероятностного прогнозирования  в процессе аудирования».

                                                                 

                                   Московская область                                                                                                                                                                                  
                                  г. Электросталь

                                   МОУ «Лицей №14»

                                   учитель английского  

                                   языка

                                   Тимошина Татьяна

                                   Валериевна

  1. Понятие аудирования и основные аудитивные умения

Главной целью обучения иностранному языку в средней школе является подготовка учащихся к более или менее адекватному речевому общению в естественных условиях. В связи с этим следует отметить, что процесс общения состоит из двух взаимосвязанных видов коммуникативной деятельности – говорения и аудирования. Через аудирование осуществляется освоение не только нового лексического и грамматического материала, но и знакомство с культурными традициями страны изучаемого языка, а также расширение общего кругозора. Следовательно, обучение аудированию является одной из главных задач в процессе преподавания иностранного языка.

В современной методической литературе существует большое количество определений понятия «аудирование». Аудирование определяется как:

- понимание речи на слух [10, c. 183];

- процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации [6, c. 238];

- перцептивная, мыслительно-мнимическая деятельность, осуществляемая в результате выполнения целого ряда сложных логических операций таких, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, абстракция, конкретизация и др. [1, c. 213].

- сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность, связанная с восприятием, пониманием и активной переработкой информации, содержащейся в устном речевом сообщении [1, c. 161]. Все эти определения в сумме дают более или менее исчерпывающее представление о коммуникативной деятельности и психических механизмах, обеспечивающих ее.

В современной методике аудирование может выступать как цель, и как средство обучения. Для того, чтобы научить учащихся правильно слышать и точно понимать услышанное, необходимо развивать у них соответствующие умения [8, c. 190]. Процесс формирования и развития у учащихся основных аудитивных умений выступает в качестве цели обучения аудированию. Процесс аудирования складывается из следующих основных умений:

● умение прогнозировать содержание аудиотекста;

● умение извлекать конкретную информацию из текста;

● умение составлять общее представление об услышанном;

● умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора;

● умение понять значение незнакомых слов в тексте на основе контекста [1, c. 182-188].

Аудирование как средство обучения предполагает, что с помощью предъявляемого текста учащиеся знакомятся с новыми фактами, с новым языковым и речевым материалом. Многие тексты для аудирования обладают потенциальной познавательной значимостью: они имеют занимательную фабулу, сосредотачивают внимание школьников на развитии действия или несут новую для учащихся информацию [4, c. 31]. Также процесс аудирования может выступать в качестве средства ознакомления с новым языковым материалом, в качестве средства обучения другим видам речевой деятельности, а также как средство контроля и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

С методической точки зрения механизм аудирования связан с умением предвосхитить смысловую структуру аудиотекста. Данный механизм основан на выдвижении учащимися, воспринимающими текст, наиболее вероятных гипотез относительно смысловой структуры текста, и последующего их подтверждения или отклонения в процессе восприятия [3, с. 86]. Под смысловой структурой текста мы понимаем основное содержание текста, основные темы и идеи, затронутые в нем. Предположения относительно смысловой структуры строятся на основе личного опыта учащихся, а также на основе владения языковым материалом. Несформированность данного механизма является одним из факторов, затрудняющих процесс понимания звучащего текста.

Подводя итог, отметим, что с точки зрения методики аудирование – это процесс целенаправленного слушания аудиотекста и вычленения необходимой информации для ее последующего воспроизведения. Одним из механизмов, определяющих успешность процесса аудирования, является механизм вероятностного прогнозирования, или антиципации. Далее целесообразным представляется рассмотреть основные этапы прогнозирования смысловой структуры текста.

  1.  Виды прогнозирования смысловой структуры текста

1. Прогнозирование на предтекстовом этапе

В данном параграфе особое внимание будет уделено процессам механизма вероятностного прогнозирования с точки зрения обучения аудированию как виду коммуникативной деятельности. Анализ литературы, в которой затрагивается вопрос о данном механизме, позволяет говорить о существовании двух видов прогнозирования, отличающихся друг от друга:

1) прогнозирование на предтекстовом этапе,

2) прогнозирование на этапе предъявления аудиотекста.

Рассмотрим их подробнее.

На предтекстовом этапе происходит прогнозирование содержания аудиотекста. Содержание, или смысловая структура текста, может быть внутренней и внешней. Внутренняя композиция отражает смысловое, логическое начало, а внешняя – особенности построения текста. В качестве смыслового начала рассматривают тему, идею и проблемы, рассматриваемые в тексте [11, c. 37; 24]. Предвосхищение смысловой структуры текста может происходить на основе заголовка текста, установки учителя и предтекстовых упражнений.

Прогнозирование на основе заголовка текста является эффективным, если заголовок совпадает с темой текста и напрямую отражает то, о чем пойдет речь в тексте. Умения предвосхитить содержание текста по заголовку существенно облегчает процесс аудирования, поскольку учащиеся по названию текста могут с большей вероятностью прогнозировать общую тематику предъявляемого текста, основные проблемы, затрагиваемые в связи с темой текста, а также возможные пути их решения. С точки зрения методики в данной ситуации целесообразно было бы обсудить возможную смысловую структуру текста, основываясь на его заголовке. Это значит, что перед прослушиванием текста учителю следует задать учащимся ряд вопросов, в ответах на которые учащиеся рассказали бы о своих ассоциациях относительно заголовка текста, и тем самым предвосхитили содержание текста.

Встречаются случаи, когда заголовок текста не отражает напрямую содержание текста и причина того, почему текст имеет именно такой заголовок, становиться полностью понятной только после прослушивания текста.

Установка играет очень важную роль, так как она ориентирует на результат аудирования: прослушать текст, понять его общее содержание, ответить на вопросы. Установка ориентирует учащихся на сознательное и целенаправленное извлечение информации. Помимо этого, учитель на этапе предъявления установки может снять возможные трудности и потенциальные сложности, с которыми могут столкнуться учащиеся во время прослушивании текста. Для этого перед предъявлением текста учителю необходимо кратко изложить основную тему или ввести учащихся в проблематику текста, поскольку знание темы также создает в самом начале восприятия текста определенную семантическую установку, на фоне которой слушающий в состоянии восполнить пробелы, возникающие из-за незнания материала, невнимательности, нечеткости артикуляции или быстрого темпа. [11, c. 88].

Рассмотрим несколько возможных типов заданий для дотекстового (before listening) этапа работы.

1. Обсуждение вопросов и утверждений до прослушивания текста.

2. Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста.

Во время предъявления установочного текста и заголовка у учащихся происходит активизация работы долговременной памяти. Учащиеся концентрируются не только на необходимом в данной ситуации лексическом и грамматическом материале, хранящимся в долговременной памяти, но и на необходимых фоновых знаниях, которыми учащиеся владеют в связи с данной тематикой. Под фоновыми знаниями принято понимать ту информацию и опыт, которые человек приобретает в процессе жизни [6, c.243]. Также к фоновым знаниям относятся знания общественных норм и ценностей, т.е. знание того, что в каждой конкретной ситуации считается общепризнанным или отвергаемым [9, с. 212]. Чем богаче знания о мире, о конкретной теме или ситуации, тем выше способность ученика предугадывать содержание и использовать контекстные подсказки.

Таким образом, на предтекстовом этапе прогнозирование смысловой структуры аудиотекста происходит на основе заголовка текста, установки учителя и дотекстовых упражнений. Прогнозирование содержания текста может происходить не только перед предъявление текста, но и в процессе слушания. Данные вопрос будет рассмотрен в следующем параграфе.


2. Прогнозирование на уровне предъявления текста

В данном параграфе мы рассмотрим основные способы прогнозирования смысловой структуры текста, имеющие место непосредственно во время процесса аудирования.

С точки зрения психолингвистики успешность аудирования определяется не только сформированностью аудитивных навыков, но и подбором материала для аудирования. В целом при отборе аудиотекста следует учитывать следующие требования. Смысловая структура текста должна быть последовательна и логична, содержание текста должно быть информативно и познавательно. Тексты для аудирования необходимо подбирать таким образом, чтобы они основывались на актуальных для данного периода развития общества проблемах, а также содержали информацию об основных реалиях страны изучаемого языка, основывались на национальных традициях построения речевого произведения, тем самым обогащая опыт учащихся [7, c. 11]. Также текст должен содержать известные элементы, позволяющие ученикам соотносить содержание текста с их собственным опытом, и неизвестные элементы, стимулирующие их интерес и любознательность. Лингвистический уровень текста должен соответствовать уровню языковой подготовки учащихся относительно типа текста. Также учащиеся должны быть знакомы со смысловой структурой текста (является ли текст описанием, объявлением, диалогом, научным докладом), чтобы они могли использовать знания и умения на родном языке [6, c. 247].

На данном этапе механизм прогнозирования включает в себя умения предвосхитить элементы языка на разных уровнях: на уровне фонемы, слога, слова, фразы, предложения [11, c. 79] . Чем шире контекст и сложнее структура целого сообщения, тем больше успешность аудирования зависит от вероятностной оценки всего сообщения.

На фонетическом уровне успешность предвосхищения определяется знанием вероятностной звуковой последовательности и сводится к выбору оптимального решения о звуке. На данном уровне следует выделять такие признаки, как долгота и краткость, глухость и звонкость, по которым можно опознать фонему. На уровне предложения нужно зафиксировать признаки, по которым определяется коммуникативный тип предложения.

Умения прогнозирования последующего элемента в тексте, как и любые другие умения, требуют специального формирования и развития. В методической литературе существует ряд упражнений, помогающих развить умения прогнозирования на разных уровнях. Рассмотрим некоторые из них.

  1.  Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования

К основным упражнениям, помогающим развивать умения прогнозирования на различных уровнях, относятся следующие.

1) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне фонемы.

А) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например:

tele... (television), hand... (handsome), help... (helpful)

B) Учитель произносит конец слова, учащиеся восстанавливают его начало:

... port (transport, airport), ... hood (brotherhood), ...dom (kingdom)

С) Учитель просит детей прослушать пары слов и дифференцировать их звуковые формы:

code – coat; wrote – road, foot – food, white – wide, pride- bride

2) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне слова и словосочетания.

Прогнозирование на уровне слова и словосочетания связано с тем, что каждая единица языковой системы обладает специфической вероятностной связью [5, c. 242], или семантической сочетаемостью [2, c. 357]. Таким образом, понимание слов зависит от умения соотносить значения слов. Известно, что в синтагматической цепочке лексические единицы могут сочетаться со строго определенными компонентами, и, имея определенный языковой опыт, нетрудно догадаться, каким словом завершится та или иная фраза. Владение навыком сочетаемости слов способствует успешности лингвистического прогнозирования. Зная правила сочетаемости лексических единиц, ученики с большей или меньшей степенью вероятности могут прогнозировать содержание поступающей информации, поскольку сочетаемость слов в языке ограничена [6, c. 243].

Сочетаемость слов определяется грамматическими характеристиками слов и общим контекстом. Например, слово передача может сочетаться с прилагательными интересная, затянутая, познавательная и др., слово весна сочетается с прилагательными ранняя, холодная, дождливая и др. Контекстуальную зависимость элементов можно продемонстрировать в следующем примере: еще утром светило яркое … (солнце). В данном случае опущенное слово солнце легко восстановить на основе контекста. Умение прогнозировать на уровне слова и словосочетания можно развить с помощью следующих упражнений.

  1. Учитель называет слово и учащиеся пытаются подобрать к нему подходящие по смыслу слова:

nasty ... (weather), a pretty ... (girl), red... (flower)

B) Учитель называет слово, учащиеся пытаются подобрать слова, с которыми данное слово ассоциируется. Данный тип упражнения носит название ассоциограммы. Например, учащимся предстоит прослушать текст о футболе как об одном из популярных видов спорта в Англии. Перед прослушиванием учитель предлагает назвать все слова, которые ассоциируются с понятием «футбол». Учитель записывает на доске слово «футбол», учащиеся называют слова, ассоциирующиеся с ним.рование смысловой


                                         Football

forward                                                         gate

goal                 ball         backward

3) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне предложения. Основой данного вида прогнозирования является умение сохранить в памяти следы от серии слов и умение соотносить их по смыслу.

А) Учитель дает начало предложения, учащиеся заканчивают его.

He was afraid of ... (being alone, spiders).

He was upset ... (because he failed his exam, by her words).

B) Учитель называет реплику, учащиеся дают либо последующую, либо предшествующую ей реплику:

It was raining heavily. (So I didn't go for a walk).

(I was very tired after the journey). I decided to sleep for a while.

4) Упражнения, направленные на прогнозирование на уровне текста. Для прогнозирования на уровне текста необходимы направленность внимания, интерес к теме сообщения, определенная скорость мыслительной переработки информации. На данном этапе возможны следующие типы упражнений:

А) Учитель начинает рассказ, учащиеся заканчивают его.

В) Учитель предъявляет рассказ по частям, после каждой части ученики предвосхищают развитие следующих событий.

Подводя итог данной главы, отметим, 1) что вероятностное прогнозирование предполагает знание языковых средств и правил оперирования ими. Чем прочнее лексические и грамматические навыки учащихся, чем лучше учащиеся знают типовые речевые ситуации и владеют речевыми моделями, тем проще им распознавать их со слуха. Из этого следует, 2) что прогнозированию следует обучать на всех уровнях, поскольку это развивает умения учащихся воспринимать и понимать смысловую структуру аудиотекста.

  1. Анализ учебно-методического комплекса  «Spotlight» 11/ «Английский в фокусе» 11 под редакцией О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева.

Обучение аудированию занимает существенное место в процессе обучения. Работа с аудиотекстами организована с учетом того, что в 11 классе развиваются и совершенствуются сформированные навыки и умения в данном виде коммуникативной деятельности. В каждом цикле уроков имеются специальные тексты для аудирования, которые усложняются за счет включения нового лексического и грамматического материала.

Рассмотрим несколько разделов в данном УМК, содержащих упражнения на аудирование (listening), с точки зрения установки, предтекстовых упражнений на снятие трудностей и способов контроля, и представим это в виде таблицы.

        

Структура задания

Пример

Module I. Lesson 1b. (p.12)  

  1. Введение в проблематику текста.                              

__________

  1. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста.

Look at the form. What is it for?

  1. Установка на прослушивание.

Now listen and fill in the gaps. (1-6)

  1. Контроль понимания.

Понимание контролируется с помощью таблицы, в которой по мере прослушивания  текста требуется восстановить пропущенную информацию.

Module I. Culture Corner. (p. 21)

  1. Введение в проблематику текста.

 

______________

  1. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста.

Look at the pie chart. What information does it give us about the ethnic population in Britain?

  1. Снятие трудностей понимания текста.

Explain the words in bold. Make sentences using them.

  1. Установка на прослушивание.

Listen to the text and say who does so?

Listen to the text again and then work in groups of four. You are an interviewer; the others are the teens in the text. Write questions and interview them.

  1. Контроль понимания.

Понимание контролируется с помощью составленного ребятами полилога.

Module II. Lesson 2b. (p. 30)

  1. Введение в проблематику текста.

Listen to a radio interview with some teenagers talking about peer pressure.

  1. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста.

__________

  1. Установка на прослушивание.

Number the statements below in the order you hear them. There is one extra statement you do not need.

  1. Контроль понимания.

Понимание контролируется путем проверки в какой последовательности  отмечены предложенные высказывания.

Module III. Lesson 3a.

  1. Введение в проблематику текста.

____________

  1. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста.

Read the title of the text and the headings below. What do you think the text is about?

  1. Установка на прослушивание.

Listen and check.

  1. Контроль понимания.

Понимание контролируется путем озвучивания выбора названия текста.

Анализ УМК «Spotlight» 11 показал, что задания, направленные на развитие навыков аудирования,  в значительной степени подготавливают учащихся к восприятию текста, поскольку содержат  упражнения, направленные на прогнозирование смысловой структуры текста. В учебнике предусмотрены предтекстовые упражнения, нацеленные на снятие возможных грамматических и содержательных трудностей. Более того, необходимо отметить то, что довольно часто аудирование сопровождается наглядным предъявлением текста, или чтение данного текста предшествует его прослушиванию. Это позволяет учащимся лучше и более детально понять смысловую структуру аудиотекста.

В целом, данный УМК в достаточной мере реализует потребности учащихся в аудировании.

       

  1. Практическая часть.

Фрагмент урока по аудированию.

Характеристика учащихся.

Возраст учащихся – 17 лет.

Учащиеся учатся в 11 классе общеобразовательной школы.

Учащиеся обладают устойчивым вниманием и достаточным объемом долговременной памяти.

Учащиеся умеют составлять небольшие монологические высказывания по теме с использованием изученного лексического и грамматического материала, а также воспринимать на слух и понимать иноязычную речь, построенную на программном языковом материале.

Учащиеся владеют небольшим запасом слов и словосочетаний по теме «Ecology» и умеют употреблять их в монологических и диалогических высказываниях с предварительной подготовкой.

Роль учителя.

Учителю необходимо снять имеющиеся языковые и содержательные трудности перед восприятием текста.

Поднять мотивацию учащихся на прослушивание текста. Для этого учитель выбирает такую тему текста для аудирования, которая:

- соответствует  возрастным особенностям учащихся,

- является актуальной на современном этапе развития общества,

- содержит соответствующий уровню подготовки языковой материал,

- апеллирует к личному опыту учащихся.

Учащиеся обучаются по УМК «Spotlight» 11 под редакцией О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева.

Тема урока: «Relationships», подтема: «Go Green».

Средства обучения: магнитофон, раздаточный материал.

Задачи фрагмента урока по аудированию.

  1. Организовать аудирование учащимися текста, включающего 5% незнакомых слов, содержащего новую информацию о способах, как сделать окружающую природу более чистой и зеленой.
  2.  Организовать контроль понимания прослушанного текста.

  1. Последовательность работы с аудиотекстом.

Действия учителя

Речь учителя

Речь учащихся

  1. Установка учителя.

Today, children, we are going to listen to several texts about the ways people can make neighbourhood cleaner and greener.

Close your eyes, listen to the music and think of your neighbourhood on Monday morning. What can you see, hear, smell? How does the scene make you feel?

Which adjectives best describe your neighbourhood? Use your own ideas as well. Give reasons.

Green, clean, crowded, dark, polluted, dirty, pleasing, noisy, quiet, peaceful.

Учащиеся отвечают на 2 вопроса.

P1: on Monday morning I can see (hear, smell) … I feel…

Учащиеся отвечают на поставленный вопрос.

My neighbourhood is rather green, and clean, but during the weekends when most people are at home it can be rather crowded and noisy. And on working days when people are at work my neighbourhood is usually quiet and peacesful.

  1. Снятие языковых и содержательных трудностей.

Before we start listening to these three texts, I would like to ask you some questions.

Look at the blackboard and tell me what associations you have with the word «ecology».

Учитель заносит слова в свободные ячейки.

Very good! Now open your books at page 23 and look at the leaflet. Let`s discuss these questions. It will help you to understand the texts better while you are listening to them. Questions for discussion.

  1. What is the leaflet about?
  2. What is its purpose?
  3. What do you know about the main sources of pollution?
  4. Do you know any organizations which work to protect our nature?
  5. How can we save our environment from pollution?

Use a dictionary and explain the words in bold, and then use some of them in sentences of your own.

P1: I`m sure this word is connected with the noun «pollution».

P2: «greenhouse effect».

P3: «carbon dioxide».

P4: «fresh air».

P5: «raw materials».

P6: «recycling».

P1: The leaflet is about recycling of different types of materials to save limited raw materials.

P2: The second leaflet is about removing litter from our streets with the help of the people who live in this neighbourhood.

P3: I think that the third text is about planting more trees and flowers in the area.

P4: I`m sure that the purpose of these leaflets is to encourage people of every neighbourhood to do their best to improve the area and make it cleaner and greener.

P5: Factories pollute the air and water with industrial waste and harmful fumes. People throw litter and rubbish to the ground.

P6: Cars produce exhausted fumes.

P7: Ships with oil cause a lot of water pollution.

P8: I know such an organization as Green Peace, which works to protect our nature.

P9: All of us can do something to save the environment. In particular, we mustn`t throw litter to the ground.

Secondly, we should set up filters in our cars.

Thirdly, we should plant a lot of trees and flowers.
Учащиеся находят значение каждого слова и словосочетания, которые выделены жирным шрифтом, в англо-английском словаре и составляют  с ними предложения.

(Примерные предложения учащихся).

  1. I`ll set up an appointment for you.
  2. We took turns to clean up the room.
  3. He must save the limited raw materials.
  4. We must preserve landfill space to make our planet cleaner.
  5. You should reduce the quality of my purchases.
  6. Greenhouse gases pollute our environment.
  7. It`s a time-consuming process to remove litter from our polluted streets.
  8. He sent a letter to the council to complain about the noise.
  9. You must remove litter from our neighbourhood.
  10. Don`t waste your money of that junk.
  11. I`m sick and tired of you.
  12. I`m fed up with leaving in a concrete jungle.
  13. The pump filters out mud.
  1. Установка на прослушивание.

Listen to the texts and list some ways of making your neighbourhood greener. How does the writer support his suggestions?

  1. Предъявление аудиотекста.

Listen to the text.

(см. приложение 1)

  1. Проверка понимания прослушанного.

Now list some ways of making your neighbourhood greener.

Учащиеся отвечают на вопросы.

P1: We should get together with our neighbours and start a community recycling programme.

Set up bottle, paper, plastic, aluminum and clothing recycling banks and take turns to take everything to a local recycling point.

P2: In this way you`ll save limited raw materials and preserve landfill space and reduce the greenhouse gases that they produce.

P3: We should organize a litter collection day in our neighbourhood.

P4: We should get some bin bags and see who can fill the most.

P5: We should organize teams and get planted in your area today.

P6: We should ask our local council for permission to plant trees and flowers along roadsides.

  1. Установка на вторичное прослушивание.

Now look at the sheet of paper I`ve just given you. Here you can see the multiple choice questions. Listen to the text again and think of the best alternative A, B or C.

(см. Приложение 2)

  1. Вторичное предъявление текста.

Listen to the text and be very attentive while doing the task. Make the right choice.

Учащиеся второй раз слушают текст и выполняют задание на множественный выбор.

  1. Проверка понимания.

Let`s check your answers.

Учащиеся проверяют задание.

  1. Заключение
  1. В заключение, необходимо отметить, что аудирование, как один из видов коммуникативной деятельности, играет важную роль в процессе преподавания иностранных языков.
  2. Обучение аудированию повышает не только уровень иноязычной речевой деятельности, но и оказывает положительное действие на родной язык. Вследствие этого повышается культура речевой деятельности и общения как на родном, так и на иностранном языке.
  3. В процессе обучения аудированию учитель должен сформировать и развить у учащихся умения составлять общее представление об услышанном, извлекать конкретную информацию из текста в соответствии с поставленной задачей, отделять главное от второстепенного, понимать значение незнакомых слов на основе контекста. Развитие данных умений возможно на основе обучения учащихся вероятностному прогнозированию.
  4. Механизм вероятностного прогнозирования предполагает умение прогнозировать содержание аудиотекста на основе имеющихся лингвистических и коммуникативных знаний, а также на основе имеющегося у учащихся опыта. С методической точки зрения развитие данного механизма происходит  с помощью специально подобранных упражнений.
  5. В ходе исследования было установлено, что обучать аудированию и прогнозированию надо с учетом того, что прогнозирование содержания текста происходит на двух этапах – на предтекстовом этапе, а также на этапе предъявления текста. На предтекстовом этапе учащиеся обучаются прогнозировать смысловую структуру аудиотекста на основе установки, предъявляемой учителем, на основе заголовка текста и предтекстовых упражнений. На этапе обучения непосредственному восприятию текста сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предвосхитить последующую фонетическую, лексическую или грамматическую единицу.
  6. В целом, умение прогнозировать смысловую структуру текста является одним из основных умений в процессе аудирования , и обучение аудированию на основе прогнозирования смысловой структуры способствует развитию не только аудитивных навыков, но и всех видов речевой деятельности в целом.

Список литературы

1. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. – М., 2004. – 336с.

2. Жинкин Н.И. Механизм речи. – М., 1958.

3. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М., 1991. – 222с.

4. Карих Т.В. Повышение эффективности обучения аудированию на уроках английского языка. // Иностранные языки в школе. – 1991. - №1. – с. 31-36.

5. Лурия А.Р. Язык и сознание. – М., 1979. – 320с.

6. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе. Отв. редактор В.М. Филатов. – Ростов н/Дону АНИОН, 2003. – 416с.

7. Насонович Е.В. Параметры аутентичного учебного текста. //Иностранные языки в школе. – 1999. - №1. – С.11-18.

8. Общая методика обучения иностранным языкам. Отв. Ред А.А. Леонтьев. – М.: Русс.яз., 1991. – 360с.

9. Основы методики преподавания иностранных языков. Ред. А.В. Бухбиндер. – Киев: Высшая школа, 1986. – 334с.

10. Рогова Г.В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. – М., 1991. – 287с.

11. Содержание обучения иностранным языкам в средней школе: организация речевой деятельности. Отв. Ред. А.Д. Климентенко. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.

Приложение №1

Be Neighbourly.  Go Green!

There`s plenty you can do to make your neighbourhood a cleaner, greener place!

Recycling… It starts with YOU!

As the saying goes, there is strength in numbers! So how about getting together with your neighbours and starting a community recycling programme? You could set up bottle, paper, plastic, aluminium and clothing recycling banks and take turns to take everything to a local recycling point. In this way, your community will be helping to save limited raw materials. You will also help preserve landfill space and reduce the greenhouse gases that they produce.

Bin it, don`t drop it!

Have you ever considered how time-consuming it is for local councils to remove litter from our streets? Or how much money it wastes that could be better spent of other services? Organise a litter collection day in your neighbourhood. Get some bin bags and see who can fill the most! Once a few of you take action, others will quickly join in!

Get growing!

Sick and tired of living in a concrete jungle? Flowers, plants and trees make our communities more welcoming places to live in. They also improve air quality by filtering out pollutants and creating places for small animals and insects to live in. So, organize teams and get planting in your neighbourhood today! Ask your local council  for permission to plant trees and flowers along roadsides. Don`t forget, every little  bit helps!

Приложение №2

Complete the sentences choosing the correct alternative.

  1. You could set up …
  1. bottle, paper, plastic aluminum and clothing recycling banks.
  2. a factory.
  3. landfill space.
  1. You should organize …
  1. an anti-litter programme.
  2. a litter collection day.
  3. a sports competition.
  1. Ask  your local council for …
  1. help.
  2. permission to plant flowers at home.
  3. permission to plant trees and flowers along the roads.

                                                                   


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования

Слайд 2

Механизм вероятностного прогнозирования в процессе аудирования Понятие аудирования Основные аудитивные умения Виды прогнозирования смысловой структуры текста Упражнения, помогающие развивать умения прогнозирования Применение механизма вероятностного прогнозирования в процессе аудирования в УМК « Spotlight » 11/ «Английский в фокусе» 11 под редакцией О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. Практическая часть Выводы

Слайд 3

Понятие « аудирование » понимание речи на слух процесс восприятия звучащей речи, предполагающий слушание, понимание и интерпретацию воспринимаемой на слух информации перцептивная , мыслительно-мнемическая деятельность сложная рецептивная мыслительно-мнемическая деятельность

Слайд 4

Основные аудитивные умения ● умение прогнозировать содержание аудиотекста ● умение извлекать конкретную информацию из текста ● умение составлять общее представление об услышанном ● умение распознавать отношение говорящего к предмету разговора ● умение понять значение незнакомых слов в тексте на основе контекста

Слайд 5

Виды прогнозирования смысловой структуры текста Прогнозирование на предтекстовом этапе Прогнозирование на уровне предъявления текста

Слайд 6

Прогнозирование на предтекстовом этапе Прогнозирование содержания аудиотекста внутреннее содержание (смысловое, логическое начало) внешнее содержание (особенности построения текста) тема идея проблемы

Слайд 7

Предвосхищение смысловой структуры текста На основе: Заголовка текста Установки учителя Предтекстовых упражнений Обсуждение вопросов и утверждений до прослушивания Краткое изложение основной темы учителем, введение в проблематику текста

Слайд 8

Механизм прогнозирования включает умения предвосхитить элементы языка на разных уровнях: Фонема Слог Слово Фраза Предложение Прогнозирование на уровне предъявления текста

Слайд 9

Упражнения на развитие умения прогнозирования На уровне фонемы A) Учитель произносит начало слова, учащиеся его заканчивают, например: tele ... (television), hand... (handsome), help... ( helpful ) B ) Учитель произносит конец слова, учащиеся восстанавливают его начало: ... port (transport, airport), ... hood (brotherhood), ... dom (kingdom) С) Учитель просит детей прослушать пары слов и дифференцировать их звуковые формы: code – coat; wrote – road, foot – food, white – wide, pride- bride

Слайд 10

Упражнения на развитие умения прогнозирования На уровне слова и словосочетания A) Учитель называет слово и учащиеся пытаются подобрать к нему подходящие по смыслу слова: nasty ... (weather), a pretty ... (girl), red... ( flower ) B ) Учитель называет слово, учащиеся пытаются подобрать слова, с которыми данное слово ассоциируется football goal ball gate backward

Слайд 11

Упражнения на развитие умения прогнозирования На уровне предложения А) Учитель дает начало предложения, учащиеся заканчивают его. He was afraid of ... (being alone, spiders). He was upset ... (because he failed his exam, by her words). B ) Учитель называет реплику, учащиеся дают либо последующую, либо предшествующую ей реплику: It was raining heavily. (So I didn't go for a walk). (I was very tired after the journey). I decided to sleep for a while.

Слайд 12

Упражнения на развитие умения прогнозирования На уровне текста А) Учитель начинает рассказ, учащиеся заканчивают его. В) Учитель предъявляет рассказ по частям, после каждой части ученики предвосхищают развитие следующих событий.

Слайд 13

Применение механизма вероятностного прогнозирования в процессе аудирования в УМК « Spotlight » 11/ «Английский в фокусе» 11 под редакцией О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева. Структура задания Пример Module I. Lesson 1b. (p.12) Введение в проблематику текста. __________ 2. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста. Look at the form. What is it for? 3. Установка на прослушивание. Now listen and fill in the gaps. (1-6) 4. Контроль понимания. Понимание контролируется с помощью таблицы, в которой по мере прослушивания текста требуется восстановить пропущенную информацию.

Слайд 14

Module II. Lesson 2b. (p. 30) 1. Введение в проблематику текста . Listen to a radio interview with some teenagers talking about peer pressure. 2. Задание на прогнозирование смысловой структуры текста. _____________ 3. Установка на прослушивание . Number the statements below in the order you hear them. There is one extra statement you do not need. 4. Контроль понимания . Понимание контролируется путем проверки в какой последовательности отмечены предложенные высказывания.

Слайд 15

Практическая часть Тема урока : «Relationships», подтема : «Go Green». Средства обучения : магнитофон, раздаточный материал. Задачи фрагмента урока по аудированию . 1. Организовать аудирование учащимися текста, включающего 5% незнакомых слов, содержащего новую информацию о способах, как сделать окружающую природу более чистой и зеленой. 2. Организовать контроль понимания прослушанного текста.

Слайд 16

Последовательность работы с аудиотекстом 1 . Установка учителя Today, children, we are going to listen to several texts about the ways people can make neighbourhood cleaner and greener. Close your eyes, listen to the music and think of your neighbourhood on Monday morning. What can you see, hear, smell? How does the scene make you feel? Which adjectives best describe your neighbourhood ? Use your own ideas as well. Give reasons. Green, clean, crowded, dark, polluted, dirty, pleasing, noisy, quiet, peaceful.

Слайд 17

Снятие языковых и содержательных трудностей Before we start listening to these three texts, I would like to ask you some questions. Look at the blackboard and tell me what associations you have with the word «ecology». ecology

Слайд 18

Now open your books at page 23 and look at the leaflet. Let`s discuss these questions. Use a dictionary and explain the words in bold, and then use some of them in sentences of your own. 3. Установка на прослушивание Listen to the texts and list some ways of making your neighbourhood greener. How does the writer support his suggestions? 4. Предъявление аудиотекста Listen to the text. (см. Приложение 1) 5. Проверка понимания прослушанного Now list some ways of making your neighbourhood greener.

Слайд 19

6. Установка на вторичное прослушивание Listen to the text again and think of the best alternative A, B or C. ( см . Приложение 2) 7. Вторичное предъявление текста Listen to the text and be very attentive while doing the task. Make the right choice . 8. Проверка понимания Let`s check your answers.

Слайд 20

Выводы Механизм вероятностного прогнозирования предполагает умение прогнозировать содержание аудиотекста на основе имеющихся лингвистических и коммуникативных знаний, а также на основе имеющегося у учащихся опыта. На предтекстовом этапе учащиеся обучаются прогнозировать смысловую структуру аудиотекста на основе установки, предъявляемой учителем, на основе заголовка текста и предтекстовых упражнений. На этапе обучения непосредственному восприятию текста сущность прогнозирования заключается в том, чтобы предвосхитить последующую фонетическую, лексическую или грамматическую единицу.

Слайд 21

В целом, умение прогнозировать смысловую структуру текста является одним из основных умений в процессе аудирования , и обучение аудированию на основе прогнозирования смысловой структуры способствует развитию не только аудитивных навыков, но и всех видов речевой деятельности в целом.

Слайд 22

Презентацию подготовила Тимошина Татьяна Валериевна, учитель английского языка МОУ «Лицей №14».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверочная работа по главе " Механизмы эволюционного процесса"

Проверочная работа для 11-го класса состоит из 2-х частей: часть1( тесты, * обозначен усложненный вопрос), часть2( выбрать из предложенных вариантов ответа верные). Задания в двух вариантах....

Статья "Эмоциональный интеллект как один из механизмов эффективного взаимодействия между участниками образовательного процесса"

Статья освещает понятие эмоционального интеллекта и его значимость в сфере коммуникаций. На личном опыте описано исследование уровня развития эмоционального интеллекта участников образовательного учре...

Механизмы организации учебного процесса в традиционном и развивающем способах обучения

В работе представлено сравнение традиционного и деятельностного подходов в обучении...

Статья " Упражнения для развития механизмов аудирования у школьников 5-9 классов"

В данной статье рассматривается система упражнений для развития механизмов аудирования...

Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух

Выступление на семинаре учителей иностранных языков по теме "Тестовый контроль аудирования как один из средств формирования механизмов восприятия речи на слух"...

Педагогический проект «Индивидуализация учебного процесса как механизм повышения качества образования»

Индивидуализация учебного процесса  является  в настоящее время одним из ключевых направлений обновления школы.Информатика, как учебный предмет, в рамках нового ФГОС, предоставляет особенно ...

Статья "Трудности в процессе аудирования"

Трудности в процессе аудированияМногие учащиеся считают, что аудирование является самым сложным навыком, и они начинают паниковать, когда слышат слово «аудирование». Но с другой стороны, у...