Главные вкладки

    Статья (английский язык) по теме:
    Игры на уроках английского языка

    Вдовина Анна Александровна

    Статья об использовании игровых технологий на уроках английского языка в начальной школе. Дана классификация игр,  примеры мини-игр, обоснован выбор игр в соответствии с этапом урока.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igry_na_urokah_angl.yaz_vdovina_a.a.doc53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры на уроках английского языка в начальной школе

    Вдовина А.А.,

    учитель английского языка

    МКОУ «СОШ №4» г. Щучье

    Планируя свои уроки, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова, ту или иную структуру, но и стремлюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Дети поначалу с большой радостью приходят на первые занятия иностранным языком. Но проходит несколько занятий, и некоторые дети начинают терять интерес к изучению языка. Взрослый человек понимает важность и необходимость знания иностранного языка, для ребенка же это не мотивация. Как же сделать так, чтобы интерес к языку не угасал?

    Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Мы, учителя иностранного языка, постоянно ищем резервы повышения качества и эффективности обучения иностранному языку. Считаю, что наша главная задача  -  добиваться того, чтобы не пропадал интерес к изучению иностранного языка.

                    Большую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном  -  овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры.

                    Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе.

                    Игра  -  особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка, своих питомцев.

                  Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу. Творчески относиться к делу – значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество – это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности. Игры приносят детям и взрослым радость творчества. Без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечен. От творческих возможностей человека зависит его жизненный уровень.

                  Увидеть необычное в обычном может и взрослый, и ребенок. Творчество заложено в детях самой природой. Они любят сочинять, выдумывать, фантазировать, изображать, перевоплощаться. Детское творчество быстро увядает, если к нему не проявляется интереса со стороны окружающих.  Совместные творческие игры сближают и взрослых, и детей. В этом – один из главнейших принципов эффективного воспитания.

                           Игра всегда предполагает принятия решения  -  как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы ускоряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Конечно же, здесь таятся богатые обучающие возможности. Дети, однако, над этим не задумываются. Для них игра прежде всего  -  увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий  -  всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения  -  оказывается, я могу говорить наравне со всеми.

                      Игры способствуют выполнению следующих методических задач:

         -        создание психологической готовности детей к речевому общению;

    -        обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими языкового материала;

    -        тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта;

                        Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

                   Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо соблюдать чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия.

                    Как известно, движущей силой говорения как вида речевой деятельности является мотив. Создание мотива говорения  -  самый важный компонент деятельности учителя при организации ролевых игр.

             Я полностью поддерживаю теорию М. Ф. Стронина, который в своей книге «Обучающие игры на уроках английского языка» подразделяет игры на следующие категории:

    1.    лексические игры;

    2.    грамматические игры;

    3.    фонетические игры;

    4.    орфографические игры;

    5.    творческие игры.

    Однако необходимо отметить, что в большинстве случаев в игре объединяются несколько категорий – я использую в своей работе лексико-грамматические, лексико-орфографические, грамматико-творческие и многие другие игры.

            Использование различных игр на уроке иностранного языка способствует овладению языком в занимательной форме, развивает память, внимание, сообразительность, поддерживает интерес к иностранному языку.

                Игры на уроках иностранного языка можно и нужно использовать также для снятия напряжения, монотонности, при отработке языкового материала, при активизации речевой деятельности. Конечно же, при этом нужно учитывать, что каждый возрастной период характеризуется своим типом ведущей деятельности.

          При планировании уроков и подборе к ним различных игр я стараюсь учитывать не только возрастные категории учащихся, но и уровень их развития и информированности, в некоторых случаях - опору на родной язык.

               В начале урока целесообразно проводить фонетические игры, цель которых - постановка правильной артикуляции органов речи учащихся при произнесении отдельных английских звуков.

    Например, к нам на уроки английского языка приходит проказница - обезьянка,  которая гримасничает и просит детей повторять за ней, что они охотно и делают.

    «…Обезьянка широко улыбнулась, а потом снова надула губки…»

    «…Обезьянка пошла погулять в лес, но на улице было холодно, у неё замёрзли лапки, она стала дышать на них, чтобы согреть (тренировка звука h)…»

    «…После прогулки в лесу у обезьянки заболело горлышко, она пришла к врачу, но не может сказать своё имя, у неё получается только м (тренировка звука m)…»

    В начале уроков английского языка в 3, 4 классе можно разучивать скороговорки или стишки, сопровождая их движениями:

    The plane is travelling up in the sky

    vvv – vvv – vvv.

    Moving so fast and ever so high

    vvv – vvv – vvv.

    Over the land and over the sea

    vvv – vvv – vvv.

    But we always come back in time for tea

    Go, my little pony, go!

    Go! Go! Go!

    Go, my little pony, go!

    Go! Go! Go!

    Gallop, pony, gallop, go!

                         vvv – vvv – vvv.

    В самом начале изучения английского языка во 2 классе, во время разучивания алфавита мои ученики любят играть в лексически-орфографическую игру «Поле чудес»: учитель (позднее наиболее подготовленный ученик) загадывает слово по-английски, рисует на доске клетки по количеству букв в слове, обучающиеся задают вопрос по-английски «Is it A?» и т.д., на что учитель отвечает – «No, it isn’t», если такой буквы в слове нет, и «Yes, it is» если такая буква есть. Ученик, назвавший букву правильно, подходит и записывает её в указанной учителем клетке.  Обычно я загадываю слова по определённой лексической теме, например, «Животные». В эту игру можно играть индивидуально, когда каждый сам за себя, но наиболее предпочтителен групповой вариант, например, соревнование между рядами.

    Ближе к концу 2 класса с ребятами можно играть в лексико-орфографическую игру «Составь слово», когда им даётся длинное английское слово, а они должны составить как можно больше слов из его букв. Необходимо ориентировать обучающихся на составление самых разных, порой даже бессмысленных буквосочетаний, ведь их словарный запас не так велик, а обладая навыками построения слова, они могут придумать не знакомое им, но реально существующее слово, что, конечно же, расширяет их активный словарь.

    Для тренировки лексических навыков также можно играть в различные вариации лото. В самом начале изучения лексики я делаю бумажные заготовки в виде различных предметов, например, фруктов или животных, пишу на них слово по слогам и разрезаю на несколько частей. Ребёнок сначала собирает картинку и только потом осознаёт, что получил слово. На более поздних этапах разрезать можно обычные карточки, которые не дают подсказки в последовательности слогов.

    Ещё одна интересная лексическая игра – «Снежный ком». Обучающиеся друг за другом называют разные слова по одной теме, причём каждый последующий должен повторить всё, что услышал и добавить своё слово. Побеждает тот, кто сможет “катить” самый большой ком, то есть повторить больше всех слов.

    В игровой форме можно провести и физминутку. Часто использую готовые рифмовки для проведения физминуток, при этом мы постепенно увеличиваем скорость выполнения, дети начинают путать движения, что вызывает смех, и, естественно, множество положительных эмоций.

    Например: Head and shoulders

                        Knees and toes.

                        Head and shoulders

                        Knees and toes.

                        Eyes, ears, mouth and nose.

    Отдельную группу занимают грамматические игры. В начальной школе дети порой не знают и по-русски названия частей речи и членов предложения, поэтому обучение грамматике английского языка также целесообразно проводить через игру. Например, при объяснении использования вспомогательного глагола DO мне помогает методика, используемая в учебнике «Happy English.ru» К.И.Кауфман. Автор представляет детям целую страну DoDidDone, где живут вспомогательные глаголы. Глаголы путешествуют, играют в салки и делают ещё много разных вещей, которые так интересны детям. С особенным удовольствием мои ученики сами рисуют, лепят, делают аппликации этой сказочной страны и её жителей. Таким образом я объединяю игры двух категорий – грамматическую и творческую.

    Что касается творческих игр, то их выбор ограничивается только фантазией учителя и его учеников. Здесь может быть и изготовление различных творческих продуктов, и различные ролевые игры, инсценировки, театральные постановки.

    Это, конечно же, не полный перечень игр, используемых на уроках английского языка в начальной школе: его можно пополнять до бесконечности. Игра может быть запланированной, а может быть и импровизацией. Она может вклиниться в любой этап урока или пронизывать весь урок. В последнем случае за урок можно успеть расколдовать принцессу, победить злого волшебника, отыскать золотой ключик, построить дом, вырастить сад, ну и, конечно же, отработать весь грамматический, лексический, фонетический материал. И для этого вовсе не обязательно придумывать сложные костюмы и прочие атрибуты, порой, чтобы погрузится в игру-сказку достаточно прошептать волшебные слова или взмахнуть волшебной полочкой и. … А сюжет сказки подскажут сами учащиеся.

    Для учителя же главное помнить, что игра – лишь элемент урока, и  она должна служить достижению дидактических целей урока. Поэтому необходимо точно знать какой именно навык, умения тренируются в данной игре, что ребенок не умел делать до проведения игры и чему он научился в процессе игры.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему:" Обучающие игры на уроках английского языка"

    Игра является одним из элементов развития познавательной активности учащихся в изучении английского языка....

    Статья на тему: "Компьютерные обучающие игры на уроках английского языка"

    В данной статье дано определение игры как методологическому приему обучения вообще , в том числе английскому языку. Вашему вниманию представлено описание некоторых обучающих компьютерных программ и фо...

    Игры на уроках английского языка на начальном этапе

    Материал содержит игры, которые помогут сделать урок на начальном этапе изучения английского языка более интересным....

    Методическая разработка На тему: «Обучающие игры на уроках английского языка»

    Об эффективности использования обучающих игр на уроках английского языка известно давно....