"Информационные технологии в обучении английскому языку"
статья по английскому языку по теме

Ефремова Екатерина Олеговна

Данный материал будет полезен учителям,работающим в общеобразовательной школе, применяющим информационные технологии на своих уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы формирования исследовательской деятельности, как условие  инициирующие познавательные действия учащихся.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько  дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин,а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе. Именно об этом идёт речь в ФГОС НОО. «Формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе». 

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование  универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.

 «В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений», включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

Поэтому сегодня возникает проблема поиска  инновационных методов и форм обучения, которые помогут не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, сколько вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе.

Ведущее место среди таких форм обучения, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня исследовательскому методу.

Все вышесказанное  и обусловило актуальность темы исследования.

Цель  исследования – обеспечение эффективного сопровождения исследовательской деятельности первоклассников. Сопровождение в данном случае понимается как создание специальных условий, позволяющих целенаправленно формировать исследовательские умения и навыки учащихся.

В связи с этим мы считаем необходимым решить  следующие задачи:

1.Выявить теоретические аспекты формирования  исследовательских умений   в начальной школе.

2.Разработать критерии (или уровни) сформированности  исследовательских умений у учащихся.

     3.Активизировать познавательную деятельность учащихся через  исследовательские умения. Формировать навыки самообразования, то есть формировать способы  активной познавательной деятельности.

          4.Определить условия и приемы, обеспечивающие формирование исследовательских умений.

         5. Определить учебное содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников.

        Изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования позволило предположить нам, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной, если создать специальные условия по формированию исследовательских умений учащихся. Предполагается, что исследовательская деятельность младших школьников будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий:

1. Развитие исследовательских умений первоклассников выделено на уровень специальной задачи каждого урока;

          2.Выявлены и соблюдаются в образовательном процессе педагогические условия и этапы развития исследовательских умений. 

3.Определено учебное содержание, изучение которого позволяет организовать исследовательскую деятельность школьников;

          4.В методику уроков включены методы и методические приёмы, дидактические средства, обеспечивающие эффективность развития исследовательских умений школьников;

      Исследование проводилось в два этапа.

Первый этап – подготовительный (я  ориентировалась на мнение            А.И. Савенкова, что программа обучения исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.Для этого я вводила  элементы  исследовательской деятельности в структуру уроков.)

Второй этап –собственно-исследовательский(приступали  к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.)

Третий этап – рефлексивно-оценочный (проведение контрольного эксперимента, обработка и систематизация материала).

          При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:

-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;

-возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;

-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;

-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;

-создание комфортной обстановки.

Что приобрели учащиеся при выполнении исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Применение исследовательского метода обучения школьников создает атмосферу увлеченности учением, доставляя учащимся радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает  развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.

Исследовательский метод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечить овладение методами научного познания в процессе поиска этих методов и применения их. Во-вторых является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, ибо вне деятельности мотивы, проявляющиеся в интересе и потребности, не возникают. Одной деятельности для этого недостаточно, но без нее данная цель недостижима. В-третьих, исследовательский метод дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребёнка, он настроен на познание мира, он хочет его познавать. Исследовательская деятельность– высший уровень деятельности, это самостоятельный поиск  знаний, овладение основными правилами и действиями, творение того, чего еще не было. При  такой  работе  включаются практически все виды  универсальных учебных действий. Только те знания, добытые исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными. 

       Таким образом, описанные в данном опыте педагогические условия, реализуясь в учебном процессе, позволяют решить задачи развития исследовательских умений младших школьников и овладеть новыми способами добывания знаний.

В приобщении детей к исследовательской деятельности мы нацеливались не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу исследовательской деятельности, и тогда результат будет закономерен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В преподавании английского языка новые возможности открывают компьютерные технологии. Мультимедийные средства просты в применении, велика их роль в интенсификации урока и повышении его эмоционал...

презентация "Применение современных информационных технологий в обучении английскому языку" на основе обучающей технологии Вебквест

презентируемый материал - подробное исследование применения обучающей технологии  Вебквест для решения коммуникативной задачи в обучении иностранным языкам с теорией, доказательствами,выводами и ...

использование современных информационных технологий в обучении английскому языку

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса образов...

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида

Применение информационных технологий при обучении английскому языку в условиях школы - интерната VI вида...

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"

Курсовая работа по теме "Использование новых информационных технологий в обучении английскому языку в школе"ГБОУ ВПО МГПУСлушатель курсов повышения квалификации МГПУ "Современные методики обучения анг...

Использование информационных технологий в обучении английскому языку

В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в общеобразовательных учреждениях. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы препод...

Использование современных информационных технологий при обучении английскому языку

Современный мир требует от учителя владение современными информационными технологиями. В данной статье описываются возможности использования компьютера на уроках английского языка, начиная от простых ...