Игровая деятельность
статья (английский язык, 5 класс) по теме

Статья по теме " Игра – как средство повышения интереса у детей младшего и среднего школьного возраста на уроках английского." с примерами игр в помощь начинающему учителю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx571.09 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – как средство повышения интереса у детей младшего и среднего школьного возраста на уроках английского.

Мурашова Ирина Александровна,

 учитель английского  языка МОУ СОШ №1

г. Кашина, первая квалификационная категория

… в игре человек испытывает такое же наслаждение

от    свободного   обнаружения   своих    способностей,

какое художник  испытывает  во  время  творчества.

Ф. Шиллер.

Ни для кого не секрет, что методика преподавания любого предмета в начальной школе и в среднем звене значительно разнятся, это правило действует и для уроков английского языка в младших классах. От учителя требуется не только отличное знание методики преподавания своего предмета, но и учет психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста.

     Обучение иностранным языкам – занятие очень увлекательное и очень ответственное. Новое время требует от учителей нового подхода к этой проблеме. Значительная роль при обучении иностранным языкам, в частности английскому языку, принадлежит использованию учебных игр или игровых упражнений. Игра- это особое организованное занятие, требующее напряжение эмоциональных и умственных сил. Игра обостряет мыслительную деятельность учащихся; именно в игре дети усваивают общественные функции, нормы поведения; всесторонне развиваются. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции. Где эмоция – там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения.         В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

        Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих и превращает абстрактную и поэтому неинтересную для них деятельность на уроке (Дж. Брунер) в конкретную и интересную.

             Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

      Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих.  Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.

В игре  таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего  -  увлекательное занятие.  Игра активизирует стремление учеников к контакту друг с другом и учителем, создает условия равенства в речевом партнерстве, разрушает традиционный барьер между учителем и учеником. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  -  оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

        Таким образом, мы рассматриваем игру как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближенных к реально-речевому общению с присущими ему признаками -  эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью воздействия.

        Необходимо, чтобы в ситуации игры наличие соревновательного момента не пугало учащихся, но очень важно, чтобы в конце игры имелся победитель.

  1. «Снежный ком». Игру можно проводить в двух вариантах. Вариант 1: первый ребенок называет слово, второй добавляет свое слово так, чтобы получилось словосочетание, третий добавляет еще одно и так пока не получится предложение. При достаточном уровне подготовки игру можно продолжать до составления текста. Пример: a bear - a brown bear – a brown bear lives – a brown bear lives in the forest. Вариант 2 способствует развитию памяти и запоминанию лексического материала: детям предлагается вспомнит слова по теме «N». При этом каждый ребенок должен повторить все слова, сказанные ребятами до него и прибавить свое. Пример:  слова по теме «Животные» a bear – a bear, a cat, - a bear, a cat, a dog и т.д.
  2. Игра с мячом позволяет провести отработку практически любого материала, необходимого учителю. Вариантов игровых приемов с мячом – великое множество! Несколько примеров из моей практики:
  1. «Переводчик». Дает хороший результат при изучении лексики. Учитель кидает мяч ученику и произносит слово по-английски, ученик, кидая мяч обратно, должен перевести слово на русский язык. Следующим этапом (это сложнее для ребят) учитель произносит слова по-русски, ученики – переводят на английский. В дальнейшем данную работу можно расширить до предложения. Пример: a cat – кошка, a dog – собака и наоборот.
  2. «Переделки». Использую для закрепления грамматических явлений. Учитель называет слово или словосочетание и кидает мяч ученику, ребёнок должен изменить слово в соответствии с требованиями задания и бросить мяч обратно. Примером таких заданий могут быть выбор артикля a/an: bear- a bear, owl – an owl, образование множественного числа имен существительных: a cat – cats, a fox – foxes или отработка образования Present Simple у глаголов в 3 лице единственного числа: read – reads, write – writes и многое другое.
  3. «Цепочка». Так же возможно использование различных вариантов. Передавая мяч друг другу по цепочке, учащиеся должны назвать слова по теме или задать соседу справа вопрос и ответить на вопрос соседа слева. Список игр с мячом можно продолжать до бесконечности. Такие игры не требуют особой подготовки, но ребята всегда с удовольствием участвуют в них.
  1. «Угадай предмет». Служит для активизации или отработки изученного лексического материала. Учитель на доске схематично рисует предмет, а учащиеся должны отгадать как можно раньше, что загадал учитель. Далее игру может вести ученик, первым отгадавший слово.
  2. «Черный ящик». Для данной игры можно использовать коробку или пакет с непрозрачными стенками. Вариант 1: служит для отработки вопросов. Ученик, задавая общие вопросы, должен угадать, что лежит в коробке (мешке). Вариант 2: помогает отработать описание предмета. Ученик ощупывает предмет, находящийся в мешке (коробке) и параллельно описывает его для класса: “It is small. It has a tail.” и т.д. В результате он должен отгадать, что же было в мешке.
  3. «Все слова на букву …». Данный игровой прием можно использовать в конце четверти или окончании изучении темы. Служит для отработки лексики. Для проведения игры необходим алфавит. Ученик с закрытыми словами показывает на плакате с алфавитом букву. Класс должен вспомнить как можно больше слов, начинающихся с этой буквы. Выигрывает тот, кто вспомнит таких слов больше, он же и выбирает следующую букву. Если такой вариант сложен для ваших учеников, можно называть слова, содержащие данную букву, независимо от её местоположения в слове.

При обучении чтению так же можно использовать игровые приемы. Это могут быть различные шарады по теме текста, ребусы и путаницы. «Составить из слов предложение», «Составить из букв слова», - все эти задания способствуют развитию внимания и усидчивости учащихся, а так же позволяют закрепить звуко-буквенный состав слов,  порядок слов в предложении, на основе результатов выполнения данных заданий можно повторить правила чтения или грамматики.

ЗАГАДКИ О ЖИВОТНЫХ.

      Учитель читает учащимся загадки, учащиеся должны их отгадывать. Например:

1.    It is a domestic animal. It likes fish. (a cat)

2.    It is a wild animal. It likes bananas. (a monkey)

3.    It is very big and grey. (an elephant)

4.    This animal likes grass. It is a domestic animal. It gives us milk. (a cow)

ИГРЫ-ЗАГАДКИ.

      Учитель: У меня есть хорошие друзья. Это особенные друзья. Они пришли к нам из сказок. Вы их тоже знаете, а вот сможете ли угадать, о ком я рассказываю?

-           I have a friend. Не is a small boy. Не can read, write and count, but not well. He can run and jump and play. He cannot draw and he cannot swim.  /Незнайка/.

-           I have a friend. Не is a big fat boy. He cannot read and write, but he can run, sing, dance and play. He can fly! /Карлсон/

-           I have a friend. He is not a boy. He is not a girl. He is green. He can swim. He cannot jump and he cannot fly. /Крокодил Гена/.

Отгадайте кроссворд.

        Классная доска делится на две части. Вверху каждой части учитель рисует кроссворд. внизу пишет предложения- подсказки.

Например:

U

n

d

e

r

  1. My aunt is a doctor and my … is an engineer.
  2. This is a fork and this is a …
  3. We had English yesterday and we are going to have it …]
  4. I know seven colours: red, yellow, blue, black, brown and…
  5. I don’t like washing with cold …

(uncle, knife, today, green, water)

t

a

b

l

e

  1. In my room there is a sofa, a wardrobe and a ….
  2. Books, exercise-books and many other things are made of …
  3. I go to … at nine o’ clock.
  4. There is an … near the apple-tree.
  5. In winter we like to ski and to … .

(table, paper, bed, apple, skate)

The last is the first. (English verb)

        Последняя буква глагола – это первая буква следующего, например «catchave»). Глаголы даны ниже. Необходимо использовать все 23, но не в алфавитном порядке.

  1. catch
  2. dress
  3. eat
  4. go
  5. grow
  6. have
  7. hear
  8. help
  9. keep
  10. kill
  11. knock
  12. know
  13. laugh
  14. lend
  15. look
  16. pull
  17. push
  18. ring
  19. sing
  20. talk
  21. tell
  22. wait
  23. work


После записи, прочтения записанных глаголов можно спросить их значение, а также 3 формы данных глаголов. За каждое правильно выполненное задание обучающийся получает дополнительные очки.

Цепочка слов по теме.

Первая команда получает задание написать на доске слова (и словосочетания ) по теме «Семья», вторая – по теме «Внешность человека». Представители каждой команды выстраиваются в цепочку друг за другом. ребята, стоявшие первыми, бегут к доске, пишут на ней слово по теме и возвращаются в конец цепочки. Выигрывает та  команда, написавшая больше слов по теме и не сделавшая при этом ошибок.

Кто исчез из зоопарка?

        На столе игрушки – звери. Дети внимательно смотрят и стараются их запомнить, затем закрывают глаза. Учитель убирает какое-нибудь животное. Дети открывают глаза и пытаются отгадать, кто исчез из зоопарка.

ИГРА «БИНГО». (приложение 1)

Ученикам раздаем карточки-лото с изображением животных (продуктов) и отдельные карточки с цифрами. Учитель говорит: “Number one-a cat (butter)”, ученики закрывают изображение кота (масла) карточкой с номером один. Играют до тех пор, пока не будут закрыты все картинки. Затем учитель может пройти и посмотреть, в каком порядке закрыты картинки или попросить учеников открывать картинку, называть номер и что изображено на картинке.

Быстро  проверить как усвоена лексика поможет шаблон 5 игры «Бинго». Рядом с цифрами на карточках написаны слова, если слова в строчке закрыты правильно, можно прочитать предложение. Диктую слова на английском языке вот в таком порядке: 1-shoulder, 2- hair, 3-toe, 4- head, 5-finger, 6-knee, 7-foot, 8-eye, 9-arm, 10-leg, 11- hand, 12-ear.

голова

колено

плечо

волосы

нога

рука

кисть руки

глаз

ступня

палец (рука)

ухо

палец (нога)

   

   Работа с алфавитом тоже превращается в интересное состязание. Надо собрать яблочки с буквами (большими или маленькими), составить алфавит и расшифровать слово, цифра обозначает номер буквы в алфавите. Интересно искать буквы на елочке, а затем написать большую букву и назвать слово с ней. Часто я использую магнитную азбуку, чтобы перепутывать буквы в словах, а ученики восстанавливают эти слова, что способствует формированию орфографических навыков. Раздаю ученикам по 6 букв (a, e, t, i, g, r), затем показываю картинки, называю то, что изображено (например, tea, ice-cream, green, egg, rabbit). Ребята должны складывать карточки с первыми буквами слов, которые называет учитель, если ребята правильно выложили буквы, у них должно получиться слово “tiger”.

     На уроках я часто использую и более простые игры, которые не требуют от учителя предварительной подготовки.

      Уже на первом уроке можно поиграть в игру, которая очень нравится ученикам. На этом уроке мы учимся здороваться. Один из учеников встает спиной к классу, другие ребята по очереди подходят к нему и здороваются: “Good morning!” Если он не отгадал имени того, кто с ним поздоровался, он уступает этому ученику свое место. Игра проходит очень быстро, дети с охотой произносят первую английскую фразу. Учитель ненавязчиво корректирует произношение.

Чтобы лучше и быстрее запомнить слова по теме «Внешность», играем в такую игру. Ребята встают, я говорю:  - Let's fly, fly, fly. Nose! Ученики изображают летящих птиц, услышав слово nose, они дотрагиваются до носа. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры. Ведущим может быть ученик, который хорошо знает эти слова.

        Моим ученикам очень нравится игра, которая тренирует память. На столе раскладываю картинки с изображением продуктов ( или того, что изучаем в данный момент или хотим повторить). Представители команд внимательно рассматривают все, что есть на столе. Затем, повернувшись спиной к столу, ученики называют то, что запомнили. За каждое правильное слово команда получает очко.

         Когда учим предлоги, играем в такую игру. Группа учеников выстраивается у доски. Ведущий старается запомнить, кто где стоит. Затем он выходит из класса, а ученики меняются местами. Задача ведущего – поставить всех на прежнее место. Для этого он дает следующие распоряжения: Misha, stand in front of Oleg! Sveta, stand between Olga and Sasha!

      При изучении глагола “to have” играем в игру “Magic sack”. У меня в пакете лежат разные игрушечные звери. Ученики подходят, не заглядывая в пакет, трогают одну из игрушек, говорят: “You have got a cat ,” а затем достают эту игрушку. Если отгадали, получают очко. Побеждает команда, у которой больше очков.

     Объединить вопрос Have you got a…? и ответ можно вот в такой игре. Прихожу в класс и говорю: «Представьте, что в нашем городе вы захотели открыть зоопарк. Вам надо узнать, какие животные есть у вашего друга-директора зоопарка в другом городе». Чтобы получилось правдоподобно, даю ребятам трубки от игрушечного телефона (потом они передают их другим). Задача – поздороваться, спросить есть ли, например, лев и ответить на вопрос. Затем надо решить, какие животные будут в зоопарке.

           Итак, можно с уверенностью сказать, что применение игровых технологий является одним из средств обучения английскому языку, дает хорошие результаты, повышает интерес учеников к изучению языка, концентрирует их внимание, повышает активность. А так же вносит в урок элемент соперничества, позволяет сконцентрировать внимание ребят на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры.

          Конечно, далеко не все аспекты освещены в данной работе. В заключение хочу дать несколько советов, которые пригодятся любому учителю, работающему в начальной школе.

  1. Обратите особое внимание на свою наглядность и, особенно, на презентации: если Ваши разработки обилуют анимацией и звуками, все яркое до ряби в глазах, то не удивляйтесь, что дети Вас не видят и не слышат, они просто стараются рассмотреть то, что Вы для них смастерили! Такой же эффект можно получить, придя на урок в новом платье, особенно с яркими и необычными аксессуарами – все внимание учеников будет направлено на восхищение Вами, про урок они даже не вспомнят!
  2. Обратный результат можно получить, предъявив ребятам наглядность «обогащенную» текстом: самые усердные будут стараться прочесть, что за надпись перед ними, а ученики послабее просто сразу потеряют интерес к уроку…
  3. Не ругайте ребёнка, даже если он вытворил что-то из ряда вон выходящее. Лучше удивитесь. Вместо того, чтобы кричать «Что ты натворил, негодник этакий?!» спросите «И как это ты умудрился?» Поверьте, в следующий раз малыш будет внимательнее.
  4. Никогда не обсуждайте отрицательные стороны или ошибки в работе в уничижительном для ученика тоне – он просто потеряет к Вам уважение. И забудьте фразы «Ну, собственно, как всегда, другого я и не ожидала». Вы должны ждать другого! Мысль о том, что учитель в него верит, придаст ребёнку уверенности и поможет справиться с трудностями.
  5. Ваши дети устали и уже не так внимательны, как хотелось бы? Проведите физкультминутку! В младших классах допускаются 2 разминки за урок, т.е. примерно через каждые 15 минут урока. И это время тоже можно провести с пользой: вспомнить стишок, песенку, лексику.
  6. Пообщайтесь с ребятами на переменке. Поверьте, Вы узнаете много интересного для себя, начиная с проблем самого ребенка и заканчивая информацией о том, что «Вы – самая лучшая!»

Приложение 1. Шаблоны для игры «Бинго».

Шаблон  1

Шаблон  2

       

   

     

     

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики, развитие любознательности и глубокого познавательного интереса к предмету через игровую деятельность

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, ...

Формирование коммуникативной деятельности на уроках английского языка посредством игровой деятельности"

Проработав в школе свыше 30 лет, я поняла, что цели образования в новых условиях меняются  и задачи учителя изменились  в настоящее время по сравнению с прошлым. Введение государственных ...

Обобщение педагогического опыта по теме"Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания".

Цель работы: создание условий для самореализации учащихся в учебно-воспитательном процессе и развитии их ключевых компетенции на основе использования современных педагогических технологий и методов об...

Презентация обобщения педагогического опыта работы по теме "Активизация познавательной деятельности учащихся через игровую деятельность на уроках истории и обществознания."

Цель опыта: создание условий и системы работы с использованием игровых технологий для  активизации познавательной деятельности учащихся.    Задачи опыта: Раскрыт...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игровая деятельность"

Рабочая программа составлена на основе Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы В. И. Лях и  А. А. Зданевич.-М.:Просвещение, 2019г., допущенной Министерство...

Проектная деятельность «Развитие мелкой моторики рук и речи детей через игровую деятельность с прищепками».

В последнее время все большей популярностью у детей и воспитателей пользуются игры с прищепками.  Первой предложила развивающие игры с деревянными прищепками Мария Монтессори. Но в то время ...