Развитие критического мышления
статья по английскому языку на тему

Дубовова Наталья Александровна

Доклад на тему: "Технология развития критического мышления на уроках английского языка в основной школе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx33.89 КБ

Предварительный просмотр:

доклад

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Выполнила

Дубовова Н.А.

Учитель английского языка

МОУ Школы №24

Самара, 2011

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Логика развития универсальных учебных действий, помогающая ученику почти в буквальном смысле объять необъятное, строится по формуле: от действия – к мысли.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умение учиться.

В 2011 году мы приступили к реализации образовательных стандартов нового поколения на начальной ступени обучения. Совсем скоро на новые стандарты перейдёт и среднее звено – 5-9 классы. Поэтому нам необходимо разобраться в самих стандартах, требованиях к результатам деятельности, научиться так, строить свою работу, чтобы достичь поставленной цели.

Я думаю, что многие из вас уже знакомы с понятиями «УУД», «личностные, метапредметные, предметные результаты». Но еще раз повторюсь:

Учебное действие − структурная единица учебной деятельности, процесс, направленный на достижение учебной цели.

Универсальное учебное действие − учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Выделяют основные виды универсальных учебных действий:

Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

Регулятивные (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция);

Познавательные (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы);

Коммуникативные.

В своем выступлении я хотела бы подробнее остановиться на вопросе, как мы с вами можем организовать деятельность подростков на уроках, чтобы развивать их умение учиться.

Возрастные особенности подростка. Основной особенностью подросткового возраста (с 11 до 14—15 лет) является начало перехода от детства к взрослости, что находит отражение в формировании элементов взрослости в познавательной, личностной сферах, учебной деятельности и общении подростка со взрослыми и сверстниками. Учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью. Новый уровень развития мотивации воплощается в особой внутренней позиции учащегося, отличительными особенностями которой являются направленность на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, овладение учебными действиями, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициатива в организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Ведущей деятельностью подросткового возраста, по мнению психологов, является интимно-личное общение со сверстниками. Именно оно играет особую роль в формировании специфической для этого возраста формы самосознания — чувства взрослости. Интимно-личное общение со сверстниками — качественно новая форма общения, основным содержанием которой выступает установление и поддержание отношений с другим человеком как личностью на основе морально-этических норм уважения, равноправия, ответственности. Развитие общения требует качественно нового уровня овладения средствами общения, в первую очередь речевыми. Самоопределение в системе ценностей и формирование основ мировоззрения в отношении мира, культуры, общества, системы образования создают основу формирования гражданской идентичности личности и готовят к выбору профильного обучения для построения индивидуальной образовательной траектории. Учащиеся начинают овладевать высшими формами мыслительной деятельности — теоретическим, формальным, рефлексивным мышлением. Формируется основа умения рассуждать гипотетико-дедуктивным способом, оперировать гипотезами; мыслить абстрактно-логически (в словесном плане), не прибегая к опоре на действия с конкретными предметами.

Развитие рефлексии выступает как осознание подростком собственных интеллектуальных операций, речи, внимания, памяти, восприятия и управление ими. На этапе основного общего среднего образования происходит включение обучающихся в проектную и исследовательскую формы учебной деятельности, что обусловливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). Ключевую роль в формировании УУД играет содержание учебных предметов и способы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества.

Технологии, применяемые на уроках английского языка. Селевко Герман Константинович в своей книге «Современные образовательные технологии» дает их подробную классификацию, классификационные характеристики, выделяет особенности содержания и методики.

Применение элементов педагогической технологии на уроках позволяет учителю точно и конкретно определить место и значение каждого урока в теме, что и обеспечивает повышение эффективности учебного процесса. Кроме того, происходит перевод обучения на субъектную основу, что обеспечивает ученику развитие его мотивационной сферы, интеллекта, самостоятельности, чувства коллективизма, способности контролировать и управлять своей учебно-познавательной деятельностью. Основными характеристиками применения современных  технологий являются возможность дифференциации и индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной творческой активности учащихся. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.

С возрастанием роли информации в современном мире все большее и большее место в обучении занимают информационно-компьютерные технологии. Их использование на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения ИЯ, т. е. обучение во взаимодействии.

Метод проектов как педагогическая технология – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, предоставляет неограниченные возможности для расширения познавательной деятельности учащихся.

В обучении английскому языку в рамках проектной деятельности учащиеся используют язык в ситуациях реальной жизни, что, несомненно, способствует лучшему усвоению и закреплению знаний иностранного языка.

Привлекая учеников к работе над проектом, используется еще одна очень эффективная педагогическая технология – технология сотрудничества.

Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах относится к технологиям гуманистического направления в педагогике. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные - одни быстро «схватывают» все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом, коммуникативными умениями, другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто и не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им ОДНО общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении ЭТОГО задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы (что часто оставляет его равнодушным), но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы все члены группы, в первую очередь, слабый ученик досконально разобрались в материале, а заодно и сильный ученик имеет возможность проверить собственное понимание вопроса, дойти до самой сути. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Это общая идея обучения в сотрудничестве.

Разновидностью организации групповой деятельности является командно-игровая деятельность.

Игры, а также учебные ситуации, которые наиболее полно отражают реальные жизненные события, вызывают у учащихся наибольший интерес. Они приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать умение общаться, способствуют эффективной отработке языкового материала и обеспечивают практическую направленность обучения. Для детей игра – это, прежде всего, увлекательное занятие. В игре все равны, она посильна даже слабым по языковой подготовке ученикам. Более того, слабый ученик в игре может стать первым, находчивость и сообразительность здесь оказываются порой более важными, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущения посильности задания – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи иностранные слова, благотворно сказывается на результатах обучения. Непроизвольно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности. Игры способствуют выполнению трех важных задач:

  -создают психологическую готовность детей к речевому общению;

  -обеспечивают естественную необходимость многократного повторения ими языкового материала;

  -тренируют учащихся в выборе нужного языкового варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанности речи вообще.

Игры для обучения иноязычному общению подразделяются на следующие виды:

            -языковые игры;

            -коммуникативные игры;

            -ролевые игры.

Обеспечить реальное общение, раскрепоститься позволяют учащимся нетрадиционные уроки английского языка, которые мы проводим как со своей группой, так и совместно с другими учителями иностранного языка. Эти уроки проходят, как правило, в конце четверти, учебного года, в преддверии праздников. Они ставят своей целью обобщить материал, изученный за определенный период, способствовать повышению мотивации к изучению языка, стимулировать реальное общение на иностранном языке. Нетрадиционные формы таких уроков, а именно: урок – соревнование, урок – праздник, урок – викторина, урок – ролевая игра, урок по типу телеигры, видеоурок, урок – презентация проекта, урок – концерт делают процесс обучения более эффективным, увлекательным, интересным.

Учащиеся старшего звена предпочитают такие виды уроков как презентация проектов, видеоурок, урок на основе телевизионной игры или ролевая игра.

Учащиеся среднего звена предпочитают урок – соревнование и урок – праздник.

Урок – соревнование – это своеобразное состязание учащихся в знаниях, умениях и навыках и чаще всего оно проводится в игровой форме.

Развитие рационального, критического мышления - одна из общепризнанных в зарубежной педагогике образовательных целей на протяжении десятилетий. В социально-педагогическом плане его важность связывается обычно с представлением об опоре демократического общества на сбалансированное критическое мышление граждан и связанную с ним способность принимать обдуманные, взвешенные решения.

Актуальность применения данной технологии заключается в том, что целенаправленная работа над развитием мышления в среднем школьном возрасте редко проводится на практике. Нормально мышление развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созреть в полной мере. Распространённым явлением становится обращение к упражнениям тренировочного типа, основанным на подражании, не требующим усилий самостоятельно мыслить. В этих условиях остаются невостребованными такие качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются признаками его самостоятельности.

Критическое мышление представляет собой рациональное, рефлексивное мышление, которое направлено на решение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки).

В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:

I. Стадию вызова.

II. Стадию осмысления новой информации.

III. Стадию рефлексии.

Рассмотрим все три стадии подробно.

I. Стадия вызова

Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм - это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.

Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.

Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия.

II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)

Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта.

Инсерт - от английского слова insert -- «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Даже на клавиатуре компьютера есть клавиша «Insert» -- «дополнить, вставить». Инсерт - это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробно.

III. Стадия рефлексии

Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию.

Таким образом, технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы:

постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);

поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;

маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;

расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;

графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;

ведение записей («бортовых журналов» и др.)

Прием речевой зарядки

формой стратегии развития критического мышления является техника «пятистишье», которая способствует творческому развитию ученика, заставляет его самостоятельно мыслить, творить. Данную стратегию можно использовать в качестве речевой зарядки для отработки звуков.

«Пятистишье» - это стих из пяти строк, который требует синтезирования информации и материалов в немногословное выражение по той или иной теме.

Когда предлагается задание на составление пятистишья, необходимо объяснить его структуру.

Структура пятистишья:

1. Первая строка - одно слово, описывающее тему (обычно существительное).

2. Вторая строка - два слова, описывающие тему (обычно два прилагательных).

3. Третья строка - три слова, выражающие действие по теме (обычно три глагола).

4. Четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - одно слово (обычно синоним слова из первой строки), которое еще раз подчеркивает сущность темы.

Каждый ученик имеет от 5 до 7 минут, чтобы написать пятистишье.

Такие стихи можно составлять на отдельные звуки, слова, грамматические конструкции и т. д.

Развитие критического мышления посредством аудирования и говорения

Для развития критического мышления посредством аудирования и говорения можно использовать на уроках стратегию «Ассоциации» (Clustering). «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме.

Приемы работы по стратегии «ассоциации» заключаются в следующем:

Учитель произносит слово или фразу на иностранном языке.

Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

Ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или как заглавие на доске.

Учащиеся озвучивают столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время.

Разных учащиеся вспоминают разное количество слов (в зависимости от их языковой подготовки).

Анализ урока с применением технологии развития критического мышления

Тема урока: Jobs and Professions.

Цели: развитие критического мышления через чтение и письмо у учащихся 9 класса.

Содержание задания

УУД

1.

Фаза вызова.

- постановка целей урока,

- построение лесенки «What do you want to be?» (актуализация имеющихся у учащихся знаний),

- выбор наиболее привлекательной профессии.

Целеполагание (П),

Обобщение, классификация (П),

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

2.

Фаза осмысления.

(Осмысление содержания и получение новой информации)

- представление новых ЛЕ,

- отработка новых слов в лексических упражнениях,

- аудирование текста «Wanted to become»,

- заполнение таблицы (Хочу быть; почему молодые люди выбирают такую профессию),

- чтение текста и ответы на вопросы.

Выполнение пробного учебного действия (Р),

Извлечение необходимой информации из текстов (П),

3.

Фаза рефлексии (размышления), коммуникационная.

- обмен мнениями по вопросу (изменилось ли отношение к выбранной профессии, может быть выбрана другая профессия),

- комментарий.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),

Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)

В заключении хочу сказать, что человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он умеет видеть проблемы и перспективы, ставить четкие задачи, разрабатывать оптимальные пути к их достижению. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, готов к самореализации и самовыражению.

Наиболее существенным достоинством работы по развитию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые, нетрадиционные образовательные задачи (формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).

Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм - все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.

Работа учителя по развитию критического мышления дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений.

Подводя итог, скажу, что критическое мышление - это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

Технология развития критического мышления. Прием "Шесть шляп критического мышления"

Тезисы мастер-класса "Прием  "Шесть шляп критического мышления""...

Преподавание литературы с использованием современных технологий. Технология ЧПКМ (чтение – письмо – критическое мышление, или чтение фрагментами). Развитие критического мышления через чтение и письмо

В презентации обозначены: суть данной технологии, задачи, которые педагог может решить, используя данную технологию, положительные стороны формы урока - чтение фрагментами. Представлен урок - чтение ф...

Технологии проблемного обучения и развития критического мышления, как средство развития интеллектуального развития обучающихся на уроках биологии

Стратегия новых образовательных стандартов нацелена «на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика в учебном предмете». Особое значение  приобретает формиров...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....