Классный час "Семья и семейные ценности"
классный час (английский язык, 7 класс) по теме

Классный час по теме"Семья и семейные ценности"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час для учащихся 6-7 классов.

Тема: «Семья и семейные ценности»

Счастлив тот, кто счастлив дома

Цель: сформировать представление о семейных ценностях.

Задачи:

- осознание понятий «семейная ценность», «душевная теплота», «чувство родства», «семейная атмосфера»;

- воспитание у детей чувства любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, старшему поколению;

- сплочение коллектива класса;

- развитие умения точно и убедительно излагать свое мнение, слушать других;

- раскрытие творческого потенциала детей.

Оборудование: мини-сочинения учеников «Моя семья»; рисунки учащихся по заданной теме, мультимедийный пректор

Ход занятия:

Учитель: Ребята, тему нашего классного часа вы отгадаете сами. Для этого нужно посмотреть на экран. Главное слово в теме состоит из трех букв. Предлагаю вам прочитать ассоциации, фантазии на каждую букву этого слова (ребята читают на слайде):

– душевный, доброжелательный, доступный, дружеский, добротный, добрый;

– особенный, огромный, очаровательный, одинокий, одинаковый;

– мирный, могучий, многостенный, модный, милый.

Что же это? (ответы детей) Конечно, ДОМ!

Дом – это не только крыша над головой, это и твоя семья, где каждый окружен заботой и любовью близких. У каждого из нас есть свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. 

Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.

А дом, заставленный добром, - ещё не дом.

И даже люстра над столом - ещё не дом.

И на окне с живым цветком - ещё не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста -

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом.

Тема нашего классного часа: «Счастлив тот, кто счастлив дома». Будем говорить о семье и семейных ценностях.

Учитель: А теперь у меня такой вопрос: для чего нужна семья?

Примерные ответы детей:

- Чтобы родились дети.

- Чтобы помогать друг другу.

- Вместе интереснее жить и т.п.

Учитель: Чтобы семья полноценно существовала, её членам нужно выполнять следующие функции: хозяйственную – выполнение различных домашних обязанностей; воспитательную – воспитание детей; создание спокойной психологической обстановки (уют, комфорт, защищенность).

Давайте поиграем. Я буду называть какое-нибудь действие, а вы назовёте ту функцию, к которой оно относится. Готовы? Начали!

1. Уборка квартиры (хозяйственная)

2. Проверка домашнего задания у сына (воспитательная)

3. Мытье посуды (хозяйственная)

4. Обсуждение событий дня с членами семьи (психологическая)

5. Приготовление обеда (хозяйственная)

6. Сочувствие тому, у кого неприятности (психологическая)

7. Покупка продуктов (хозяйственная)

8. Чтение книги младшему (психологическая)

9. Уход за домашними цветами (хозяйственная)

10. Похвала за хорошо выполненное дело (психологическая)

11. Разговор с сыном о его ссоре с другом (воспитательная)

12. Игры брата и сестры (психологическая)

13. Благодарность членам семьи за помощь (психологическая)

14. Уход за домашними животными (хозяйственная)

Учитель:  Издавна люди обустраивали свое жилище, старались сделать его уютным, чтобы в нем приятно было жить, придумывали интерьер. А что еще необходимо, чтобы в доме всегда было уютно и тепло? Это и предстоит нам сегодня определить.

То, что делает семью единой, крепкой, то, из чего складывается семейное счастье, называют семейными ценностями. Ценности, ценные качества. Что значит ценные, подберите синонимы к этому слову (ответы ребят: важные, нужные, главные).

Дом, это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут.

Где ты забудешь о плохом –

Это твой дом.

Сейчас мы построим дом, в котором семья может обрести семейное счастье. Каждый кирпичик вашего дома – это то ценное качество, которое лежит в основе счастья семьи. Определите эти ценные качества (5-6)музыка).

(Обсуждение в группах под музыку, запись на листочках семейных ценностей. Например, доброта, любовь, взаимопонимание, поддержка, помощь, забота, уважение, доверие, терпение, прощение.)

 Учитель: А сейчас предлагаю вам принять участие в мини-викторине «Семейные ценности».

Некоторые из них уже назывались вами, но с какими-то вы встретитесь впервые.

Много пословиц и поговорок сложил народ о семье.

. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.) - Как вы понимаете эту пословицу?

- О какой семейной ценности идет в ней речь? (поддержка, помощь, взаимовыручка, взаимопонимание). (На доске появляется: слайд взаимоподдержка, взаимопонимание.)

В хорошей семье каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности.

В гостях хорошо… а дома лучше.

Каково на дому… таково и самому.

Вся семья вместе, так и душа на месте

Учитель: А теперь вопрос-загадка.

«Мне не хватает теплоты»,-

Она сказала дочке.

Дочь удивилась:

«Мерзнешь ты

И в летние денечки?» -

«Ты не поймешь, еще мала»,-

Вздохнула мать устало.

А дочь кричит:

Я поняла! -

И тащит одеяло.

- Поняли мама и дочка друг друга?

- О какой теплоте говорила мама? (о душевной теплоте)

- Как можно проявить душевную теплоту по отношению к родственникам?

- Все перечисленные вами качества можно объединить и назвать так: душевная теплота. (на слайде появляется: душевная теплота)

3. И, наконец, музыкальный вопрос.

(звучит фрагмент песни «Дорогие мои старики…»)

- О ком эта песня?

- Кого мы называем бабушками и дедушками? (родителей наших родителей)

- В семье все идет своим чередом: рождаются дети, взрослеют, становятся родителями, а потом дедушками и бабушками, прадедушками и прабабушками. Забота о младшем и старшем поколениях в семье называют чувством родства.(выступление родителей)

Это самое раннее человеческое чувство и вместе с тем одно из самых устойчивых, сопровождающих человека до конца жизни. Но одно из самых глубоких родственных чувств - материнское чувство. Любовь матери не зависит от качеств ребенка. Она любит малыша не за какие-то качества, достоинства, а просто за то, что он существует. Именно в этот момент у ребенка формируется способность быть любимым, и лишь потом появляется умение любить – это происходит уже во взрослом состоянии. - ЛЮБИТЬ ДРУГОГО (мать, любимую). Именно материнское чувство - трамплин, с помощью которого человек совершает прыжок в жизнь (одна из учениц читает стихотворение «Берегите матерей»).

Прошу вас, берегите матерей,

Теплом укройте от житейской вьюги,

Их любовь во сто крат горячей,

Чем друзей и любимой подруги.

Материнской любви не объять,

И канонов я здесь не нарушу,

Коль скажу: «Мать готова отдать

Свою ласку, нежность, душу».

Мать возьмет на себя вашу боль,

Все терзанья, смятенья и муки,

Мать положит в дорогу хлеб-соль

И протянет навстречу вам руки.

Пусть за шалость накажет не строго,

Только ей никогда вы не лгите

И во имя великого Бога

Матерей своих берегите.

Не оставьте их без участья,

Сей наказ вы запомните, дети,

Ведь не может быть полного счастья,

Если мамы не будет на свете. (А.Ремизов)

Учитель:Чувства к родителям - сына к матери и к отцу и дочери к матери и отцу - все это довольно разные чувства. Чувства, которые возникают между братьями и сестрами, - это отношения равенства. У большинства из нас есть младший или старший брат или сестра. Какие они прививают вам чувства? (Дети отвечают:«К старшему брату или сестре обратишься с тем, с чем не обратишься к родителям, а младший брат или сестра пробуждают в нас нежность и заботу».)

(Читает ученик.)

Будь у меня любимый старший брат,

Его советы слушал бы робея,

Его защите братской был бы рад

До той поры, покуда я сильнее.

Итак, как видим, родственные чувства становятся для нас школой личных душевных свойств. На них мы раньше всего учимся любви, дружбе, подчинению и руководству, учимся быть мужчиной и женщиной.

Учитель.И получается, что семья - это наше первое и самое естественное общество. Находясь в обществе, нельзя быть свободным от общества, надо быть ему чем-то обязанным, должным. Еще И.С. Тургенев сказал: «У нас есть якорь, с которого если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга». Долг и обязанность – это слова-синонимы.

-А выполняете ли вы свой долг по отношению к родителям?

( Дети отвечают.)

Учитель: Родители часто говорят вам о том, что главный ваш долг на земле по отношению к самим себе - это исполнить данное нам предназначение, найти свой путь, самореализоваться, стать лучше, чем мы есть. И помните: «То ты сам сделаешь для родителей своих, того же ожидай и себе от детей», - так гласит индийская мудрость. А пока постарайтесь радовать свою семью, не забывайте о добрых делах души. Помните стихотворение Н. Заболоцкого и его слова: «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Не забывайте о добрых делах.

Шагая в этом направлении, придерживайтесь следующих заповедей: Заповеди:

· свято храни честь своей семьи;

· люби свою семью и делай её лучше;

· будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

· подари родителям радость;

· умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи;

· жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

 (на слайде появляется: чувство родства – семейная ценность

Учитель: Счастливы дети, если родители заботятся о них, любят и понимают. Счастливы родители, если чувствуют взаимную любовь со стороны детей, их внимание и душевную теплоту. Но семейные ценности бывают разные. Сейчас я зачитаю некоторые отрывки из ваших мини-сочинений «Самый счастливый день моей семьи».

Выбираются 2 отрывка, демонстрирующих приоритеты материальных и духовных ценностей в семье, например: Сочинение Ивана: «В воскресенье вся наша семья была в самом дорогом магазине города, где мне купили модные джинсы и диск с новой компьютерной игрой. Мама выбрала себе телефон последней модели, а папа приобрел для нашего автомобиля кожаные чехлы. Теперь у нас самая крутая машина во дворе! Потом мы заехали пообедать в Макдоналдс. День прошел замечательно! Все были счастливы!»

Сочинение Михаила: «В один из выходных дней мы всей семьей решили навестить бабушку. Она всегда нам рада, а мы стараемся ее не огорчать, во всем ей помогаем. В этот день мы собрались вместе: мы играли, шутили, рассматривали семейный альбом, исполняли любимые песни. А вечером после прогулки мы пили чай с нашим любимым яблочным пирогом, который испекла бабушка. Как же здорово, когда мы вместе! Вот оно настоящее счастье!»

- О каких ценностях говорил Ваня? Что является главным в его семье?

Такие ценности называют материальные.

- Что делает счастливой семью Миши?

А как называются такие ценности? (духовные)

- Так что же важнее для семейного счастья?

- Хорошо, если семья считается обеспеченной, но если не будет взаимопонимания, любви, доверия между родителями и детьми, не будет и настоящего семейного счастья. Поэтому запомните, что материальный достаток в семье не должен стать единственной ценностью, чем-то главным, незаменимым.

Учитель: А сейчас я прочитаю вам одну известную восточную притчу.

«Эта история произошла давным-давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог ответить на него. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я: «О, мудрейший, какая у меня бабочка - живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони - бабочка улетит, а если скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее». Так завистник и сделал, поймал бабочку, посадил её меж ладоней, отправился к мудрецу и спросил его:

- Какая у меня бабочка - живая или мертвая?

А мудрец ответил: «Все в твоих руках…»

Действительно, всё в наших руках. В своей семье нужно стараться жить дружно и весело, помогать друг другу. Такой стиль жизни сближает нас с нашими родными. Советую вам развивать в себе ваши лучшие качества для умения строить теплые отношения с родными. И наградой вам будет крепкая, дружная, любящая семья.

Учитель.Семья – это лучшее, что есть у человека! У каждого из нас есть желание жить в дружной, благополучной семье, основанной на взаимопонимании, любви и доверии детей и взрослых. Семейные ценности – то, что ценят и передают из поколения в поколение. Это счастье, которое надо беречь. А счастлив по-настоящему тот, кто счастлив дома.

-Как видим, семья - это маленькое Солнце (так изобразили дети), благодаря которому нам тепло, уютно, оно притягивает к себе. И все мы - и взрослые, и дети - должны сделать так, чтобы это Солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас, охраняя нас всю жизнь. Но ведь класс – это тоже семья, поэтому давайте сфотографируемся! (снимок на память родителей, учащихся)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Счастлив тот, кто счастлив дома 1 сентября Классный час на тему: «Семья и семейные ценности»

Слайд 2

АССОЦИАЦИИ д ушевный, доброжелательный, доступный, дружеский, добротный, добрый; – особенный, огромный, очаровательный, одинокий, одинаковый; – мирный, могучий, многостенный , модный, милый. Лыкова И.В

Слайд 3

ФУНКЦИИ СЕМЬИ хозяйственная воспитательная психологическая Лыкова И.В

Слайд 4

ЦЕННЫЕ КАЧЕСТВА доброта любовь взаимопонимание поддержка, помощь забота, уважение, доверие, терпение, прощение . Лыкова И.В

Слайд 5

ПОСЛОВИЦА Семья – печка: как холодно, все к ней собираются Лыкова И.В

Слайд 6

взаимоподдержка взаимопонимание Лыкова И.В

Слайд 7

ПОСЛОВИЦЫ В гостях хорошо… а дома лучше. Каково на дому… таково и самому. Вся семья вместе, так и душа на месте Лыкова И.В

Слайд 8

ДУШЕВНАЯ ТЕПЛОТА Лыкова И.В

Слайд 9

ЗАПОВЕДИ свято храни честь своей семьи; люби свою семью и делай её лучше; будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи; подари родителям радость; умей найти и выполнить дело на пользу и радость членам своей семьи; жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их. Лыкова И.В

Слайд 10

чувство родства – семейная ценность Лыкова И.В

Слайд 11

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ Лыкова И.В


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час "Семья. Семейные ценности".

Целью этого классного часа является формирование у детей представления о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, воспитывать любовь и уважение к членам семьи, заботливое о...

Классный час" Семья.Семейные ценности".

Разработка классного часа....

Классный час: Семья. Семейные ценности.

Классный час: Семья. Семейные ценности.Цель: формировать у детей представление о семье как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге;Воспитывать любовь и уважение к членам семьи, ...

Классный час в 7 классе «Ценность родства и семейные ценности»

Цель: воспитывать у детей чувство гордости за свою семью, фамилию, за своих родителей.Задачи: ·        подвести детей к пониманию значимости семьи для каждого челове...

Классный час: "Семья. Семейные ценности"

МЕтодическая разработка классного часа...

Методическая разработка классного часа "Дела семейные Ценность брака в современном мире"

классный час "Дела семейные Ценность брака в современном мире"...